Методическая разработка открытого урока «СОЗДАНИЕ МНОГОТАБЛИЧНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ»
В данной методической разработке представлен открытый урок по МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации» на тему «Создание многотабличной базы данных».
Методическая цель урока: «Освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню».
Данный урок проводится на базе группы студентов 2 курса, изучающих МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации» профессии 09.03.01 «Мастер по обработке цифровой информации».
В разработке представлены методы использования цифровых образовательных ресурсов на различных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka2.docx | 159.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Техникум «Приморский»
Методическая разработка открытого урока
«СОЗДАНИЕ МНОГОТАБЛИЧНОЙ БАЗЫ ДАННЫХ»
Разработчик:
Преподаватель
Королева О.В.
Санкт-Петербург, 2023 г
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
В данной методической разработке представлен открытый урок по МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации» на тему «Создание многотабличной базы данных».
Методическая цель урока: «Освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню».
Данный урок проводится на базе группы студентов 2 курса, изучающих МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации» профессии 09.03.01 «Мастер по обработке цифровой информации».
В разработке представлены методы использования цифровых образовательных ресурсов на различных этапах урока.
Технологическая карта урока
Дисциплина: МДК 01.01 «Технологии создания и обработки цифровой и мультимедийной информации».
Тема урока: «Создание многотабличной базы данных».
Тип урока: комбинированный.
Междисциплинарные связи: дисциплины: «Информатика и ИКТ», «Основы информационных технологий».
Цели урока:
Общеобразовательные (дидактические): освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню.
Развивающие: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приобрести опыт использования теоретических знаний и средств СУБД MS Access в реализации конкретной задачи.
Воспитательные: воспитание информационной культуры студентов, интереса к изучаемой дисциплине, воспитывать потребность в практическом использовании полученных навыков, воспитание трудолюбия, интереса к учебе, индивидуальной ответственности за принимаемое решение.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский, репродуктивный.
Основные дидактические принципы, реализуемые на занятии.
- учет возрастных особенностей;
- принцип дифференциации;
- наглядность за счет применения компьютерных информационных технологий;
- алгоритмизация деятельностных процессов;
- интерактивность;
- практико-ориентированный подход в познавательной деятельности;
- выбор активных форм организации образовательного процесса;
- ориентация на четко определенный конечный результат.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
- рабочие места студентов и преподавателя, учебная доска;
- персональные компьютеры, мультимедиа проектор с лицензионным программным обеспечением.
Учебно-методическое оснащение урока: раздаточный материал (задания), компьютерная презентация.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов.
- Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /Е.В. Михеева. - 13-е изд., испр.- М.: Издательский центр "Академия", 2013г.-256c.
- Остроух А.В. ЭУМК сетевая: Ввод и обработка цифровой информации /А.В. Остроух. - 1-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2016г.
- Цветкова М.С. Информатика. Практикум для профессий и специальностей естественно –научного и гуманитарного профилей: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования /М.С. Цветкова, Н.Ю. Хлобыстова. -3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017.-240с.
Ресурсы сети Internet:
- Мультипортал http://www.km.ru
- Интернет-Университет Информационных технологий http://www.intuit.ru/
- Образовательный портал http://claw.ru/
- Свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
- http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
- http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
№ | Название этапа | Содержание этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Реализация целей |
1 | Организационный момент (2 минуты) | - приветствие; - психологический настрой на совместную деятельность; - проверка готовности к занятию; - определение мотивации и постановка целей урока | - приветствие; - проверка явки обучающихся; - настрой на работу. - сообщение темы урока; - стимулирование положительной мотивации и развитие познавательного интереса. | - слуховое и зрительное восприятие; - ответы на вопросы преподавателя. - определение цели занятия; - понимание актуальности темы. | - воспитание дисциплинированности на занятии; - развитие положительной мотивации к учебе; - создание позитивного настроя на работу. - стимулирование потребности в формировании познавательной активности студентов. |
2 | Этап проверки домашнего задания (4 минуты) | Фронтальный опрос | - постановка вопросов студентам; - подведение итогов. | - продумывание ответов; - самооценка каждой. | - умение точно выражать свои мысли; - выявление степени усвоения учебного материала; - развитие коммуникативных умений и навыков. |
3 | Объяснение нового материала (15 минут) | Методика проектирования сложной БД с использованием MS Access | - представление основных способов проектирования БД; - постановка вопросов студентам; - подведение итогов. | - слуховое восприятие; - понимание значимости полученной информации; - активное участие в обсуждении. | - развитие умения сопоставлять, анализировать; - воспитание критического восприятия информации; |
4 | Применение изученного (выполнение практической работы, 15 минут) | Решение ситуативных задач. Создание базы данных «Приемная комиссия» | - создание проблемной ситуации, выдача заданий для решения; - контроль за выполнением заданий; - корректировка и анализ выполненных заданий. | - находят и выделяют информацию, необходимую для решения; - составляют пути решения задачи. | - применение усвоенных знаний в новых условиях, на практике; - развитие способностей систематизировать и обобщать информацию; - развивать навыки самостоятельной работы. |
5 | Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексия (5 минут) | Проверка правильности выполнения практической работы | - анализ выполненных заданий; - постановка вопросов студентам по окончании представления работ. | - оценка продуктивности деятельности; - оценка собственной деятельности на занятии | - воспитание адекватной оценки ситуации и самооценки; - развитие положительной мотивации к учебному процессу. |
6 | Этап информации о домашнем задании (5 минуты) | Представляет домашнее задание. | Слуховое восприятие, осмысление. | Стимулирование к изучению предмета. |
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие преподавателем учащихся, проверка готовности к занятию, проверка отсутствующих, сообщение темы и целей урока (слайд 1)
- Этап проверки домашнего задания.
Фронтальный опрос. (слайд 2)
Вопросы:
- Что собой представляет база данных?
- Для чего предназначены базы данных?
- Какие существуют варианты классификации БД?
- Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
- Что такое запись в реляционной БД?
- Что такое поле в реляционной БД?
- Какие бывают типы полей?
- Что такое главный ключ записи?
- Объяснение нового материала
Рассмотрим на конкретном примере методику проектирования много табличной базы данных.
Имеем модель данных, состоящую из трех взаимосвязанных таблиц (Слайд 3):
АБИТУРИЕНТЫ |
Регистрационный номер |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Город |
Законченное учебное заведение |
Название специальности |
Производственный стаж |
Медаль |
Оценка за экзамен 1 |
Оценка за экзамен 2 |
Оценка за экзамен 3 |
Зачисление |
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
Эти таблицы можно рассматривать как модель данных в реляционной СУБД. Но работать с БД в таком виде неудобно, т.к. к реляционной БД предъявляется требование: минимизация избыточности данных.
Недостаток этих таблиц - многократное повторение длинных значений полей в разных записях.
Внесем изменения в таблицы (Слайд 4):
Таблицу АБИТУРИЕНТЫ разделим на четыре таблицы (Слайд 5):
Чтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установлены связи. Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах. Например, между фамилией абитуриента и его оценкой по математике. Благодаря этим связям становится возможным получение ответов на запросы, требующие поиска информации в нескольких таблицах одновременно.
Для указания связей между таблицами построим схему базы данных (Слайд 6).
В схеме указывается наличие связей между таблицами и типы связей.
Здесь использованы два типа связей:
- «один-к-одному»;
- «один-ко-многим».
При связи «один-к-одному» с одной записью в таблице связана одна запись в другой таблице. При наличии связи «один-ко-многим» одна запись в некоторой таблице связана с множеством записей в другой таблице.
- Применение изученного (выполнение практической работы)
Создание базы данных «Приемная комиссия»
Цель работы: освоение приемов работы с Microsoft Access в процессе создания спроектированной базы данных.
Задание
1. Открыть файл для новой базы данных. Для этого:
- выполнить команду Файл → Создать БД → Новая БД;
- в файловом окне указать путь и имя файла: Приемная комиссия.
2. Создать таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ. Для этого:
- в режиме Таблица выполнить команду Создать;
- из списка выбрать Создание таблицы в режиме конструктора;
- в таблице конструктора для всех полей таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ указать имена, типы и свойства (размер, формат):
Имя поля | Тип поля |
КОД_ФКТ | текстовый |
ФАКУЛЬТЕТ | текстовый |
ЭКЗАМЕН_1 | текстовый |
ЭКЗАМЕН_2 | текстовый |
ЭКЗАМЕН_3 | текстовый |
3. Назначить главный ключ таблицы. Для этого:
- установить указатель мыши на поле КОД_ФКТ, которое вы хотите сделать ключевым;
- выполнить команду Правка → Ключевое поле (то же самое происходит при нажатии кнопки с изображением ключа на панели инструментов).
4. Сохранить таблицу с именем ФАКУЛЬТЕТЫ.
5. Создать таблицу СПЕЦИАЛЬНОСТИ следующей структуры:
Имя поля | Тип поля |
КОД_СПЕЦ | текстовый |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | текстовый |
КОД_ФКТ | текстовый |
ПЛАН | числовой |
6. Назначить главным ключом таблицы поле КОД_СПЕЦ.
7. Сохранить таблицу с именем СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
8. Связать таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ через общее поле КОД_ФКТ. Для этого:
- выполнить команду Сервис → Схема данных;
- откроется окно Добавление таблицы; выделить ФАКУЛЬТЕТЫ;
- щелкнуть на кнопке Добавить;
- выделить СПЕЦИАЛЬНОСТИ;
- щелкнуть на кнопках Добавить, Закрыть;
- в поле окна Схема данных появятся образы двух таблиц; при нажатой левой кнопке мыши перетащить ключевое поле КОД_ФКТ из таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ на это же поле в таблице СПЕЦИАЛЬНОСТИ;
- в открывшемся окне Связи последовательно активизировать флажки Обеспечить целостность данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей. Тип связи «один ко многим» будет выбран автоматически;
- выполнить команду Создать;
- сохранить схему и закрыть окно.
ФАКУЛЬТЕТЫ | СПЕЦИАЛЬНОСТИ | |
КОД_ФКТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКЗАМЕН_1 ЭКЗАМЕН_2 ЭКЗАМЕН_3 | КОД_СПЕЦ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КОД_ФКТ ПЛАН | |
9. Ввести данные в таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ. Для этого:
- в окне Access выделить название таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ;
- выполнить команду Открыть;
- на экране появятся бланк таблицы, содержащий заголовки и пустую строку; ввести три строки (данные трех факультетов):
КОД_ФКТ | ФАКУЛЬТЕТ | ЭКЗАМЕН_1 | ЭКЗАМЕН_2 | ЭКЗАМЕН_3 |
01 | экономический | математика | география | русский язык |
02 | исторический | история Отечества | иностранный язык | сочинение |
03 | юридический | русский язык | иностранный язык | обществознание |
10. Аналогично заполнить таблицу СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Ввести шесть строк – данные о шести специальностях:
КОД_СПЕЦ | СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | КОД_ФКТ | ПЛАН |
101 | финансы и кредит | 01 | 25 |
102 | бухгалтерский учет | 01 | 40 |
201 | история | 02 | 50 |
203 | политология | 02 | 25 |
310 | юриспруденция | 03 | 60 |
311 | социальная работа | 03 | 25 |
11. Создать таблицу АБИТУРИЕНТЫ следующей структуры:
Имя поля | Тип поля |
РЕГ_НОМ | текстовый |
КОД_СПЕЦ | текстовый |
МЕДАЛЬ | логический |
СТАЖ | числовой |
12. Организовать связь таблицы АБИТУРИЕНТЫ с таблицей СПЕЦИАЛЬНОСТИ через поле КОД_СПЕЦ.
13. Создать таблицу АНКЕТЫ следующей структуры:
Имя поля | Тип поля |
РЕГ_НОМ | текстовый |
ФАМИЛИЯ | текстовый |
ИМЯ | текстовый |
ОТЧЕСТВО | текстовый |
ГОРОД | текстовый |
ДАТА_РОЖД | дата |
УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ | текстовый |
14. Организовать связь таблиц АНКЕТЫ и АБИТУРИЕНТЫ через поле РЕГ_НОМ.
Пояснение: Таблица АНКЕТЫ содержит семь полей, которые не вмещаются в ширину экрана. Поэтому в данном случае для заполнения таблицы удобно использовать форму:
15. Создать форму для ввода и просмотра таблицы АНКЕТЫ:
- перейти на вкладку Формы, выполнить команду Создать;
- выбрать способ создания формы: Мастер форм;
- выбрать таблицу АНКЕТЫ;
- переместить все поля таблицы из окна Доступные поля в окно Выбранные поля, щелкнуть на кнопке Далее;
- включить кнопку В один столбец, щелкнуть на кнопке Далее;
- выбрать стиль формы Обычный, щелкнуть на кнопке Далее;
- задать имя формы: оставить имя «АНКЕТЫ»; включить кнопку Открытие формы для просмотра и ввода данных, щелкнуть на кнопке Готово.
16. Ввести записи в таблицу АНКЕТЫ с помощью формы. Содержание таблицы:
РЕГ_НОМ | ФАМИЛИЯ | ИМЯ | ОТЧЕСТВО | ГОРОД | ДАТА_ РОЖД | УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ |
1012 | Васильева | Ольга | Николаевна | Пермь | 12.10.81 | ПТУ № 8 |
1023 | Быков | Алексей | Ильич | Кунгур | 24.04.82 | Школа № 7 |
1119 | Круг | Борис | Моисеевич | Пермь | 18.09.82 | Школа № 102 |
1120 | Листьев | Дмитрий | Владимирович | Березники | 01.12.81 | Школа № 5 |
2010 | Елькин | Виктор | Алексеевич | Елабуга | 20.07.82 | ПТУ № 1 |
2015 | Мухин | Олег | Иванович | Березники | 25.03.78 | Школа № 77 |
2054 | Григорьева | Наталья | Дмитриевна | Пермь | 14.02.80 | Школа № 3 |
2132 | Зубова | Ирина | Афанасьевна | Пермь | 22.11.81 | Школа № 96 |
3005 | Анохин | Сергей | Петрович | Пермь | 30.03.82 | Школа № 12 |
3034 | Жакин | Николай | Якимович | Пермь | 19.10.81 | Школа № 12 |
3067 | Дикий | Илья | Борисович | Березники | 28.12.77 | Школа № 3 |
3118 | Ильин | Петр | Викторович | Кунгур | 14.07.80 | ПТУ № 8 |
17. Создать форму для ввода и просмотра таблицы АБИТУРИЕНТЫ.
18. Ввести записи в таблицу АБИТУРИЕНТЫ. Содержание таблицы:
РЕГ_НОМ | КОД_СПЕЦ | МЕДАЛЬ | СТАЖ |
1012 | 101 | ИСТИНА | 1 |
1023 | 101 | ЛОЖЬ | 0 |
1119 | 102 | ИСТИНА | 0 |
1120 | 102 | ИСТИНА | 0 |
2010 | 201 | ЛОЖЬ | 0 |
2015 | 203 | ЛОЖЬ | 3 |
2054 | 203 | ИСТИНА | 2 |
2132 | 201 | ЛОЖЬ | 0 |
3005 | 310 | ЛОЖЬ | 0 |
3034 | 311 | ЛОЖЬ | 1 |
3067 | 310 | ЛОЖЬ | 3 |
3118 | 310 | ЛОЖЬ | 2 |
Пояснение: В Access логическое значение ИСТИНА обозначается галочкой, заключенной в квадратик, ЛОЖЬ – пустым квадратом.
19. Создать таблицу ИТОГИ следующей структуры:
Имя поля | Тип поля |
РЕГ_НОМ | текстовый |
ЗАЧИСЛЕНИЕ | логический |
20. Связать таблицы ИТОГИ и АБИТУРИЕНТЫ через поле РЕГ_НОМ.
21. Ввести в таблицу данные в следующем виде:
РЕГ_НОМ | ЗАЧИСЛЕНИЕ |
1012 | |
1023 | |
1119 | |
1120 | |
2010 | |
2015 | |
2054 | |
2132 | |
3005 | |
3034 | |
3067 | |
3118 |
Пояснение: В дальнейшем, после проведения приемной комиссией зачисления абитуриентов в университет по результатам приемных экзаменов, в графу ЗАЧИСЛЕНИЕ будет выставлено значение ИСТИНА (галочки в квадратах) для зачисленных абитуриентов.
Проверь себя
Если ты правильно установил все связи, то должно получится примерно следующее:
- Итог урока, рефлексия
- Домашнее задание: §33, с. 183 №1,2, 3