Консультация для педагогов
«Безопасность на физкультурных занятиях в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_bezopasnost_na_fizkulturnyh_zanyatiyah_v_dou.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Безопасность на физкультурных занятиях в ДОУ»
Программа физического воспитания в ДОУ предполагает формирование физической культуры детей дошкольного возраста, культуры здоровья, первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального.
Данную работу в дошкольных учреждениях принято начинать с выработки у
детей «правильных» потребностей, а именно: соблюдать установленный режим,
стремиться ежедневно заниматься физическими упражнениями, в том числе, самостоятельно; воспитывать любовь к занятиям спортом. Физическое воспитание помогает развивать дошкольника всесторонне.
Решение воспитательно-образовательных задач базируется на педагогически
грамотной, продуманной основе, которая содержит следующие составляющие: содержание и объем знаний, длительность занятий с учетом их содержания, а также возраста детей; подборка пособий, оборудования; организация физкультурного зала и спортивной площадки. Недостаток внимания к перечисленным компонентам может привести к ошибкам, повлечь различные травмы и в целом навредить здоровью детей. Поэтому, организуя занятия по физической культуре детей, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности (а они разрабатываются каждым дошкольным учреждением с учетом собственных особенностей).
В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы необходимые условия для обеспечения охраны жизни и здоровья детей:
а) оборудование (гимнастическая стенка, комплексы, лесенки) надежно закреплено; пособия, предметы убранства устанавливаются и размещаются с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
б) используемый детьми инвентарь располагают на высоте, не превышающей
уровня их груди;
в) в помещении, где организуют физкультурную деятельность, должно быть
чисто, светло, есть возможность для проветривания. Влажную уборку спортивного зала проводить один раз в день и после каждого занятия. Спортивный инвентарь протирать ежедневно влажной ветошью, маты – с использованием мыльносодового раствора.
Освещенность - согласно установленным санитарно-гигиеническим нормам.
Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему
угрозу инфицирования, а также переносить детям тяжести весом более 2-2,5 кг (для ребенка старшего дошкольного возраста).
Требования к оборудованию:
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам
соответствовать их возрастным показателям.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.
4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и
рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду:
1. При обучении детей различным движениям педагог обеспечивает правильный их показ.
2. На занятии дети не должны самовольно использовать оборудование.
3. Нахождение детей в зале или на спортивной площадке без присмотра
педагога недопустимо. Педагог организует вход и выход детей из зала.
4. Во время занятия педагог выбирает место проведения так, чтобы в поле его зрения находились все дети.
5. Во время выполнения упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.)
педагог следит за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
6. Педагог постоянно контролирует сохранение правильной позы и осанки детей во время занятия.
7. Во время занятий педагог следит за состоянием детей, не допуская их
переутомления. При появлении внешних признаков переутомления педагог дает
ребенку отдохнуть, а затем переключается на более спокойную деятельность.
8. Педагог знакомит детей с правилами поведения на занятии и осуществляет контроль за выполнением этих правил дошкольниками.
Любую деятельность, особенно физическую, дети осуществляют только под
непосредственным контролем взрослого. Инструктор по физической культуре и
воспитатель группы проводят непосредственную работу по физическому воспитанию. Они должны иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, регулярно повышать свою квалификацию. Для выполнения задач физического воспитания должны знать содержание и требования программы воспитания и обучения детей в детском саду, уметь грамотно проводить все формы работы с детьми.
При проведении физических упражнений педагог должен:
а) правильно и четко показывать движения, подавать команды и распоряжения;
б) предупреждать и исправлять ошибки;
в) оказывать помощь детям и обеспечивать страховку;
г) осуществлять наблюдение за самочувствием детей, их вниманием, интересом к занятиям, активностью, дисциплинированностью, а также за качеством выполнения физических упражнений.
Общие требования безопасности:
1. К занятиям по физической культуре допускаются дети, прошедшие медицинский осмотр.
2. Участники физкультурных занятий обязаны соблюдать правила их проведения.
3. Во время выполнения упражнений с элементами соревнования у детей возможны различные травмы:
- на неисправных спортивных снарядах и оборудовании;
- при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
- во время прыжков в длину или в высоту при неподготовленной прыжковой
яме;
- при нахождении в зоне броска во время спортивных соревнований по метанию;
- при столкновениях во время бега или спортивной игры;
- при проведении соревнований без разминки.
4. На занятиях по физической культуре дети находятся в спортивной одежде и
спортивной обуви, соответствующих сезону, погоде.
Спортивная форма должна быть удобной, легкой, чистой и безопасной, не
стесняющей движения. Футболка одевается на голый торс. Обувь для занятий физической культурой должна быть не скользкой (на резиновой подошве). Спортивная форма хранится в специальном мешке. На мешке нашиты карманы для обуви.
Футболка, шорты и носочки должны быть из х/б ткани. Одежда и обувь, предназначенная для занятий физическими упражнениями, должна быть сменной и не использоваться ребенком в качестве повседневной. В конце недели родители забирают спортивную форму домой, и возвращают в понедельник чистый комплект.
5. При проведении спортивных занятий должна быть медицинская аптечка,
укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами
для оказания первой помощи пострадавшим.
6. При неисправности спортивного оборудования занятия прекратить.
Перед началом занятий необходимо:
1. Тщательно проветрить физкультурный зал.
2. Надеть спортивную одежду и спортивную обувь с нескользящей подошвой.
3. Проверить исправность и надежность установки спортивного инвентаря и
оборудования.
4. В местах соскоков со спортивных снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.
5. Провести разминку.
6. Провести инструктаж обучающихся по безопасным приемам проведения
занятий на снарядах.
Требования безопасности во время занятий:
1. Начинать выполнение упражнения и заканчивать его только по команде
(сигналу) педагога.
2. Не выполнять упражнения на неисправных, непрочно установленных и ненадежно закрепленных снарядах.
3. Соблюдать дисциплину, строго выполнять правила использования гимнастических снарядов, учитывая их конструктивные особенности.
4. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) педагога, самовольно не предпринимать никаких действий.
5. Соблюдать установленные режимы занятий и отдыха.
Таким образом, чтобы предотвратить детский травматизм на занятиях физкультурой необходимо соблюдать правила организации занятий, требования к методике физического воспитания в ДОУ, соблюдать санитарно-гигиенические условия и форму одежды. Обязательно проводить систематический врачебный контроль физического состояния детей, осознанно оценить необходимость страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно быть в удовлетворительном состоянии.
Все оборудование и инвентарь, используемый детьми, устанавливается и размещается с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать возрастным показателям дошкольников. Все дети находятся в поле зрения педагога, который осуществляет постоянный контроль за всеми их действиями.