Опытно - экспериментальная деятельность (ранний возраст и 1 младшая группы)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 82»
Группа «Подсолнушки»
Опытно-экспериментальная деятельность
в группах раннего возраста
и первой младшей.
Составитель: воспитатель
Шестакова Оксана Сергеевна
г. Чита 2022 г.
Сентябрь
1. «Мыльные пузыри». Рассматривание
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Ход образовательной деятельности: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).
2. «Рябь на воде». Экспериментирование
Цель: Развитие дыхательного аппарата.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход образовательной деятельности: На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что, когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.
3. «Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент
Цель: Различие слухового внимания.
Задачи: Вызывать заинтересованность детей к происходящему.
Ход образовательной деятельности: Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.
Октябрь
1. «Вода холодная и горячая». Эксперимент
Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Задачи: Развивать тактильные ощущения.
Ход образовательной деятельности: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая).
2. «Чудесный мешочек» №1 (по форме). Эксперимент
Цель: Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Задачи: Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Ход образовательной деятельности: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
3. «Воздух под водой». Эксперимент
Цель: Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
Задачи: Развивать дыхательный аппарат.
Ход образовательной деятельности: в бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
Ноябрь
1. «Лёгкий - тяжелый». Опыт
Цель: Знакомство детей с весом предметов.
Задачи:
∙ Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
∙ Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Ход образовательной деятельности: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка).
2. «Игры с губкой». Эксперимент
Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
Задачи:
∙ Познакомить со свойствами губки.
∙ Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.
∙ Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Ход образовательной деятельности: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.
3. «Шарики с сюрпризом». Рассматривание
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
∙ Развивать тактильные ощущения.
∙ Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители
различаются.
Ход образовательной деятельности: в гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.
Декабрь
1. «Прищепки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
∙ Развивать мелкую моторику рук.
∙ Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
Ход образовательной деятельности: Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
2. «Бумага». Эксперимент
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи:
∙ Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
∙ Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход образовательной деятельности: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
3. «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент
Цель: Обучение детей соотносить предметы по цвету.
Задачи:
∙ Развивать тактильные ощущения.
∙ Дать детям название цветов, активизировать речь.
∙ Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Ход образовательной деятельности: Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.
Январь
1. «Игра с пёрышком». Экспериментирование
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей. Задачи:
∙ Формировать словарь: части тела.
∙ Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.
Ход образовательной деятельности: Взять цветное пёрышко и действовать согласно словам: Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
2. «Игры с султанчиками». Эксперимент
Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация
мышц губ.
Задачи: Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.
∙ Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер).
∙ Создание положительного эмоционального настроения.
Ход образовательной деятельности: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
3. «Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям). Эксперимент
Цель: Развитие тактильных ощущений.
Задачи:
∙ Развивать тактильные ощущения.
∙ Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
∙ Создать положительный эмоциональный настрой у детей.
Ход образовательной деятельности: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети
достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из
ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.
Февраль
1. «Развесим платочки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
∙ Развивать мелкую моторику рук.
∙ Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.
Ход образовательной деятельности: Обратить внимание детей на постиранные платочки для
куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.
2. «Найди по звуку». Эксперимент
Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.
Задачи:
∙ Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
∙ Создание положительного эмоционального настроения.
∙ Закреплять названия музыкальных инструментов.
Ход образовательной деятельности: К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с
погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
3. «Снег. Какой он?». Рассматривание
Цель: Знакомство со свойствами снега.
Задачи:
∙ Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
Развивать тактильные ощущения.
Ход образовательной деятельности: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.
Март
1. «Что в пакете?». Эксперимент
Цель: Обучение детей действиям по показу.
Задачи:
∙ Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.
∙ Вызывать чувство радости и интереса.
Ход образовательной деятельности: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.
2. «Открываем, закрываем». Опыт
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
∙ Разрабатывать мелкую моторику рук детей.
∙ Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.
∙ Повышать эмоциональное настроение.
Ход образовательной деятельности: Незнайка принес баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.). Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.
3. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт
Цель: Развитие слухового внимания детей.
Задачи:
∙ Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.
∙ Вызывать радость и удивление у детей.
Ход образовательной деятельности: Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.
Апрель
1. «Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
Задачи:
∙ Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
∙ Развивать смекалку, любознательность.
∙ Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
∙ Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
∙ Вызвать чувство радости и удивления.
Ход образовательной деятельности: посмотрели в окошечко – солнышко светит.
Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он.
Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
2. «Ветер по морю гуляет». Опыт
Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
Задачи:
∙ Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.
∙ Учить различать и самим регулировать его силу.
∙ Поднятие эмоционального настроения у детей.
Ход образовательной деятельности: в тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
3. «Играем с песком». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
∙ Поднимать эмоциональное настроение у детей.
Ход образовательной деятельности: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в
воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.
Май
1. «Плавает, тонет». Опыт
Цель: Закрепление знаний о весе предмета.
Задачи:
∙ Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
∙ Способствовать созданию радостного настроения.
Ход образовательной деятельности: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые
шарики – плавают.
2. «Что в трубке лежит?». Эксперимент
Цель: Развитие любознательности у детей.
Задачи:
∙ Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку).
Развивать усидчивость, терпение.
∙ Вызвать чувство радости и удивления.
∙ Развивать мелкую моторику рук.
Ход образовательной деятельности: Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.
3. «Доска Самоделкина». Эксперимент
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
∙ Развивать мелкую моторику рук.
∙ Поднимать эмоциональное настроение у детей.
Ход образовательной деятельности: обратить внимание ребят на доску с интересными
приспособлениями, показать, как можно ими манипулировать. Дать поиграть ими Незнайке, а потом и детям.
Список используемой литературы
1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.
5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.
- Мне нравится (1)