Консультация для родителей "Подготовка детей к обучению грамоте"

Коломейцева Ирина Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_podgotovka_k_gramote.pptx797.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила : Коломейцева И.Н. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №393 Г.ДОНЕЦКА»

Слайд 2

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ и синтез слов, овладеть звуковой культурой речи. А фундаментом для всего этого должны стать сформированное слуховое внимание и фонематический слух.

Слайд 3

Что такое фонематический слух? Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму . Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки . Это может тормозить процесс развития связной речи, а также обучение чтению и письму, ведь если ребенок плохо различает звуки, то он будет запоминать, произносить и писать то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

Слайд 4

Слуховое восприятие — это способность воспринимать и понимать звуки и различия между ними. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Развитие слухового восприятия является важной задачей в дошкольном возрасте, так как на его основе у ребенка развивается фонематический слух.

Слайд 5

Игры, развивающие слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста ИГРАЕМ ДОМА : Игра« Запомни и нарисуй » Взрослый произносит 3-4 слова, а ребенок должен их запомнить и нарисовать( можно схематично) , затем показать рисунок • солнышко, цветок, мячик, карандаш, треугольник. • Снежинка, кукла, листик, круг, облако, мяч . (можно придумывать свои варианты слов) Слова произносятся один раз . Игра «Слушаем слова» Взрослый сообщает ребенку , что будет произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее посуду : стул, дерево , тарелка , ручка, лиса , кастрюля , помидор, стакан «Хлопни, если услышишь слово,обозначающее транспорт: -тарелка, машина, яблоко, трактор, лопатка, пылесос, самолет, автобус « Хлопни, если услышишь слово, обозначающее овощи: -яблоко, капуста, хлеб, вилка, морковь, персик, перец, капуста, хлеб Хлопни, если услышишь слово, обозначающее игрушки: - тарелка, мячик, погремушка, платье, машинка, кукла, зеркало

Слайд 6

Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, обозначающее живой предмет .(взрослый читает слова) Мышь, стакан, лом, цветы, муравей, река, коза, человек, стол, морковь, столяр, карандаш, моряк, книга, телега, сумка, кошка, червяк, паровоз, яблоко, собака, машина, жук, снег, автобус, хомяк, резинка. Подними руку, когда услышишь название животного, у которого есть рога. Корова, лошадь, коза, кошка, баран, собака, олень, еж, носорог, волк, лось, лиса, бык, медведь, козел, осел, буйвол, слон, жираф, крокодил, обезьяна, мышь, улитка, поросенок. Когда услышишь название животного – присядь, когда услышишь название растения – подпрыгни, когда услышишь название птицы – взмахни руками. Медведь, ромашка, сорока, белка, дятел, осина, корова, воробей, лиса, шиповник, сова, пальма, волк, иволга, голубь, олень, береза, енот, ласточка, сирень, тополь, еж, аист, ива, кошка, роза, ландыш, цапля, собака, курица, камыш, лошадь, петух, мышь, яблоня, слон, страус, иван-чай, крокодил, лютик, попугай, тигр Топни, когда услышишь название «съедобного». Кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, торт, салфетка, бутерброд, салат, завтрак, кастрюля, йогурт, дыня, вилка, котлета, сыр, печенье, чашка, колбаса, апельсин, нож, фартук, суп, каша, сметана, рыба, морковь, терка, сметана, пряник, стакан..

Слайд 7

Игры, развивающие фонематический слух, фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста . ИГРАЕМ ДОМА: Игра «Внимательные ушки». . Взрослый просит ребенка поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.. Взрослый произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон... Тапка, хапка, сапка, шапка Фанки, санки, шанки, ханки Игра «Выдели слово». Взрослый предлагает ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам или поднимать руку вверх.) тогда, когда он услышит слова, с заданным звуком. Игра «Исправь ошибку» . Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла п о дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

Слайд 8

Занятия по подготовке детей к обучению грамоте следует начинать со знакомства с понятиями «слово» и «предложение». Такая работа помогает детям осознать словесный состав нашей речи и затем перейти к еѐ звуковому анализу. При знакомстве с понятием « слово»необходимо раскрыть ребенку слово как смысловую единицу , сформировать понимание того, что за каждым названием кроется определенное содержание, значение. Для этого можно давать ребенку задания типа: «Я сейчас назову слово, а ты скажи, что оно означает » . Далее ребенка плавно подводят к знакомству с новыми понятиями, характеризу-ющими разные слова: «слова-названия», «слова-действия», «слова-признаки ». Сначала взрослый сам показывает на примере различных слов, к каким категориям они относятся, как одни слова помогают охарактеризовать другие слова. Затем задание выполняет ребенок. Например: «Я буду называть разные слова, а ты хлопни в ладоши, когда среди них услышишь слово, обозначающее действие». После углубления знаний детей о слове, их знакомят с понятием «предложение». детей учат выделять предложение из потока речи, используя небольшие тексты из трѐх предложений. Это может быть текст, составленный по картинке, что позволит им лучше запомнить содержание. Подготовка к обучению грамоте

Слайд 9

1 этап: вычленение предложений из текста. Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч .( задание ребенку: повтори любое предложение, которое запомнил) Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несёт ложки .( задание ребенку: повтори любое предложение, которое запомнил )

Слайд 10

2 этап: ознакомление со словесным составом предложений. Составление предложений из 2-3 слов по предметным картинкам. ( Мишка сидит .) ( Мальчик ловит бабочку ) Каждое слово обозначаем черточкой

Слайд 11

Составление предложений по схемам - составь предложения по картинкам, сосчитай сколько слов в каждом предложении, нарисуй схему.