УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ ДОУ: АКТУАЛЬНОСТЬ, УСЛОВИЯ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Мальнева Елизавета Анатольевна

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления профессиональным развитием педагогов ДОУ в современных условиях. Автором произведён анализ актуальных исследований по проблеме, раскрыты формы реализации и условия управления профессиональным развитием педагогов ДОУ.

Ключевые слова: профессиональное развитие, профессиональная педагогическая компетентность, профессиональная педагогическая деятельность, повышение квалификации, научно-методическое сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_malneva_e.a.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Мальнева Е.А.

Челябинск, Россия

Научный руководитель: Едакова И.Б., к.п.н., доцент

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ ДОУ: АКТУАЛЬНОСТЬ, УСЛОВИЯ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления профессиональным развитием педагогов ДОУ в современных условиях. Автором произведён анализ актуальных исследований по проблеме, раскрыты формы реализации и условия управления профессиональным развитием педагогов ДОУ.

Ключевые слова: профессиональное развитие, профессиональная педагогическая компетентность, профессиональная педагогическая деятельность, повышение квалификации, научно-методическое сопровождение.

Malneva E.A.

Chelyabinsk, Russia

Supervisor: Edakova I. B. candidate of pedagogical sciences, associate professor

MANAGEMENT OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF PRESCHOOL: RELEVANCE, CONDITIONS, FORMS OF IMPLEMENTATION

Abstract. The article is devoted to the problem of managing the professional development of preschool teachers in modern conditions. The author analyzes current research on the problem, reveals the forms of implementation and the conditions for managing the professional development of preschool teachers.

Key words: professional development, professional pedagogical competence, professional pedagogical activity, training, scientific and methodological support.

На современном этапе становления системы образования в РФ к педагогу предъявляется всё больше требований как со стороны государства и общества, так и со стороны профессионального круга. ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога диктуют необходимость овладения воспитателем ряда компетенций, относящихся помимо непосредственно профессионально-педагогических компетенций к глобальным компетенциям и soft skills в том числе. Сегодня компетентный педагог воспринимается не как человек, владеющий базовым набором педагогических знаний, умений и навыков. Напротив, о профессиональной компетентности современного специалиста говорит расширение его профессионального пространства, умение работать в смежных со своей деятельностью областях. В свою очередь, в ходе расширения профессионального пространства педагога рождается необходимость осуществления им профессионального развития для эффективной реализации дальнейшей профессиональной деятельности.

Е.Д. Безниско определяет профессиональное развитие педагога в качестве готовности и способности педагогического работника к ценностно-смысловому, деятельностно-рефлексивному, творческому саморазвитию, что находит своё отражение в высоком уровне профессионально-педагогической культуры специалиста [1].

В свою очередь, профессиональное развитие в контексте расширения профессионального пространства понимается как способность педагогического работника к осуществлению саморефлексии своей профессиональной деятельности, комплексному анализу своего профессионального пути; стремлению постоянно повышать свою профессиональную компетентность, выстраивать траекторию повышения этой компетентности и в целом обнаруживать, формулировать и разрешать новые педагогические задачи, возникающие в процессе реализации профессиональной деятельности [4].

Следует отметить, что подобную деятельность необходимо осуществлять своевременно, в полном объёме и регулярно. В противном случае педагог может столкнуться с так называемым компетентностным кризисом – явлением диссонанса использования классических традиционных моделей профессионального поведения в условиях внедрения инновационных процессов. Во избежание подобных диссонирующих ситуаций в дошкольных образовательных организациях, заинтересованных в обеспечении благоприятных условий для повышения квалификации своих сотрудников, существует система научно-методического сопровождения, позволяющая перейти с пассивной модели адаптивного поведения, основанной на репрезентативном мышлении к активной модели профессионального развития в новых условиях реализации профессиональной деятельности.

Программу методического сопровождения деятельности педагогов ДОО И.М. Гриневич и А.А. Чуприна предлагают рассматривать через последовательную реализацию следующих шагов:

  • актуализация и диагностика сути проблемы профессионально педагогического характера;
  • информационный поиск пути решения проблемы среди возможных вариантов;
  • обсуждение каждого из вариантов решения проблемы и выбор наиболее целесообразного пути её решения;
  • оказание первичной помощи на этапе реализации выбранного пути решения проблемы [2].

Так, система научно-методического сопровождения должна отвечать требованиям, обозначенных в профессиональных стандартах. Известно, что в Стандарте чётко обозначена цель профессиональной педагогической деятельности; дано описание обобщённых трудовых функций в комплексе с соответствующим им уровнем квалификации педагога; установлены и конкретизированы непосредственно сами квалификационные требования к специалистам дошкольного образования [3]. Руководствуясь Стандартом в ходе разработки и выбора оптимальных вариантов научно-методического сопровождения, управленческие кадры дошкольной образовательной организации могут наиболее эффективно обеспечивать условия для повышения профессиональной компетентности педагогических сотрудников, и, следовательно, для их профессионального развития.

Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в современных условиях становления системы образования в РФ важно понимать, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, каких траекторий преобразования этой деятельности следует придерживаться, поскольку сегодня именно педагог выступает в качестве основного субъекта изменений в образовательной системы и является гарантом качества образовательных услуг.

Литература:

  1. Безниско, Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Безниско Елена Дмитриевна. – Ростов-на-Дону, 2007. – 145 с.
  2. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И.М. Гриневич, А.А. Чуприна, М.А. Тоторкулова, Н.Ю. Москвитина, Г.В. Гриневич, О.А. Матяжова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. – 86 с
  3. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Приказ от 18 октября 2013 года N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (с изменениями на 5 августа 2016 года) [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 19.04.2021).
  4. Шагарова, Е.Д. Профессиональное развитие педагога: концепции управления [Текст] / Е.Д. Шагарова // Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы, перспективы. – Курган: Курганский государственный университет, 2018. – С. 96-100.