Концепция и технология обучения изобразительному искусству.

Кумсиева Валентина Павловна

Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).

С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).

Такая связь с какой-либо модальностью не означает, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения.

Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели (например, общеизвестна  ассоциация цвета и звука). Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей  является хорошей основой раскрытия многих творческих процессов.

Все это говорит о том, что обучение конкретному виду искусства невозможно без понимания психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность.

Многие педагоги и разработчики образовательных технологий упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот.  Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция и технология обучения изобразительному искусству.

 

Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).

С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).

Такая связь с какой-либо модальностью не означает, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения.

Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели (например, общеизвестна  ассоциация цвета и звука). Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей  является хорошей основой раскрытия многих творческих процессов.

Все это говорит о том, что обучение конкретному виду искусства невозможно без понимания психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность.

Многие педагоги и разработчики образовательных технологий упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот.  Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.

Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений «точкой отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров, технологий и образцов высочайшего качества. Овладевая культурой при помощи взрослых, ребенок имеет шанс значительно быстрее и на доступном для него уровне сложности овладевать основами искусства и простейших способов взаимодействия с его признанными, классическими образцами;  при этом личностные качества обучающихся получают возможность развития в привлекательной для ребенка форме моделирования разнообразных социальных структур, сред,  примеров, создаваемых взрослыми для органичного вхождения (реального, виртуального, смешанного) ребенка в культуру с осознанием своего места и роли в ней. Именно здесь наибольшую актуальность приобретают используемые в художественно-педагогической практике игротехнологии (ролевыеи деловые игры, имитационные формы художественной деятельности, ситуативное моделирование процессов поиска, исследования, проектирования и проч., составляющих суть творчества вообще.

Каждый новый виток развития культуры создает возможности иного порядка для художественно-эстетического и общего развития последующих поколений. Культурный опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами. Однако случается и так, что ребенок не может в достаточной степени воспользоваться культурным наследием, оказываясь лишенным существенного вектора в развитии и ответственность за это должны делить и учителя искусства, и руководители образовательных организаций общего и дополнительного образования, учреждений  культуры, специалисты в области досуговой деятельности детей и подростков.

Опыт школьной системы образования показывает, что если обучать детей искусству без учета психических механизмов познания и творческой деятельности  надеясь, что личностное развитие незамедлительно последует за обучением, то большая часть учеников не будет вовлечена в творческий процесс, результаты  их творческого развития окажутся низкими. Это происходит в том числе из-за того, что личностный и накапливаемый социальный опыт учеников рассогласовывается с образовательным процессом, в ряде случаев вступает с ним в противоречие.

Современные технологии обучения искусству должны полностью опираться на знание психических механизмов, а система профессиональной подготовки учителей, повышения квалификации педагогических работников учитывать этот аспект для формирования программ профессиональной подготовки и переподготовки за счет увеличения  доли знаний в области психологии и педагогики, освоение которых наиболее продуктивно реализуется  через систему разнообразных психолого-педагогических тренингов, практик, стажировочных площадок.

Разрабатывая любую новую концепцию или технологию обучения искусству, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов:

        Какова цель обучения искусству в школе?

        Что именно дает занятие конкретным видом искусства для личностного развития ребенка?

        Какие базовые психические механизмы лежат в основе творческой деятельности?

        Чему следует учить в рамках школьного образования?

        Как обучать искусству наиболее эффективно с точки зрения развития личности и образовательных результатов?

 

Мы убеждены, что развивающая роль искусства должна быть хорошо осмыслена каждым педагогом.  Она связана со следующими составляющими личностного опыта:

        с развитием чувственно-эмоциональной сферы;

        с развитием восприятия и фантазии;

        с развитием интеллектуальных операций;

        с развитием инструментов и навыков моделирования;

        с развитием речи и мышления;

        с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;

        с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;

        с развитием я-концепции.

        с развитием индивидуальной картины мира (модели).

 

В итоге занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной  и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.

Общеизвестно, что человеческие существа уже на ранних этапах своего эволюционного развития создавали наскальные рисунки, среди которых прослеживается усложняющаяся цепочка изображений: отдельные конкретные образы, развитие сюжета из созданной последовательности образов, образы-символы и, наконец, образы-знаки. Очевидно, что в той или иной степени они являлись естественной попыткой человека создать язык, способный определенным образом моделировать реальность, поэтому рисунки всегда выступали в качестве текста. Подобные функции искусства прослеживаются в танцах, народной музыке, примитивном искусстве, а затем в театре, архитектуре и т.д.

Это связано с тем, что человеческая психика изначально таит в себе способность к созданию различных языков моделирования, она позволяет человеку строить множество внутренних реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности.

Моделирование реальностей — это и есть ключевое назначение искусства, ведущий инструмент человеческого прогресса и творческого преобразования мира. Поэтому уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Именно отсюда проистекает наше понимание основного предназначения уроков искусства — формирование стратегий и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.).  Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании),                                                                   вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы.

Понимание роли искусства в развитии человечества и становлении отдельной  личности, их взаимосвязей с законами развития психики должны лежать в основе обучения каждого конкретного его вида.

Остановимся подробнее на некоторых важных психологических аспектах школьного обучения изобразительному искусству.

В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы Б. Н. Неменского В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. Их основные ориентиры отражает представленная ниже таблица.

 

  1. Особенности образовательных программ

обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе

 

 

Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и ред.

 Б. М. Неменский.

«Изобразительное искусство», авт.

В. С. Кузин и др.

«Изобразительное искусство», авт. 

Т. Я. Шпикалова и др.

Цели

 

 

 

Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.

Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.

 

Содержание и средства

 

 

 

Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе  вводятся коллективные задания.

Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.

В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы.

Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.

Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных иестественно-научных дисциплин.

Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.

Особенности

 

 

 

 

Искусство не просто изучается,  а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки.

Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ.

Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.