Нападение или агрессия?
Агрессия (от латинского «аgrеssio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napadenie_ili_agressiya.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Нападение или агрессия?
Агрессия (от латинского «аgrеssio» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) [1].
В.В. Юрчук [2] рассматривает агрессивное поведение как мотивационное поведение, акт, который может наносить вред объектам атаки - нападения или физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них дискомфорт, депрессию, напряжённость, страх, аномальное психопереживание.
Анализ литературных данных показал, что не существует единого определения агрессии и агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии.
Из зарубежных исследований по проблеме агрессии и агрессивного поведения наибольшего распространения заслужили концепции таких авторов, как К. Лоренц, Э. Фромм, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, Д. Доллард, Зильманн и др.
По мнению К. Лоренца, термин «агрессивность» означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не окрашен никак - ни негативно, ни позитивно, нейтрален» [1]. Это связано с тем, что ярость, например, не всегда является негативной для индивида или общества. Автор считал, что многие успехи, которых достигло человечество, без ярости не были бы достигнуты, так как она послужила своеобразным сигналом для начала деятельности и возникновения индивидуальной и групповой активности.
Агрессия представляет собой одну из наиболее частых проблем поведения, возникающих у ребенка с нарушениями эмоционального развития достаточно рано.
Эта тенденция может наблюдаться и при вполне благополучном аффективном развитии, когда, например, расшалившийся малыш начинает все раскидывать, разбрасывать, растаптывать или неожиданно может подбежать и стукнуть или укусить маму или, чрезмерно возбудившись от шумной возни с другими детьми, ударить находящегося рядом ребенка или бросить в него чем-нибудь.
В случае трудностей аффективного развития, когда имеет место особая легкость пресыщения, а следовательно и быстрота перерастания исходно положительного впечатления в отрицательное, данная тенденция выражена особенно сильно.
Другая частая причина агрессии - протестная реакция. Также как уход и экранирование заглушающей неприятные воздействия извне аутостимуляцией, она выполняет в этом случае функцию защиты.
Ребенок протестует, прежде всего, против превышения доступного ему уровня взаимодействия с окружающими и нарушения стереотипных условий его существования.
При этом агрессивные действия ребенка могут быть направлены как на близкого человека, так и на самого себя (он может биться головой, стучать себя по голове, кусать руку).
Характерно, что при симбиотической привязанности малыша к матери физическая агрессия по отношению к ней чаще возникает, когда для ребенка возникает угроза потери ее стабильности, надежности (например, когда она очень расстроена, плачет или раздражена).
И в случае моментально наступающего пресыщения малыша в принципе приятным, но слишком сильным для него впечатлением, и в случае непереносимости дискомфортного переживания очень важна профилактика возникновения частных агрессивных срывов. Для этого следует учитывать степень выносливости ребенка, соблюдать дозированность взаимодействия с ним, не пытаться резко менять освоенный им стереотип этого взаимодействия.
Агрессия может проявляться и как влечение: стремление схватить за волосы, вдавиться подбородком в плечо взрослого. Справиться с влечением очень трудно.
Попытки переключить ребенка на какое-то другое впечатление, запретить ему подобные действия путем окрика, наказания не только малоэффективны, но и приводят обычно в последнем случае к их усилению, либо возникновению самоагрессии.
Вместе с тем, игнорировать такое поведение тоже невозможно. Достаточно действенным приемом является крепкое объятие малыша в ответ на его импульсивные агрессивные действия, прижатие его к себе, обилие тактильного контакта.
Однако, как мы уже говорили, агрессивные тенденции могут быть не только негативным проявлением, отражением дискомфорта, страха, чрезмерного возбуждения малыша, но и показателем положительной динамики его аффективного развития, повышения его психического тонуса. Например, увеличение речевой и двигательной активности ребенка, зарождение самостоятельных попыток контакта с окружающими могут сопровождаться появлением или временным усилением генерализованной агрессии.
Причины агрессивных проявлений и формы их выражения могут быть разнообразны. Для раннего возраста особенно характерна генерализованная агрессия, возникающая на фоне возбуждения ребенка, провоцируемая слишком сильным эмоциональными переживаниями (в том числе и положительными) [2].
Генерализованная агрессия у ребенка обычно появляется на определенном этапе коррекционной работы.
Часто дети, очень тормозимые и робкие в первых взаимодействиях, растормаживаются при попытках их тонизирования, при достижении непосредственного эмоционального контакта с ними, который они переживают крайне остро и легко перевозбуждаются.
Выглядит эта в деятельности следующим образом: ребенок как бы случайно поддается на любую провокацию из окружения - разбрасывает игрушки, рассыпает мозаику, разливает краску и т. д. На совершенные действия сразу происходит фиксация, ребенок приходит в возбуждение.
Если пытаться в этот момент его остановить, переключить - у него начинает нарастать напряжение, может усилиться двигательное беспокойство, возникнуть аффективный взрыв. Ребенку действительно необходимо такое "выпускание" внутреннего напряжения.
Однако нельзя просто разрешить подобные агрессивные действия или игнорировать их. Одно снятие барьера может привести лишь к усилению возбуждения ребенка.
Необходимо активно подключиться к подобным аффективным действиям, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, подключая их к созданию нового яркого эмоционального образа.
Так, рассыпание мозаики можно превратить в "салют" или "дождик", размазывание краски - в рисование моря или лужи, разрывание бумаги - в "снег", "полет бабочек". Таким образом, формируется новая эмоционально положительная доминанта.
Создаваемые эмоциональные образы должны быть динамичными, толкающими ребенка на не менее аффективно заряженную активность. Необходимо сразу пытаться вводить сюжет, внутри которого могли бы быть актуализированы агрессивные тенденции ребенка, но не в форме его примитивных манипуляций игровым материалом, а в большей степени в виде переживания моментов "экспансии".
Построение игры, в которых дальнейшем надо пытаться по возможности разворачивать, пробовать соединять в единый сюжет, подробнее обыгрывать ситуации праздника с салютом - для кого, выбираем героя, можно построить дом и обыграть сюжет , пригласить друзей на праздник..,
Работать с такой формой агрессии надо очень осторожно. Ребенок уже имеет возможности осознать неправильность своего поведения и переживает его, даже если игровая ситуация его оправдывает.