"Здоровые мысли – здоровый дух!"

Людмила Юрьевна Попова

Здоровые мысли – здоровый дух!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovye_mysli_-_zdorovyy_duh.docx72.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №10»

Занятие  в рамках дня профилактики

на тему: "Здоровые мысли – здоровый дух!"

Подготовила:

педагог-психолог МБОУ «Гимназия №10»

Попова Людмила Юрьевна

г.Луховицы 26.10.2020

Введение

Здоровье и болезнь — это явления живой природы, имеющие общность и различия, но в чем они заключаются и как проявляются, вот в чем вопрос. При многих специальных научных исследованиях мы получаем данные, которые наглядно показывают, что здоровье на разных территориях и в разных условиях различается, если оценивать его по критериям лабораторных и клинических исследований.

И. В. Давыдовский подчеркивал, что нельзя изучать биологию человека без учета общественных условий, в которых он проживает и работает. Познавая его социальную сущность, мы понимаем те факторы, которые могут способствовать двум сторонам жизни — здоровью и болезням.

Можно ли разделить здоровье и болезнь? Где мера того и другого, где граница между ними? Трудно ответить на поставленный вопрос, поскольку принцип меры, так называемая мерность, в биологических явлениях дает осечку.

Вопрос о том, что понимать под нормой здоровья в человеческой популяции, обсуждается под различными углами зрения. В основу оценки здоровья, по данным ВОЗ, входит «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». В то же время большинство исследователей строят оценку здоровья по показателям смертности и причинам смерти. Это не совсем правильно, так как данные смертности далеко не полно отражают уровень здоровья. Ряд хронических заболеваний, не являясь непосредственной причиной смерти, в течение длительного периода выводит определенные когорты из группы здоровых в группу больных. Еще один критерий для оценки состояния здоровья — это расчет ожидаемой продолжительности жизни при рождении, но этот расчет проводится при учете демографических закономерностей и особенностей заболеваемости и смертности на год рождения данной когорты. Однако известно, что социальный прогресс и успехи медицинской науки и здравоохранения могут внести поправку в течение ближайших десятилетий жизни данной когорты и этот поправочный коэффициент очень трудно предусмотреть.

Много было предложений для оценки общей характеристики здоровья населения. Келлер А. А., Падольян В. Я., Шпиленя С. Е. и др. предлагали оценивать по состоянию физического развития, общей заболеваемости, весу новорожденных, средней продолжительности жизни и сумме человеко-часов активной жизни с учетом коэффициента воспроизводства.

Если говорить об использовании интегральных показателей для оценки здоровья, то учитываются многие параметры — общая физиологическая реактивность, иммупологическая реактивность, состав крови, метаболизм, неспецифическая резистентность и многие другие. Однако комплексная их оценка весьма сложна, особенно при сопоставлении групп населения, проживающих в разных географических зонах. Влияние климатических, производственных и бытовых факторов столь многообразно, расчет поправочных коэффициентов столь сложен, что до настоящего времени исследователи избирают для сопоставления лишь некоторые из этих показателей. Но и тут важно, чтобы сравниваемые группы населения были бы в одинаковых климатических, биогеохимические, демографических и социально-экономических условиях.

Следует отметить, что врачи вносят большой вклад в разработку моделей здоровья, в оценку так называемой нормы здоровья, в которой определены границы между нормой и болезнью. Программа борьбы за здоровье населения всеобъемлюща. Следует отметить большие успехи системы охраны здоровья, которые по многим параметрам были взяты за модели Всемирной организацией здравоохранения и рекомендованы ряду стран мира.

Здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия» является результатом комплексного воздействия социально-экономических, биологических, экологических, медицинских и психоэмоциональных факторов. В силу этого и оценку состояния здоровья населения следует производить по комплексным показателям: заболеваемости, нетрудоспособности, смертности, физическому развитию и др. Отсутствие, например, параллелизма в развитии заболеваемости и смертности является дополнительным аргументом в пользу комплексного изучения здоровья.

Социальные и биоэкологические процессы, обусловливающие уровень и характер здоровья населения на конкретном этапе его общественного развития, характеризуются многофакторностью, своеобразием и разнообразием их взаимодействий. Но многопричинная обусловленность здоровья населения предполагает выделение факторов, оказывающих в данных конкретных условиях решающее влияние.

При классификации здоровья и уровней заболеваемости М. Лантис н Р. Андерсон выделяют следующие уровни здоровья: простое выживание, отсутствие болезней и нетрудоспособности; надежная и эффективная работоспособность; полноценная, здоровая жизнь. При изучении состояния здоровья населения Крайнего Севера Н. С. Ягья выделил пять групп: здоровые; здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями (лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные болезни и состояния после перенесенных заболеваний, травм и т. п.); больные с длительно текущими, хроническими заболеваниями при сохраненных в основном функциональных возможностях организма (компенсированное состояние); больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями (субкомпенсированное состояние) и тяжелые больные, находящиеся на постельном режиме, инвалиды 1 — 2 групп (декомпенсированные состояние). Это можно отнести и к другим районам мира.

Численность этих групп среди всего населения во многом определяет уровень здоровья. Надо учесть, что в зависимости от климатогеографических факторов каждая из этих групп населения чувствует себя не одинаково. При этом большое значение принадлежит адаптации и степени реактивности, которые взаимосвязаны. Причем адаптация невозможна без реакций организма, совокупность которых и есть реактивность, а реактивность есть способ и конкретная форма осуществления приспособления.

Но может ли быть абсолютное здоровье? Нет, и не случайно И. В. Давыдовский отмечал, что приспособление — не синоним здоровья и болезнь — не всегда отрицание, а зачастую есть форма приспособления. Болезнь есть приспособительная, защитная реакция организма, направленная на восстановление нарушенного гомеостаза, возвращение его к норме. Итак, получается, что здоровье нередко покупается ценой болезни. Как это ни парадоксально, но борьба за здоровье идет сложными дорогами выхода из болезни. Одним из сигналов выхода на эту дорогу является боль. По мнению академика Л. A. Орбели, боль является сигналом, симптомом различных болезненных патологических процессов, разыгрывающихся в тех или иных частях организма. Следовательно, мы рассматриваем боль как сигнал опасности угрожающих явлений для организма и как защитное приспособление, вызывающее специальные защитные рефлексы и реакции. Естественно, боль является не единичным сигналом болезни. Надо учесть, что любая болезнь есть одновременно и нарушение (структурное и функциональное), и защитная реакция, и приспособление, и компенсация. Причем каждый из этих компонентов может быть общим для некоторых заболеваний и иметь черты, специфичные для данной болезни. Задача врача — учесть весь сложный ансамбль причин болезни и следствия-проявление защиты функций организма. Не случайно Андре Моруа писал, что: «…настоящий врач одновременно врачует и отчаяние, и органические нарушения, которые оно порождает».

Совершенно справедливы слова древнего сирийского врача А. Фараджа, обращенные к больному: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее». Больной должен помогать врачу. Но, кроме заболевшего, врачу могут помочь климатогеографические факторы. Особенно в период реабилитации больного. Климатогеографические факторы могут быть и друзьями, и врагами человека, но во многом это зависит от настроенности человека на здоровье или болезнь.

К сожалению, есть люди, которые живут болезнью. Эти люди вырабатывают свой особый стереотип. И нарушить его весьма трудно. Но врач должен использовать душевные лекарства. Этими душевными лекарствами «сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные болезни, тоску и метания и которая самые болезни покоряет воле больного… Восхищение, радость и уверенность больного тогда полезней самого лекарства», И природа в разных ее проявлениях помогает рождению этих чувств. Но уповать только на природу нельзя.

Цинизмом дышат слова медика Х в. Исаака Юдеуса, который в своем «Путеводителе врача» писал: «Большинство болезней излечивается без врача с помощью природы. Посети больного, когда ему сделается очень дурно. В это время столкуйся с ним о гонораре, ибо, когда больной выздоровеет, он все забудет». География здоровья во многом зависит от географии медицинской помощи, подготовки и качества работы медиков. Анализ, проведенный ВОЗ, показывает большое различие в медицинском обеспечении в развитых и развивающихся странах.

Глава I. Здоровье. Понятие здоровья.

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В. П.Казначеев (1975) дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».

Исходя из этого определения, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».

Анализ существующих определений понятий здоровья позволил выявить шесть основных признаков здоровья.

  • 1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации – клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
  • 2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.
  • 3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
  • 4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.
  • 5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.
  • 6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.

Считают, что оценку здоровья следует проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. Понятие индивидуального здоровья отражает здоровье, свойственное конкретному человеку. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Для полного представления, учета индивидуальных показателей здоровья человека в настоящее время выделяют восемь основных групп показателей индивидуального здоровья, значительная часть их может быть выражена количественно, что позволяет получить суммарную величину уровня здоровья, кроме того, динамика показателей индивидуального здоровья позволит судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека.

ПОКАЗАТЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Генетические

Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов

Биохимические

Показатели биологических тканей и жидкостей

Метаболические

Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок

Морфологические

Уровень физического развития, тип конституции (морфотип)

Функциональные

Функциональное состояние органов и систем:

-норма покоя

-норма реакции

-резервные возможности, функциональный тип

Психологические

Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы:

-доминантность полушария

-тип ВНД

-тип темперамента

-тип доминирующего инстинкта

Социально-духовные

Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и степень признания и т. д.

Клинические

Отсутствие признаков болезни

Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С. М.Громбах и др. В основу группировки положено состояние здоровья организма, оцениваемое по отсутствию или наличию функциональных нарушений, морфологических отклонений, хронических заболеваний и степени их тяжести.

Выделены следующие группы здоровья:

  • I группа – здоровые;
  • II группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нару-шения зрения средних степеней;
  • III группа – больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и иным условиям жизни;
  • IV группа – больные с хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими приспособление к труду и иным условиям жизни;
  • V группа – больные в декомпенсированном состоянии, инвалиды I и II групп.

Для характеристики состояния здоровья детских и подростковых контингентов приняты следующие показатели:

  • заболеваемость по обращаемости определяется путем учета всех случаев заболеваний за год на 100 обследуемых детей и подростков;
  • индекс здоровья – удельный вес лиц, совершенно не болевших за год в процентах к числу обследованных;
  • количество часто болеющих детей в течение года. Этот показатель определяется в процентах отношением часто болеющих детей к числу обследованных. При этом часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели четыре раза и более;
  • патологическая пораженность или болезненность – распространенность хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных. Выявляется в результате углубленных медицинских осмотров.

Факторы здоровья

В психологии здоровья выделяется три группы факторов, влияющих на здоровье: независимые (предшествующие), передающие и мотиваторы.

  • Независимые: корреляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны
  • Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни
  • Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и B (противоположный стиль)
  • Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм)
  • Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия)
  • Когнитивные факторы — представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п.
  • Факторы социальной среды — социальная поддержка, семья, профессиональное окружение
  • Демографические факторы — фактор пола, индивидуальные копинг-стратегии, этнические группы, социальные классы
  • Передающие факторы
  • Совладание с разноуровневыми проблемами
  • Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства)
  • Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность)
  • Соблюдение правил здорового образа жизни
  • Мотиваторы:
  • стрессоры;
  • существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).

Факторы физического здоровья:

  • уровень физического развития;
  • уровень физподготовки;
  • уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок;
  • уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания.

При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения — как правило, пищевые расстройства.

Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов

Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам.

К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребёнка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура.

Глава II. Болезнь. Понятие болезни. Классификация болезней.

Понятие "Болезнь".

Болезнь (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

Болезнь — это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз. Является следствием ограниченных энергетических и функциональных возможностей живой системы в противопоставлении патогенным факторам.

Развитие общих представлений о болезни менялось на протяжении истории медициныГиппократ причиной болезни считал неправильное смешение четырёх основных жидкостей организмакрови, слизи, жёлчи жёлтой и чёрной (венозная кровь). Примерно в то же время на основе атомистического учения Демокрита возникло представление, что болезнь развивается вследствие изменения формы атомов и их неправильного расположения. В конце старой и начале новой эры и особенно в Средние века появились идеалистические взгляды на учение о болезни, согласно которым душа, или особый вид жизненной силы («архей»), определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнью. Материалистические взгляды на болезнь в Средние века развивал Ибн Сина (возникновение болезни под влиянием невидимых существ, роль конституции организма). В 17—19 веках большой вклад в учение о болезни внесли Дж. Б. Морганьи  (мысль о связи болезни с анатомическими изменениями в органах), М. Ф. К. Биша (описание патологоанатомической картины ряда болезней), Рудольф Вирхов (теория целлюлярной патологии), К. Бернар (болезнь — нарушение физиологического равновесия организма со средой) и др. С. П. БоткинВ. В. ПашутинИ. П. ПавловА. А. Остроумов связывали болезнь с нарушением условий существования человека и развивали представление о болезни на основе идеи нервизма.

Несмотря на обилие работ по проблеме болезни, это понятие до сих пор не является точно детерминированным. Некоторые авторы отрицают качественные особенности болезни по сравнению со здоровьем. Так, А. А. Богомолец высказывал мысль, что болезнь не создаёт в организме ничего существенно нового. Другие включают в понятие болезнь лишь биологические закономерности. По П. Д. Горизонтову, болезнь представляет собой общую сложную реакцию, возникающую в результате нарушения взаимоотношений организма и среды. Болезнь сопровождается развитием патологических процессов, представляющих местные проявления общей реакции организма. В трудах Давыдовского отстаивается положение, согласно которому не существует принципиальных отличий между физиологией и патологией. Патологические процессы и болезнь, по его мнению, — это всего лишь особенности приспособительных процессов, сопряжённых с субъективным страданием. Согласно концепции Г. Селье об общем адаптационном синдроме, болезнь представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него чрезвычайного раздражителя.

Важным для болеющего человека является его собственное отношение к болезни. Это отношение может быть разным от «У меня тяжёлое заболевание — простуда, и я, скорее всего, умру» до «Я скоро поправлюсь, раковая опухоль — это не страшно». Такое отношение к болезни называется личностным смыслом объективного заболевания и может программировать человека как на выздоровление, так и на усугубление состояния

Факторы болезни

Причины болезней разнообразны, но все они могут быть сведены в группы:

  • механические
  • физические
  • химические
  • биологические
  • психогенные (для человека) 

Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности). Существующее в условиях капитализма социальное неравенство и национальный гнёт служат причиной ряда заболеваний и даже вымирания целых народностей, например австралийцев, бушменов, индейцев и др.

В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами:

  1. В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека — прежде всего социальная .Изменения внутренних свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закреплённые (в том числе и наследственными механизмами), в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни.
  2. Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма. Развитие болезни в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объёма и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение болезни большое влияние оказывает психогенный фактор.
  3. Болезнь — страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма.

Различают следующие периоды болезни:

  1. Скрытый, или латентный (для инфекционных болезней — инкубационный), — период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе).
  2. Продромальный период — период появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или в ряде случаев быть типичными для данного заболевания (например, пятна Филатова — Коплика при кори).
  3. Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет (туберкулёзсифилиспроказа).
  4. Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически или постепенно, литически. В зависимости от длительности течения и быстроты нарастания и исчезновения проявлений болезни различают острые и хронические. Присоединение к основным проявлениям болезни дополнительных изменений, не связанных с непосредственной причиной болезни, но развивающихся в результате её течения, называется осложнением. Оно может возникать в разгаре болезни и по миновании основных её проявлений. Осложнения отягчают болезнь, а иногда становятся причиной неблагоприятного исхода. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть. Смерть как завершение болезни может наступить внезапно, после краткой агонии или постепенно, через более или менее длительное агональное состояние.

В случаях недостаточной реактивности организма, заболевание может перейти в хроническую форму.

Классификация болезней

Классификация болезней человека проводится по характеру течения:

  • острые
  • хронические

по уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни:

  • молекулярные
  • хромосомные
  • клеточные
  • тканевые
  • органные
  • заболевания всего организма

по этиологическому фактору:

  • вызванные механическими
  • физическими
  • химическими
  • биологическими
  • психогенными факторами

по способу их лечения

  • терапевтические
  • хирургические и др.

Наиболее принятым является нозологический принцип, то есть такая классификация болезней, в основу которой положена группировка болезней по родственным признакам. Необходимо отметить, что ни одна из существующих классификаций болезней не является полностью удовлетворительной. Так, при классификации по нозологическому принципу пневмонию, например, можно отнести к заболеваниям органов дыхания, к инфекционным болезням и к аллергическим состояниям. Но вместе с тем, существует общепринятая классификация болезней:

  • Хирургические болезни (хирургия) — это заболевания, главным методом лечения которых является операция
  • Злокачественные заболевания (онкология) — это заболевания, в основе которых лежит неконтролируемый процесс размножения одного из видов клеток
  • Болезни органов, участвующих в вынашивании беременности и родах (гинекология)
  • Кожные болезни — это болезни, ключевым клиническим проявлением которых является поражение кожи
  • Глазные болезни — органические и функциональные поражения зрительного анализатора человека, ограничивающие его способность видеть, а также поражения придаточного аппарата глаза. Заболевания зрительного анализатора обширны и их принято группировать в несколько разделов.
  • Инфекционные болезни — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. Для того чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулентностью (ядовитостью; лат. virus — яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие — освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф). Одной из особенностей инфекционных заболеваний является наличие инкубационного периода, то есть периода от времени заражения до появления первых признаков. Длительность этого периода зависит от способа заражения и вида возбудителя и может длиться от нескольких часов до нескольких лет (последнее бывает редко). Место проникновения микроорганизмов в организм называютвходными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота, так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу.
  • Венерические болезни — это болезни, которые передаются главным образом половым путем
  • Болезни, ключевым клиническим феноменом которых является нарушение объективного восприятия действительности (психиатрия)
  • Болезни уха, носа и горла (отоларингология)
  • Детские болезни (педиатрия) — изучение особенностей протекания заболеваний в детском возрасте.
  • Болезни неправильного питания (диетология) (от недостатка, от избытка)
  • Интеркуррентные болезни — заболевания, возникающее на фоне уже имеющейся болезни, по происхождению не связанное с ней и отягощающее её течение (например, грипп у больного острым инфарктом миокарда).

Профилактика болезней

Комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни. Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве. Индивидуальная — включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одеждыобуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.[5]Общественная — включает систему социальныхэкономическихзаконодательныхвоспитательныхсанитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья. Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленностистроительстватранспортаагропромышленного комплекса и т. д.

Терапия

Лечение, оздоровление — процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья.

  • Патогенетическая терапия направлена на механизмы развития заболевания. Она применяется при невозможности этиотропной терапии (например, заместительная терапия инсулином при сахарном диабете в связи с недостаточной продукцией этого гормона поджелудочной железой и невозможностью, на современном уровне развития медицины, восстановить эту функцию).
  • Симптоматическая (паллиативная) терапия применяется для устранения отдельных симптомов заболевания (например, применение анальгетиковпри боли, жаропонижающих препаратов при «высокой температуре» и др.) Она может применяться в дополнение к этиотропной ипатогенетической терапии.

Симптоматическая терапия при невозможности радикального излечения (терминальная стадия онкологического заболевания и др.) осуществляется в рамках спектра лечебно-социальных мероприятий, называемого паллиативной помощью.

Эпидемиология

Основная статья: Эпидемиология

Эпидемиология (др.-греч. ἐπιδημία — имеющая всенародное распространение; λόγος — учение) — общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий (преморбидная, первичная, вторичная и третичная профилактика). Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость — совокупность случаев болезни на определённой территории в определённое время среди определённой группы населения.

За весь период развития после бактериологических открытий эпидемиология сформировалась как наука, изучающая закономерности эпидемического процесса в интересах ликвидации его и его профилактики. По мере расширения границ профилактики за пределы инфекционной патологии возникла потребность в популяционном подходе при изучении не только инфекционных, но и неинфекционных заболеваний. Наиболее представительным эпидемиологическим исследованием, которое оценивает эпидемиологию как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний, является проводимое под эгидой Всемирной организации здравоохранения исследование Global Burden of Disease

Цель эпидемиологии заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке мер профилактики и борьбы с ними.

Задачи эпидемиологии сводятся к:

  • определению медицинской и социально-экономической значимости болезни, её места в структуре патологии населения;
  • изучению закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т. п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных и т. д.);
  • выявлению причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни;
  • разработке рекомендаций по оптимизации профилактики;
  • разработке прогноза распространения изучаемой болезни.

Заключение

Понятия "Здоровье" и "Болезнь" являются противоположными друг другу. Для правильного функционирования организма и для избегания нарушений в его работе следует учитывать множество факторов, а также необходимо постоянно вести работу над здоровьесбережением, включающую в себя комплекс мер и занятий, направленных на развитие, поддержание и укрепление здоровья, как физического, так и психического. В случае отклонения состояния организма от состояния "Нормы" следует проводить мероприятия, направленные на диагностику, терапию и профилактику заболеваемости. Поддержание организма в состоянии нормы необходимо человеку для того, чтобы повысить продолжительность своей жизни, а также увеличить возможность успешного продолжения своего рода. Ведь только полностью здоровая личность сможет адекватно функционировать, реализовывать свой потенциал, только такая личность может полноправно и полноценно считаться работоспособной, и только такая личность с наибольшей долей вероятности будет способна к выживанию в различных непривычных для себя условиях.

Литература

  1. Адо А.Д.Вопросы общей нозологии.М.: Медицина.-1985г.

2.   Финкельштейн Л. О. Болезнь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

3. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» (учебное пособие)./Под ред. В. С. Лучкевича и И. В. Полякова.— СПб,2005

  1. Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России // Международный журнал медицинской практики, 2005, № 3.
  2. Яблоков А. В. Здоровье человека и окружающая среда. — М. 2007. — 186 с. — ISBN 978-5-903709-01-4.
  3. Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — С. 28-30. — 607 с. — (Учебник для вузов).
  4.  Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. — М., 1988.
  5. Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. — Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.
  6. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1988.
  7. Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003