Активное слушанье

Тюгаева Надежда Борисовна

Описаны некоторые приемы активного слушанья. Рекомендации для родителей детей дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. психологу образовательных организаций родители задают вопросы как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Как сделать так, чтобы ребенок слышал?
  2. психологи заметили, что от стиля общения родителей и других взрослых с ребенком  зависит его социальное развитие.  Общение так же необходимо ребенку, как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми и сверстниками, плохо развивается не только психически, но и физически, теряет интерес к жизни, эмоциональное неблагополучен.

  «Проблемные»«непослушные»«трудные», дети с «комплексами» - чаще всего результат неправильно сложившихся отношений в семье. Большинство родителей, которые обращаются за помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка очень рано, еще в дошкольном возрасте, и как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Из поколения в поколение происходит наследование стиля общения,

3. Про  стиль общения в семье, говорил еще американский психолог Карл Роджерс, личностно-ориентрированный стиль он называл «личностно центрированным». В противовес гиперопеке, авторитарному или попустительскому стилям воспитания детей, которые часто бытует в наших семьях, личностно-ориентированный стиль основан на понимании ребенка, его нужд и потребностей.  

Юлия Гиппенрейтер выпустила ряд книг доступных для родителей, именно там расшифровывается понятие активного слушанья, созвучного с личностно-ориентированным стилем Роджерса.

4.Активное слушанье - это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний. Эта техника действительно позволит построить крепкие доверительные отношения и понять, что же на самом деле чувствует ребенок.

5. Одним из общих принципов, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными, это принцип безусловного принятия. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

 Всем известна закономерность: чем больше ругают ребенка, тем хуже он становится. А происходит это потому что воспитание ребенка – это не дрессировка.

Необходимым условием нормального развития ребенка является удовлетворение потребности в любви.

Принципа активного слушанья реализуются   в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях к своему ребенку, таких фразах как «Я рада тебя видеть»«я люблю когда ты дома»«мне хорошо когда мы вместе». Подобные знаки безусловного принятия помогают психически развиваться и питают ребенка эмоционально. Если ребенок не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении

 6.Еще одно условие успеха в отношениях – это дружелюбный тон общения – не сердится, не приказывать, не критиковать, не манипулировать.

Конечно, вначале это трудно, даже необычно. Нужна постоянная тренировка.

Психологи выделили типы родительских высказываний – настоящих помех на пути активного слушания ребенка :

- Приказы, команды (убери, принеси, быстро в кровать.)

- Предупреждения. Угрозы (если не прекратишь, то пеняй на себя; еще раз это повториться, я возьму ремень).

- Нравоучения, проповеди (ты обязан, ты должен)

-Советы, готовые решения (Ты возьми и скажи, я бы на твоем месте дал сдачи)

-Обвинения, выговоры (Все из-за тебя, зря я на тебя понадеялась)

- Обзывание, высмеивание либо отшучивания (отстань, не до тебя)

Все типы ответов не стоит применять, если у ребенка есть эмоциональные проблемы. Но если р-к спокоен и у вас есть эмоциональный контакт, то вы можете беседовать более свободно.

Таким образом, когда вы овладеете техникой активного слушания, общение с детьми будет приятным и доброжелательным.

7. Если говорить о приемах активного слушанья, то в первую очередь это такие приемы как «эхо» суть его в том, что взрослый повторяет за ребенком часть его высказывания.

8. продолжением этому приему может послужить прием перефразирования; взрослый как бы пересказывает то, что уже услышал, стремясь уточнить, правильно ли он понял собеседника.

9. Следующий прием – пауза. Родитель не должен торопиться, договаривать и придумывать за ребенка, нужно уметь выслушать Пауза часто необходима ребенку для того, чтобы обдумать, что он сам думает на эту тему, сформулировать свое отношение, свое мнение

10 прием сообщение о восприятии Этот прием заключается в том, что взрослый сообщает ребенку о том, что он его понял. Речь идет о конкретном вербальном сообщении, но желательно показывать это и невербально:

Говорите о том что вы видите: Я вижу что ты расстроен ….

11прием развивающий эмпатию у ребенка, сообщает ему что окружающие тоже чувствуют эмоции. Родитель сообщает о своем эмоциональном состоянии в связи с разговором. Например, так: я расстроен, меня огорчили твои слова; или: я рад это слышать. Это типичное «я-сообщение», но в связи с разговором оно показывает наличие эмоционального контакта.

12 для того чтобы знать что техники активного слушанья работают надо попробовать пользоваться ими в обычных условиях

Беседа по способу активного слушания непривычна для родителей. Но если вы будете использовать их вы добьетесь положительных результатов во взаимоотношениях с детьми:

- развивается умение у ребенка осознавать собственные чувства и чувства других людей, то есть эмпатия;

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушатьначинает рассказывать о себе все больше: тема может развиваться или меняться. Иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем. Эти несколько минут слушания по-настоящему могут успокоить ребенка. Вы становитесь терпеливее, меньше раздражаетесь, лучше видите, отчего плохо ребенку.

Ребенок учится сам находить выход из ситуации и сам продвигается в решении своей проблемы,

- Ребенок научится слышать и слушать окружающих, а значит научится общаться, а в современном мире это позволяет  быть успешным человеком