Программа по сдоровьесбережению МАДОУ "Детский сад №16 "Тополоек"
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 66.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Тополек» г. Енисейска Красноярского края
663183,Россия, Красноярский край, г. Енисейск ул. Перенсона,85,
ИНН/ КПП: 2447010115 / 244701001ОКПО 85040142, ОГРН 1082447000239; ОКАТО 04412000000 ОКФС 14 ОКОПФ 73
Телефон 8 (39195) 2-44-78; 8(39195) 2-30-22; электронная почта: madoy16topolek@mail.ru
ПРИНЯТО на Совете педагогов МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек» протокол от 06.10 .2022г. № | Утверждено Приказом № от 06.10.2022г Заведующим МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек» __________ Коржова Л. В
Программа по здоровьесбережению МАДОУ «Детский сад №16 «Тополек» на период 2022-2024гг |
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи.
- Объекты программы.
- Основные принципы.
- Мероприятия по Программе по здоровьесбережению используемые в МАДОУ.
6. Система здоровьесберегающих технологий в работе МАДОУ.
7. Организация двигательного режима детей.
8. Кадровое обеспечение программы.
9. Правила применения здоровьесберегающих технологий при планировании и ведении оздоровительной деятельности в МАДОУ.
10. Глоссарий.
11. Приложения
- Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями (законными представителями) и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная с дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.
Проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья детей, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому, начиная с раннего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Они регламентируются и обеспечиваются рядом нормативно - правовых документов: Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124 – ФЗ от 24 июля 1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.), «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией ООН «О правах ребенка», «Семейным кодексом РФ», Конституцией РФ, ст. 38, 41, 42, 43, «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», Приказом Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г, Уставом ДОУ.
Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей раннего и дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Таким образом, проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: Создание оптимальных здоровьесберегающих условий в детском саду, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса, формирование устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Задачи:
- Создание комфортного микроклимата в детском коллективе, в ДОУ в целом;
- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ;
- Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей (законных представителей);
- Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
- Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей;
- Повышение валеологической, медико-психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
- Создан комфортный микроклимат;
- В структуру профилактической, оздоровительной и воспитательно-образовательной модели ДОУ внедрены современные здоровьесберегающие технологии;
- Повышена физкультурно-оздоровительная грамотность педагогов и родителей (законных представителей);
- У детей сформированы знания, умения и навыки о сохранении здоровья и ответственности за него;
- У педагогов сформирована профессиональная позиция, являющаяся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей;
- Повышен уровень валеологической, медико-психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
3. Объекты программы
- Дети;
- Коллектив ДОУ;
- Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ
4. Основные принципы программы
- «Не навреди» - это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка;
- Активность - включение всех участников образовательных отношений в поиск эффективных методов оздоровления детей;
- Доступность - использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей;
- Индивидуальность - оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Научность - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- Оздоровительная направленность - нацелена на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
- Оптимальность - разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки;
- Последовательность - принцип предполагает последовательную работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
- Систематичность - реализация, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю;
- Сознательность - осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью.
5.Мероприятия по Программе по здоровьесбережению
Содержание | Ответственные и исполнители | Сроки | Результат |
Обеспечение режимов пребывания воспитанников в ДОУ с учётом их индивидуальных особенностей | Педагогический коллектив ДОУ | Ежедневно | Индивидуальный подход |
Обеспечение воспитанников качественным сбалансированным 4-х разовым питанием соответствующим данной возрастной категории. | Медсестра Повара Педагоги Мл. воспитатели | Ежедневно | Индивидуальный подход |
Разработка и реализация плана работы ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников. | Медсестра Старший воспитатель | В течение года | Повышение эффективности работы ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению воспитанников. Снижение уровня заболеваемости воспитанников. |
Формирование системы использования здоровьесберегающих технологий в организации воспитательно-образовательного процесса. | Старший воспитатель | В течение года | Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей. Снижение уровня заболеваемости воспитанников. |
Прохождение курсов повышения квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения | Старший воспитатель | В течение года | Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам здоровьесбережения |
Проведение спортивных праздников и развлечений | Педагогический коллектив ДОУ | В течение года | Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) в области физического развития |
Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам здоровьесбережения | Педагогический коллектив ДОУ | В течение года | Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения |
Проектная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников | Педагогический коллектив ДОУ | В течение года | Разработка и реализация проектов, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников |
Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников | Старший воспитатель Медсестра | По необходимости | Увеличение доли педагогов с высоким уровнем компетентности по вопросам здоровьесбережения |
Информирование о ходе оздоровительной деятельности и её результатах | Старший воспитатель Ответственный за сайт | В течение года | Размещение информации на стендах, сайте ДОУ и в соц.сетях |
Оценка качества результатов деятельности | |||
Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста | Старший воспитатель Медсестра Воспитатели групп Инструктор по физической культуре | Сентябрь, май | Анализ результатов мониторинга. Определение перспектив деятельности. |
6. Система здоровьесберегающих технологий в работе МАДОУ в соответствии с возрастными особенностями детей.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Задачи: 5-6 лет
6 -7 лет
| |||||||
Направление деятельности | Содержание деятельности | Мероприятия | Исполнители | ||||
Обеспечение двигательной активности | Создание условий для развития двигательной активности в соответствии с возрастом | Здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья
| Инструктор по физ.культуре, воспитатели Воспитатели | ||||
| Инструктор по физ.культуре | ||||||
Формирование первичных представлений ЗОЖ | Расширение знаний и представлений дошкольников о ЗОЖ | Здоровьесберегающие технологии обучения ЗОЖ:
| Инструктор по физ.культуре Воспитатели | ||||
| Музыкальный руководитель | ||||||
Закаливающие мероприятия
| Воспитатели | ||||||
Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности:
| |||||||
Мониторинг физического развития детей | Выявление уровня физической подготовленности и физического развития детей, изучение мотивов двигательной активности. |
| Инструктор по физ.культуре | ||||
| Медсестра | ||||||
Взаимодействие с родителями | Консультирование и взаимообмен по вопросам здоровьесбережения |
| Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физ.культуре, медсестра, музыкальный руководитель | ||||
Младший дошкольный возраст (3-5 лет) Задачи:
| |||||||
Направление деятельности | Содержание деятельности | Мероприятия | Исполнители | ||||
Обеспечение двигательной активности | Создание условий для развития двигательной активности в соответствии с возрастом | Здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья
| Инструктор по физ.культуре, воспитатели | ||||
| Инструктор по физ.культуре | ||||||
Формирование основ ЗОЖ | Расширение знаний и представлений дошкольников о ЗОЖ | Здоровьесберегающие технологии обучения ЗОЖ:
| Инструктор по физ.культуре | ||||
| Музыкальный руководитель | ||||||
Закаливающие мероприятия
| Воспитатели | ||||||
Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности:
| |||||||
Мониторинг физического развития детей | Выявление уровня физической подготовленности и физического развития детей, изучение мотивов двигательной активности. |
| Инструктор по физ.культуре | ||||
| Медсестра | ||||||
Взаимодействие с родителями | Консультирование и взаимообмен по вопросам здоровьесбережения |
| Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физ.культуре, медсестра, музыкальный руководитель | ||||
Ранний возраст (2-3 года) Задачи:
|
| медсестра | |||||
Направление деятельности | Содержание деятельности | Мероприятия | Исполнители | ||||
Обеспечение двигательной активности | Создание условий для развития двигательной активности в соответствии с возрастом | Здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья
| Инструктор по физ.культуре, музыкальный руководитель, воспитатели Воспитатели | ||||
| Инструктор по физ.культуре | ||||||
Формирование основ ЗОЖ | Формирование элементарных правил поведения, способствующих сохранению здоровья | Здоровьесберегающие технологии обучения ЗОЖ:
| Инструктор по физ.культуре Воспитатели | ||||
Закаливающие мероприятия
| Воспитатели | ||||||
Содержание и формы здоровьесберегающей деятельности:
| |||||||
Мониторинг физического развития детей | Выявление уровня физического развития детей. |
| медсестра | ||||
| |||||||
Взаимодействие с родителями | Консультирование и взаимообмен по вопросам здоровьесбережения |
| Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физ.культуре, медсестра, музыкальный руководитель |
7.Организация двигательного режима детей.
Модель двигательного режима по возрастным группам.
Деятельность | Группа | |||
Группа раннего возраста | II младшая группа | Старшая группа | подготовительная к школе группа | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подвижные игры во время приема детей | Ежедневно 3 – 5 мин | Ежедневно 5 – 7 мин | Ежедневно 7 – 10 мин | Ежедневно 10 – 12 мин |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 3 – 5 мин | Ежедневно 5 – 7 мин | Ежедневно 7 – 10 мин | Ежедневно 10 – 12 мин |
Физкультминутки | 2 – 3 мин | 2 – 3 мин | 2 – 3 мин | 2 – 3 мин |
Музыкально – ритмические движения (2 в неделю) | НОД по музыкальному развитию 10 мин | НОД по музыкальному развитию 15 мин | НОД по музыкальному развитию 20 – 25 мин | НОД по музыкальному развитию 25-30 мин |
Непосредственно- образовательная деятельность по физическому развитию (2 в неделю) | 3 раза в неделю 10 мин (в зале) | 2 раза в неделю 15 мин (в зале) 1 раз – на воздухе (10 мин. - холодный период, 15 мин. – теплый период) | 2 раза в неделю 20 – 25 мин (в зале) 1 раз – на воздухе (15 мин. - холодный период, 20-25 мин. – теплый период) | 2 раза в неделю 25 – 30 мин (в зале) 1 раз – на воздухе (20 мин. - холодный период, 25 – 30 мин. – теплый период) |
Подвижные игры: сюжетные, игры-забавы, соревнования, эстафеты, аттракционы | Ежедневно не менее двух игр по 5 – 7 мин | Ежедневно не менее двух игр по 7 – 8 мин | Ежедневно не менее двух игр по 8 – 10 мин | Ежедневно не менее двух игр по 10 – 12 мин |
Оздоровительные мероприятия: гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика | Ежедневно 5 мин | Ежедневно 6 мин | Ежедневно 7 мин | Ежедневно 8 мин |
Физические упражнения и игровые задания: артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастика | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору, 3 – 5 мин | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору, 6 – 8 мин | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору, 8 – 10 мин | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору, 10 – 15 мин |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц по 10 – 15 мин | 1 раз в месяц по 15 – 20 мин | 1 раз в месяц по 25 – 30 мин | 1 раз в месяц по 30 – 35 мин |
Спортивный праздник | 2 раза в год по 10 – 15 мин | 2 раза в год по 15 – 20 мин | 2 раза в год по 25 – 30 мин | 2 раза в год по 30 – 35 мин |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. |
8. Методическое обеспечение мероприятий программы
№ п\п | Содержание работы 2022-2024г. | Организаторы работ |
1 | Методические семинары, семинары-практикумы.
| Старший воспитатель, инструктор по физической культуре |
2 | Смотр-конкурс на лучшую организацию здоровьесберегающей работы в группах, на территории МАДОУ | Старший воспитатель |
3 | Выявление и распространение передового педагогического опыта педагогов МАДОУ в области здоровье сбережения | Старший воспитатель |
4 | Повышение мотивации к качественной организации здоровьесберегающей работы через введение в стимулирующие выплаты соответствующего критерия оценки результативности и качества труда работников | Образовательное учреждение |
5 | Проведение мониторинга удовлетворенности родителей (законных представителей) физкультурно-оздоровительной деятельностью МАДОУ | Старший воспитатель Инструктор по физической культуре |
6 | Организация и проведение конкурса нетрадиционных пособий для организации двигательной активности детей, методических разработок мероприятий здоровье сберегающей направленности | Старший воспитатель |
7 | Систематизация методических материалов по проведению здоровьесберегающей деятельности со всеми возрастными группами | Все педагоги |
8. Кадровое обеспечение программы
Заведующий ДОУ:
- общее руководство по внедрению программы;
- ежемесячный анализ реализации программы;
- контроль соблюдения охраны жизни и здоровья детей.
Старший воспитатель:
- нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы;
- проведение мониторинга (совместно с педагогами);
- контроль реализации программы.
Медицинская сестра:
- выявление часто и длительно болеющих детей;
- определение оценки эффективности показателей физического развития, критериев здоровья;
- составление плана диспансеризации;
- гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей;
- контроль реализации программы.
Инструктор по физкультуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- физкультурные занятия;
- закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах в теплый период);
- утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами.
- реализация программы здоровьесбережения.
Музыкальный руководитель:
- реализация здоровьесбережения в образовательной деятельности
Воспитатели:
- реализация программы здоровьесбережения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;
Заведующий хозяйством:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в МАДОУ
- создание материально – технических условий;
- контроль выполнения персоналом санитарно – гигиенических условий при реализации программы;
Повар:
- контроль соблюдения технологии приготовления блюд и рационального питания;
Младший воспитатель:
- соблюдение санитарно – гигиенического режима;
- помощь педагогам в организации образовательной деятельности;
- реализация программы здоровьесбережения.
9. Правила применения здоровьесберегающих технологий при планировании и ведении оздоровительной деятельности в ДОУ.
- Использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе и в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС.
- Постоянно взаимодействовать с медицинским работником ДОУ, учитывать состояние здоровья детей и результаты медицинских осмотров.
- Создавать оптимальное сочетание различных форм и методов физкультурно - оздоровительной деятельности, чередовать их с расслаблением и отдыхом, соблюдая при этом рациональную насыщенность занятий.
- Включать в занятия краткие разъяснения, связанные со здоровьем и строением организма, способствующие формированию у дошкольников ценности ЗОЖ и потребности в нем.
- Применять методы и приемы обучения, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения дошкольников.
- Осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам и учитывать их личностные и физические возможности.
- Создавать благоприятную атмосферу и положительный эмоциональный фон.
- Наблюдать, анализировать и оценивать свою деятельность в течении каждого занятия или мероприятия, особенно в итоговой его части и на протяжении всего учебно – воспитательного процесса.
- Не допускать травм и состояния переутомления у детей.
- Помнить, что, развивая физические качества, нельзя забывать про психическое, социальное и духовно – нравственное воспитание ребенка.
- Заботиться о здоровье детей необходимо каждый день и на каждом занятии, с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках физкультурно – оздоровительных мероприятий и непосредственно в учебно – воспитательной работе.
- Создавать искренние и доверительные взаимоотношения с воспитанниками- с одной стороны понимать и вникать во внутренний мир каждого ребенка, и с другой стороны, стремиться быть адекватно понятым детьми и каждым ребенком, в частности.
10. Глоссарий
Бодрящая гимнастика - проводится после дневного сна. Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягиваются, встают и ходят по массажным коврикам («дорожкам здоровья»).
Валеология «общая теория здоровья»- наука о здоровом образе жизни.
Гимнастика для глаз - упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Динамические паузы- заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения
утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности. Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика, пальчиковые игры.
Дыхательная гимнастика - способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Закаливание - повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.
Интегрированное занятие - это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Музыкальные занятия в ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры,игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Пальчиковые игры - развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.
Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее
следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности.
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса
упражнений дети строятся в колонны.
Физкультминутки-проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
11. Приложения
Анкета для родителей.
«Мониторинг здоровья и физического развития детей».
- Часто ли болеет Ваш ребенок? (да, нет, затрудняюсь ответить).
- Причины болезни: а) недостаточное физическое воспитание в детском саду; б) недостаточное физическое воспитание в семье; в) наследственность, предрасположенность; г) хронические заболевания.
- Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка? (Да, не, частично).
- На что, Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка: а) соблюдение режима; б) рациональное, калорийное питание; В) полноценный сон; г) достаточное пребывание на свежем воздухе; д) здоровая гигиеническая среда; е) благоприятная психологическая атмосфера; ж) наличие спортивных и детских площадок; з) физкультурные занятия; и) закаливающие мероприятия.
- Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребенка: а) облегченная форма одежды на прогулке; б) облегченная одежда в группе; в) обливание ног водой контрастной температуры; г) хождение босиком; д) систематическое проветривание помещений группы; е) прогулка в любую погоду; з) умывание лица, шеи. Рук до локтя водой комнатной температуры.
- Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка дома? (да, нет, затрудняюсь ответить).
- Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? (да, нет, затрудняюсь ответить).
- Кто из родителей занимался спортом, каким? Есть ли спортивный разряд? (да, ____________, нет).
- Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? (да, нет).
- Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? - мама, папа (да, нет). - дети (да, нет). - взрослые вместе с ребенком (да, нет). - регулярно, не регулярно.
- Соблюдает ли ваш ребенок дома правило личной гигиены (моет руки пере едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)? (да, нет).
- Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у вас дома: детский спортивный комплекс, лыжи, коньки, клюшка для игры в хоккей, велосипед, самокат, обруч, кегли, бадминтон, движущиеся игрушки?
- Гуляете ли вы с ребенком после детского сада? (да, нет).
- Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни: подвижные игры, спортивные игры и упражнения, настольные игры, конструирование, лепка, просмотр телепередач, музыкально-ритмическая деятельность, чтение книг, трудовая деятельность, походы.
- Смотрите ли вы по телевидению детские спортивные передачи? (да, нет).
- Какие трудности в физическом воспитании вы испытываете? (да, нет, затрудняюсь ответить).
- Нужна ли вам помощь детского сада? (да, нет)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы. - М.,2009г.
2. Каменская В.Г. Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. - СПб., 2008г.
3. Лукина Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.- СПб., 2010г.
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М., 2000г.
5. Сочеванова Е.А. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников. - СПб., 2007г.
6. Филиппова С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреждении. - СПб., 2009г.
7. Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников. - СПб., 2002г.
8. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». - М., 2000г.
9. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993г.
10. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ.- М., 2005г.
11. Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду». - М., 2003г.
12. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье.- М., 2003г.
13. Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада.- М., 2007г.
14. Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия.- В., 2009г.
15. Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость! Спортивные игры с использованием нестандартного оборудования СПб., 2002г.
16. Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников.- М., 2003г