Концепция и технология обучения изобразительному искусству.
Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).
С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).
Такая связь с какой-либо модальностью не означает, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения.
Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели (например, общеизвестна ассоциация цвета и звука). Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей является хорошей основой раскрытия многих творческих процессов.
Все это говорит о том, что обучение конкретному виду искусства невозможно без понимания психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность.
Многие педагоги и разработчики образовательных технологий упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
концепция и технология обучения изо | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция и технология обучения изобразительному искусству.
Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).
С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).
Такая связь с какой-либо модальностью не означает, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения.
Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели (например, общеизвестна ассоциация цвета и звука). Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей является хорошей основой раскрытия многих творческих процессов.
Все это говорит о том, что обучение конкретному виду искусства невозможно без понимания психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность.
Многие педагоги и разработчики образовательных технологий упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.
Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений «точкой отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров, технологий и образцов высочайшего качества. Овладевая культурой при помощи взрослых, ребенок имеет шанс значительно быстрее и на доступном для него уровне сложности овладевать основами искусства и простейших способов взаимодействия с его признанными, классическими образцами; при этом личностные качества обучающихся получают возможность развития в привлекательной для ребенка форме моделирования разнообразных социальных структур, сред, примеров, создаваемых взрослыми для органичного вхождения (реального, виртуального, смешанного) ребенка в культуру с осознанием своего места и роли в ней. Именно здесь наибольшую актуальность приобретают используемые в художественно-педагогической практике игротехнологии (ролевыеи деловые игры, имитационные формы художественной деятельности, ситуативное моделирование процессов поиска, исследования, проектирования и проч., составляющих суть творчества вообще.
Каждый новый виток развития культуры создает возможности иного порядка для художественно-эстетического и общего развития последующих поколений. Культурный опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами. Однако случается и так, что ребенок не может в достаточной степени воспользоваться культурным наследием, оказываясь лишенным существенного вектора в развитии и ответственность за это должны делить и учителя искусства, и руководители образовательных организаций общего и дополнительного образования, учреждений культуры, специалисты в области досуговой деятельности детей и подростков.
Опыт школьной системы образования показывает, что если обучать детей искусству без учета психических механизмов познания и творческой деятельности надеясь, что личностное развитие незамедлительно последует за обучением, то большая часть учеников не будет вовлечена в творческий процесс, результаты их творческого развития окажутся низкими. Это происходит в том числе из-за того, что личностный и накапливаемый социальный опыт учеников рассогласовывается с образовательным процессом, в ряде случаев вступает с ним в противоречие.
Современные технологии обучения искусству должны полностью опираться на знание психических механизмов, а система профессиональной подготовки учителей, повышения квалификации педагогических работников учитывать этот аспект для формирования программ профессиональной подготовки и переподготовки за счет увеличения доли знаний в области психологии и педагогики, освоение которых наиболее продуктивно реализуется через систему разнообразных психолого-педагогических тренингов, практик, стажировочных площадок.
Разрабатывая любую новую концепцию или технологию обучения искусству, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов:
Какова цель обучения искусству в школе?
Что именно дает занятие конкретным видом искусства для личностного развития ребенка?
Какие базовые психические механизмы лежат в основе творческой деятельности?
Чему следует учить в рамках школьного образования?
Как обучать искусству наиболее эффективно с точки зрения развития личности и образовательных результатов?
Мы убеждены, что развивающая роль искусства должна быть хорошо осмыслена каждым педагогом. Она связана со следующими составляющими личностного опыта:
с развитием чувственно-эмоциональной сферы;
с развитием восприятия и фантазии;
с развитием интеллектуальных операций;
с развитием инструментов и навыков моделирования;
с развитием речи и мышления;
с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;
с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;
с развитием я-концепции.
с развитием индивидуальной картины мира (модели).
В итоге занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.
Общеизвестно, что человеческие существа уже на ранних этапах своего эволюционного развития создавали наскальные рисунки, среди которых прослеживается усложняющаяся цепочка изображений: отдельные конкретные образы, развитие сюжета из созданной последовательности образов, образы-символы и, наконец, образы-знаки. Очевидно, что в той или иной степени они являлись естественной попыткой человека создать язык, способный определенным образом моделировать реальность, поэтому рисунки всегда выступали в качестве текста. Подобные функции искусства прослеживаются в танцах, народной музыке, примитивном искусстве, а затем в театре, архитектуре и т.д.
Это связано с тем, что человеческая психика изначально таит в себе способность к созданию различных языков моделирования, она позволяет человеку строить множество внутренних реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности.
Моделирование реальностей — это и есть ключевое назначение искусства, ведущий инструмент человеческого прогресса и творческого преобразования мира. Поэтому уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Именно отсюда проистекает наше понимание основного предназначения уроков искусства — формирование стратегий и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.). Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы.
Понимание роли искусства в развитии человечества и становлении отдельной личности, их взаимосвязей с законами развития психики должны лежать в основе обучения каждого конкретного его вида.
Остановимся подробнее на некоторых важных психологических аспектах школьного обучения изобразительному искусству.
В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание среди практиков обучения программы Б. Н. Неменского В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. Их основные ориентиры отражает представленная ниже таблица.
- Особенности образовательных программ
обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе
| Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и ред. Б. М. Неменский. | «Изобразительное искусство», авт. . В. С. Кузин и др. | «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др. |
Цели
| Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. | Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. | Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.
|
Содержание и средства
| Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. | Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы. | Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных иестественно-научных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности. |
Особенности
| Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. | Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. | Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления. |