АООП по формированию здорового образа жизни "Перекресток"

Соломенцева Елена Николаевна

Программа «Перекрёсток» профилактики приобщения подростков к психоактивным веществам (ПАВ) основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. Обучение таким навыкам, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенному поведению в конфликтных  и стрессовых ситуациях; построение взаимоотношений с родителями способствуют формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым наркотическим веществам.

Адаптированная программа разработана для подростков коррекционной школы, рассчитана на 34 часа. Программа разделена на две части. Первая – позволяет глубже узнать свои особенности, чувства, знакомит с такими познаниями, как стресс, самоуважение, ценности, позволяет научиться лучше ориентироваться в различных ситуациях общения, сотрудничества, взаимодействия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профилактических занятий «Перекрёсток»

для  7-9 классов

                                                                               

                                                               

I.Пояснительная записка

1.1. Основная цель программы – формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.

Задачи программы:

  1. Предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о психоактивных веществах.
  2. Формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
  3. Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

2.Общая характеристика учебного предмета

Программа «Перекрёсток» профилактики приобщения подростков к психоактивным веществам (ПАВ) основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. Обучение таким навыкам, как умение знакомиться, выбирать друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные, положительные решения; уверенному поведению в конфликтных  и стрессовых ситуациях; построение взаимоотношений с родителями способствуют формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым наркотическим веществам.

Адаптированная программа разработана для подростков коррекционной школы, рассчитана на 34 часа. Программа разделена на две части. Первая – позволяет глубже узнать свои особенности, чувства, знакомит с такими познаниями, как стресс, самоуважение, ценности, позволяет научиться лучше ориентироваться в различных ситуациях общения, сотрудничества, взаимодействия. Вторая часть содержит фактическую информацию о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

Правила групповой работы

Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия обучающихся к педагогу, важным является выполнение всех правил выполнения групповой работы. В занятиях поведенческого типа используются следующие правила:

-         дети рассаживаются по кругу или в полукруг;

-         каждому предоставляется возможность участвовать;

-         даются инструкции, распределяются  роли;

-         каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок;

-         никто не может быть принуждаем к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать;

-         безоценочность, только «спасибо»;

-         конфиденциальность.

3. Место  курса в учебном плане 

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

4.Личностные и предметные результаты освоения профилактического курса

Критерии эффективности:

1. Уменьшение факторов риска употребления младшими подростками  психоактивных веществ.

2. Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших подростков.

3. Наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

5.Содержание коррекционного курса

Программа  рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся по 25 минут  и предполагают использование следующих форм:

  • беседа
  • экскурсия
  • дидактическая игра
  • ролевая игра.

Для успешной реализации программы по профилактическому обучению необходимо использовать активные формы работы. Методы, используемые на занятиях, следующие:

  1. Мозговой штурм.

Мозговой штурм применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Детей просят высказывать идеи и мнение без каких-либо комментариев. Идеи фиксируются в письменном виде, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится время  или не истощаются идеи.

  1. Классная дискуссия.

Классная дискуссия, руководимая педагогом, является одним из наиболее ценных методов обучения. Она может быть использована для начала, усиления или подведения итогов занятий. Большинство занятий включают какую-либо форму классной дискуссии.

  1. Обучение во взаимодействии.

Обучение во взаимодействии является наиболее общепринятой и эффективной методикой, используемой в профилактике зависимостей. Воспитанники работают в малых группах, передавая друг другу информацию и делясь ею, анализируя идеи и решают проблемы.

  1. Драматические представления.

Драматические представления могут иметь форму ролевых игр, радиопередач и т.д. Эта деятельность, которая мотивирует подростков за счёт включения в деятельность, тренировки поведения, изучения предмета, который вызывает интерес.

  1. Выступления.

Иногда дети выступают перед классом. Такие выступления могут осуществляться индивидуально или группой учеников. Эта деятельность стимулирует положительное взаимодействие.

  1. Ролевое моделирование.

Ролевое моделирование мотивирует учеников, так как требует от них активности и тренировки поведения. Ученики действуют так, как в жизни. Педагог раздаёт роли или роли выбирают сами дети.

  1. Лекции психолога.

В некоторых случаях это продуктивный способ передачи информации от педагога к ученикам.

        Традиционные технологии:

-         объяснительно-иллюстративные.

Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

-         педагогика сотрудничества;

-         проблемное обучение;

-         гуманно-личностная;

-         информационно-коммуникационные;

-         здоровьесберегающие технологии;

-         коллективный способ обучения (работа в парах).

Для контроля эффективности  адаптированной программы используются следующие методы диагностики:

-         метод наблюдений;

-         анкетирование;

-        экспертный опрос педагогов.

6.Учебно-тематический план

Темы  занятий

Кол-во занятий

1

Я – это я

2

2

Самоуважение

2

3

Чувства

2

4

Принятие решений

3

5

Стресс

2

6

Общение

4

7

Взаимодействие с окружающими

4

8

Ценности

4

9

Курение

2

10

Алкоголь

3

11

Наркотики

3

7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

коррекционного курса.

Для проведения занятий используется специально организованная предметно-пространственная среда:

-        оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видеокассет для релаксациии др.);

-  игрушки;

- компьютер;

- программное обеспечение для диагностики «Сталкер».

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ О.Н.Самойлова

31.08. 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_________     М.В.Карасева

31.08. 2021 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол от

31.08.2021

Протокол №1

Руководитель МО____Е.Н.Соломенцева

Календарно-тематическое планирование

Предмет               групповые психопрофилактические  занятия

                              по программе      «Перекресток»

Класс                                          9

Количество часов за год         12

Количество часов в неделю     1

Тематическое планирование составила                                    Е.Н.Соломенцева

Учебно-тематический план (12 часов)

Темы  занятий

Кол-во занятий

9 класс

2 четверть – 3 часа

1

Стресс

1

11.11

2

Общение

1

01.12

3

Взаимодействие с окружающими

1

15

3 четверть – 5 часов

1

Взаимодействие с окружающими

2

19.01/2.02

2

Ценности

1

16

3

Курение

2

2.03/16

4 четверть – 4 часа

1

Алкоголь

2

6.04/20

2

Наркотики

2

4.05/18

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ О.Н.Самойлова

31.08. 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_________     М.В.Карасева

31.08. 2021 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол от

31.08.2021

Протокол №1

Руководитель МО____Е.Н.Соломенцева

Календарно-тематическое планирование

Предмет               групповые психопрофилактические  занятия

                              по программе      «Перекресток»

Класс                                          8

Количество часов за год         12

Количество часов в неделю     1

Тематическое планирование составила                                    Е.Н.Соломенцева

Учебно-тематический план (12 часов)

Темы  занятий

Кол-во занятий

Дата

8 класс

2 четверть – 4 часа

1

Стресс

1

16.11

2

Общение

2

20/14.12

3

Взаимодействие с окружающими

1

28.12

3 четверть – 4 часа

1

Взаимодействие с окружающими

1

18.01

2

Ценности

1

1.02

3

Курение

2

15.02/1.03

4 четверть – 4 часа

1

Алкоголь

2

29.03/12.04

2

Наркотики

2

26.04/17.05

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ О.Н.Самойлова

31.08. 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_________     М.В.Карасева

31.08. 2021 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол от

31.08.2021

Протокол №1

Руководитель МО____Е.Н.Соломенцева

Календарно-тематическое планирование

Предмет               групповые психопрофилактические  занятия

                              по программе      «Перекресток»

Класс                                          7

Количество часов за год         26

Количество часов в неделю     1

Тематическое планирование составила                                    Е.Н.Соломенцева

Учебно-тематический план (34 часа)

Темы  занятий

Кол-во занятий

9 класс

1 четверть – 8 часов

1

Я – это я

2

7.09/14

2

Самоуважение

2

21/28

3

Чувства

2

5.10/12

4

Принятие решений

2

19/26

2 четверть – 8 часов

5

Стресс

2

9.11/16

6

Общение

4

23/30/07.12

14.12/21

7

Взаимодействие с окружающими

1

28

3 четверть – 10 часов

Взаимодействие с окружающими

3

12.01/19/26

8

Ценности

4

2.02/9/16/23

9

Курение

3

2.03/9/16

4 четверть – 8 часов

10

Алкоголь

4

30.03/6/13/20

11

Наркотики

4

27/10.05/17/24

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Ериловка»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ О.Н.Самойлова

31.08. 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_________     М.В.Карасева

31.08. 2020 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол от

«28»08.2020 №1

Руководитель МО____Е.А.Карасева

Календарно-тематическое планирование

Предмет               групповые психопрофилактические  занятия

                              по программе      «Перекресток»

Класс                                          7

Количество часов за год         68

Количество часов в неделю     1

Тематическое планирование составила                                    Е.Н.Соломенцева