Проблемы развития речи ребенка
Проблемы развития речи интересовало многих исследователей у каждого из них свое понимание проблемы обучения и развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проблемы развития речи ребенка | 14.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы развития речи ребенка в психолого-педагогических исследованиях
История возникновения и постановка проблемы развития речи существовала с тех пор, как человечество овладело важнейшим средством общения – языком, вместе с тем в зарубежной и отечественной педагогике вряд ли найдутся ученые, которые занимались бы самыми разными сторонами воспитания и не отдавали должное проблеме речевого развития ребенка. Ещё Я.А. Коменский, великий педагог, устанавливая последовательность изучения разных дисциплин, считал, что сначала надо освоить язык (грамматику), а затем реальные науки и, наконец, риторику. Он указывал, что развитие речи и мышления совершенствуется в процессе получения реальных знаний. Его указания по развитию речи детей дошкольного возраста легли в основу многих методик, а принципы наглядности, последовательности обучения и воспитания в условиях семьи до сих пор являются основополагающими в дошкольной педагогике.
Видный педагог И.Г. Песталоцци выделил слово как важное средство обучения, подчеркнув роль речи матери для речевого развития ребенка. И хотя его суждения о том, что это развитие осуществляется на основе механического подражания, являются ошибочными, в его методике есть много интересных упражнений: подбор качеств (прилагательных) к предмету, подбор существительных к тем или иным свойствам предмета, подбор действий – напрямую относятся к развитию связной речи. Правда, последователи упрекали И.Г. Песталоцци в однообразии и формализме его упражнений, однако сама идея заслуживает высокой оценки.
Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет обучения, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты. Он считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг учителя – научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Идеи Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского легли в основу методики развития речи разработанной Е.И. Тихеевой. Огромную роль в развитии речи ребенка Е.И.Тихеева придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. Она считала, что беседа «должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространённого». Но особое значение в развитии речи детей Е.И. Тихеева отводила рассказу.
Подводя итоги, отметим, что проблемы развития речи издавна интересовали многих исследователей, у каждого из них свое понимание проблемы обучения и развития речи, свое отношение к решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи детей. Вместе с тем все исследователи единодушно подчеркивают роль специально организованного образования и сотрудничества семьи, педагогов и специалистов в решении современных проблем речевого развития детей.