Рабочая программа кружка по сенсорному развитию_Занимательная сенсорика
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы интеллекта малыша.
Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Цель программы:
повышение качества и эффективности образовательной работы в рамках образовательной области - познавательное развитие. Создание и развитие комплекса педагогических условий, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи обучения:
- Образовательная: формировать представления о сенсорных эталонах - учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; учить показывать и называть простейшие геометрические формы (плоскостные): круг, квадрат, треугольник; формировать понятие о величине, дать обобщённую характеристику размера: «большой - маленький»; учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному (общему) признаку; учить обозначать различать понятия «один-много»; учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- Развивающая: развивать психофизические качества: внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
- Воспитательная: воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, самостоятельность, творчество, фантазию. Поддерживать познавательный интерес.
- Организация консультативной помощи родителям по вопросам познавательного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zanimatelnaya_sensorika.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40 комбинированного вида»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании Педагогического совета приказом
протокол от «___»_____2022 г. №____ МБДОУ «Детский сад №40 комбинированного вида»
от «___»_____2022 г. №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Занимательная сенсорика»
для детей дошкольного возраста от 2 до 3 лет
Срок реализации программы
2022-2023 гг.
Автор программы:
воспитатель
Коротина Анастасия Андреевна
г.Гатчина, 2022 г.
Пояснительная записка
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы интеллекта малыша.
Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году был организован кружок для детей младшего дошкольного возраста «Занимательная сенсорика».
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов.
Основные принципы программы
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
• Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
• Принцип единства диагностики и коррекции.
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
• Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Направленность программы: интеллектуально-познавательное.
Цель программы:
повышение качества и эффективности образовательной работы в рамках образовательной области - познавательное развитие. Создание и развитие комплекса педагогических условий, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи обучения:
- Образовательная: формировать представления о сенсорных эталонах - учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; учить показывать и называть простейшие геометрические формы (плоскостные): круг, квадрат, треугольник; формировать понятие о величине, дать обобщённую характеристику размера: «большой - маленький»; учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному (общему) признаку; учить обозначать различать понятия «один-много»; учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- Развивающая: развивать психофизические качества: внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
- Воспитательная: воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, самостоятельность, творчество, фантазию. Поддерживать познавательный интерес.
- Организация консультативной помощи родителям по вопросам познавательного развития детей.
Методы:
1. Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
2. Игровой метод (настольные дидактические игры).
3. Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
4. Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
5. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
Приемы:
1. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
2. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
3. При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Средство сенсорного воспитания:
- дидактическая игра
Формы проведения занятий:
- Групповая
- Подгрупповая
Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 2 до 3 лет
Продолжительность реализации программы:
- 1 учебный год, 35 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, по 10-15 минут.
Условия для занятий в кружке:
- наличие дидактического и наглядного материала у педагога
Ожидаемый результат (к концу обучения дети могут):
1. Дети различают и называют основные цвета.
2. Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
3. Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
4. Начинают на ощупь различать качество предметов и называть их.
5. Умение группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
6. Различать количество предметов (много - один, много - мало)
7. Различать предметы контрастной величины (большой - маленький)
8. Собирать предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики, кольца)
Отслеживание результативности рабочей программы:
- методика диагностики развития детей первых трех лет жизни (модификация карты нервно-психического развития детей Пантюхиной Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.)
Перспективный план
Месяц | № недели | Название дидактических игр | Программное содержание занятия |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) посредством дидактического материала на начало года. |
2 | «Назови геометрическую фигуру», «Закрой окошко», «Подбери лопатку к ведерку» | Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. | |
3 | «Назови геометрическую фигуру по цвету», «Тучки и капельки», «Зонты и капли» | Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. | |
4 | «Назови геометрическую фигуру по величине», «Наряди матрешку», «Наряди кита» | Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником, их величинами. Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. | |
5 | «Хлев для поросят», «Подбери заплатки для тыквы», «Рыбы и аквариумы» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами разных цветов. | |
Октябрь | 1 | «Веселая стирка», «Разложи одежду по шкафчикам», «Поставь машину на парковку» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами разных цветов.. |
2 | «Угости ежей яблоками и грибами», «Разноцветные медведи», «Арбузные дольки» | Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине, форме. Закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький. | |
3 | «Подбери по форме мороженое», «Угости обезьянку», «Что везут грузовики?» | Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником разных цветов. Развивать навыки приема обследования предмета по форме и цвету. | |
4 | «Волшебный поднос», «Подбери заплатки для медведей», «Угости белку» | Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Развивать навыки приема обследования предмета по форме и цвету. | |
Ноябрь | 1 | «Поиграем с прищепками», «Подбери варежки», «Будка для собак» | Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять названия цветов и геометрических форм; развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, воображение, внимание. Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный. |
2 | «Разложи по ведеркам мячи и кубики», «Угости слона», «Угости льва» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный. Развивать навыки приема обследования предмета по форме и цвету. | |
3 | «Разложи по корзинам грибы, яблоки и груши» «Повесь яблоки на дерево», «Угости птичек» | Закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький. Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Развивать навыки приема обследования предмета по форме и цвету. | |
4 | «Посади бабочку на цветок» «Улей для пчел», «Разложи листья по корзинкам» | Формировать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета». Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами разных цветов. | |
Декабрь | 1 | «Сортировка фасоли», «Разложи одежду», «Разноцветные жемчужины» | Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. |
2 | «Угости зайцев морковками» «Подбери ключи к двери по величине», «Подбери курице яйца» | Закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький. Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
3 | «Наряди елочку», «Подбери ключи к двери по форме», «Самолет и пассажиры» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
4 | «Что лежит в мешочке?», «Положи подарки под елки», «Подбери ключи к двери по цвету» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
5 | «Спрячь мышку», «Подбери Деду Морозу санки и подарки», «Ракеты и планеты» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
Январь | 2 | «Рассортируй мячи», «Угости мышку», «Наряди пингвинов» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. |
3 | «Помоги шоферу», «Веселые человечки», «Подбери зубам зубные щетки» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
4 | «Самая длинная - самая короткая», «Наряди платья у девочек», «Наряди снеговиков» | Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации. Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
Февраль | 1 | «Самая широкая – самая узкая», «Угости пингвинов рыбой», «Поточи цветные карандаши» | Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации. Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. |
2 | «Где один, а где много?», «Ножки и ладошки», «Подбери колеса к машине» | Закрепить знания о понятии «много – мало-один». Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
3 | «Противоположности», «Цветы на полянах», «Разноцветные воздушные шары» | Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации. Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
4 | «Найди место грибку», «Разноцветное мороженое», «Наряди лейки» | Учить соотносить предметы по цвету, закрепить умение группировать однородные объекты по цвету. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
Март | 1 | «Птичка в клетке», «Сапоги и зонтики», «Разноцветные покупки» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. |
2 | «Где спрятались игрушки?», «Разложи матрешек», «Кто в домике живет» | Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут). Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
3 | «Найди машине гараж», «Положи ягодки на пирожные», «Летучие мыши и домики» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
4 | «Учимся пользоваться предлогами», «Подбери бантики к платьям», «Чашки и блюдца» | Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут). Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
5 | «Определи на ощупь – что в мешочке», «Почтальон и письма», «Поставь цветы в вазу» | Познакомить с объемными геометрическими формами – шар, кубик, кирпич, яйцо. Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
Апрель | 1 | «Накорми медведей малиной и конфетами», «Собери божьих коровок», | Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. Развивать умение выделять параметры величины предметов. |
2 | «Разложи по цвету сердечки в банке», «Гонщики и машины», «Клетка для кролика» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
3 | «Разложи по форме витамины в банке», «Угости козу», «Разноцветные мишки и домики», | Учить сортировать по форме. Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
4 | «Угости кота», «Поставь трактор в гараж», «Паутина для пауков» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
Май | 1 | «Пересыпание – переливание – перекладывание», «Посади божьих коровок на листочки», «Разложи бабочек по банкам» | Развитие моторики рук, знакомство с вариантами перемещение веществ. Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. |
2 | «Веселые гномики», «Лягушки и заплатки», «Посади стрекоз на грибы», «Пляжные шлепанцы» | Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать. Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету. | |
3 | «Подбери заплатку для льва», «Угости собаку косточкой», «Мишка и мыльные пузыри», «Посади пчелу на цветок» | Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы. | |
4 | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) посредством дидактического материала на конец года. |
Работа с родителями:
Форма | Тема |
Мастер - класс | «Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях» |
Консультации | - «Сенсорное развитие детей раннего возраста» - «Игровой уголок дома» - «Игры для всестороннего развития детей раннего возраста» - «Значение и развитие мелкой моторики» |
Выставка с фотографиями детей | «С интересом мы играем и сенсорику развиваем» |
Папка-передвижка | «Игрушка в жизни ребенка: выбирай игрушку правильно!» |
Анкетирование | «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ» |
Беседы | - «Дидактические игры с ребенком для сенсорного развития ребенка раннего возраста» - «Игры по дороге в детский сад для всестороннего развития детей раннего возраста» |
Взаимодействие с педагогами:
Форма | Тема |
Мастер-класс | «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» или «Игры своими руками» |
Буклет | «Дидактические игры для детей 2-3 лет» |
Консультация | «Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов» |
Использованная литература:
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
2. Боброва Н.Г. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие.- Н. Боброва.- СПб (и др.).- Питер.- 2016.
3. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
4. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
5. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторики рук.- // Дошкольное воспитание.-2014.-№8.-С 76-80.
6. Интернет - ресурсы: nsportal.ru, maam.ru,vospitateljam.ru, fizinstruktor.ru
7. Круглова Н.Б. Создание условий для сенсорного развития, как важнейшего звена в системе познавательной деятельности ребенка- дошкольника.// Современные дети, – какие они?: материалы Всероссийской научно – практической конференции 22-24 декабря 2012/.- Мурманск.- 2014.
8. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
8. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
10. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
11. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.-128с.
12. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.: Издательство: Мозаика-Синтез, 2009.
Приложение
Диагностика сенсорного развития детей
Имя Ф. ребенка | Знание основных цветов | Знание основных геометрических фигур | Распознавание величины | |||||||
красный | желтый | синий | зеленый | квадрат | круг | треугольник | прямоугольник | большой | маленький | |