Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса обучающихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, в условиях реализации ФГОС ОО УО (ИН), ФГОС НОО ОВЗ
С 1 сентября 2016 года в законную силу вступили федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает, что с каждым годом количество детей с инвалидностью, нуждающихся в обучении на дому, индивидуальном обучении увеличивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normativno-pravovoe_obespechenie_obucheniya_na_domu.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ
Доклад на тему:
«Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса
обучающихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении,
в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила: Иванова Э.П.,
учитель
8 декабря 2022 г.
Нормативно-правовое обеспечение учебного процесса
обучающихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении,
в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность. С 1 сентября 2016 года в законную силу вступили федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает, что с каждым годом количество детей с инвалидностью, нуждающихся в обучении на дому, индивидуальном обучении увеличивается. (слайд – диаграмма).
В ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ на домашнем обучении находятся 22 обучающихся с различными нозологиями:
- 9 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (варианты обучения 1, 2 по ФГОС ОО УО (ИН);
- 1 обучающийся глухой (варианты обучения 1.4 по ФГОС НОО ОВЗ);
- 8 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (варианты обучения 6.3, 6.4 по ФГОС НОО ОВЗ);
- 4 обучающихся с расстройствами аутистического спектра (варианты обучения 8.1, 8.2 по ФГОС НОО ОВЗ).
Обучающихся обучают на дому 14 учителей.
Из истории вопроса. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 25.10.88 г. N 93-01-703/11-14 о количестве часов учебного плана, утвержденного письмом Министерства просвещения СССР от 05.05.78 г. N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому»: в I-IV классах - до 8 часов, в V-IX - до 10 часов, в Х -ХI - до 12 часов в неделю – эти документы утратили силу на основании
приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2013 года N 1035
Основная часть.
Организацию обучения обучающихся на дому регламентируют следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программа на дому";
- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- Распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";
- Методические рекомендации "Об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации", утвержденные заместителем Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 14 октября 2019 г. и первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Т.В. Яковлевой 17 октября 2019 г.;
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 августа 2018 г. N 05-283 "Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении";
- письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 г. N ТС-1391/07 "Об организации образования на дому".
Основным документом являются Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, которые разъясняют порядок обеспечения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, прав на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью по адаптированным основным общеобразовательным программам (адаптированным образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ, адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении и (или) обучении на дому по состоянию здоровья.
Участниками правовых отношений при организации обучения на дому являются: обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники, участвующие в обучении указанных обучающихся.
Задачи организации обучения обучающихся на дому:
- создание специальных условий для успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, адаптированных для их обучения;
- создание специальных условий для успешного освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программам, адаптированных для их обучения;
- создание специальных условий для реализации программ воспитания обучающимися;
- создание специальных условий для социализации обучающихся.
Организация образовательного процесса
- Обучающиеся принимаются на обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителя(ей) (законного представителя), выраженного в письменном заявлении на имя руководителя ОУ об организации обучения их ребенка на дому по рекомендованной психолого-медико-педагогической комиссией программе на период, рекомендованный в заключении (медицинской справке) медицинской организации.
Слайд 15 –Перечень документов для организации обучения на дому
Слайд 16 – Положение об организации индивидуального обучения на дому
2. Для организации обучения обучающегося на дому его родитель(и) (законный(ые) представитель(и)) представляют в ОУ следующие документы:
- заявление об организации обучения на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе;
- заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
3. На основании заявления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) и представленного пакета документов в ОУ издается приказ об организации обучения обучающегося на дому (образец приказа слайд №___)
4. Между ОУ и родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором указывается срок его действия (образец договора слайд №___).
5. Рекомендуется организовать обучение на дому в 3-х дневный срок с момента представления родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пакета документов.
6. Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год.
7. Для пролонгации организации обучения обучающегося на дому его родитель(и) (законный(е) представитель(и)) ежегодно на начало очередного учебного года представляют письменные заявления и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения.
Если медицинское заключение выдано менее, чем на учебный год, то для его пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода.
8. При непредоставлении родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пролонгированного заключения медицинской организации (медицинской справки) обучение обучающегося ОУ организовывается в составе класса, в контингент которого он зачислен.
9. Досрочное прекращение обучения обучающегося на дому возможно по инициативе родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) обучающегося на основании заявления.
10. Организация обучения обучающихся на дому осуществляется педагогическими работниками. Обращаю внимание, на недопустимость преподавания всех учебных предметов у одного обучающегося одним учителем-предметником.
11. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся на дому определяются адаптированной основной общеобразовательной программой, индивидуализируемой в виде индивидуального учебного плана (ИУП) или специальной индивидуальной программы развития при реализации соответствующего варианта АООП (далее - СИПР).слайд №___
12. Для обучения обучающихся на дому ОУ разрабатывается индивидуальный учебный план, СИПР и индивидуальное расписание занятий (слайды №_____)
13. Индивидуальный учебный план, СИПР разрабатывается психолого-педагогическим консилиумом ОУ с учетом требований ФГОС, отражает все обязательные предметные области соответствующего уровня образования, учебные предметы и обязательные курсы коррекционно-развивающей области с учетом индивидуальных особенностей конкретного обучающегося на дому.
Здесь реализуются коррекционные курсы, внеурочная деятельность, индивидуальная работа учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
14. Учебный план включает все часы по АООП, отведенные по данной программе (обязательная часть, часть, формируемая участниками образовательных отношений, внеурочная деятельность. Хочу обратить ваше внимание, что Индивидуальный учебный план, СИПР обучающегося содержит часы, отведенные на обязательные занятия педагогов с обучающимся и на самостоятельное обучение с использованием электронных образовательных технологий, самоподготовку обучающихся. Данный вариант учебного плана прошел проверку Рособнадзора без замечаний
В индивидуальном учебном плане, СИПР представлены: перечень учебных предметов и/или коррекционных курсов, доступных обучающемуся для освоения, с указанием количества часов, объема недельной образовательной нагрузки обучающегося, часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, а также общего объема недельной нагрузки.
15. Индивидуальный учебный план/СИПР обучающегося на дому согласовывается с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) и утверждается руководителем ОУ.
16. Расписание занятий составляется ОУ с учетом мнения родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) обучающегося. Расписание занятий утверждается руководителем ОУ.
17. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы, в том числе отдельной ее части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом и положением о промежуточной аттестации ОУ.
18. Персональные данные обучающихся на дому, данные об их успеваемости за четверть, полугодие, а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в электронный журнал соответствующего класса ОУ.
19. Деятельность по социализации обучающегося на дому, воспитательную деятельность, связь с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) осуществляет классный руководитель класса, в контингенте которого состоит обучающийся. Классный руководитель вовлекают обучающегося по согласованию с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) в воспитательные и иные мероприятия, проводимые ОУ.
20. Итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 мая 2020 г. N ДГ-493/07 "О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Итоговая аттестация обучающихся по СИПР осуществляется на основе анализа результатов текущих аттестаций последнего года обучения и данных промежуточных аттестаций за последние три года обучения и представлена развернутой характеристикой обучающегося, отражающей сформированность его жизненных компетенций.
23. Выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается свидетельство об обучении.
Рекомендации: При организации обучения на дому использовать Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N ДГ-2121/07 О направлении методических рекомендаций)
Спасибо за внимание!