«Выявление одарённости у обучающихся и взаимодействие с их родителями в интересах развития талантов одарённых обучающихся»

Синцова Дарья Викторовна

Выявление одаренных детей, становление и образование талантов для развития науки, культуры, производства всегда было в центре внимания государства и общества. Одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми и взаимодействие с их родителями: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям. Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Развитие интеллектуального потенциала ребёнка во многом зависит от учреждений, которые он посещает. Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Работа с одарёнными детьми требует понимания природы «одарённости» и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

 «Выявление одарённости у обучающихся и взаимодействие с их родителями в интересах развития талантов одарённых обучающихся»

Авторы:

Синцова Дарья Викторовна

Концертмейстер

Зарубина Ксения Петровна

Педагог дополнительного образования

Рудакова Юлия Владимировна

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург,

2022


Введение.

Выявление одаренных детей, становление и образование талантов для развития науки, культуры, производства всегда было в центре внимания государства и общества. Одним из ключевых факторов решения задачи сохранения и приумножения интеллектуального потенциала является формирование эффективной системы работы с одаренными детьми и взаимодействие с их родителями: создание условий для выявления, развития, социальной поддержки талантливых детей, реализации их способностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных современным требованиям. Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Развитие интеллектуального потенциала ребёнка во многом зависит от учреждений, которые он посещает. Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Работа с одарёнными детьми требует понимания природы «одарённости» и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию и развитию.

Цель: создание условий для эффективной совместной деятельности педагогов дополнительного образования, одарённых обучающихся и их родителей в учреждении дополнительного образования и дома, выявление и развитие талантов одарённых обучающихся.

Задачи:

1. Создать условия для максимального развития талантов и способностей обучающихся;

2. Способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;

3. Содействовать сплочению коллектива педагогов, обучающихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел.

Адресат:

Педагоги дополнительного образования.

Планируемые результаты:

1. Раскрытие талантов и способностей одарённых обучающихся;

2.  Приобретение обучающимися навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;

3.  Сплочение детского коллектива, самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;

4. Повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.

Формы и методы проведения:

Концерты; районные, городские, всероссийские конкурсы; дистанционные конкурсы и концерты с привлечением родителей; диалоговая форма родительских собраний; досуговые формы организации общения педагогов, обучающихся и их родителей.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности- это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности:

  1. В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  2.  В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  3.  В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную (установка на другого человека) одаренность.
  4.  В духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» выделяют:

  1. актуальную одаренность
  2. потенциальную одаренность

Актуальная одаренность- это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность- это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» выделяют:

  1. явную одаренность
  2. скрытую одаренность

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» выделяют:

  1. общую одаренность
  2. специальную одаренность

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (искусство, точные науки, спорт, общение и т.д.).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). По критерию «особенности возрастного развития» выделяют:

  1. раннюю одаренность
  2. позднюю одаренность

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Признаки одаренности проявляются в его реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, участия профессиональных психологов. Если в учреждениях дополнительного образования в штате сотрудников отсутствует психолог, то его роль берет на себя каждый педагог дополнительного образования, работающий с детьми. Работа по выявлению одарённых детей включает в себя следующие этапы:

  1. выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
  2. индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
  3. психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка;
  4. экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, поделок, выступлений и др.

Методы обучения, как способы организации дополнительной учебной деятельности обучающихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.). Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд. В целом, в обучении одаренных детей эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью. Педагоги должны осознавать, что индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности воспитанника.

Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей. Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.

С целью определения подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей. В целях укрепление сотрудничества родителей и педагогов предполагается участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях, презентация созданных проектов вместе с детьми и педагогами. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

Направления работы с родителями одаренных детей:

1. Сопровождение семьи способного ребенка в организации дополнительного образования:

  • педагогическое (повышение педагогической компетентности родителей, оказание им помощи в воспитании детей);
  • психологическое (помощь психолога в решении проблем внутрисемейного общения либо заключающихся в личностных особенностях членов семьи);
  • социальное (помощь в преодолении неблагоприятных обстоятельств);

2. Информационная среда для родителей:

  • многоуровневая система комплексного информирования родителей;
  • информирование с целью построения системы непрерывного педагогического диалога с семьей о развитии ребенка;
  • информирование о проблемах и перспективах развития образовательной организации, спектре образовательных услуг;
  • педагогическое просвещение родителей;

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей:

  • вовлечение в конкурсное движение;
  • вовлечение в проектную деятельность и участие в научно-практических конференциях обучающихся;

4. Привлечение родителей к сотрудничеству с образовательной организацией:

  • организация традиционных дел с обязательным участием родителей;
  • оценка деятельности организации дополнительного образования;
  • совместная деятельность по изменению качества условий организации образовательной деятельности;

5. Поддержка и поощрение родителей на уровне организации дополнительного образования.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеурочные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеурочной деятельности.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Очень хорошо сближают педагогов и родителей совместные мероприятия детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

  • обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего мероприятия;
  • разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
  • помощи в оформлении помещения;  
  • подготовке отдельных номеров;
  • изготовлении сюрпризов и подарков;
  • подготовке праздничного стола.

Взаимодействие родителей и педагогов на всех уровнях разных видов деятельности имеет для них следующие плюсы:

  • они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
  • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
  • появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей;
  • возникает доверие к педагогам;
  • делается выбор организации дополнительного образования для второго ребенка;
  • родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
  • взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
  • устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

Что происходит с обучающимися, когда они видят своих родителей в деятельности образовательной организации:

  • в их сознании возникает позитивная связь между семьей и педагогом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к педагогам;
  • присутствие и участие родителей доставляет детям особое удовольствие, мотивирует и благоприятствует их успехам;
  • у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
  • знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для позитивных примеров;
  • дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо педагогов) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
  • взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;
  • дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании.

Заключение:

 Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление, развитие и воспитание одаренных, талантливых детей- очень важно для развития личности и общества в целом. Задача педагога – так построить обучение в учреждении дополнительного образования и воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в педагогической деятельности с этими детьми. Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога дополнительного образования. Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность. 


Литературные и интернет- источники:

  1. http://sykt-uo.ru/files/-------------------------------------------------------------------------------------------------_167q9p5n.pdf
  2. http://school8-hm.ru/uchitelyam/attestatsiya/belkova/2.6.pdf
  3. https://www.irro.ru/files/163952.pdf
  4. Шумакова Н. Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с.
  5. Любицкая К. А., Шакарова М. А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе // Вопросы образования. – 2018. –№ 3. – С. 196–215
  6. Битянова, М. Р. Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. - М.: Генезис, 2007.