Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Понятие агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Проблемы агрессии и агрессивного поведения являются важными в научной литературе и исследуются с точки зрения психологии, педагогики и философии. В период до начала X1X века в рамки агрессивности входило любое активное поведение, как враждебное, так и доброжелательное. Позже, определение этого слова поменялось, стало более конкретным. Но, все же, в нынешней психологии продолжает существовать проблема определения агрессивности и агрессии, т.к. эти слова подразумевают множество разных действий.
Современная литература предлагает множество истолкований понятия «агрессивность», но все-таки, большинство авторов интерпретируют агрессию как тяготение к причинению другим физического и морального вреда [Чижова, 2012, c. 49].
Агрессия (от лат. «agressio» - нападать, приступ) – это основательное разрушающее поведение, которое противоречит правилам и нормам общежития людей в обществе, причиняющее ущерб объектам нападения (неодушевленным и одушевленным), наносящее физический вред людям (негативные эмоции, чувство опасности, тяжести, страха, подавленности и т.д.) [Пашина, 2014, c. 74].
Зарубежная психология рассматривает агрессию, какую бы форму она не имела, как поведение, нацеленное на причинение ущерба или вреда постороннему субъекту, который имеет все основания не принимать подобного обращения с собой [Румянцева, 1991, c. 82].
В настоящее время многие авторы предлагают различные истолкования агрессии: во-первых, агрессия трактуется как значительная активность, желание самоутвердиться, внутренний стержень, который дает возможность субъекту противодействовать внешним раздражителям (Ф. Аллан); во-вторых, агрессия – это поступки и реакции враждебности, разрушения, атаки, демонстрация силы в попытке нанесения ущерба или вреда другому субъекту, объекту, обществу (Х. Дельгадо) [Кириенко, 2015, c.24].
А. Басс интерпретирует агрессию как всякое поведение, которое содержит угрожающее действие или наносит ущерб другим [Ениколопов, 2007, c. 117].
Иное определение, которое было предложено двумя учеными Фешбахом и Л. Берковицем, включает следующее положение: для того чтобы всякие действия были рассмотрены как агрессия, они должны иметь в себе идею нанесения оскорбления или обиды, а не просто иметь в результате такие последствия. Н. Зильманн обуславливает употребление термина агрессия стремлением нанесения другим физического и телесного вреда [Пашина, 2014, c. 74].
Намерение субъекта к агрессивному поведению может быть рассмотрено как более или менее устойчивая черта характера – агрессивность. Степень агрессивности определяется как научением в процессе общения, так и направленностью на культурные и социальные нормы и правила, самыми важными из которых являются нормы социальной ответственности [Коннор, 2005, c. 54].
В зарубежных источниках агрессивность рассматривается как эмоциональное, короткое по времени состояние и личностная характеристика человека. По Л. Берковиц агрессивность выступает как более или менее устойчивая готовность реагировать с агрессией во многих различных ситуациях. Его точка зрения предполагает, что, разумно рассматривать агрессивность как наклонность к агрессивному поведению [Брель, 2007, c. 221].
Отечественные ученые понимают под агрессией результат некого поведения, которое имеет негативные правовые, моральные, эмоциональные аспекты, агрессивность выступает как качество субъекта, а состояние агрессии выявляет эмоциональную грань агрессии (Л.М. Семенюк, В.А. Аверин, Т.Г. Румянцева, В.П. Зинченко, А.А. Реан, Н.Д. Левитов, Б.Г. Мещеряков и др.) [Белокопытов, 2010, c. 453].
Е.П. Ильин считал, что агрессивность - это качество личности, отражающее стремление к агрессивной реакции при появлении конфликтных и фрустрирующих ситуаций [Ильин, 2002, c. 112].
А.А. Реан, определяя настоящие термины, акцентирует внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [Реан, 2006, c. 142].
Под агрессивным поведением понимается такое поведение, при котором иногда бывают «губительные» для страдающей стороны следствия. Агрессивность – это качество личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Если рассмотреть агрессию как действие, то агрессивность выступает как стремление к совершению данных действий [Журавлев, 2008, c. 57].
Т.Г. Румянцева понимает агрессивность как модель социального поведения, так как агрессивное поведения людей проявляется в результате социального взаимодействия. В объяснении поведения в качестве агрессивного центральное место должно относится к понятию нормы, отсюда и название данного направления. Нормы составляют специфичный механизм контроля за выражением тех или иных действий. Если эти нормы соблюдены, рассматриваемое поведение не будет восприниматься как агрессивное, независимо от уровня негативных последствий данного поведения [Румянцева, 1991, c. 85].
Поведение можно назвать агрессивным если есть два обязательных условия: 1) губительные для потерпевшей стороны последствия; 2) нарушение нормы и правила поведения.
Агрессивность – свойство личности, которое характеризуется присутствием разрушительных тенденций, особенно в области субъектно – субъектных взаимоотношений [Пашина, 2014, c. 75]. Можно предположить, что разрушающий компонент активности человека становится необходимым в создающей деятельности, так как необходимость индивидуального совершенствования с неизбежностью развивает в человеке способность к разрушению и устранению препятствий, форсированию того, что противоречит этому процессу [Кобзева, 2006, c. 14].
Разберёмся в видах агрессивности и агрессии. Агрессия как психическая действительность предлагает определенные характеристики: интенсивность, формы проявления, направленность [Реан, 2006, c. 159]. Целью агрессии может являться: 1) причинение страданий и вреда жертве (враждебная агрессия); 2) применение агрессии как средства достижения другой цели (инструментальная агрессия) [Берковиц, 2001, c.341].
Современная литература предполагает различные типологии агрессивного поведения и агрессии. Наиболее распространенная типология представлена такими авторами, как А. Дарки и А. Басс. Ученые выявили пять видов агрессии: негативизм (нонконформистская манера поведения), косвенная агрессия (злословие, пересуды, сплетни), вербальная агрессия (выкрики, угрозы), раздражение (раздражительность, грубость, вспыльчивость), физическая агрессия [Ениколопов, 2007, c. 121].
Э. Фромм выделял два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Для первой присуще проявляться в периоды опасности, и она носит оборонительный характер. Следовательно, как только опасность минует, исчезает и агрессия. Под «злокачественной» агрессией понимается разрушительность и жестокость, она проявляется спонтанно и напрямую зависит от структуры личности [Фромм, 2008, c. 63].
О. Хухлаева, изучая в основном стиль поведения в конфликте, выделяла следующие виды агрессивности:
а) защитная. Проявляет себя тогда, когда у ребенка активная жизненная позиция, но появляется страх перед внешним миром; функция агрессии в данном случае – барьер от внешнего мира, предстающим перед ребенком с различными опасностями;
б) деструктивная. Проявляет себя в случае, если в раннем возрасте у детей отсутствует способность к самостоятельным выборам, оценкам и суждениям, то при активности у них проявляется деструктивная агрессивность;
в) демонстративная. Основной причиной появления данного типа агрессии является желание ребенка обратить на себя внимание [Хухлаева, 2002, c. 94].
По направленности:
- гетероагрессию: ориентация на окружающих;
- аутоагрессию: ориентация на себя [Белокопытов, 2010, c. 352].
И.А. Фурманов различает две формы агрессивного поведения:
1) Социализированная. Дети психически здоровы, у них присутствует низкий нравственный и волевой уровень контроля поведения, моральная нестабильность, несоблюдение социальных норм, отсутствие самоконтроля. Такие дети часто используют агрессию для привлечения внимания, эмоции агрессии выражают чрезвычайно ярко. Данное поведение ориентировано на получение эмоционального отклика от окружающих. Добившись внимания окружающих, они прекращают провоцирующие действия.
2) Несоциализированная. У детей обычно присутствует какое-либо психическое расстройство с подвижным эмоциональным фоном. Негативные эмоции и враждебность возникает спонтанно или вследствие стрессовой ситуации. К характерным особенностям таких детей можно отнести: эмоциональное напряжение, тревожность, склонность к моментальному возбуждению и импульсивному поведению. Внешне может быть выражено физической и прямой вербальной агрессией. Агрессивные действия становятся либо разрядкой для накопившегося эмоционального напряжения, либо источником удовольствия от причинения вреда окружающим [Фурманов, 2006, c. 86].
Следует отметить, что в жизни встречаются различные комбинации сочетаний агрессий. К тому же, разнообразие выражения агрессии у людей можно классифицировать на виды как отрицательные свойства личности, выявляющие себя во взаимодействии с окружающими, в психических нарушениях, таких как разрушительность, вспыльчивость, гневливость, мстительность, жестокость, конфликтность и другие [Хухлаева, 2002, c. 86].
Но не все исследователи говорят о негативных последствиях агрессии, В. Клайн находит в агрессивном поведении определенные здоровые черты, необходимые для активности человека в жизни. К ним относятся: настойчивость, преодоление препятствий, инициатива, упорство в достижении цели. Это лидерские качества. Э. Фромм говорил о механизме оборонительной агрессии, который «вмонтирован» в мозг человека и выполняет функцию сохранения основополагающих интересов от внешних угроз… Требуется точно различать между собой агрессию адаптивную, биологическую, необходимую для поддержания жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, от которой не зависит сохранение жизни [Фромм, 2008, c. 162].
Из этого следует, что агрессивное поведение понимается как поведение, которое имеет негативные правовые, нравственные и эмоциональные аспекты. Агрессивность – это качество личности, отражающее тенденцию к агрессивному поведению при возникновении стрессовых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Проблемы агрессии и агрессивного поведения являются важными в научной литературе и исследуются с точки зрения психологии, педагогики и философии. В период до начала X1X века в рамки агрессивности входило любое активное поведение, как враждебное, так и доброжелательное. Позже, определение этого слова поменялось, стало более конкретным. Но, все же, в нынешней психологии продолжает существовать проблема определения агрессивности и агрессии, т.к. эти слова подразумевают множество разных действий.
Современная литература предлагает множество истолкований понятия «агрессивность», но все-таки, большинство авторов интерпретируют агрессию как тяготение к причинению другим физического и морального вреда [Чижова, 2012, c. 49].
Агрессия (от лат. «agressio» - нападать, приступ) – это основательное разрушающее поведение, которое противоречит правилам и нормам общежития людей в обществе, причиняющее ущерб объектам нападения (неодушевленным и одушевленным), наносящее физический вред людям (негативные эмоции, чувство опасности, тяжести, страха, подавленности и т.д.) [Пашина, 2014, c. 74].
Зарубежная психология рассматривает агрессию, какую бы форму она не имела, как поведение, нацеленное на причинение ущерба или вреда постороннему субъекту, который имеет все основания не принимать подобного обращения с собой [Румянцева, 1991, c. 82].
В настоящее время многие авторы предлагают различные истолкования агрессии: во-первых, агрессия трактуется как значительная активность, желание самоутвердиться, внутренний стержень, который дает возможность субъекту противодействовать внешним раздражителям (Ф. Аллан); во-вторых, агрессия – это поступки и реакции враждебности, разрушения, атаки, демонстрация силы в попытке нанесения ущерба или вреда другому субъекту, объекту, обществу (Х. Дельгадо) [Кириенко, 2015, c.24].
А. Басс интерпретирует агрессию как всякое поведение, которое содержит угрожающее действие или наносит ущерб другим [Ениколопов, 2007, c. 117].
Иное определение, которое было предложено двумя учеными Фешбахом и Л. Берковицем, включает следующее положение: для того чтобы всякие действия были рассмотрены как агрессия, они должны иметь в себе идею нанесения оскорбления или обиды, а не просто иметь в результате такие последствия. Н. Зильманн обуславливает употребление термина агрессия стремлением нанесения другим физического и телесного вреда [Пашина, 2014, c. 74].
Намерение субъекта к агрессивному поведению может быть рассмотрено как более или менее устойчивая черта характера – агрессивность. Степень агрессивности определяется как научением в процессе общения, так и направленностью на культурные и социальные нормы и правила, самыми важными из которых являются нормы социальной ответственности [Коннор, 2005, c. 54].
В зарубежных источниках агрессивность рассматривается как эмоциональное, короткое по времени состояние и личностная характеристика человека. По Л. Берковиц агрессивность выступает как более или менее устойчивая готовность реагировать с агрессией во многих различных ситуациях. Его точка зрения предполагает, что, разумно рассматривать агрессивность как наклонность к агрессивному поведению [Брель, 2007, c. 221].
Отечественные ученые понимают под агрессией результат некого поведения, которое имеет негативные правовые, моральные, эмоциональные аспекты, агрессивность выступает как качество субъекта, а состояние агрессии выявляет эмоциональную грань агрессии (Л.М. Семенюк, В.А. Аверин, Т.Г. Румянцева, В.П. Зинченко, А.А. Реан, Н.Д. Левитов, Б.Г. Мещеряков и др.) [Белокопытов, 2010, c. 453].
Е.П. Ильин считал, что агрессивность - это качество личности, отражающее стремление к агрессивной реакции при появлении конфликтных и фрустрирующих ситуаций [Ильин, 2002, c. 112].
А.А. Реан, определяя настоящие термины, акцентирует внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [Реан, 2006, c. 142].
Под агрессивным поведением понимается такое поведение, при котором иногда бывают «губительные» для страдающей стороны следствия. Агрессивность – это качество личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Если рассмотреть агрессию как действие, то агрессивность выступает как стремление к совершению данных действий [Журавлев, 2008, c. 57].
Т.Г. Румянцева понимает агрессивность как модель социального поведения, так как агрессивное поведения людей проявляется в результате социального взаимодействия. В объяснении поведения в качестве агрессивного центральное место должно относится к понятию нормы, отсюда и название данного направления. Нормы составляют специфичный механизм контроля за выражением тех или иных действий. Если эти нормы соблюдены, рассматриваемое поведение не будет восприниматься как агрессивное, независимо от уровня негативных последствий данного поведения [Румянцева, 1991, c. 85].
Поведение можно назвать агрессивным если есть два обязательных условия: 1) губительные для потерпевшей стороны последствия; 2) нарушение нормы и правила поведения.
Агрессивность – свойство личности, которое характеризуется присутствием разрушительных тенденций, особенно в области субъектно – субъектных взаимоотношений [Пашина, 2014, c. 75]. Можно предположить, что разрушающий компонент активности человека становится необходимым в создающей деятельности, так как необходимость индивидуального совершенствования с неизбежностью развивает в человеке способность к разрушению и устранению препятствий, форсированию того, что противоречит этому процессу [Кобзева, 2006, c. 14].
Разберёмся в видах агрессивности и агрессии. Агрессия как психическая действительность предлагает определенные характеристики: интенсивность, формы проявления, направленность [Реан, 2006, c. 159]. Целью агрессии может являться: 1) причинение страданий и вреда жертве (враждебная агрессия); 2) применение агрессии как средства достижения другой цели (инструментальная агрессия) [Берковиц, 2001, c.341].
Современная литература предполагает различные типологии агрессивного поведения и агрессии. Наиболее распространенная типология представлена такими авторами, как А. Дарки и А. Басс. Ученые выявили пять видов агрессии: негативизм (нонконформистская манера поведения), косвенная агрессия (злословие, пересуды, сплетни), вербальная агрессия (выкрики, угрозы), раздражение (раздражительность, грубость, вспыльчивость), физическая агрессия [Ениколопов, 2007, c. 121].
Э. Фромм выделял два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Для первой присуще проявляться в периоды опасности, и она носит оборонительный характер. Следовательно, как только опасность минует, исчезает и агрессия. Под «злокачественной» агрессией понимается разрушительность и жестокость, она проявляется спонтанно и напрямую зависит от структуры личности [Фромм, 2008, c. 63].
О. Хухлаева, изучая в основном стиль поведения в конфликте, выделяла следующие виды агрессивности:
а) защитная. Проявляет себя тогда, когда у ребенка активная жизненная позиция, но появляется страх перед внешним миром; функция агрессии в данном случае – барьер от внешнего мира, предстающим перед ребенком с различными опасностями;
б) деструктивная. Проявляет себя в случае, если в раннем возрасте у детей отсутствует способность к самостоятельным выборам, оценкам и суждениям, то при активности у них проявляется деструктивная агрессивность;
в) демонстративная. Основной причиной появления данного типа агрессии является желание ребенка обратить на себя внимание [Хухлаева, 2002, c. 94].
По направленности:
- гетероагрессию: ориентация на окружающих;
- аутоагрессию: ориентация на себя [Белокопытов, 2010, c. 352].
И.А. Фурманов различает две формы агрессивного поведения:
1) Социализированная. Дети психически здоровы, у них присутствует низкий нравственный и волевой уровень контроля поведения, моральная нестабильность, несоблюдение социальных норм, отсутствие самоконтроля. Такие дети часто используют агрессию для привлечения внимания, эмоции агрессии выражают чрезвычайно ярко. Данное поведение ориентировано на получение эмоционального отклика от окружающих. Добившись внимания окружающих, они прекращают провоцирующие действия.
2) Несоциализированная. У детей обычно присутствует какое-либо психическое расстройство с подвижным эмоциональным фоном. Негативные эмоции и враждебность возникает спонтанно или вследствие стрессовой ситуации. К характерным особенностям таких детей можно отнести: эмоциональное напряжение, тревожность, склонность к моментальному возбуждению и импульсивному поведению. Внешне может быть выражено физической и прямой вербальной агрессией. Агрессивные действия становятся либо разрядкой для накопившегося эмоционального напряжения, либо источником удовольствия от причинения вреда окружающим [Фурманов, 2006, c. 86].
Следует отметить, что в жизни встречаются различные комбинации сочетаний агрессий. К тому же, разнообразие выражения агрессии у людей можно классифицировать на виды как отрицательные свойства личности, выявляющие себя во взаимодействии с окружающими, в психических нарушениях, таких как разрушительность, вспыльчивость, гневливость, мстительность, жестокость, конфликтность и другие [Хухлаева, 2002, c. 86].
Но не все исследователи говорят о негативных последствиях агрессии, В. Клайн находит в агрессивном поведении определенные здоровые черты, необходимые для активности человека в жизни. К ним относятся: настойчивость, преодоление препятствий, инициатива, упорство в достижении цели. Это лидерские качества. Э. Фромм говорил о механизме оборонительной агрессии, который «вмонтирован» в мозг человека и выполняет функцию сохранения основополагающих интересов от внешних угроз… Требуется точно различать между собой агрессию адаптивную, биологическую, необходимую для поддержания жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, от которой не зависит сохранение жизни [Фромм, 2008, c. 162].
Из этого следует, что агрессивное поведение понимается как поведение, которое имеет негативные правовые, нравственные и эмоциональные аспекты. Агрессивность – это качество личности, отражающее тенденцию к агрессивному поведению при возникновении стрессовых ситуаций.