Овладение звуковой стороной речи.
Произношение звуков речи в слогах, словах, фразах, использование ударения, интонации в соответствии с нормами языка. А также, восприятие, различение звуков речи на слух т.е. развитие фонематического слуха. Всё это - процесс формирования звуковой стороны речи, который условно можно разделить на два периода: доречевой и речевой. Знание особенностей каждого периода, позволяет правильно взаимодействовать с ребенком учитывая его потребности, что способствует естественному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Овладение звуковой стороной речи. | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Овладение звуковой стороной речи.
Что это значит?
- Воспроизведение фонетических единиц речи (слог, слово, фраза, интонация, ударение).
- Восприятие, различение звуков речи на слух т.е. развитие фонематического слуха.
Овладение звуковой стороной речи можно условно разделить на два периода:
- доречевой период (с рождения до года). В этот период идет подготовка к овладению речи.
- речевой период - время от произношения первого слова до последнего усвоенного звука. У кого-то этот процесс может занять 1,5 года, а у кого-то 4-5 лет. Все индивидуально и зависит от различных факторов.
Доречевой период.
С криком новорожденного начинается процесс развития органов речи, для последующей самостоятельной речевой деятельности. Органы речевого аппарата (дыхательный, голосовой, артикуляционный) и слуховой анализатор начинают тренироваться в работе друг с другом, образуя звуки, слоги, а также слоговые комбинации. Так воздух из легких поступает в гортань с голосовыми связками, где образуется звук. Далее воздух поступает в ротовую полость и под действием органов артикуляционного аппарата (язык, губы, мягкое небо, зубы) приобретает определенное звучание. Таким образом, развивается функция контроля между слуховым образом звука и его произношением. Эти процессы проходят у ребенка не произвольно, они не контролируются сознанием.
Лепет предшественник речи, но не сама речь.
Многие родители поспорят со мной, и скажут, что их дети заговорили намного раньше, в 6-8 месяцев. Но это будет не так.
Дело в том, что окружающие улавливают в лепете ребенка подобие слов и приспосабливают их к словам родного языка. Например, у ребенка появились слоги, «ба, ба-ба-ба» и «ма, ма-ма» и родители связали их со словами «бабушка» и «мама». Тем самым, способствуя появлению первых лепетных слов, которые появятся у них чуть позже.
Что же важно в общении с ребенком в этом периоде?
В этом периоде ребенок общается через эмоции. Он еще не понимает обращенную к нему речь, но хорошо считывает эмоциональный фон, интонацию, ритм речи.
Поэтому речь матери должна быть:
- интонационно окрашенной: -А кто тут у нас лежит? Никита?
- плавной, мелодичной: пение пестушек, потешек, колыбельных песен. Когда мы поем или говорим на распев, мы произносим гласные звуки более протяжно, удлиняется ударный звук все это способствует лучшему восприятию звуков речи на слух.
- ритмичной: чтение считалок, потешек, стихотворений.
- наглядной: использование в общении с ребенком наглядного материала, а именно: пальчиковый и перчаточный театры, макеты-игрушки животных, книжки с крупным изображением, книжки с различными звуками. Также, используются игры с движениями: «Ладушки, ладушки», «Ку-ку», «Сорока белобока» и др.
- мотивирующей и развивающей: повторение за ребенком звуковых комплексов, в которых можно изменять интонацию, менять местами слоги, звуки, а также, заменять отдельные звуки близкими по звучанию звуками.
Важно своевременно вводим прикорм и пищу кусочками в рацион ребенка, это развивает мышцы артикуляционного аппарата.
Речевой период.
К году ребенок начинает понимать, что определенные звуковые комплексы, которые он произносит могут принадлежать отдельным предметам и объектам. И что с помощью этих звуков можно общаться с окружающими людьми.
Таким образом, у ребенка появляется мотивация к осознанному произношению.
Но, вот тут-то и возникают трудности, так как ребенку требуется произвольно, осознанно артикулировать определенные звуки, сверяя их произношение с помощью слухового анализатора с уже усвоенными звуками из речи взрослых. Для контролирования этого процесса и нужен фонематический слух.
Порядок появления звуков речи у детей разный, но есть общие закономерности. Простые звуки по артикуляции появляются раньше, чем более сложные.
Так у ребенка появляются первые лепетные слова, которые сначала состоят из слов-звукоподражаний (ам-ам, би-би, га-га), слов состоящих из одного слога, аморфных предложений (мада, что значит - мама дай!).
Словарь ребенка быстро растет и развивается. Но так, как артикуляционный аппарат и фонематический слух еще не до конца сформированы, то ребенок произносит слова, искажая их. Это может проявляться в виде, перестановок слогов местами, замены одних звуков другими, пропусков звуков, слогов в слове и мн. др. Всё это на данном возрастном этапе считается нормой.
Что же важно в общении с ребенком в этом периоде?
- Речь матери должна быть образцом для подражания. Она должна быть четкой, неторопливой, фонетически правильной.
- При использовании слов-звукоподражаний так же называем слово, относящиеся к нему. (Это машина би-би, а не это - би-би. Это кошка, она мяукает - мяу-мяу).
- Когда ребенок произносит слово фонетически неправильно, мы не акцентируем на этом внимание, не исправляем его. Но при этом важно дать правильный пример произношения. (Я наёл сыску - ты нашел шишку. Ты молодец. Мама смотри тапля - да, это-цапля. Мы с папой поймали лыбу - какая большая у тебя рыба.)
- Говорим с ребенком правильно: не сюсюкаем и не коверкаем слова. Не повторяем за ним слова, не соответствующие нормам языка.
Использованная литература.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений/под ред. Л. С. Волковой. 5-е изд. перераб. и под. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 стр.
- Логопедия для всех/Л. Г. Парамонова. – Москва: АСТ, 2002. – 335 с.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 240 с.