Программа психолого-педагогического сопровождения подростков и молодежи в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании "С кого начинается Родина?"

Лунина Людмила Сергеевна

Настоящая программа духовно-нравственного и гражданско‐патриотическому воспитанию отвечает требованиям времени, целям образовательной системы России. Её содержание соответствует новым стандартам ФГОС ООО. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Вопрос духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых и актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.влена на формирование патриотической нравственности и духовной культуры молодого поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕ   ЖДЕНИЕ

«ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
городского округа Стрежевой»

Рассмотрено

На методическом совете

№ _3_ от 03_._03_.2021

Согласовано

Зам. директора по УВР

________/Р.И. Сулейманова /

Утверждаю

Директор МОУ «ОСОШ»

___________/Е.М. Суворова/

ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения подростков и молодежи

 в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании

«С кого начинается Родина?»

срок реализации программы 3 года,

предназначена для обучающихся 8-10 классов (14 до 17 лет)

Лунина Людмила Сергеевна,

педагог-психолог МОУ «ОСОШ» первой квалификационной категории

г. Стрежевой

Наименование города, населенного пункта, в котором реализуется программа

Приход храма Святителя Николая г. Стрежевой по благословению Преосвященнейшего Силуана епископа Колпашевского и Стрежевского

Название епархии

Томская митрополия

Название метрополии

ososh@guostrj.ru 

E-mail

8-38-259-3-34-47

Контактный телефон

2021 г.

Содержание

Стр.

1.

Паспорт программы

3-6

2.

Краткая аннотация

7

3.

Пояснительная записка

8-11

4.

Актуальность программы

12-17

Раздел 1.

Цель и задачи программы

1.1.

Цель и задачи программы

18-20

1.2.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

20-23

1.3.

Форма работы психолого-педагогического сопровождения

24

1.4.

Условия реализации программы

25

Раздел 2.

Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся МОУ «ОСОШ»

2.1.

Основные направления программы

26-27

2.2.

Основные принципы программы

28-30

Раздел 3.

Реализация целевых установок средствами предметов внеурочной деятельности

3.1.

Модуль «Я гражданин и патриот»

31-32

3.2.

Модуль «Я патриот и гражданин»

35-33

3.3.

Модуль «Работа с родителями»

33-34

3.4.

Модуль «Работа с педагогами»

34-35

Раздел 4.

Критерии оценки эффективности программы

36-37

Раздел 5.

План реализации программы

38-44

Раздел 6.

Литература

45-47

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Психолого-педагогическое сопровождение подростков и молодежи в духовно-нравственном  воспитании и гражданско-патриотическом развитии (далее Программа) «С кого начинается Родина?»

Основание для разработки программы

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «Духовно-нравственном воспитании и гражданско-патриотическом развитии подростков и молодежи» в соответствии новым Стандартам ФГОС ООО.

Заказчик программы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа городского округа Стрежевой"

Разработчик программы

Педагог-психолог Лунина Людмила Сергеевна

Организация контроля за исполнением Программы

Администрация МОУ «ОСОШ»

Цель программы

Создание психолого-педагогических условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны).

Задачи

  1. Формирование развития личности, органически сочетающей в себе стремление к формированию семейных ценностей, к самореализации и уважение к правам и интересам членов общества; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества;
  2. Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе семейных, традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
  3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширение общего кругозора в социальной действительности посредством проектной деятельности несовершеннолетних;
  4. Освоение подростком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  5. Приобщение молодежи к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
  6. Снижение уровня асоциальных проявлений среди школьников, через:
  • сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
  • повышение престижа семьи, отцовства и материнства;
  • содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей;
  • формирование способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
  • развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
  • психологическое благополучие подростка в семье;
  • оптимизация отношений между детьми и родителями.

Основные направления Программы

  1. Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья учащихся;
  2. Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области духовно-нравственного развития и воспитания на педагогическом Совете МОУ «ОСОШ»;
  3. Информационно-просветительская деятельность;
  4. Интеграция гражданского, патриотического, духовно-нравственного содержания в реализуемые образовательные программы;
  5. Психолого- педагогическое сопровождение семьи в вопросах гражданского, духовно-нравственного воспитания подростков;
  6. Духовно-нравственное развитие и воспитание в системе дополнительного образования (внеурочной деятельности);
  7. Организация и проведение и благотворительных акций.

Сроки реализации

С января 2021 по июнь2024 гг.

Этапы реализации программы

I этап – начальный (январь 2021-август 2021 гг.)  

  1. Аналитико-диагностическая деятельность.
  2. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.
  3. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
  4. Осуществление опытно-педагогической деятельности.

II этап – практический (сентябрь 2021-май 2024 гг.)  

  1. Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
  2. Осуществление опытно-педагогической деятельности.

III этап – обобщающе-результативный (май-июнь 2024 г.)  

  1. Обработка и интерпретация данных за 3 года.
  2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
  3. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МОУ «ОСОШ».

Нормативно-правовая база

  • Программа психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся МОУ «ОСОШ» соответствует требованиям и положениям следующих документов:
  • Конституции Российской Федерации от 12.12.1993г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года;
  • Семейного кодекса Российской Федерации;
  • Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего, среднего общего образования (утвержденный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении ФГОС основного общего образования» с изменениями и дополнениями;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: концепция / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.-23 с.;
  • Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2007 г. N 03-519 "Об обучении старшеклассников правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации".

Обеспечение Программы

Материально-технический ресурс:

-просторное помещение в соответствии с СанПиНом;

-компьютер, принтер, ксерокс и другое.

Кадровый ресурс: 

Использование Программы не требует дополнительной̆ профессиональной̆ подготовки специалистов. Доступность Программы обеспечивает возможность каждому психологу самостоятельно внедрить ее в практику.

Информационно-методический ресурс:

- Библиотечно-информационный центр города;

 - Ресурсы интернета.

Взаимодействие с социальными институтами

- Епархия города;

- Историко-краеведческий музей города.

Предполагаемый результат

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур:

  •  повышение уровня осознания нравственных норм и представлений о нравственных качествах детей и подростков;
  •  изменение эмоционального отношения к национальным, семейным, общечеловеческим ценностям;
  • формирование конструктивных копинг-стратегий в поведении детей и подростков.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

История МОУ «Открытой сменной общеобразовательной школы» берет свое начало в 1967 году. В 2017 г. МОУ «ОСОШ» отметила свой 50-летний юбилей.

Для достаточно молодого города Стрежевого – это немало. Школа по счету была второй, открывшейся в городе. Первоначально она открывалась для работающей молодежи и называлась Школой рабочей молодежи. Затем она стала называться вечерней школой т.к. форма обучения была в основном вечерняя. Со временем контингент учащихся, не имевших основного и среднего образования, помолодел, и наряду с работающими в школе появилось много несовершеннолетних, не работающих, имеющих трудности в обучении.  

В связи с этим изменились и формы обучения, появилась заочная - для рабочей молодежи, и очная форма - для несовершеннолетних обучающихся.  Различные формы обучения дают возможность всем желающим получить полное среднее образование.

В школе сложилась своя история, свои традиции.

МОУ «ОСОШ» – самая малочисленная по количеству учащихся общеобразовательная организация городского округа Стрежевой. В текущем учебном году в ней насчитывается 113 учеников (с 8 по 12 классы).

Свою миссию школа видит в обеспечении качественного образования на основе государственного образовательного стандарта, создании условий для формирования личностных качеств обучающихся, позволяющих реализовать свои способности, занять достойное место в жизни, содействии сохранению здоровья обучающихся и формированию у них навыков здорового образа жизни.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.

                                                                                   В. Г. Белинский

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н. Толстой

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Вопрос духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых и актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: возросло социальное сиротство детей, происходит вовлечение подростков и молодежи в структуры радикальной направленности через Всемирную паутину. В силу своей неопытности и повышенного уровня максимализма, подростки вступают в националистические организации, неформальные молодежные группы антиобщественной и преступной направленности.

Государство и Русская Православная Церковь совместными усилиями пытаются преодолеть сложившуюся ситуацию, но наиболее системно и последовательно, глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни: «Ведь, душа каждого человека – бутон прекрасного цветка, но расцветёт из него этот цветок или превратится в сорняк, а то и в ядовитое растения, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе».

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в общеобразовательной школе определено место важнейшего фактора, обеспечивающего социокультурную модернизацию российского общества.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

В МОУ «ОСОШ» на протяжении многих лет работа школьного психолога строится по модели психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. С внедрением ФГОС возникла потребность в совершенствовании этой модели. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.

Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся в духовно-нравственном развитии и воспитании (далее – Программа) представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания учащихся Открытой (сменной) общеобразовательной школы.

Управление и контроль результативности воспитательной деятельности; является составной частью Программы основного общего образования.

Новизна программы заключается в том, что психолого-педагогическое сопровождение учащихся будет проводиться в рамках внеурочной деятельности обучающихся 8-10-х классов.

В своей деятельности планирую использовать различные инновационные формы работы с обучающимися: размещение сценарии своих уроков на сайте школы, личном сайте, участие в различных благотворительных акциях, разрабатывание вместе с учениками тематических социальных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.

Благодаря инновационным формам обучения и воспитания ребята гораздо лучше усвоят учебный материал, проявят интерес в волонтерских движениях, а также мероприятиях военно-патриотического направления, через погружение в события Великой Отечественной войны (через творческую деятельность).

Учитывая, что сегодняшняя молодежь разобщена, воспитывать духовно-нравственное и гражданско-патриотическое направление задача не из легких.

Но, тем не менее, она выполнима и, более того, результативна.

Программа направлена на обеспечение достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам воспитания – формируемым ценностным ориентациям, социальным компетенциям, моделям поведения обучающихся на ступени основного общего образования в рамках внеурочной деятельности.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.[1.].

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом "бури и натиска", описал 3 типа развития отрочества:

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Мы должны ориентировать подростка на развитие общечеловеческого мышления, на понимание социальных проблем и явлений, на формирование общественно значимых мотивов, а также на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней. Но человек, воспитанный в обществе, не может мгновенно обрести независимость суждений, инициативу, научиться отстаивать свою точку зрения и стать терпимым к инакомыслию, руководствоваться демократическими ценностями.

В настоящее время гражданско-патриотическое образование в нашей стране находится на этапе становления. Для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина, нравственно чистого человека, патриота своей Родины требуется время и долгая кропотливая работа.

Основными показателями социализации индивида выступают:

  • знание традиционных устойчивых норм поведения;  
  • представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;  
  • нормативная система этикета. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов духовно-нравственного воспитания и развития.

В ноябре-декабре 2020 года с учащимися МОУ «ОСОШ» была проведена диагностика духовно-нравственного развития и воспитания подростков МОУ «ОСОШ».

Использовались следующие методики:

  1. Анкета «Сформированность гражданско-патриотических убеждений». Анкета предназначена для определения уровня сформированности когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов гражданско-патриотического воспитания у учеников 8–10-х классов.

В анкетировании приняли участие 86 человек, что 75% учащихся от общего количества. Это учащиеся 9-11 – классов МОУ «ОСОШ».

Результаты анкетирования.

Гражданское сознание рассматривалось на 3-х уровнях: высокий (признаки ярко проявляются), средний (признаки проявляются), низкий (признаки слабо проявляются или не проявляются).

Как видно из диаграммы, у занимающихся гражданское сознание находится в стадии формирования, то есть в основном признаки слабо проявляются. Подростки не всегда придерживается общепринятых норм поведения, могут поддаться негативному влиянию и принять участие в деятельности противоречащей нормам законодательной системы Российской Федерации.

В диаграмме № 2 показано, что у воспитанников преобладает средний и низкий уровень готовности к гражданско-патриотическому действию.

Большинство обучающихся имеют низкие знания и представления о системе ценностей гражданина России, подростки недостаточно знают законы государства, допускают отклонения в соблюдении правопорядка.

2. «Диагностика отношения к жизненным ценностям». 

В 9-10 -х классах уровень духовно-нравственных ценностей имеет средний уровень. Учащиеся убеждены в значимости духовно-нравственных ценностей в окружающей действительности, но не всегда проявляют соответствующей активности. Некоторые ребята не испытывают потребности и интереса заниматься духовно-нравственной деятельностью.  большое место в представлениях многих ребят духовными ценностями считаются, как материальные, так и духовные ценности (иметь много денег, важно здоровье родителей, уметь сочувствовать и помогать другим людям).

Многие ребята считают, что информация средств массовой информации оказывает немаловажную роль в антидуховной пропаганде, что не всегда положительно влияет на духовную культуру подростков.

В 10-х классах уровень духовно-нравственных ценностей находится на среднем уровне. Учащиеся уверены в значимости духовно-нравственных ценностей. Имеют сформированные ценностные ориентации, проявляют духовно-нравственную самостоятельность. Среди основных ценностей выделяют: здоровье родителей, сочувствие и помощь другим людям, быть человеком и иметь доброе сердце.

Большинство учащихся проявляют последовательность, непоколебимость в реализации задач духовно-нравственного воспитания. Имеет место независимость суждений, самостоятельность при решении задач духовно-нравственного характера.

3. Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Результаты экспресс-опросника показали, что уровень толерантности у учащихся нашей школы находится на среднем уровне. Для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В социальных ситуациях ребята стараются вести себя толерантно, т.к. многие имеют друзей межнационального уровня и др. этнических сословий.

Более того, в последнее время видна отрицательная динамика совершения преступлений и правонарушений учащимися.  

Результаты проведенных диагностик показывают необходимость разработки программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития учащихся.


РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.1. Целью программы: создание психолого-педагогических условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны).

Программа нацелена на:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися и воспитанниками целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями, индивидуальными особенностями развития и состоянием здоровья;
  • становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
  • создание качественно новых условий воспитания в интересах личностного роста,
  • позитивной социализации подрастающего поколения.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (обществознание, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Задачи в соответствии с ФГОС, определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным, метапредметным результатам и предусматривают:

  1. Формирование развития личности, органически сочетающей в себе стремление к формированию семейных ценностей, к самореализации и уважение к правам и интересам членов общества; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества;
  2. Создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника на основе семейных, традиционных культурных и религиозных ценностей российского народа;
  3. Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор в социальной действительности посредством проектной деятельности несовершеннолетних;
  4. Освоения подростком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  5. Приобщения молодежи к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
  6. Снижение уровня асоциальных проявлений среди школьников, через:
  • сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
  • повышение престижа семьи, отцовства и материнства;
  • содействие семье в реализации воспитательной функции, повышение воспитательного потенциала современной семьи и семейной политики, укрепление авторитета института семьи и его базовых ценностей;
  • формирование способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих ценностей и естественных прав человека;
  • развитие способностей к самооценке и самосовершенствованию;
  • психологическое благополучие подростка в семье;
  • оптимизация отношений между детьми и родителями.

1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Для создания условий с целью гармонизации личности старшеклассников, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Таким образом, цель программы духовно-нравственного воспитания обучающихся и воспитанников направлена на создание модели выпускника школы каждого образовательного уровня.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ступени основного общего образования – 8-9 класс

Ценностный потенциал

Творческий потенциал

Понимание величия накопленного человечеством культурного наследия, гордости перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений;  принятие ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов

Сформированность у учащихся представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.

Творчески развитая личность, принимающая духовно-нравственное начало человеческой индивидуальности в качестве важнейшей жизненной ценности, готовая к самовоспитанию и развитию своего творческого потенциала во всех областях социально и социокультурно ориентированной деятельности.

Познавательный потенциал

Коммуникативный потенциал

  • знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту второй ступени;
  • знания широкого спектра профессиональной деятельности человека (прежде всего экологической и правовой);
  • знание своих психофизических особенностей;
  • абстрактно-логическое мышление;
  • сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей;
  • умение развивать и управлять познавательными процессами личности;  

способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.  

  • усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • овладение навыками неконфликтного общения;
  • способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам;

профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления.

Нравственный потенциал

  • восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор»;
  • знание и соблюдение традиций школы; осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально- ценные формы и способы самореализации;  
  • готовность объективно оценивать себя, отстаивать свою собственную позицию, отвечать за свои поступки и действия;
  • активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать КТД, беседу, игру и т.п.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

ступени среднего общего образования – 10 класса

Ценностный потенциал

Творческий потенциал

  • восприятие человеческой жизни как главной ценности;
  • осмысление понятий: честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность;
  • честность, целеустремленность;
  • социальная активность.
  • профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами и задачами;

навыки поискового мышления.

Креативная, критически мыслящая, творческая, физически здоровая, социальномобильная, конкурентоспособная личность, готовая нести ответственность за свой выбор.

Познавательный потенциал

Коммуникативный потенциал

  • знания, умения и навыки, соответствующие образовательному стандарту, профильного уровня различных направлений;  
  • память и творческое мышление;  
  • наличие желания и готовности продолжить обучение по окончанию школы; самореализация дальнейшего жизненного пути.

Сформированнность индивидуального стиля общения;  овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения  в кризисной жизненной ситуации.

Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла своей жизни; усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность»; понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.

1.3. ФОРМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Программа обеспечивает вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.


1.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания реализуется на базе Открытой (сменной) общеобразовательной школы г. Стрежевого педагогом–психологом школы с привлечением классных руководителей.

В школе имеется:

- кабинет психологической разгрузки;

-компьютерный класс с доступом к сети интернет.

- интерактивное оборудование.

Для проведения различного рода уроков, мероприятий, классных часов воспитательного характера в школе имеется необходимая аудио, видео и мультимедийная техника, интерактивная доска и др.

Организация выездных мероприятий на территории социальных партнеров программы (библиотека, приход храма Свято-Никольской церкви г. Стрежевого, оборонно-спортивный клуб "Десантник" имени Героя России гв. ст. лейтенанта А.В. Воробьева и др.

Проводение благотворительных тематических акций на территории г.о. Стрежевой


РАЗДЕЛ 2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ «ОСОШ»

2.1. Основные направления деятельности и ценностные установки.

Содержанием духовно-нравственного воспитания обучающихся на всех уровнях образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

достоинство;

свобода (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских присваиваются школьниками представлений о религиозных идеалах;

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения подростка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Основными направлениями деятельности в рамках реализации поставленных целей и задач станут:

  • развитие социального партнерства МОУ «ОСОШ» с другими образовательными учреждениями и общественными субъектами в решении задач воспитания молодежи;
  • развитие социального партнерства со Свято-Никольским приходом г. Стрежевого;
  • развитие диалога культур через реализацию программ курсов внеурочной деятельности, обновлению содержания и форм воспитания;
  • развитие привлекательных для ребенка воспитывающих детско-взрослых общностей, в которых культивируется социально приемлемый образ жизни, и создаются благоприятные условия для ценностного самоопределения молодежи;
  • обновление содержания и форм повышения квалификации педагогов в направлении развития их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, совершенствование культуры проектирования целей и результатов, планов и программ, моделей и систем воспитания;
  • развитие компетенций учащихся и воспитанников в соответствии с уровнем образования.

 

2.2. Основные подходы и принципы реализации программы

Методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания на основе понимания целостности и единства воспитания и обучения, а также взаимодействия всех ведомственных и общественных организаций в воспитательном пространстве школы.

Ведущими (базовыми) подходами к развитию воспитания являются аксиологический, деятельностный, системный подходы.

Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации.

Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагог- ученик и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания.

Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие возрастными изменениями ребенка.

Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитания на новый качественный уровень.

Полноценная реализация названных выше подходов возможна при соблюдении ряда принципов.

Принцип учета возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей подростков.

Принцип социального партнерства в воспитании ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.

Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание, осуществляясь в детско-взрослых общностях различного типа, дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип преемственности в воспитании указывает на непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических и российских ценностей и традиций.

Принцип государственно-общественного управления воспитанием предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения.

Принцип ориентации на идеал. Реализация принципа предполагает построение системы воспитания и социализации обучающихся на основе актуализации определенных идеалов, хранящихся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Принцип следования нравственному примеру предполагает наполнение содержания учебного процесса, внеучебной деятельности примерами нравственного поведения. Просмотр и обсуждение фильмов; цикл мероприятий в рамках реализации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение школьников со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Просмотр и обсуждение фильмов; цикл мероприятий в рамках реализации программы мероприятий представителями Свято-Никольского приходом г. Стрежевого, Томской области, участие в проектных и исследовательских работ сверстников и др. - формы, используемые педагогами школы.

Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно - деятельностный характер. Подросток включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Организация социально-педагогического партнерства, использование интеллектуальных, социокультурных, спортивных ресурсов города Стрежевого- основные механизмы совместного решения личностно и общественно значимых проблем воспитания.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания предполагает интеграцию содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемой на основе базовых национальных ценностей.


РАЗДЕЛ 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В рамках реализации Программы особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися).

Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля

3.1. Модуль «Я гражданин и патриот»

включает в себя:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; - формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; - приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры;
  • ориентирование на духовно-нравственное воспитание путѐм ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии;
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

Духовно-нравственное направление. Курсы внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов «Семейные ценности», для обучающихся 10 классов «Школа волонтера. Умей сказать «нет». Общее количество часов -34. Длительность одного занятия равна школьному учебному часу и составляет 40-45 минут.

3.2. Модуль «Я патриот и гражданин»

Военно-патриотическое включает в себя:

  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Гражданско-правовое направление ориентировано:

  • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; - формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
  • развитие реально действующего школьного самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

В рамках данного направления реализуются курсы внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов «Делать людям хорошее», для обучающихся 10 классов «Я – гражданин России», «Мы разные, но равные». Общее количество часов - 34. Длительность одного занятия равна школьному учебному часу и составляет 40-45 минут.

Формы и методы работы с учащимся:

  • лекции, диспуты;
  • проведение тематических психологических игр;
  • тренинги;
  • использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.);
  • разработка и презентация тематических социальных проектов;
  • посещение тематических выставок (в онлайн формате) краеведческого музея города;
  • психологическое консультирование.

3.3. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьного психолога, направленная на сохранение психологического здоровья несовершеннолетних через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых. 

На групповом уровне:

  •  родительский всеобуч происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  •  взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости

 На индивидуальном уровне:

  • обращение к психологу по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий внеурочной деятельности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Формы и методы с родителями:

  • проведение дискуссий и круглых столов,
  • проведение тематических форм тренинга,
  • использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).

3.4. Модуль «Работа с педагогами»

Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между учащимся–педагогом-психологом. Оказывая содействие в организации тематического учебно-воспитательного процесса с учащимися, психолог дает рекомендации по работе с трудными подростками и учащимися «группы риска».

Формы и методы работы с педагогами школы:

  • Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы духовно-нравственного и гражданско–патриотического воспитания.
  • Проведение тематических семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов в рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. 
  • Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса. 
  • Индивидуальные консультации для учителей и классных руководителе по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития. 
  • Консультирование в этом направлении организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который предлагает учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.
  • Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
  • Психотерапевтическая работа с педагогами.


РАЗДЕЛ 4. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ.

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ «ОСОШ» является нравственное развитие подростка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

  • проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;
  • создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

  • ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;
  • оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;
  • уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно-психологический климат школы;
  • наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в МОУ «ОСОШ».

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, ситуация выбора.

Раздел 5. План мероприятий по реализации Программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию несовершеннолетних

«С кого начинается Родина?»

на 2021– 2023 уч. года

Название мероприятия

Форма проведения

Время проведения

Для кого проводится

Ответственный

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Создание и разработка нормативно правовой базы

Разработка и утверждение локальных актов

Педагогический совет

Январь -2021 г.

Администрация школы

Утверждение ответственного лица за реализацию Программы

Январь -2021 г.

Администрация школы

Организационно-методические мероприятия

Оформить стенд в кабинете психолога по сопровождению учеников и их родителей по духовно-нравственному воспитанию и развитию

Сентябрь

Педагог-психолог

Изучение литературы

В течение года

Педагог-психолог

Анкетирование подростков «Сформированность гражданско-патриотических убеждений».

Ноябрь -май

8-10 классы

Педагог-психолог

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)

ноябрь

май

8-10 классы

Педагог-психолог

«Диагностика отношения к жизненным ценностям».

ноябрь

май

8-10 классы

Педагог-психолог

Организация совместной работы с Советом ветеранов города

Установление и поддержание шефских связей с Советом ветеранов

В течение года

Администрация школы

Встречи с ветеранами войн (Афганской, Чеченской),  цикл классных часов, посвященных памятным датам ВОВ

В течение года

8-10 классы

Заместитель директора по ВР

Городской праздник, посвященный Дню защитника Отечества

Февраль

8-10 класс

Администрация школы

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Модуль «Я патриот и гражданин»

Мероприятие из программы «Я – гражданин России».

Выставка тематических плакатов «С днем рожденья, Стрежевой»

сентябрь

8-10 кл.

Кл. руководители,

педагог-психолог

Тематические классные часы «Беслан, мы помним о тебе»

Мероприятие из программы «Я – гражданин России».

Тренинг «Патриотизм и как я его понимаю»

октябрь

Мероприятие из программы «Мы разные, но равные».

Цикл классных часов по теме «День народного единства» «

октябрь

8-10 кл.

Педагог-психолог, классные руководители, родители

Мероприятие из программы «Я – гражданин России».

Проект «Моё Отечество».

ноябрь

Уроки Мужества, «Битва под Москвой», «Блокадный Ленинград», «Герои афганцы», «Сталинградская битва», «У войны не женское лицо», «Никто не забыт, ничто не забыто».

В течение года

Проект  «По тропам истории Великой отечественной войны».

Ноябрь- декабрь

9 кл.

Кл. руководители,

педагог-психолог, родители

Защита проектов школьного этапа «Я – гражданин России»

Январь –февраль

8-10 кл.

Совместные встречи с ветеранами боевых действий, родителями, выпускниками школы -  

 «Есть такая профессия родину защищать»

февраль

Педагог-психолог, классные руководители, родители, выпускники школы

Сюжетно-ролевая игра «Дорогами героев».

В течение года

Педагог-психолог

Акция «Открытка ветерану»

Январь

8-10 кл.

Педагог-психолог, классные руководители

Фотовыставка «Боевые награды деда моего»

Май

Педагог-психолог, классные руководители, родители

Модуль

 «Я гражданин и патриот»

КТД «День Знаний»

Сентябрь

Администрация школы, классные руководители

Мероприятие программы «Школа волонтера. Умей сказать «нет».

Тренинг «Навыки эффективного общения»

Октябрь

Педагог-психолог

Мероприятие программы «Семейные ценности».

Проект  «Функции семьи. Семейная система»

октябрь-ноябрь

Педагог-психолог, классные руководители, родители

День пожилого человека.

Поздравительные открытки пожилых людей города.

«Люди пожилые сердцем молоды».

Октябрь

8-10 кл.

Классные руководители, педагог-психолог

Тематический урок с привлечением иерея Свято-Никольского прихода города Стрежевого.

Рождение семьи. Сущность брака и семьи. Исторический взгляд на семью и брак.

Октябрь

(по согласованию)

8-10 кл.

Педагог-психолог

Мероприятие «Школа волонтера. Умей сказать «нет».

КТД акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»

Ноябрь

Администрация школы,

педагог-психолог, классные руководители, родители.

Мероприятие программы «Семейные ценности».

Цикл классных часов «Основные ценности семьи».

КТД «День матери».

Ноябрь

Занятие с подростками. «Антибуллинг».

Ноябрь

Педагог-психолог

Тренинг для учащихся «Я и мои ценности»

Декабрь

Защита проекта «Функции семьи. Семейные ценности».

Декабрь

Администрация школы,

педагог-психолог, классные руководители, родители.

Мероприятие программы «Семейные ценности».

Проект  «Моя семья».

Январь

Педагог-психолог, классные руководители, родители

Защита проекта «Моя семья».

Март

Мероприятие программы «Школа волонтера. Умей сказать «нет».

- Городская акция «Я выбираю жизнь!»

Февраль

Областная акция УФСКН «Думай до, а не после…»

- Школьная выставка агитационных плакатов антинаркотической рекламы «У тебя еще есть шанс вернуться к жизни!»;

- тренинг с подростками «Как найти себя?»

-Тематический классный час с привлечением иерея Свято-Никольского прихода «Не сломай свою судьбу» ;

- Спортивное общешкольное мероприятие «Мы за спорт»;

- Беседы по профилактике  правонарушений.  Встреча с работниками КДН и ЗП, ПДН, детским наркологом.

Февраль

8-10 кл.

Педагог-психолог, классные руководители, учитель физ-ры, инспектор КДН и ЗП, ПДН, врач нарколог

Консультирование подростков по возникающим сложным жизненным ситуациям.

В течение года

Педагог-психолог

Тематическая беседа иерея Свято-Никольского прихода города.

Беседа «Духовные традиции семьи»

Апрель

(по согласованию)

Педагог-психолог

Тематический классный час «Мой дом- моя крепость»

Май

Педагог-психолог

Модуль

«Работа с родителями»

Родительское собрание "Семейные ценности – залог успешного воспитания".

Октябрь

Педагог-психолог

Родительское собрание «Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?»

Декабрь

Психологический брифинг «Мой ребенок меня не слышит»

Февраль

Индивидуальное консультирование

В течение года

Круглый стол «Вечные ценности: семья и дети»

Март

Модуль

«Работа с педагогами»

Выступление на педагогическом совете

Сентябрь

Педагог-психолог

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания школьников».

Декабрь

Педагогический брифинг. «Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного»

Февраль

Представление опыта работы на городской группе психологов.

Круглый стол «Патриотическое воспитание молодежи»

Март

РЕАЛИЗАЦИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Проведение анкетирование по итогам реализации программы

Мониторинг  нравственной воспитанности:

– диагностика нравственной самооценки;

– диагностика этики поведения;

– диагностика отношения к жизненным ценностям;

– диагностика нравственной мотивации.

Сентябрь-май

Педагог-психолог

Справка по итогам контроля организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию

март

Представление итогов реализации программы на педагогическом совете школы.

май

Раздел 6. Список используемой литературы:

  1. Выдержка из Конституции Российской Федерации принята Всенародным Голосованием 12 Декабря 1993 г.
  2. Сорокина Е. Н. Модель Системы Гражданско-Патриотического Образования И Воспитания В Условиях Гимназии // Информ-Образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 106-120.
  3. Калашникова А. С., Парсян А. Ш., Полонский Е. В. Инструменты Формирования Патриотизма В Российской Федерации // Молодой Ученый. — 2015. — №11.1. — С. 9-11. — URL Https://Moluch.Ru/Archive/91/18982/ (Дата Обращения: 23.03.2020).
  4. Концепция духовно-нравственного развития https://imc.adm-spb.info/wp-content/uploads/2017/09/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf.
  5. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
  6. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ)
  7. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
  8. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
  9. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду
  10. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).
  11. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка: ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236