Проблема развития учебно-познавательной компетенции младших школьников в обучении иностранному языку
Статья на тему:Проблема развития учебно-познавательной компетенции младших школьников в обучении иностранному языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: В условиях развития суверенного общества с новой социальной и экономической структурой чрезвычайно остро встает потребность в образованных, творческих, активных личностях; высококвалифицированных, компетентных специалистах со знанием нескольких иностранных языков; профессионалов, способных перенимать прогрессивный опыт, стремящихся к внедрению новых оригинальных идей, взаимовыгодного участия в международном сотрудничестве. Поэтому перед современным обществом чрезвычайно актуально встает проблема создания оптимальных условий для развития учебно-познавательной компетенции растущего человека и качества, без которой невозможно раскрытие индивидуальности и полноценное развитие личности. Ведущая роль в решении указанной проблемы принадлежит системе образования. Период младшего школьного возраста характеризуется стремительным становлением интеллектуальных, чувственных и волевых качеств, является решающим для развития учебно-познавательной компетенции. В то же время этот период является чрезвычайно благоприятным для овладения учащимися основами иноязычной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция, психолого-педагогические условия, младший школьный возраст, особенности усвоения иностранного языка.
Исследованиями развития учебно-познавательной компетенции занимались в своей профессиональной деятельности и отводили ей особое внимание многие ученые, одними из первых были: Л. С. Выготский [2], А. М. Леонтьев [5], С. Л. Рубинштейн [7] и др. Педагогический ракурс проблемы учебно-познавательной компетенции учащихся начальных классов был освещен в трудах Ш. А. Амонашвили [1], Е.В. Макаренко [6] и др.
Проблема учебно-познавательной компетенции является одной из широко изучаемых в современной психолого-педагогической науке. Существует несколько подходов к определению понятия «учебно-познавательная компетенция». Различные исследователи рассматривают учебно-познавательную компетенцию как:
– познавательную деятельность,
– определенное отношение субъекта к познавательной деятельности,
– энергичную умственную, мыслительную деятельность,
– готовность к познанию,
– черту личности и т. д.
Существует также точка зрения, согласно которой учебно-познавательная компетенция – это одновременно и одно из ведущих личностных свойств ученика, и качество его деятельности [8, c. 145]. По нашему мнению, наиболее целесообразным является такой психолого-педагогический подход к изучению проблемы учебно-познавательной компетенции, который рассматривает этот феномен комплексно: с одной стороны как черту личности, а с другой в связи с познавательной деятельностью.
Теоретический анализ, обзор источников и научных данных путем изучения научной и методической литературы по проблеме учебно-познавательной компетенции, позволил нам сформулировать собственное определение понятия «учебно-познавательная компетенция».
На наш взгляд, учебно-познавательная компетенция – компетенция, направленная на формирование собственного мировоззрения, познание окружающего мира и себя как части этого мира; это стремление и готовность в познании неизведанного и чего-то нового еще незнакомого; это сложное личностное свойство индивида, предрасположенность к которому является врождённой чертой, проявляется на социальном уровне.
Итак, структура учебно-познавательной компетенции обучающихся – это сложная целостная система взаимосвязанных компонентов, в основе которой находятся взаимоотношения учителя и ученика, как центральных и равноправных субъектов учебно-воспитательного процесса.
Выявлено, что учебно-познавательная компетенция младших школьников имеет своеобразные свойства, которые обусловлены как возрастными особенностями учащихся, так и специфичностью различных учебных предметов. Учебно-познавательная компетенция младших школьников отмечается несовершенством и неустойчивостью, поскольку все ее структурные компоненты в этом возрасте проходят фазу становления и претерпевают значительные изменения.
Специфичность усвоения иностранного языка как учебной дисциплины, особенно ее «беспредметность», «необъятность» и субъективное ощущение сложности овладения им [3, c. 158], с одной стороны затрудняет изучение этого предмета, с другой же (благодаря тому, что язык является средством общения и инструментом познания) содержит в себе особенно благоприятные потенциальные возможности для развития учебно-познавательной компетенции школьников, ее изучающих. Младший школьный возраст является тем периодом жизни человека, когда создаются оптимальные условия для развития учебно-познавательной компетенции, поскольку нестабильность и недостаточная сформированность отдельных ее компонентов вполне компенсируется их необыкновенной пластичностью, подвижностью, восприимчивостью к воздействиям и интенсивным развитием, откуда следует вывод о сензитивность младшего школьного возраста как для совершенствования отдельных компонентов учебно-познавательной компетенции, так и для ее развития в целом.
В период младшего школьного возраста развитие учебно-познавательной компетенции напрямую связано с познавательными побуждениями и непосредственным стремлением к успеху, желанием быть «первым», «лучшим» и т.д.
Основным условием и аспектом в развитии учебно-познавательной компетенции на уроках иностранного языка в период младшего школьного возраста является применение наиболее актуальных технологий и методов обучения. К таковым прежде всего относятся активные формы обучения, новые ранее детям неизвестные. Общеизвестный факт, именно в этот период школьники наиболее подвержены активной форме деятельности, познаванию нового. Активные методы обучения возможно реализовать в групповой форме, парной, межгрупповой и т.д.
Итак, важными и необходимыми условиями развития учебно-познавательной компетенции младших школьников в процессе изучения иностранного языка являются становление ее структурных компонентов и оптимизация механизмов при соблюдении принципов гуманистически ориентированного образования.
Литература
- Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М., 2017.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.1: Проблемы теории и истории психологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2016. – 447 с.
- Кузьменкова, О. В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Учебно-методическое пособие по возрастной и педагогической психологии: учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2015. – 288 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1975.
- Макаренко, Е.В. Формирование учебно-познавательной компетенции младшего школьника в образовательном процессе / Е.В. Макаренко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16977 (дата обращения: 20.04.2022).
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб, 2015
- Шамова, Т.И. Избранное / Т. И. Шамова. – М.: Центр. изд-во, 2014 – 320 с.