Представление педагогического опыта по теме "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада"

Ася Сидяковна Эдиева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Первая школа имени М.А. Пронина» города Звенигород

МБОУ «Первая школа имени М.А. Пронина».

 

143180, г. Звенигород, кв. Маяковского, д.4

Тел:8495 697-43-35,8495697-41-76 тел.8495 992-41-84

e-mail: school1.zven@ mail.ru

 

 

 

 

 

 

Представление педагогического опыта по теме:

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

 

 

 

 

 

 

Педагог дошкольного образования
дошкольного отделения детский сад №1:

Эдиева А.С.

 

 

 

 

Звенигород

2022

 

Слайд 1

Тема самообразования «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

 

Слайд 2

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

В условиях современного мира и информационного потока , который воздействует на наших детей, мы как взрослые должны заложить фундамент нравственности:

-воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института; 

- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

Слайд 3

Актуальность

     Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей - девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

    Гендерное воспитание в детском саду поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые бывают при безнравственном подходе к будущему.

    От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими и долговечными будут их семьи.

 

Слайд 4

Определение «Гендера»

 

    ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

    Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

    Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

     Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.

     Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины- воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

 

Слайд 5

Мальчик, девочка

 

      Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

 

 

Слайд 6

Игры

     Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.
      В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

     В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры.

 

Слайд 7

 

Использование «Гендера» в продуктивной деятельности

       На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.

 

Слайд 8

Двигательно-игровая деятельность

 

        В дошкольном возрасте у детей разного пола проявляются различия в конституциональных особенностях, в обменных процессах и физических возможностях - мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У девочек лучше показатели по равновесию и гибкости, у них лучше развита мелкая моторика.

       Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5) Различия в обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки) Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как). Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Слайд 9

Рекомендации по учету гендерных особенностей

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.

  Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

  Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.

  Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слу­шать.

  Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что ее ругают.

 

Слайд 10

    Все названные методы в практике воспитания редко применяются изолированно друг от друга.

    Методы воспитания реализуются в практике жизни через самые разнообразные приемы. И чем шире вариативность этих приемов, тем сильнее их воспитательное воздействие.

    На выбор и характер воспитательных средств влияют уровень воспитанности ребенка и окружающая его среда.

    В каждом воспитательном процессе обязательно проявляется индивидуальность воспитателя – наш характер, культура, воля, жизненный опыт.

   Завершить доклад хотелось бы словами советского педагога и писателя Анто́на Семёновича Мака́ренко «В хорошей семье наказаний никогда не бывает , и это- самый правильный путь семейного воспитания»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Воспитатель: Эдиева А.С.

Слайд 2

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Слайд 3

Актуальность Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей - девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Гендерное воспитание в детском саду поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые бывают при безнравственном подходе к будущему. От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими и долговечными будут их семьи.

Слайд 4

Определение « Гендера » ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Слайд 5

.

Слайд 6

. .

Слайд 7

Использование « Гендера » в продуктивной деятельности

Слайд 8

Двигательно-игровая деятельность

Слайд 9

Рекомендации по учету гендерных особенностей

Слайд 10

Заключение Все названные методы в практике воспитания редко применяются изолированно друг от друга. Методы воспитания реализуются в практике жизни через самые разнообразные приемы. И чем шире вариативность этих приемов, тем сильнее их воспитательное воздействие. На выбор и характер воспитательных средств влияют уровень воспитанности ребенка и окружающая его среда. В каждом воспитательном процессе обязательно проявляется индивидуальность воспитателя – наш характер, культура, воля, жизненный опыт. И, наконец, идеалом всех методов воспитания должны быть слова Макаренко : « В хорошей семье наказаний никогда не бывает , и это- самый правильный путь семейного воспитания ».