Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЦВЕТОВОДСТВО»

Копеистова Александра Олеговна

1. Комплекс основных характеристик дополнительной   

   общеобразовательной общеразвивающей программы

 

  1. Пояснительная записка.

Направленность -  естественнонаучная.

 

Актуальность программы

В настоящее время, в условиях ухудшения общей экоситуации на планете, большую роль в воспитании у подрастающего поколения обретает чувство личной ответственности за сохранение биологического равновесия. Но у современных детей интерес к живой природе снижен. Представляемая программа призвана  показать им красоту и обаяние даже самого скромного растения, самого неприметного цветка. Комнатное и садовое цветоводство – искусство, неисчислимые тонкости которого оттачивались на протяжении столетий. Программа дает возможность каждому  ребенку проявить умение видеть красоту и самому  создавать прекрасное.

            Декоративное растениеводство, являясь одним из важных направлений в благоустройстве человеческого мира,  имеет все актуальные возможности  расширять знания и практические умения учащихся в области экологии и биоэстетики.

 

            Отличительная особенность программы.

Дети  открывают для себя неизведанный мир растений. Выразительный и бесконечно разнообразный облик растений не позволяет оставаться равнодушным, давая тот импульс, от которого разгорается интерес к цветам, к науке ботанике, к живой природе. Душа просит хотя бы кратковременного, но ежедневного общения с живой природой. И такими ниточками, позволяющими сохранить с ней связь, может стать данная программа. Программа «Цветоводство» была разработана в 2021 году, а реализовывалась в 2021-2022 году. Для реализации программы в 2022-2023 году были внесены некоторые изменения, а именно: добавлен новый раздел и темы для изучения, увеличено количество лекционных занятий и практических работ с дальнейшим выходом на конференции, конкурсы, выставки.

 

Адресат программы. Данная программа разработана для детей младшего и среднего школьного возраста  (9-12 лет).

 

Возрастные особенности

В этом возрасте у детей происходит усиленное развитие всех психологических процессов. Общение становится ведущим видом деятельности у среднего школьного возраста, а у младшего - ведущей остается учебная деятельность. Дети в этом возрасте свободно, легко усваивают более сложный материал, проявляют интерес ко всему новому, с удовольствием занимаются практической работой и любят наблюдать за результатами своего труда.

            Важная особенность  - мотивация достижений. В этот период в организме младшего подростка происходит физиологический сдвиг, что,  в свою очередь, приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая, что они не умеют работать. С учетом практической направленности программа дает возможность реализовать образовательный процесс в индивидуальном темпе, поэтому  количество теоретических занятий в процентном отношении возрастает.

            Этот возраст наиболее особенно благоприятен для развития творческого мышления, поэтому активно используется метод проектов. Соответственно сохраняется приоритет практических занятий.

            Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом.

 

Сроки реализации программы.

Программа «Цветоводство» рассчитана на 1 модуль - для детей начального и среднего школьного  звена, что является «стартовым» уровнем.

 

Объём и режим занятий. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство» в  соответствии с рекомендациями «СанПиНа осуществляется из расчета:

1 модуль  -  9 месяцев, 144 часа в год, по 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа).    

Наполняемость групп «Цветоводство» зависит от площади кабинета и составляет в первый год обучения  - 10-12 человек.

Цель и задачи программы.

    Цель программы:   изучение основ декоративного цветоводства в условиях

дополнительного образования

     Задачи программы:

Обучающая: дать знания по размножению и уходу за  растениями, учитывая при этом их отличительные особенности.

Развивающая: развивать интерес и формировать  практические навыки по выращиванию цветов, умение видеть и создавать прекрасное, фантазию и воображение.

Воспитательная:  воспитывать  трудолюбие,  художественно-эстетический вкус и чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к родной природе.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Обучающийся стартового уровня  должен знать:

  • Роль  комнатных  растений в жизни человека.
  • Особенности строения растений.
  • Требования комнатных растений к условиям произрастания.
  • Дренаж и его значение.
  • Уход за комнатными растениями.
  • Размножение комнатных растений.
  • Правила создания композиций из комнатных цветов.
  • Правила техники безопасности при работе.

 

Обучающийся стартового уровня  должен уметь:

  • Собирать и сушить семена цветочных растений.
  • Правильно поливать комнатные растения.
  • Мыть и опрыскивать растения.
  • Удалять сухие листья и отцветшие цветы.
  • Рыхлить почву в цветочных горшках.
  • Приготавливать почвенные смеси.
  • Правильно сеять семена растений.
  • Пикировать рассаду, ухаживать за ней и высаживать в открытый грунт.
  • Размножать комнатные растения вегетативным способом и делением куста.
  • Сажать и пересаживать растения.
  • Наблюдать за ростом растений.
  • Производить подкормку (корневую и внекорневую) растений.
  • Соблюдать правила создания композиций из комнатных цветов.
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе

 

Метапредметные результаты:

  • умение действовать по предложенному  плану и планировать свою деятельность;
  • умение различать трудность задачи и продумывать пути ее решения;
  • умение вести диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • умение выражать свои мысли.

 

Личностные результаты:

  • устойчивость мотива и  интереса  к обучению;
  • ориентация на самооценку;
  • формирование коммуникативной компетенции;
  • нравственная ориентация;
  • формирование эмпатии (способность к сопереживанию);
  • формирование здорового образа жизни;
  • эмоционально-ценностное восприятие природы.

 

 

                  1.4. Содержание программы:

Учебный план 1 модуля:

№  п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Вопросы,

диагностическая карта мониторинга

2

Строение цветочных и декоративнолистных растений

12

7

5

Вопросы, самостоятельная работа. Зарисовки и записи в тетрадях.

3

Аранжировка цветов

16

5

11

Вопросы, самостоятельная работа.

4

Условия произрастания растений

16

12

4

 

5

Способы размножения декоративных растений

10

 

7

3

Вопросы, самостоятельная работа.

6

Вредители и болезни

2

2

-

Вопросы. Самостоятельная работа.

7

Уход за комнатными растениями

36

4

32

Вопросы. Самостоятельная работа

8

Цветники. Проектирование и оформление

48

11

37

Вопросы, защита мини-проектов

9

 Итоговое занятие

2

-

2

Вопросы,  конкурсы, игры, защита творческой работы,  диагностическая карта мониторинга

Итого:

   144

49

95

 

 

 

Оценочные материалы.

Формами подведения итогов реализации программы являются результаты входящих диагностик, промежуточного контроля, итоговой аттестации и участие обучающихся в конкурсах, конференциях и выставках разного уровня.

Методами отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы является:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов:

  • тестирования, опрос, выполнения обучающимися  диагностических заданий,
  • участия воспитанников в мероприятиях (выставках, конкурсах, акциях и др.),
  • решения задач поискового характера,
  •  активность обучающихся на занятиях и т.п.

- педагогический  мониторинг и  мониторинг образовательной деятельности детей (контрольные задания, тестирование,  оценка сверстников и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\ДЛЯ РАБОТЫ\документы для программ шапка, нормативка\Шапка 2022.jpg

                                                                                                                                     

         

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «ЦВЕТОВОДСТВО»

естественнонаучная  направленность

Автор  - составитель:

педагог дополнительного образования

Копеистова  Александра Олеговна

Хвалынск

2022

1. Комплекс основных характеристик дополнительной    

   общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка.

Направленность -  естественнонаучная.

Актуальность программы 

В настоящее время, в условиях ухудшения общей экоситуации на планете, большую роль в воспитании у подрастающего поколения обретает чувство личной ответственности за сохранение биологического равновесия. Но у современных детей интерес к живой природе снижен. Представляемая программа призвана  показать им красоту и обаяние даже самого скромного растения, самого неприметного цветка. Комнатное и садовое цветоводство – искусство, неисчислимые тонкости которого оттачивались на протяжении столетий. Программа дает возможность каждому  ребенку проявить умение видеть красоту и самому  создавать прекрасное.

            Декоративное растениеводство, являясь одним из важных направлений в благоустройстве человеческого мира,  имеет все актуальные возможности  расширять знания и практические умения учащихся в области экологии и биоэстетики.

            Отличительная особенность программы.

Дети  открывают для себя неизведанный мир растений. Выразительный и бесконечно разнообразный облик растений не позволяет оставаться равнодушным, давая тот импульс, от которого разгорается интерес к цветам, к науке ботанике, к живой природе. Душа просит хотя бы кратковременного, но ежедневного общения с живой природой. И такими ниточками, позволяющими сохранить с ней связь, может стать данная программа. Программа «Цветоводство» была разработана в 2021 году, а реализовывалась в 2021-2022 году. Для реализации программы в 2022-2023 году были внесены некоторые изменения, а именно: добавлен новый раздел и темы для изучения, увеличено количество лекционных занятий и практических работ с дальнейшим выходом на конференции, конкурсы, выставки. 

Адресат программы. Данная программа разработана для детей младшего и среднего школьного возраста  (9-12 лет).

Возрастные особенности

В этом возрасте у детей происходит усиленное развитие всех психологических процессов. Общение становится ведущим видом деятельности у среднего школьного возраста, а у младшего - ведущей остается учебная деятельность. Дети в этом возрасте свободно, легко усваивают более сложный материал, проявляют интерес ко всему новому, с удовольствием занимаются практической работой и любят наблюдать за результатами своего труда.

            Важная особенность  - мотивация достижений. В этот период в организме младшего подростка происходит физиологический сдвиг, что,  в свою очередь, приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая, что они не умеют работать. С учетом практической направленности программа дает возможность реализовать образовательный процесс в индивидуальном темпе, поэтому  количество теоретических занятий в процентном отношении возрастает.

            Этот возраст наиболее особенно благоприятен для развития творческого мышления, поэтому активно используется метод проектов. Соответственно сохраняется приоритет практических занятий.

            Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом.

Сроки реализации программы.

Программа «Цветоводство» рассчитана на 1 модуль - для детей начального и среднего школьного  звена, что является «стартовым» уровнем.

Объём и режим занятий. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство» в  соответствии с рекомендациями «СанПиНа осуществляется из расчета:

1 модуль  -  9 месяцев, 144 часа в год, по 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа).    

Наполняемость групп «Цветоводство» зависит от площади кабинета и составляет в первый год обучения  - 10-12 человек.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа        естественнонаучной направленности «Цветоводство» разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся».
  3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам, утверждённый приказом  Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.  № 196» 
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих  программ (включая разноуровневые программы)». 
  6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденна распоряжением  Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р
  7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
  9.  Приказ министерства образования Саратовской области «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Саратовской области на 2022-2030 годы» от 08.02.2022 г. №141.

Педагогическая целесообразность программы.

Человек всегда интуитивно помнит о своей сопричастности всему живому на этой планете. Одни испытывают необычайную тягу к земле и с ранней весны до глубокой осени с увлечением что-то сажают, поливают, пропалывают на своем участке, который становится им вторым домом. Другие предпочитают ввести природу прямо к себе в квартиру, с трепетом и заботой ухаживая за ней, чтобы в конечном итоге иметь возможность любоваться ее бесценными дарами - красивыми растениями и цветами – ежедневно, независимо от времени года. Данная программа дает возможность детям со школьной скамьи окунуться в особую развивающую среду, где в легкой и доступной форме  даются знания и навыки по выращиванию растений и уходу за ними, учитывая при этом требования растений к произрастанию. А так же выявить и развить общие и творческие способности обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к удивительному миру живой природы, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

1.2. Цель и задачи программы.

    Цель программы:   изучение основ декоративного цветоводства в условиях

дополнительного образования

     Задачи программы: 

Обучающая: дать знания по размножению и уходу за  растениями, учитывая при этом их отличительные особенности.

Развивающая: развивать интерес и формировать  практические навыки по выращиванию цветов, умение видеть и создавать прекрасное, фантазию и воображение.

Воспитательная:  воспитывать  трудолюбие,  художественно-эстетический вкус и чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к родной природе.

1.3. Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Обучающийся стартового уровня  должен знать:

  • Роль  комнатных  растений в жизни человека.
  • Особенности строения растений.
  • Требования комнатных растений к условиям произрастания.
  • Дренаж и его значение.
  • Уход за комнатными растениями.
  • Размножение комнатных растений.
  • Правила создания композиций из комнатных цветов.
  • Правила техники безопасности при работе.

Обучающийся стартового уровня  должен уметь:

  • Собирать и сушить семена цветочных растений.
  • Правильно поливать комнатные растения.
  • Мыть и опрыскивать растения.
  • Удалять сухие листья и отцветшие цветы.
  • Рыхлить почву в цветочных горшках.
  • Приготавливать почвенные смеси.
  • Правильно сеять семена растений.
  • Пикировать рассаду, ухаживать за ней и высаживать в открытый грунт.
  • Размножать комнатные растения вегетативным способом и делением куста.
  • Сажать и пересаживать растения.
  • Наблюдать за ростом растений.
  • Производить подкормку (корневую и внекорневую) растений.
  • Соблюдать правила создания композиций из комнатных цветов.
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе

Метапредметные результаты:

  • умение действовать по предложенному  плану и планировать свою деятельность;
  • умение различать трудность задачи и продумывать пути ее решения;
  • умение вести диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • умение выражать свои мысли.

Личностные результаты:

  • устойчивость мотива и  интереса  к обучению;
  • ориентация на самооценку;
  • формирование коммуникативной компетенции;
  • нравственная ориентация;
  • формирование эмпатии (способность к сопереживанию);
  • формирование здорового образа жизни;
  • эмоционально-ценностное восприятие природы.

                  1.4. Содержание программы:

Учебный план 1 модуля:

№  п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Вопросы,

диагностическая карта мониторинга

2

Строение цветочных и декоративнолистных растений

12

7

5

Вопросы, самостоятельная работа. Зарисовки и записи в тетрадях.

3

Аранжировка цветов

16

5

11

Вопросы, самостоятельная работа.

4

Условия произрастания растений

16

12

4

5

Способы размножения декоративных растений

10

7

3

Вопросы, самостоятельная работа.

6

Вредители и болезни

2

2

-

Вопросы. Самостоятельная работа.

7

Уход за комнатными растениями

36

4

32

Вопросы. Самостоятельная работа

8

Цветники. Проектирование и оформление

48

11

37

Вопросы, защита мини-проектов

9

 Итоговое занятие

2

-

2

Вопросы,  конкурсы, игры, защита творческой работы,  диагностическая карта мониторинга

Итого:

   144

49

95

Содержание учебного плана 1 модуля.

Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.).

Теория 2ч.        Знакомство с программой и образовательными задачами на учебный год. Игры на знакомство. Роль комнатных растений в жизни человека. Входящая диагностика. Инструктажи по технике безопасности.

Раздел 2. Строение цветочных и декоративнолистных растений (12 ч.). 

Теория 7ч.  Как устроено растение: значения всех его частей.  От корня к цветку. Растение в руках: правило обращения с корнями. Особенности корневых систем декоративных растений. Зарисовки особенностей корневых систем.

Многообразие мира стебля. Сходство и различие. Сравнительный анализ систем стебля.  Видоизменения стеблей. Демонстрация и изучение образцов. Зарисовки.  

Разнообразие листьев декоративнолистных растений. Различие функций. Видоизменения листьев. Демонстрация образцов, таблиц. Зарисовки.

Прекрасный мир цветов. Строение  и эстетика: разный взгляд. Основные аспекты изучения. Разнообразие цветков (с зарисовкой в тетради). Плоды декоративнолистных растений. Строение. Значение. Разнообразие плодов. Демонстрация наглядных материалов. Зарисовки в тетради многообразия плодов.

Сбор и сушка семян. Погодные условия для сбора семян. Технология сбора семян. Технология сушки семян. Техника безопасности при работе.

Практика 5ч. Зарисовать цветочное растение в соответствии с его строением.

Сбор и сушка семян.

Раздел 3. Аранжировка цветов (16ч.).

Теория 5ч.  Аранжировка цветов, икебана.

Определение аранжировки цветов и икебана. Выразительные средства в аранжировке. Понятие колорометрический круг, линия, акцент, доминанта, равновесие и др. Понятие флористика. Зимний букет.  Композиции из комнатных растений. Виды композиций. Правила составления цветочных композиций. Растения для цветочных композиций и их сочетание.

Практика 11ч. Составление композиций из живых растений (комнатные цветы, осенние листья, плоды деревьев и кустарников) и сухоцветов. Правила составления композиций. Последовательность работы. Техника безопасности при работе.

Составление Новогодних композиций из сухоцветов.

Аппликация из семян к 8 марта. Изготовление открытки из семян. Демонстрация образцов. Последовательность (алгоритм) работы. Правила наклеивания семян. Техника безопасности при работе.  Выставка детских работ.

Создание композиций из комнатных  растений. Подбор растений. Зарисовка эскиза. Подготовка необходимых материалов и инструментов. Приготовление земляных смесей. Посадка растений. Украшения декоративными элементами и камнями. Техника безопасности при работе.

Раздел 4. Условия произрастания растений (16ч.).

Теория 12ч.  Тепловой режим. Растения открытого и закрытого грунта. Отношение различных растений к тепловому режиму воздуха и почвы: теплолюбивые растения и растения умеренных температур.

Водный режим. Значение воды для растений. Процессы водного режима растений (поступление, передвижение, испарение). Классификация растений по потребности в воде.

Световой режим, значение света для растений. Особенности фотосинтеза декоративных растений. Классификация растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые). Подсвечивание. Конкретные требования к интенсивности и продолжительности освещения.

Воздушный режим. Рыхление комнатных растений.

Питание растений. Потребность растений в элементах питания. Подкормка растений. Минеральные и органические удобрения. Микроудобрения.

Практика 4ч. Полив и опрыскивание растений.

Рыхление комнатных растений.

Корневая и внекорневая подкормка комнатных растений.

Раздел 5. Способы размножения декоративных растений (10ч.).

Теория 7ч. Семенное размножение. Требования к семенам. Способы посева семян. Прореживание всходов. Пикировка. 

Вегетативное размножение. Естественное и искусственное. Стеблевое черенкование.

Практика 3ч. Заготовка черенков для укоренения в воде (традесканции, герань, роза, бальзамин). Техника безопасности при работе.

Листовое размножение. Заготовка черенков (фиалка, бегония, глоксиния).

Размножение делением куста. Деление куста папоротника, аспарагуса.

Раздел 6. Вредители и болезни (2ч.).        

Теория 2ч. Вредители и болезни комнатных растений и меры борьбы с ними.

Раздел 7. Уход за комнатными растениями (36ч.).

Теория 4ч. Уход за комнатными растениями с учетом их требований к произрастанию: полив, рыхление, опрыскивание, мытьё, сухая чистка.

        Посадка  и пересадка растений. Как определить, что растению тесен горшок. Определение диаметра горшка. Дренаж и дренажные отверстия.

Перевалка растений.

Композиции из комнатных растений. Виды композиций. Правила составления цветочных композиций. Растения для цветочных композиций и их сочетание.

Практика 32ч. Перевалка и пересадка комнатных растений. Приготовление земляных смесей с учетом требований различных растений к почвенным смесям. Посадка растений в новые и использованные горшки. Техника безопасности при работе.

        Создание композиций из комнатных  растений. Подбор растений. Зарисовка эскиза. Подготовка необходимых материалов и инструментов. Приготовление земляных смесей. Посадка растений. Украшения декоративными элементами и камнями. Техника безопасности при работе.

Раздел 8. Цветники. Проектирование и оформление. (48ч.).

Теория 11ч. Цветники и их виды.

Правила создания цветников. Подбор ассортимента растений  по: срокам цветения,  цвету,  высоте и совместимости  растений.

 Выращивание рассады для цветника (открытого грунта): калибровка семян, приготовление земляных смесей, посев семян.

 Подготовка цветника для посадки.

Практика 37ч. Проектирование и оформление цветника. План-схема цветника.

Выращивание рассады для открытого грунта. Калибровка семян. Приготовление земляных смесей. Компоненты почвосмеси и их соотношение.        

Посев семян. Техника безопасности при работе.

Уход за всходами (полив, опрыскивание).

Пикировка всходов.

Уход за рассадой (полив, опрыскивание, рыхление).  

Подготовка цветника для посадки. Разметка цветника.

Посадка и полив растений.

Уход за растениями (полив, рыхление, подкормка).

Раздел 9. Итоговое занятие (2ч.).

Практика 2ч. Праздник цветов. Защита творческой работы. Итоговая диагностика.

1.5. Формы аттестации и их периодичность.

Освоение  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цветоводство» отслеживается путем проведения мониторинга результатов обучения по программе. Предусматривает следующие виды контроля:

- вводный проводится перед началом работы и предназначен для определения уровня первоначальных знаний, умений и навыков;

- промежуточный проводится в ходе учебных занятий при необходимости, который  позволяет проконтролировать уровень освоения обучающимися полученных знаний;

- итоговый проводится при завершении учебного года.  Отслеживается динамика усвоения теоретической и практической подготовки детей при изучении ДООП.

          Формы осуществления контроля:

- опрос или тестирование;

- практические работы;

- творческие работы;

- участие в конкурсах, выставках, конференциях.

Оценка эффективности.

Эффективность процесса обучения отслеживается с помощью:

- промежуточной аттестации (контрольные задания, тесты, опрос, практические работы);

-  итоговой аттестации (конкурсы, выставки, защита творческих работ).

        Теоретические знания обучающихся выявляются при помощи дидактических игр, вопросов, викторин, тестов, а также взаимопроверки и самопроверки.

          Итоги практических занятий  подводятся самооценкой своих работ, а также оценкой сверстников и педагогов; отбором лучших из них на городские и районные выставки и конкурсы; участием в районных и областных  научных конференциях на секции естествознания.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Методическое обеспечение дополнительной программы.

Для успешного результата в освоении программы необходимы следующие учебно-методические пособия и методические материалы:

- наглядные методические пособия по темам,

- фонд печатных иллюстраций  по разделам и темам,

- видеоматериалы,

- интернет-ресурсы,

- презентационные материалы по тематике разделов.

           При организации деятельности детей используются следующие формы:

- фронтальная – при объяснении нового материала;

- групповая – при выполнении совместных работ;

- индивидуальная – при выполнении самостоятельных практических и творческих  работ.

Реализация программы предусматривает использование современных педагогических технологий:

- технология личностно ориентированного образования;

- технология развивающего обучения - создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и взаимоотношений в коллективе;

- технология проблемного обучения - создание условий, при которых обучающиеся овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление;

- технология «педагогика сотрудничества»;

- метод проектов - поисковые, проблемные, творческие;

- игровые технологии; 

- практико-значимая технология - создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, организация активности обучаемых. В задании даётся минимальное количество дополнительной информации, при работе с ним учащихся должен применить определённый прототип или аналог, используя как творческое воображение,  так и собственные знания. Самостоятельная работа обучающихся по выполнению творческих проектов (подбор необходимой информации, разработка нескольких вариантов проекта, подготовка материалов к работе, непосредственно изготовление проектируемого изделия и защита творческого проекта);

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение программы методическими видами продукции

№ п/п

Наименование продукта

Форма

1

Лекционные материалы по разделам «Строение цветочных и декоративнолистных растений», «Условия произрастания растений», «Способы размножения декоративных растений», «Вредители и болезни», «Цветники. Проектирование и оформление»

Печатная форма

2

Видео- и аудио материалы для обеспечения видеоряда различных мероприятий и тематических акций

Электронные и цифровые ресурсы

3

Видеоматериалы и презентации по темам «Строение цветочных и декоративнолистных растений»,  «Способы размножения декоративных растений», «Вредители и болезни», «Цветники. Проектирование и оформление»

Электронные и цифровые ресурсы

4

Тематические подборки материалов, сценариев, текстов, песен, стихов и т.д.

Печатная и рукописная форма

2.2. Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы «Цветоводство» необходимо материально-техническое обеспечение, а именно подготовлены:

- учебный кабинет (он должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым  оборудованием, удобной мебелью, шкафами с разнообразным материалом, отображающими тематику программы, стеллажами с подсветкой для различных видов комнатных растений);

- учебно-методическая литература;

- демонстрационный материал;

- карточки для контроля ЗУН;

- садовые инвентарь и инструменты;

- дидактический и раздаточный материалы.

Кадровое обеспечение.  Обучение обучающихся по программе «Цветоводство» могут вести специалисты, имеющие средне - специальное или высшее образование, независимо от квалификационной категории, а так же педагоги прошедшие курсы переподготовки.

2.3. Оценочные материалы.

Формами подведения итогов реализации программы являются результаты входящих диагностик, промежуточного контроля, итоговой аттестации и участие обучающихся в конкурсах, конференциях и выставках разного уровня.

Методами отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы является:

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов:

  • тестирования, опрос, выполнения обучающимися  диагностических заданий,
  • участия воспитанников в мероприятиях (выставках, конкурсах, акциях и др.),
  • решения задач поискового характера,
  •  активность обучающихся на занятиях и т.п.

- педагогический  мониторинг и  мониторинг образовательной деятельности детей (контрольные задания, тестирование,  оценка сверстников и т.д.).

2.4. Список  литературы для педагога.  

  1. Андреева Н.Ф. Узамбарские фиалки. М., Фитон+, 2007.
  2. Александрова М.С. Среди цветов. М., Дом, 2006.
  3. Березкина И.В. Зеленый оазис. Комнатные растения от А до Я. М: Эксмо, 2021.
  4. Блейз О.С. Декоративнолиственные комнатные растения. М., Олма-Пресс, 2002.
  5. Великотная М.В. Искусство создания цветников. М., Вече, 2005.
  6. Воронцов В.В. Все комнатные растения. М., Фитон+, 2009.
  7. Комнатные растения в интерьере. Сб. М., Астрель, 2011.
  8. Крюгер У., Янтра И. 1000 прекрасных растений в вашем доме. М., БММ АО, 1997.
  9. Кулиш С.В. Кактусы. М., АСТ, 2007.
  10. Морозова В.В. Защита сада от болезней и вредителей. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2020.
  11. Пузырева Г.П., Батырева О.Г. Узамбарские фиалки. М., Кладезь – Букс, 2007.
  12. Семенов Д.В. Кактусы и другие суккуленты в доме и в саду. М., Фитон+, 2009.
  13. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М., Кладезь-Букс, 2002.
  14. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. Книга вторая. М., Кладезь – Букс, 2005.
  15. Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. М., Кладезь – Букс, 2006.
  16. Хоган  М.К. 37 растений, которые даже вы не сможете загубить. М., Эксмо, 2007.
  17. Чувикова А.А., Потапов С.П., Коваль А.А., Черных Т.Г. Учебная книга цветовода. М. Колос, 1980.

2.5. Список литературы для детей.

  1. Андреева Н.Ф. Узамбарские фиалки. М., Фитон+, 2007.
  2. Березкина И.В. Зеленый оазис. Комнатные растения от А до Я. М: Эксмо, 2021.
  3. Блейз О.С. Декоративнолиственные комнатные растения. М., Олма – Пресс, 2002.
  4. Комнатные растения в интерьере. М., Астрель, 2011.
  5. Кулиш С.В. Кактусы. М., АСТ, 2007.
  6. Пузырева Г.П., Батырева О.Г. Узамбарские фиалки. М., Кладезь – Букс, 2007.
  7. Семенов Д.В. Кактусы и другие суккуленты в доме и в саду. М., Фитон +, 1999.
  8. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М., Кладезь – Букс, 2002.
  9. Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. М., Кладезь – Букс, 2006.
  10. Энциклопедия. Я познаю мир. Растения. М., АСТ, 2007.

Приложение к  ДООП  «Цветоводство»

Тематическое планирование 1 модуля на 2022 – 2023 учебный год.

№ п/п занятия

Тема

Содержание занятий

Кол-во часов

Формы занятий

Формы контроля

1

Раздел 1. Вводное занятие (2ч.)

        Знакомство с работой объединения «Цветоводство», с программой и задачами. Игры на знакомство. Роль комнатных растений в жизни человека. Входящая диагностика. Инструктажи по технике безопасности.

2

Беседа

Вопросы, игры, входящая диагностика

2

Раздел 2. Строение цветочных и декоративнолистных растений (12 ч.)

Корень

Стебель

Как устроено растение: значения всех его частей.  От корня к цветку. Растение в руках: правило обращения с корнями. Особенности корневых систем декоративных растений. Зарисовки особенностей корневых систем.

Многообразие мира стебля. Сходство и различие. Сравнительный анализ систем стебля.  Видоизменения стеблей. Демонстрация и изучение образцов. Зарисовки.  

2

Беседа - лекция

Вопросы, самостоятельная работа, зарисовки и записи в тетрадях

3

Лист

Разнообразие листьев декоративнолистных растений. Различие функций. Видоизменения листьев. Демонстрация образцов, таблиц. Зарисовки.

2

Беседа - лекция

Вопросы, самостоятельная работа, зарисовки и записи в тетрадях

4

Цветок. Плод

Схема строения цветка

Прекрасный мир цветов. Строение  и эстетика: разный взгляд. Основные аспекты изучения. Разнообразие цветков (с зарисовкой в тетради). Плоды декоративнолистных растений. Строение. Значение. Разнообразие плодов. Демонстрация наглядных материалов. Зарисовки в тетради многообразия плодов.

Зарисовать цветочное растение в соответствии с его строением.

2

Беседа – лекция, Практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, зарисовки и записи в тетрадях

5

Сбор и сушка семян

Сбор и сушка семян. Погодные условия для сбора семян. Технология сбора семян. Технология сушки семян. Техника безопасности при работе.

2

Беседа

Вопросы

6,7

Заготовка и сушка семян

Сбор семян. Сушка семян. Подготовка семян к хранению.

4

Беседа, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа

23

Раздел 3. Аранжировка цветов (16ч.)

Аранжировка цветов, икебана.

Определение аранжировки цветов и икебана. Выразительные средства в аранжировке. Понятие колорометрический круг, линия, акцент, доминанта, равновесие и др.

2

Беседа-лекция

Вопросы

24

Композиции из цветов к празднику «День матери»

Составление композиций из живых растений (комнатные цветы, осенние листья, плоды деревьев и кустарников) и сухоцветов. Правила составления композиций. Последовательность работы. Техника безопасности при работе.

2

Практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, выставка детских работ, конкурс

33,34

Флористика

Понятие флористика. Зимний букет.  Составление Новогодних композиций из сухоцветов.

4

Беседа, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, конкурс

50

Аппликация «Цветы маме»

Аппликация из семян к 8 марта. Изготовление открытки из семян. Демонстрация образцов. Последовательность (алгоритм) работы. Правила наклеивания семян. Техника безопасности при работе.  Выставка детских работ.

2

Практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, выставка детских работ, конкурс

58

Композиции из комнатных растений

Композиции из комнатных растений. Виды композиций. Правила составления цветочных композиций. Растения для цветочных композиций и их сочетание.

2

Беседа - лекция

Вопросы, записи в тетрадях

59,60

Создание композиций из комнатных  растений. Мини-сады из суккулентов

Создание композиций из комнатных  растений. Подбор растений. Зарисовка эскиза. Подготовка необходимых материалов и инструментов. Приготовление земляных смесей. Посадка растений. Украшения декоративными элементами и камнями. Техника безопасности при работе.

4

Опрос, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ, выставка- конкурс композиций

8

Раздел 4. Условия произрастания растений(16ч.)

Тепловой режим

Условия произрастания растений. Тепловой режим. Растения открытого и закрытого грунта. Отношение различных растений к тепловому режиму воздуха и почвы: теплолюбивые растения и растения умеренных температур.

2

Беседа- лекция

Вопросы

9

Водный режим

Водный режим. Значение воды для растений. Процессы водного режима растений (поступление, передвижение, испарение). Классификация растений по потребности в воде.

2

Беседа - лекция

Вопросы

10

Полив и опрыскивание растений.

Полив и опрыскивание растений. Техника безопасности при работе.

2

Беседа, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

11

Световой режим

Световой режим. Значение света для растений. Фотосинтез. Классификация растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые). Подсвечивание. Требования к интенсивности и продолжительности освещения.

2

Беседа - лекция

Вопросы

12

Воздушный режим

Воздушный режим. Практическая работа. Рыхление комнатных растений.

2

Беседа – лекция, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

13

Питание растений

Питание растений. Потребность растений в элементах питания. Подкормка растений. Минеральные и органические удобрения. Микроудобрения.

2

Беседа - лекция

Вопросы

14

Корневая и внекорневая подкормка комнатных растений

Корневая и внекорневая подкормка комнатных растений. Техника безопасности при работе.

2

Беседа,  практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

15

Паспортизация комнатных растений.

Что такое паспортизация комнатных растений. Условные обозначения комнатных растений. Зарисовка в тетради. Определение условий произрастания растений по условным обозначениям.

2

Беседа-практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа

20

Раздел 5. Способы размножения декоративных растений (10ч.)

Семенное размножение

Способы размножения декоративных растений. Семенное размножение. Требования к семенам. Способы посева семян. Прореживание всходов. Пикировка.

2

Беседа - лекция

Вопросы

21

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение. Естественное и искусственное.

2

Беседа - лекция

Вопросы

22

Стеблевое черенкование

Стеблевое черенкование. Заготовка черенков для укоренения в воде (традесканции, герань, роза, бальзамин). Техника безопасности при работе.

2

Беседа, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

25

Листовое размножение

Листовое размножение. Заготовка черенков (фиалка, бегония, глоксиния). Техника безопасности при работе.

2

Беседа, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

26

Размножение делением куста

Размножение делением куста. Деление куста папоротника, аспарагуса. Техника безопасности при работе.

2

Беседа, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

51

Раздел 6. Вредители и болезни (2ч.)

Вредители и болезни комнатных растений и меры борьбы с ними. Презентация.

2

Беседа - лекция

Вопросы

16

Раздел 7. Уход за комнатными растениями (36ч.)

Уход за комнатными растениями

 Уход за комнатными растениями с учетом их требований к произрастанию: полив, рыхление, опрыскивание, мытьё, сухая чистка. Техника безопасности при работе.

2

Беседа

Вопросы

17, 27,35

Полив, опрыскивание

Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание. Последовательность работы при уходе за комнатными растениями. Техника безопасности.

6

Опрос, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

19, 28, 36

Рыхление, сухая чистка.

Уход за комнатными растениями:  рыхление, сухая чистка. Последовательность работы при уходе за комнатными растениями. Техника безопасности.

6

Опрос, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

18, 29

Мытьё комнатных растений

Уход за комнатными растениями: мытьё

Последовательность работы при уходе за комнатными растениями. Техника безопасности

4

Опрос, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

30

Посадка и пересадка растений

Посадка и пересадка растений. Как определить, что растению тесен горшок. Определение диаметра горшка. Дренаж и его значение. Дренажные отверстия.

2

Беседа-лекция

Вопросы, записи в тетрадях

31, 45, 48

Приготовление земляных смесей

Приготовление земляных смесей с учетом требований различных растений к почве. Техника безопасности при работе.

6

Беседа, практическая работа

Вопросы, записи в тетрадях

32, 46, 49

Перевалка и пересадка комнатных растений

Перевалка и пересадка комнатных растений. В чем разница. Техника безопасности при работе.

6

Беседа, практическая работа

Вопросы, записи в тетрадях, самостоятельная работа, самоанализ

47,52

Посадка растений

Посадка растений в новые и использованные горшки. Техника безопасности при работе.

4

Беседа, практическая работа

Вопросы, записи в тетрадях

37

Раздел 8. Цветники. Проектирование и оформление (48ч.)

Цветники. Проектирование и оформление. Цветники и их виды.

2

Беседа - лекция с показом презентации

Вопросы, записи в тетрадях

38,39

Правила создания цветников

Правила создания цветников. Подбор ассортимента растений  по: срокам цветения,  цвету,  высоте и совместимости  растений.

4

Беседа - лекция с показом презентации

Вопросы, записи в тетрадях

40

Выращивание рассады для цветника

Выращивание рассады для цветника (открытого грунта): калибровка семян, приготовление земляных смесей, посев семян.

 2          

Беседа

Вопросы, записи в тетрадях

41

Цветник и его подготовка к посадке

Подготовка цветника для посадки. Разметка цветника. Правила высадки культур в цветники.

2

Беседа

Вопросы, записи в тетрадях

42,43

Проектирование и оформление цветника

Проектирование и оформление цветника. Разработка план-схемы цветника.

4

Беседа, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, презентация творческой работы

44

Калибровка семян

Выращивание рассады для открытого грунта. Калибровка семян. Отбор качественных семян.

2

Опрос, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

53,55

Приготовление земляных смесей         

Приготовление земляных смесей.         Компоненты почвосмеси и их соотношение. Техника безопасности при работе.

4

Вопросы, практическая работа

Вопросы,  самоанализ

54, 56

Посев семян

Посев семян. Техника безопасности при работе.

4

Вопросы, практическая работа

Вопросы, самоанализ

57, 61

Уход за всходами

Уход за всходами (полив, опрыскивание).

4

Опрос, практическая работа

Вопросы,  самоанализ

62, 63,64, 66

Пикировка всходов

Пикировка всходов.

8

Практическая работа

Вопросы, соблюдение последовательности работы, самоанализ

65, 67

Уход за рассадой

Уход за рассадой (полив, опрыскивание, рыхление).  

4

Вопросы, практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

68

Подготовка цветника для посадки

Подготовка цветника для посадки. Разметка цветника. Подготовка место посадок. Техника безопасности при работе.

2

Опрос, практическая работа

Вопросы,  самоанализ

69

Посадка и полив растений в цветнике

Посадка и полив растений в цветнике. Техника безопасности при работе.

2

Практическая работа

Вопросы

70, 71

Уход за растениями

Уход за растениями (полив, рыхление, подкормка).

4

Практическая работа

Вопросы, самостоятельная работа, самоанализ

72

Раздел 9. Итоговое занятие (2ч.)

Праздник цветов. Защита творческой работы. Итоговая диагностика.

2

Праздник

Конкурсы, игры, презентация творческой работы итоговая диагностика

Оценочные  материалы

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

 «Цветоводство»

Приложение 1.

Мониторинг результатов  обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.     

Разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ (по методике Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой).

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей выполняется «Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей  программе».

Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, методы диагностики.

  1. Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностик

(выбирает ПДО в соответствии с образовательной программой)

Теоретическая подготовка

1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

  • (Н) низкий уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой)
  • (С) средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более  ½);
  • (В) высокий уровень (ребёнок освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

Наблюдение. Тестирование. Контрольный опрос

2. Владение специальной терминологией

Осмысление и правильность использования специальной терминологии

  • (Н) низкий уровень (знает не все термины);
  • (С) средний уровень (знает все термины, но не применяет);
  • (В) высокий уровень (знание терминов и умение их применять)

Собеседование

Практическая подготовка

1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • (Н) низкий уровень (ребёнок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • (С) средний уровень (ребёнок овладел более чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);
  • (В) высокий уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

Наблюдение. Контрольное задание.

Творческие задания.

2.Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • (Н) низкий уровень (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при  работе с оборудованием);
  • (С) средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • (В) высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

Наблюдение. Контрольное задание

3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • (Н) начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
  • (С) репродуктивный уровень (выполняет в основном  задания на основе образца);
  • (В) творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

Наблюдение. Контрольное задание.

Творческие задания.

Общеучебные умения и навыки

1.Учебно-интеллектуальные умения анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • (Н) низкий уровень умений  обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается  в постоянной помощи  и контроле педагога;
  • (С) средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • (В) высокий уровень (работает с литературой  самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Анализ исследовательской работы

2 Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность  в использовании компьютерными источниками

  • (Н) низкий уровень умений  обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается  в постоянной помощи  и контроле педагога;
  • (С) средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • (В) высокий уровень (работает с литературой  самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Анализ исследовательской работы

  1. Учебно-организационные умения и навыки

1 Умение организовать своё рабочее место

Способность готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой

  • (Н) низкий уровень умений (обучающийся испытывает серьёзные затруднения, нуждается  в постоянной помощи и контроле педагога);
  • (С) средний уровень (обучающийся не испытывает серьёзные затруднения, иногда нуждается  в помощи и контроле педагога);
  • (В) высокий уровень (всё делает сам).

Наблюдение

2 Навыки соблюдения  в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • (Н) низкий уровень (ребёнок овладел  менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
  • (С) средний уровень (объём усвоенных навыков составляет более ½);
  • (В) высокий уровень (воспитанник освоил практически весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

Наблюдение

3 Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность  в работе

  • (Н) удовлетворительно
  • (С) хорошо
  • (В) отлично

Наблюдение

 

Мониторинг результатов  обучения

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе объединения «Цветоводство»

МУ ДО «Центр дополнительного образования «СтартУМ» г. Хвалынск

на  2022-2023 учебный год

Педагог дополнительного образования Копеистова Александра Олеговна

(заполняется диагностическая карта группы)

№ п/п

ФИ обучающихся

Теоретическая подготовка обучающегося

Практическая подготовка обучающегося

Общеучебные умения и навыки обучающегося

За год

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец

уч. года

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец

уч. года

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец

уч. года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н - низкий уровень, С - средний уровень, В - высокий уровень.

Низкий  уровень  - нет первоначальных умений и навыков работы

Средний уровень - работу выполняет с помощью педагога

Высокий уровень - работает самостоятельно, творчески

Приложение 2.

Мониторинг личностного развития обучающихся.

Данный мониторинг включается в себя показатели и критерии личностных  качеств обучающегося, где отражают многомерность личности, позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа и не требуют привлечения других специалистов.

Показатели (оцениваемые параметры)

  1. Критерии

  1. Степень выраженности оцениваемого качества

Уровень развития

Методы диагностики

1. Организационно- волевые качества

1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки, уметь преодолевать трудности

  • Терпения хватает меньше,  чем на ½ занятия
  • Терпения хватает больше,  чем на ½ занятия
  • Терпения хватает  на  всё занятие

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдения

2.  Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

  • Волевые усилия воспитанника побуждаются извне
  • Иногда - самим  воспитанником
  • Всегда -  самим  воспитанником

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдения

3. Самоконтроль

Умение контролировать поступки (приводить к должному действию)

  • Воспитанник постоянно действует под воздействием контроля
  • Периодически контролирует себя сам
  • Постоянно контролирует себя сам

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдения

  1. 2. Ориентационные качества

1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

  • Завышенная
  • Заниженная
  • Нормальная

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Анкетирование

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Осознание участия воспитанника в освоении образовательной программы

  • Интерес к занятиям продиктован извне
  • Интерес периодически поддерживается самим воспитанником
  • Интерес постоянно поддерживается воспитанником самостоятельно

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Тестирование

3. Поведенческие качества

1.Конфликтоность

Умение воспитанника контролировать себя в любой конфликтной ситуации

  • Желание участвовать (активно) в конфликте (провоцировать конфликт)
  • Сторонний наблюдатель
  • Активное примирение

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдение

2.Тип сотрудничества

Умение ребёнка сотрудничать

  • Не желание сотрудничать (по принуждению)
  • Желание сотрудничать (участие)
  • Активное сотрудничество (проявляет инициативу)

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Наблюдение

4. Личностные достижения воспитанника

Участие в мероприятиях учреждения

Степень и качество участия

  • Не принимает участия
  • Принимает участие с помощью педагога или родителей
  • Самостоятельно выполняет работу

Низкий (Н)

Средний (С)

Высокий (В)

Выполнение работы

Мониторинг личностного развития обучающегося

в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

объединения «Цветоводство» МУ ДО «Центр дополнительного образования «СтартУМ» г. Хвалынск

на  2022-2023 учебный год

Педагог дополнительного образования Копеистова Александра Олеговна

(заполняется диагностическая карта группы)

Ф.И. обучающихся

Организационно- волевые качества

Ориентационные качества

Поведенческие качества

Личностные достижения воспитанника

За год

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец

уч. года

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец

уч. года

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец

уч. года

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец

уч. года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н - низкий уровень, С - средний уровень, В - высокий уровень.

Приложение 3.

Сводная таблица реализация творческого потенциала обучающегося объединения «Цветоводство»

МУ ДО «Центр дополнительного образования «СтартУМ» г. Хвалынск

на  2022-2023 учебный год

                                                              Педагог дополнительного образования Копеистова Александра Олеговна

Ф.И. обучающихся

Название мероприятия, результат

Учрежденческий уровень

Районный уровень

Региональный уровень

Российский

уровень

Международный уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10