АООП по формированию здорового образа жизни "Перекресток"
Программа «Перекрёсток» профилактики приобщения подростков к психоактивным веществам (ПАВ) основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. Обучение таким навыкам, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенному поведению в конфликтных и стрессовых ситуациях; построение взаимоотношений с родителями способствуют формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым наркотическим веществам.
Адаптированная программа разработана для подростков коррекционной школы, рассчитана на 34 часа. Программа разделена на две части. Первая – позволяет глубже узнать свои особенности, чувства, знакомит с такими познаниями, как стресс, самоуважение, ценности, позволяет научиться лучше ориентироваться в различных ситуациях общения, сотрудничества, взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_po_formirovaniyu_adekvatnogo_povedeniya_i_zdorovogo_obraza_zhizni_perekrestok.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профилактических занятий «Перекрёсток»
для 7-9 классов
I.Пояснительная записка
1.1. Основная цель программы – формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.
Задачи программы:
- Предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о психоактивных веществах.
- Формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
- Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
2.Общая характеристика учебного предмета
Программа «Перекрёсток» профилактики приобщения подростков к психоактивным веществам (ПАВ) основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. Обучение таким навыкам, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенному поведению в конфликтных и стрессовых ситуациях; построение взаимоотношений с родителями способствуют формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым наркотическим веществам.
Адаптированная программа разработана для подростков коррекционной школы, рассчитана на 34 часа. Программа разделена на две части. Первая – позволяет глубже узнать свои особенности, чувства, знакомит с такими познаниями, как стресс, самоуважение, ценности, позволяет научиться лучше ориентироваться в различных ситуациях общения, сотрудничества, взаимодействия. Вторая часть содержит фактическую информацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
Правила групповой работы
Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия обучающихся к педагогу, важным является выполнение всех правил выполнения групповой работы. В занятиях поведенческого типа используются следующие правила:
- дети рассаживаются по кругу или в полукруг;
- каждому предоставляется возможность участвовать;
- даются инструкции, распределяются роли;
- каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок;
- никто не может быть принуждаем к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать;
- безоценочность, только «спасибо»;
- конфиденциальность.
3. Место курса в учебном плане
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
4.Личностные и предметные результаты освоения профилактического курса
Критерии эффективности:
1. Уменьшение факторов риска употребления младшими подростками психоактивных веществ.
2. Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших подростков.
3. Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.
5.Содержание коррекционного курса
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся по 25 минут и предполагают использование следующих форм:
- беседа
- экскурсия
- дидактическая игра
- ролевая игра.
Для успешной реализации программы по профилактическому обучению необходимо использовать активные формы работы. Методы, используемые на занятиях, следующие:
- Мозговой штурм.
Мозговой штурм применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Детей просят высказывать идеи и мнение без каких-либо комментариев. Идеи фиксируются в письменном виде, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится время или не истощаются идеи.
- Классная дискуссия.
Классная дискуссия, руководимая педагогом, является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов занятий. Большинство занятий включают какую-либо форму классной дискуссии.
- Обучение во взаимодействии.
Обучение во взаимодействии является наиболее общепринятой и эффективной методикой, используемой в профилактике зависимостей. Воспитанники работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируя идеи и решают проблемы.
- Драматические представления.
Драматические представления могут иметь форму ролевых игр, радиопередач и т.д. Эта деятельность, которая мотивирует подростков за счёт включения в деятельность, тренировки поведения, изучения предмета, который вызывает интерес.
- Выступления.
Иногда дети выступают перед классом. Такие выступления могут осуществляться индивидуально или группой учеников. Эта деятельность стимулирует положительное взаимодействие.
- Ролевое моделирование.
Ролевое моделирование мотивирует учеников, так как требует от них активности и тренировки поведения. Ученики действуют так, как в жизни. Педагог раздаёт роли или роли выбирают сами дети.
- Лекции психолога.
В некоторых случаях это продуктивный способ передачи информации от педагога к ученикам.
Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные.
Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
- проблемное обучение;
- гуманно-личностная;
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах).
Для контроля эффективности адаптированной программы используются следующие методы диагностики:
- метод наблюдений;
- анкетирование;
- экспертный опрос педагогов.
6.Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Кол-во занятий |
1 | Я – это я | 2 |
2 | Самоуважение | 2 |
3 | Чувства | 2 |
4 | Принятие решений | 3 |
5 | Стресс | 2 |
6 | Общение | 4 |
7 | Взаимодействие с окружающими | 4 |
8 | Ценности | 4 |
9 | Курение | 2 |
10 | Алкоголь | 3 |
11 | Наркотики | 3 |
7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
коррекционного курса.
Для проведения занятий используется специально организованная предметно-пространственная среда:
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксациии др.);
- игрушки;
- компьютер;
- программное обеспечение для диагностики «Сталкер».
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ О.Н.Самойлова 31.08. 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора _________ М.В.Карасева 31.08. 2021 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 31.08.2021 Протокол №1 Руководитель МО____Е.Н.Соломенцева |
Календарно-тематическое планирование
Предмет групповые психопрофилактические занятия
по программе «Перекресток»
Класс 9
Количество часов за год 12
Количество часов в неделю 1
Тематическое планирование составила Е.Н.Соломенцева
Учебно-тематический план (12 часов)
№ | Темы занятий | Кол-во занятий | 9 класс |
2 четверть – 3 часа | |||
1 | Стресс | 1 | 11.11 |
2 | Общение | 1 | 01.12 |
3 | Взаимодействие с окружающими | 1 | 15 |
3 четверть – 5 часов | |||
1 | Взаимодействие с окружающими | 2 | 19.01/2.02 |
2 | Ценности | 1 | 16 |
3 | Курение | 2 | 2.03/16 |
4 четверть – 4 часа | |||
1 | Алкоголь | 2 | 6.04/20 |
2 | Наркотики | 2 | 4.05/18 |
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ О.Н.Самойлова 31.08. 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора _________ М.В.Карасева 31.08. 2021 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 31.08.2021 Протокол №1 Руководитель МО____Е.Н.Соломенцева |
Календарно-тематическое планирование
Предмет групповые психопрофилактические занятия
по программе «Перекресток»
Класс 8
Количество часов за год 12
Количество часов в неделю 1
Тематическое планирование составила Е.Н.Соломенцева
Учебно-тематический план (12 часов)
№ | Темы занятий | Кол-во занятий | Дата 8 класс |
2 четверть – 4 часа | |||
1 | Стресс | 1 | 16.11 |
2 | Общение | 2 | 20/14.12 |
3 | Взаимодействие с окружающими | 1 | 28.12 |
3 четверть – 4 часа | |||
1 | Взаимодействие с окружающими | 1 | 18.01 |
2 | Ценности | 1 | 1.02 |
3 | Курение | 2 | 15.02/1.03 |
4 четверть – 4 часа | |||
1 | Алкоголь | 2 | 29.03/12.04 |
2 | Наркотики | 2 | 26.04/17.05 |
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ О.Н.Самойлова 31.08. 2021 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора _________ М.В.Карасева 31.08. 2021 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 31.08.2021 Протокол №1 Руководитель МО____Е.Н.Соломенцева |
Календарно-тематическое планирование
Предмет групповые психопрофилактические занятия
по программе «Перекресток»
Класс 7
Количество часов за год 26
Количество часов в неделю 1
Тематическое планирование составила Е.Н.Соломенцева
Учебно-тематический план (34 часа)
№ | Темы занятий | Кол-во занятий | 9 класс |
1 четверть – 8 часов | |||
1 | Я – это я | 2 | 7.09/14 |
2 | Самоуважение | 2 | 21/28 |
3 | Чувства | 2 | 5.10/12 |
4 | Принятие решений | 2 | 19/26 |
2 четверть – 8 часов | |||
5 | Стресс | 2 | 9.11/16 |
6 | Общение | 4 | 23/30/07.12 14.12/21 |
7 | Взаимодействие с окружающими | 1 | 28 |
3 четверть – 10 часов | |||
Взаимодействие с окружающими | 3 | 12.01/19/26 | |
8 | Ценности | 4 | 2.02/9/16/23 |
9 | Курение | 3 | 2.03/9/16 |
4 четверть – 8 часов | |||
10 | Алкоголь | 4 | 30.03/6/13/20 |
11 | Наркотики | 4 | 27/10.05/17/24 |
ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ О.Н.Самойлова 31.08. 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора _________ М.В.Карасева 31.08. 2020 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от «28»08.2020 №1 Руководитель МО____Е.А.Карасева |
Календарно-тематическое планирование
Предмет групповые психопрофилактические занятия
по программе «Перекресток»
Класс 7
Количество часов за год 68
Количество часов в неделю 1
Тематическое планирование составила Е.Н.Соломенцева