Современные педагогические технологии в обучении географии

Жалсабон Людмила Владимировна

В пылу споров последних лет о том, что должно быть образование вообще, и географическое в частности важно не забывать, что главным отличием образованного человека является его способность трезво мыслить и анализировать. У образованного человека должны быть сформированы устойчивые взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры. Это означает, что полученные знания человек использует в дальнейшем, как средство познания действительности. «Знать все на свете» нельзя, да и не нужно. Важно иметь «ключ», с помощью которого можно двигаться в нужном каждому человеку направлении, чтобы такой «ключ» успешно справлялся со своей задачей в области географии, нужно дать учащемуся твердое представление о «прописных географических истинах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_sovremennye_ped_tehnologii.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Современные педагогические технологии

в обучении географии

Введение.

В новых условиях работы Российской школы образование выступает средством воспитания. Географически образованный человек обладает не только широтой кругозора, но и широтой взгляда на мир в целом, понимания сложных взаимоотношений природных условий и человеческого бытия.

В пылу споров последних лет о том, что должно быть образование вообще, и географическое в частности важно не забывать, что главным отличием образованного человека является его способность трезво мыслить и анализировать. У образованного человека должны быть сформированы устойчивые взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры. Это означает, что полученные знания человек использует в дальнейшем, как средство познания действительности. «Знать все на свете» нельзя, да и не нужно. Важно иметь «ключ», с помощью которого можно двигаться в нужном каждому человеку направлении, чтобы такой «ключ» успешно справлялся со своей задачей в области географии, нужно дать учащемуся твердое представление о «прописных географических истинах».

Школьный курс “география” переживает бурное преобразование, что преимущественно связано с общей перестройкой системы образования. Содержательный же план школьной географии во многом остается прежним. Описательно-объяснительное направление школьной географии остается доминирующим.

Деятельностный подход в обучении географии, начатый Суховым В.П. (1997), находит с каждым годом все больше сторонников. Однако, методическая обеспеченность учебного процесса остается крайне неудовлетворительной. Личностно-ориентированное обучение как бы по касательной обходит школьную географию, что свидетельствует о том, что переоценка ценностей, связанная с переориентированием обучения, во многом еще не закончена. Школьная география остается по-прежнему не средством познания учащимся окружающего мира, а предметом, нагружающим школьника сведениями о географических объектах, явлениях, процессах

Перед нами стоит проблема интеграции разветвленной системы географических знаний, реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы

Современный дидактический принцип личностно - ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование  системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.

В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения.  Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной  деятельностью.

Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Технологии обучения.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:

 а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;

 б) технология в обучении.

 Под последним определением понимают использование технических средств обучения ( компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

К главным признакам технологии обучения относят:

  • четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание
    значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию
    учебной деятельности школьников;
  • построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей
    и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и
    форм организации учебной деятельности школьников;
  • обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);
    выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов)
  • организацию самостоятельной работы учащихся, направленную
    на решение  проблемных учебных задач;
  • широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки
    результатов обучения.
  • Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:
  • технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных,
    учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;
  • технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка
    путем согласования с результатами общественно-исторического опыта,
    т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С);
  • технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения.

 Так, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровненного (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений к видам деятельности.

В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:

  • структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;
  • создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;
  • постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности;
  • реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.

Классификация педтехнологий по Селевко

По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальт-технологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные, нейролингвистические технологии.

По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.

По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.

По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.

По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.

По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ.

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Приведу примеры наиболее известных технологий используемых в обучении географии.

Технология формирования приемов учебной работы

изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии, в методических пособиях и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей географии. Начинающему свою педагогическую деятельность учителю географии целесообразно обратить внимание на методический аппарат учебника 6 класса авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География. Начальный курс». М., «Дрофа», 2014г.,  где отражена технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы.

В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).

Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности школьников, которая реализована в большинстве учебников географии, раскрыта в статьях из опыта работы учителей, опубликованных на страницах журнала. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, через проектор), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т. п.). Применение этой технологии хорошо раскрыто в учебниках В.П.Сухова, И.И.Бариновой, В.Я.Рома и В.П.Дронова и др., а также в ряде статей журнала.

Технология дифференцированного обучения

также хорошо известна в методике географии. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности,  интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности.

Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать школьников правилам ведения дискуссии на уроке.

Модульная технология

 также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).

Технология проектной деятельности школьников.

Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности  чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой  работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности  я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8-10 классов. В этом возрасте  личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости. Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях. Например, учащиеся составляют проекты развития малых сел, возрождение историко-культурных ценностей малой родины. Для организации работы по проектированию учитель выявляет в классе группу ребят, которые хотят:

  1. Углубленно изучать географию.
  2. Самостоятельно ставить проблемы и решать
  3. Научится общаться, сотрудничать с ребятами для наиболее оптимального достижения своих целей.

Начиная  работу над проектом, всегда задаешь один вопрос: как сделать, чтобы работа была действительно проектной. Важный момент – это пробуждение у учащихся интереса к идее и теме проекта. Чтобы идея, положенная в основу была интересна и актуальна, она должна находится в зоне ближайшего развития.

 Проект «Оценка туристко-рекреационных  ресурсов окрестностей села Новоселенгинск», появилась не случайно, поскольку село испытывало кризис в период экономических, политических реформ. В окрестностях села Новоселенгинск находятся памятники истории и культуры, которые гармонично сочетаются с живописным ландшафтом. «Селенгинская россыпь» может служить примером элементарной туристко - рекреационной системы. Это - прежде всего дом купца Д.Д. Старцева, построенный по проекту декабриста Н.Бестужева. Сейчас в нем располагается Новоселенгинский музей декабристов. Уникальны здания Спасского собора, каменной часовни и Вознесенской церкви. Исторически ценен и селенгинский памятник жене и детям английского миссионера Роберта Юлля, представителя Лондонского евангелисткого общества. Богата «Селенгинская россыпь» историко-революционными памятниками. Селенгинская земля помнит имена Наддачина и Забелло, похороненных на местном кладбище. Во многих местах расположено немало памятников воинам – селенгинцам, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне., Перед нами возникла идея создания проекта, которая бы привлекла туристов, ученых, историков, исследователей, что дало бы толчок для развития села.

Цель проекта:

Углубленное изучение своей местности с целью оценивания туристко-рекреационных ресурсов для привлечения туристов и отдыхающих.

Задачи:

- определить рабочие группы и распределить в них обязанности

-ознакомить с письменными рекомендациями

- определить  критерии оценки и результатов

- утвердить индивидуальные планы участников группы

- выбрать источники информации

- собрать данные для изучения определенных объектов, входящие в туристко-рекреационный  маршрут

-определить варианты развития туризма на территории района

- представить результаты своего исследования, презентация

На начальном этапе,  совместно с учащимися мы проводили сбор разнообразных сведений об объекте исследования. Подробно рассмотрели историю и эволюцию развития села. Использовали материалы газетных публикаций, исторического музея.

Проект состоит из 3 этапов: поисковый, практический, контрольный.

Поисковый этап заключается в изучении литературных источников по историческому прошлому и природно-ресурсному потенциалу, далее следует определение целей, формулирование задач, опрос и анализ общественного мнения. Практический этап предполагает собой практические работы на местности: съемка местности, картографирование,  сбор и систематизация  материалов (факты, результаты), подбор иллюстрации, обобщение и отбор объектов, входящие в туристско-рекреационный маршрут, промежуточные отчеты, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта, консультация со специалистами, установка аншлагов с описанием объектов. Контрольный этап заключается в оформлении полученных результатов,  их анализе с последующей презентацией, доработке проекта с учетом замечаний и пожеланий, подготовка к публичной защите проекта. Подведение итогов.

Дальнейшая работа над проектом требовала от учащихся овладения методами и технологиями, которые можно использовать в самостоятельной работе. В частности умение составлять опросники по заданной тематике, проведение опроса, обработка его результатов.

И получили следующие результаты:

Проект имеет перспективу, так как имеет развитие в системе многоуровневого профессионального образования по подготовке кадров для индустрии района и гостеприимства.

  • Изучение туристко-рекреационнго потенциала окрестностей села Новоселенгинск с последующим созданием на территории культурно-исторического комплекса «Селенгинская россыпь» способствовал:
  • продвижению в районе и в республике международных образовательных стандартов на базе Международного конгресса профессионального туристского образования и ведущих мировых школ по туризму и гостеприимству;
  • формирует систему статистического учета, обработки и анализа статистических данных по туризму;
  • способствует развитию концепции регионального туристского маркетинга на территории Бурятии.

В проектной работе рассмотрены и оптимистичные экономические, социальные и экологические аспекты: создание предприятий малого и среднего бизнеса, сокращение промышленных выбросов атмосферу, внедрение социальных программ в поддержку малообеспеченных слоев населения.  

Заключительным этапом работы стала разработка программы «Возрождения малых городов»

                Эффективность и результативность проекта проверяются защитой работы. Презентация проекта важна как для учащихся, так и для учителя. Кроме того, в ней заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Подготовка к презентации – это важнейшая часть создания проекта. Полученный результат необходимо публично продемонстрировать, представить на всеобщее обозрение. Для подростка получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Ученик  получает от сверстников и взрослых подтверждение своей значимости, успешности. Эти умения формируются  при непосредственном участии и помощи учителя. Толерантность закладывается лишь тогда, когда учитель дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию. В традиционном обучении географии учитель не найдет столь благоприятную ситуацию для того, чтобы научить этому, воспитать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, самореализации личности.

Новые компьютерные технологии.

Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. В школе компьютер становится посредником между учителем и учеником, позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности. Понятно, что индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения.

Целесообразно применять компьютер в следующих случаях:

диагностического тестирования качества усвоения материала;

в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

 в обучающем режиме;

 при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

в режиме самообучения;

в режиме иллюстрации изучаемого материала.

Условно программное обеспечение можно классифицировать на обучающие и контролирующие программы.

В своей практике я использую современные компьютерные технологии. С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам  появилась дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках географии. При изучении физической географии  использую обучающие программы, при изучении социально-экономическорй географии – обучающие и контролирующие. Например, в 7 классе при изучении природных зон материков, разнообразия органического мира использование компьютерных технологий наиболее эффективно.

В настоящее время наша школа, как и многие другие, оснащена прекрасным компьютерным классом, но используется эта техника на уроках географии  не так уж часто. Загруженность кабинета информатики, когда из 36 учебных часов в неделю  28часов занимают уроки информатики, не позволяет реализовать компьютерные технологии в полном объеме. Другая причина, по которой  учителя не используют компьютер на своих уроках— недостаток  программного обеспечения для уроков географии, а так же программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу, пособие для учителя, которое содержит не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.

Технология развития критического мышления.

Одна из основных целей технологии критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. Технологию развития критического мышления  предложили в середине 90 – х годов  прошлого века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит как особую темодику обучения, отвечающую на вопрос:  как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Технология развития критического мышления, это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.

Раскрывая  особенности технологии развития критического мышления как интегрированного способа учения, Е.О. Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

  • оно содержит ситуацию выбора, которую делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
  • предполагает смену ролевых позиций учащихся;
  • настраивает на доверие участников группы друг к другу;
  • выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно( сравнение, систематизация, анализ, обобщение).

Выполняя групповое задание , общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

  • мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего что происходит с человеком;
  • самостоятельное и ответственное;
  • аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  • многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;
  • индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
  • социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах, основной прием взаимодействия – дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализоваться. Основу модели развития критического мышления  составляет трехфазный процесс: вызов – реализация смысла( осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова предназначена для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагается вернутся к уже накопленным знаниям по предложенной теме, дается возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения. Стадия вызова логически приводит к следующей, содержательной стадии.

На стадии реализации смысла ( осмысления содержания) учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию,  и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.

На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. Данная стадия предоставляет возможность оценить себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении:  определить область, где требуется дополнительная работа. Стадия рефлексии дает реальную возможность и стимул вернутся к стадии реализации смысла, если ученик сам определил необходимость дальнейшей работы с текстом. Кроме того, рефлексия представляет собой новый вызов, если возникают дополнительные вопросы, то потребуется дополнительная учебная деятельность.

        Модельные занятия предполагают определенную последовательность стадий, конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Именно этот единый процесс и есть основа и цель технологии развития  критического мышления. Рассмотрим  моделирование урока  с использованием технологии развития критического мышления. Для реализации используют прием «Знаю, хочу знать, узнал».

Заключение.

         В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.

Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.

Литература

  1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990.
  2. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995.
  3. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
  4. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999.
  5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
  6. Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998 № 2..

7.Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России» (IX класс) // География в
школе. 1998. № 5.

8.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996

9. Библиотека  «География в школе» вып. 5 ч. 2

10. Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001.