Рабочая программа ОП.10 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

Кухарева Клара Клавдиевна

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины «Стандартизация, сертификация и техническое документирование» обучающийся должен знать: -Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации. -Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации. -Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов. -Показатели качества и методы их оценки. -Системы качества. -Основные термины и определения в области сертификации. -Организационную структуру сертификации. -Системы и схемы сертификации. Уметь: -Применять требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов. -Применять документацию систем качества. -Применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации. В

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РС(Я)

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Якутский колледж связи и энергетики имени П.И.Дудкина»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

УГС: 09.00.00 Инф и вычислительная техника

Специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирование

Квалификации выпускника: Специалист по информационным системам

Форма обучения: очная

Якутск 2022

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 № 1547,  укрупненная  группа 09.00.00  Информатика и вычислительная техника.

Организация-разработчик:

ГАПОУ РС (Я) Якутский колледж связи и энергетики имени П. И. Дудкина

Разработчик:

Кухарева К.К., преподаватель ГАПОУ РС (Я) ЯКСЭ им. П. И. Дудкина.

Рассмотрена и рекомендована ПЦК информационных технологий

Протокол №____________ от «____»_____________20__ г.

Председатель ПЦК:___________________/Иванова С.К./


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

20


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ ЯКСЭ имени П.И.Дудкина по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональной подготовке обучающихся по всем специальностям при наличии среднего (полного) общего образования, при подготовке по профессии в рамках специальности.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Применять требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
  • Применять документацию систем качества.
  • Применять        основные        правила        и        документы        системы        сертификации        Российской Федерации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации.
  • Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации.
  • Основные        положения        систем        (комплексов)        общетехнических   и        организационно- методических стандартов.
  • Показатели качества и методы их оценки.
  • Системы качества.
  • Основные термины и определения в области сертификации.
  • Организационную структуру сертификации.
  • Системы и схемы сертификации.

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 42 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом        освоения        программы        учебной        дисциплины        является        овладение обучающимися элементами профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:

Код

Наименование результата обучения

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с

учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ПК 2.1.

Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент.

ПК 2.4

Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения.

ПК 3.2

Выполнять измерение характеристик компонент программного продукта для определения соответствия заданным критериям

ПК 5.2.

Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика.

ПК 5.4.

Производить разработку модулей информационной системы в соответствии с техническим заданием

ПК 5.6.

Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы.

ПК 5.7.

Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации.

ПК 6.1.

Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы.

ПК 6.3.

Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

36

в том числе:

     теоретические занятия

14

     практические занятия

22

Промежуточная аттестация в форме

экзамен

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Основы стандартизации

32

Тема 1.1.

Государственная система стандартизации Российской Федерации

Содержание учебного материала

Обеспечение качества и безопасности процессов, продукции и услуг

в сфере информационных технологий, требований международных стандартов серии ИСО 9000 в части создания систем менеджмента качества, структуры и основных требований национальных и международных стандартов в сфере средств информационных технологий

2

ОК 01,ОК 02,ОК

09,ОК 04

Тема 1.2. Стандарты и спецификации в области информационной безопасности.

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК

09,ОК 04

Российское и зарубежное законодательство в области ИБ. Обзор международных и национальных стандартов и спецификаций в области ИБ: «Оранжевая книга», ИСО 15408. Менеджмент качества. Предпосылки развития менеджмента качества. Принципы обеспечения качества программных средств. Основные международные стандарты в области ИТ: ISO/IEC 9126, ISO/IEC 14598 и ИСО/МЭК 9126-.

Тематика практических занятий

Практическая работа №1 «Составление схемы информационного обеспечения в области стандартизации»

2

ОК 01,ОК

02,ОК 09,ПК 2.4

Практическая работа №2 « Составление схемы классификации органов и служб стандартизации. ФЗ «О техническом регулировании»

2

ОК 01,ОК 02,

ПК 3.2, ПК 5.7.

Практическая работа №3 «Составление таблицы отличительных признаков регламента и стандарта».

2

ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 3.2, ПК 5.7

Практическая работа №4 «ЕСТД. Классификация технологических документов. Назначение основных документов на технологический процесс»

2

ОК 01,ОК 02,ОК 09.ПК 5.2, ПК 2.2,

Практическая работа №5 «Составление схемы этапов сертификации и их

составляющих. Отработка правил составления сертификата».

2

ОК 01,ОК 02 ,ОК 09, ПК 5.7, ПК 5.6, ПК

5.2

Практическая работа №6 «Разработка технологических документов на процесс»

2

ОК 01,ОК 02,

ПК 5.6, ПК 2.1,

Практическая работа №7 «ФЗ «О техническом регулировании». Составить таблицу отличительных признаков добровольной и обязательной сертификации. Привести примеры».

2

ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 5.2,ПК 5.6

Практическая работа №8 «Разработка руководства оператора вычислительной машины для работы с программой»

2

ОК 01,ОК 02, ОК 09, ПК 5.2, ПК 5.6, ПК 6.3

Раздел 2. Основы сертификации

Тема 2.1. Сущность и

проведение сертификации

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК

02,ОК 09,ОК 04

Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации. Деятельность ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в сертификации.

Тема 2.2.

Нормативно- правовые документы и стандарты в области защиты информации и информационной безопасности.

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК

02,ОК 09,ОК 04

Международные правовые и нормативные акты обеспечения

информационной безопасности процессов переработки информации. Отечественное организационное, правовое и нормативное обеспечении и регулирование в сфере информационной безопасности. Система менеджмента информационной безопасности.

Сертификация систем обеспечения качества.

Раздел 3. Техническое документоведение

Тема 3.1.Основные виды технической и технологической документации.

Содержание учебного материала

Виды технической и технологической документации. Стандарты оформления документов, регламентов, протоколов по информационным системам.

2

ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04

Тема 3.2. Стандарты документирования программных средств

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04

Понятие Единой системы программной документации (ЕСПД), её особенности. Внешняя и внутренняя программная документация. Компонент, комплекс, спецификация, ведомость держателей подлинников, текст программы, описание программы, программа и методика испытаний, техническое задание, пояснительная записка, эксплуатационные документы(по действующим стандартам ЕСПД)

Тема 3.3.

Техническое задание.

Содержание учебного материала

2

ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04

Требование к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.201-78 ЕСПД, (по действующим стандартам ЕСПД) разделы технического задания: введение; основания для разработки; назначение разработки;

Тематика практических занятий и лабораторных работ

Практическая работа №9 «Разработка документов программных средств».

2

ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.4

Практическая работа №10 «Разработка документов информационной системы»

2

ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 5.4, ПК 5.2

Практическая работа №11 «Разработка Технического задания».

2

ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 6.1,ПК 5.6

Всего

36


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Материально-техническое обеспечение

Реализация        программы        предполагает        наличие        кабинета        «Метрологии        и стандартизации»

Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета «Метрологии и стандартизации»

  • Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб);
  • Автоматизированное рабочее место преподавателя (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб);
  • Проектор и экран;
  • Маркерная доска;
  • Программное обеспечение общего и профессионального назначения, в том числе включающее в себя следующее ПО: Microsoft Visio Professional, Компас (Версия 16), Вертикаль, MasterTz

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Клевлеев В.М.. Метрология, стандартизация и сертификация Учебник- М, ФОРУМ: ИНФРА – М, 2013.
  2. Лифиц И.М.. Стандартизация,метрология и стандартизация Учебник – М, ЮРАЙТ. 2014
  3. Вадим Глаголев. Разработка технической документации. Руководство для технических писателей и локализаторов ПО
  4. Сергеев А.Г., Терегеря В.В. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Дополнительные источники:

  1. Ганенко А.П., Лапсарь М.И.. Оформление текстовых и графических документов. Учебное пособие для сред. Проф. Образования, М., 2013г.

Журналы "Стандарты и качество"

  1. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством.- М.: Издательство ста. 2012

3.. Никифоров А.Д.. Бакиев Т. А Метрология, стандартизация и сертификация Учебник М. 2011

Электронные ресурсы

  1. Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru/
  2. Каталог стандартов http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts
  3. База ГОСТ http://www.igost.ru/
  4. Новые поступления стандартов http://protect.gost.ru/

1

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Формируемые компетенции

Освоенные умения:

-Применять        требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

Входной контроль (тестирование, устный опрос) Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, контрольные работы).

ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 6.3, ПК 6.1, ПК

5.7, ПК 5.6, ПК 5.4,

ПК 5.2, ПК 2.4, ПК

2.1

-Применять        документацию систем качества.

Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, , проекты)

ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04, ПК 5.7, ПК

3.2

-Применять основные правила и документы системы сертификации        Российской Федерации.

Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, контрольные работы).

Промежуточная аттестация

( дифференцированный зачет)

ОК01,ОК 02,ОК 09,

ПК 3.2,ПК 5.7

Усвоенные знания

- Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации.

Текущий контроль (Устный опрос, лабораторные работы, контрольные работы).

Промежуточная аттестация

( дифференцированный зачет)

ОК 01,ОК 02,ОК 09, ОК 04,ПК 1.1, ПК 1.2,

ПК 2.1, ПК 3.1

-Основные        понятия        и определения                метрологии, стандартизации и сертификации.

Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, лабораторные работы).

Промежуточная аттестация

( дифференцированный зачет)

ОК01,ОК 02,ОК 09,

ОК 04,ПК 5.7, ПК 3.2

-Основные        положения        систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов.

Текущий контроль (Устный опрос, лабораторные работы, практические занятия проекты)

ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04, ПК 5.6,ПК

6.3

- Показатели качества и методы их оценки.

Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, проекты)

ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04, ПК 5.7,ПК

3.2

- Системы качества.

Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, контрольные работы)

Промежуточная аттестация

( дифференцированный зачет)

ОК01,ОК 02,ОК 09, ПК 5.7,ПК 3.2,ПК 5.4

-Основные        термины        и определения                в        области

Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия

ОК01,ОК 02,ОК 09,

ПК 5.7

12

сертификации.

контрольные работы, проекты)

-Организационную        структуру сертификации.

Текущий контроль (Устный опрос практические занятия контрольные работы, проекты) Промежуточная аттестация

(дифференцированный зачет)

ОК01,ОК 02,ОК 09,

ПК 3.2, ПК 2.4, ПК

2.1

-Системы        и        схемы сертификации.

Текущий контроль (Устный опрос практические занятия, проекты)

ОК01,ОК 02,ОК 09, ПК 5.7,ПК 3.2,ПК 5.4

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП

Рабочая программа может быть использована для обучения укрупненной группы профессий и специальностей 09.02.00 Информатика и вычислительная техника

13