Рабочая программа ОП.10 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины «Стандартизация, сертификация и техническое документирование» обучающийся должен знать: -Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации. -Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации. -Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов. -Показатели качества и методы их оценки. -Системы качества. -Основные термины и определения в области сертификации. -Организационную структуру сертификации. -Системы и схемы сертификации. Уметь: -Применять требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов. -Применять документацию систем качества. -Применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации. В
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОП.10 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РС(Я)
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Якутский колледж связи и энергетики имени П.И.Дудкина»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ
УГС: 09.00.00 Инф и вычислительная техника
Специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирование
Квалификации выпускника: Специалист по информационным системам
Форма обучения: очная
Якутск 2022
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 № 1547, укрупненная группа 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Организация-разработчик:
ГАПОУ РС (Я) Якутский колледж связи и энергетики имени П. И. Дудкина
Разработчик:
Кухарева К.К., преподаватель ГАПОУ РС (Я) ЯКСЭ им. П. И. Дудкина.
Рассмотрена и рекомендована ПЦК информационных технологий
Протокол №____________ от «____»_____________20__ г.
Председатель ПЦК:___________________/Иванова С.К./
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 13 |
| 14 |
| 20 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ ЯКСЭ имени П.И.Дудкина по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и в профессиональной подготовке обучающихся по всем специальностям при наличии среднего (полного) общего образования, при подготовке по профессии в рамках специальности.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Применять требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
- Применять документацию систем качества.
- Применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации.
- Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации.
- Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно- методических стандартов.
- Показатели качества и методы их оценки.
- Системы качества.
- Основные термины и определения в области сертификации.
- Организационную структуру сертификации.
- Системы и схемы сертификации.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 42 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися элементами профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 2.1. | Разрабатывать требования к программным модулям на основе анализа проектной и технической документации на предмет взаимодействия компонент. |
ПК 2.4 | Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев для программного обеспечения. |
ПК 3.2 | Выполнять измерение характеристик компонент программного продукта для определения соответствия заданным критериям |
ПК 5.2. | Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика. |
ПК 5.4. | Производить разработку модулей информационной системы в соответствии с техническим заданием |
ПК 5.6. | Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы. |
ПК 5.7. | Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации. |
ПК 6.1. | Разрабатывать техническое задание на сопровождение информационной системы. |
ПК 6.3. | Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 36 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 14 |
практические занятия | 22 |
Промежуточная аттестация в форме | экзамен |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы стандартизации | 32 | |||
Тема 1.1. Государственная система стандартизации Российской Федерации | Содержание учебного материала | |||
Обеспечение качества и безопасности процессов, продукции и услуг в сфере информационных технологий, требований международных стандартов серии ИСО 9000 в части создания систем менеджмента качества, структуры и основных требований национальных и международных стандартов в сфере средств информационных технологий | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04 | ||
Тема 1.2. Стандарты и спецификации в области информационной безопасности. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04 | |
Российское и зарубежное законодательство в области ИБ. Обзор международных и национальных стандартов и спецификаций в области ИБ: «Оранжевая книга», ИСО 15408. Менеджмент качества. Предпосылки развития менеджмента качества. Принципы обеспечения качества программных средств. Основные международные стандарты в области ИТ: ISO/IEC 9126, ISO/IEC 14598 и ИСО/МЭК 9126-. | ||||
Тематика практических занятий | ||||
Практическая работа №1 «Составление схемы информационного обеспечения в области стандартизации» | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ПК 2.4 | ||
Практическая работа №2 « Составление схемы классификации органов и служб стандартизации. ФЗ «О техническом регулировании» | 2 | ОК 01,ОК 02, ПК 3.2, ПК 5.7. | ||
Практическая работа №3 «Составление таблицы отличительных признаков регламента и стандарта». | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 3.2, ПК 5.7 | ||
Практическая работа №4 «ЕСТД. Классификация технологических документов. Назначение основных документов на технологический процесс» | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09.ПК 5.2, ПК 2.2, | ||
Практическая работа №5 «Составление схемы этапов сертификации и их составляющих. Отработка правил составления сертификата». | 2 | ОК 01,ОК 02 ,ОК 09, ПК 5.7, ПК 5.6, ПК 5.2 | ||
Практическая работа №6 «Разработка технологических документов на процесс» | 2 | ОК 01,ОК 02, ПК 5.6, ПК 2.1, | ||
Практическая работа №7 «ФЗ «О техническом регулировании». Составить таблицу отличительных признаков добровольной и обязательной сертификации. Привести примеры». | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 5.2,ПК 5.6 | ||
Практическая работа №8 «Разработка руководства оператора вычислительной машины для работы с программой» | 2 | ОК 01,ОК 02, ОК 09, ПК 5.2, ПК 5.6, ПК 6.3 | ||
Раздел 2. Основы сертификации | ||||
Тема 2.1. Сущность и проведение сертификации | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04 | |
Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы сертификации. Организационно-методические принципы сертификации. Деятельность ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в сертификации. | ||||
Тема 2.2. Нормативно- правовые документы и стандарты в области защиты информации и информационной безопасности. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04 | |
Международные правовые и нормативные акты обеспечения информационной безопасности процессов переработки информации. Отечественное организационное, правовое и нормативное обеспечении и регулирование в сфере информационной безопасности. Система менеджмента информационной безопасности. Сертификация систем обеспечения качества. | ||||
Раздел 3. Техническое документоведение | ||||
Тема 3.1.Основные виды технической и технологической документации. | Содержание учебного материала | |||
Виды технической и технологической документации. Стандарты оформления документов, регламентов, протоколов по информационным системам. | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04 | ||
Тема 3.2. Стандарты документирования программных средств | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04 | |
Понятие Единой системы программной документации (ЕСПД), её особенности. Внешняя и внутренняя программная документация. Компонент, комплекс, спецификация, ведомость держателей подлинников, текст программы, описание программы, программа и методика испытаний, техническое задание, пояснительная записка, эксплуатационные документы(по действующим стандартам ЕСПД) | ||||
Тема 3.3. Техническое задание. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04 | |
Требование к содержанию и оформлению. ГОСТ 19.201-78 ЕСПД, (по действующим стандартам ЕСПД) разделы технического задания: введение; основания для разработки; назначение разработки; | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ||||
Практическая работа №9 «Разработка документов программных средств». | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 2.1, ПК 2.4 | ||
Практическая работа №10 «Разработка документов информационной системы» | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 5.4, ПК 5.2 | ||
Практическая работа №11 «Разработка Технического задания». | 2 | ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 6.1,ПК 5.6 | ||
Всего | 36 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие кабинета «Метрологии и стандартизации»
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета «Метрологии и стандартизации»
- Автоматизированные рабочие места на 12-15 обучающихся (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб);
- Автоматизированное рабочее место преподавателя (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 8 Гб);
- Проектор и экран;
- Маркерная доска;
- Программное обеспечение общего и профессионального назначения, в том числе включающее в себя следующее ПО: Microsoft Visio Professional, Компас (Версия 16), Вертикаль, MasterTz
Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Клевлеев В.М.. Метрология, стандартизация и сертификация Учебник- М, ФОРУМ: ИНФРА – М, 2013.
- Лифиц И.М.. Стандартизация,метрология и стандартизация Учебник – М, ЮРАЙТ. 2014
- Вадим Глаголев. Разработка технической документации. Руководство для технических писателей и локализаторов ПО
- Сергеев А.Г., Терегеря В.В. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Дополнительные источники:
- Ганенко А.П., Лапсарь М.И.. Оформление текстовых и графических документов. Учебное пособие для сред. Проф. Образования, М., 2013г.
Журналы "Стандарты и качество"
- Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством.- М.: Издательство ста. 2012
3.. Никифоров А.Д.. Бакиев Т. А Метрология, стандартизация и сертификация Учебник М. 2011
Электронные ресурсы
- Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru/
- Каталог стандартов http://www.gost.ru/wps/portal/pages.CatalogOfStandarts
- База ГОСТ http://www.igost.ru/
- Новые поступления стандартов http://protect.gost.ru/
1
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | Формируемые компетенции |
Освоенные умения: | ||
-Применять требования нормативных актов к основным видам продукции (услуг) и процессов. | Входной контроль (тестирование, устный опрос) Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, контрольные работы). | ОК 01,ОК 02,ОК 09, ПК 6.3, ПК 6.1, ПК 5.7, ПК 5.6, ПК 5.4, ПК 5.2, ПК 2.4, ПК 2.1 |
-Применять документацию систем качества. | Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, , проекты) | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04, ПК 5.7, ПК 3.2 |
-Применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации. | Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, контрольные работы). Промежуточная аттестация ( дифференцированный зачет) | ОК01,ОК 02,ОК 09, ПК 3.2,ПК 5.7 |
Усвоенные знания | ||
- Правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации. | Текущий контроль (Устный опрос, лабораторные работы, контрольные работы). Промежуточная аттестация ( дифференцированный зачет) | ОК 01,ОК 02,ОК 09, ОК 04,ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 3.1 |
-Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации. | Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, лабораторные работы). Промежуточная аттестация ( дифференцированный зачет) | ОК01,ОК 02,ОК 09, ОК 04,ПК 5.7, ПК 3.2 |
-Основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов. | Текущий контроль (Устный опрос, лабораторные работы, практические занятия проекты) | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04, ПК 5.6,ПК 6.3 |
- Показатели качества и методы их оценки. | Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, проекты) | ОК 01,ОК 02,ОК 09,ОК 04, ПК 5.7,ПК 3.2 |
- Системы качества. | Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия, контрольные работы) Промежуточная аттестация ( дифференцированный зачет) | ОК01,ОК 02,ОК 09, ПК 5.7,ПК 3.2,ПК 5.4 |
-Основные термины и определения в области | Текущий контроль (Устный опрос, практические занятия | ОК01,ОК 02,ОК 09, ПК 5.7 |
12
сертификации. | контрольные работы, проекты) | |
-Организационную структуру сертификации. | Текущий контроль (Устный опрос практические занятия контрольные работы, проекты) Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | ОК01,ОК 02,ОК 09, ПК 3.2, ПК 2.4, ПК 2.1 |
-Системы и схемы сертификации. | Текущий контроль (Устный опрос практические занятия, проекты) | ОК01,ОК 02,ОК 09, ПК 5.7,ПК 3.2,ПК 5.4 |
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Рабочая программа может быть использована для обучения укрупненной группы профессий и специальностей 09.02.00 Информатика и вычислительная техника
13