Современная система подготовки фехтовальщиц на саблях
Современное фехтование - увлекательный и полезный вид спорта, предъявляющий к человеку разнообразные высокие требования. Поэтому овладеть этим видом спорта без большой тренировочной работы невозможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_sistema_podgotovki_sportsmena_yavlyaetsya_slozhnym.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям (Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебное пособие. Киев: Олимпийская литература, 1997. 583 с.).
В результате спортивной тренировки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, которое принято связывать преимущественно с адаптационными перестройками биологического характера, отражающим возможности различных функциональных систем и механизмов (Там же).
Отличительной чертой советской методики фехтования является широта педагогических воздействий на ученика-спортсмена. И не случайно у нас укоренилось понятие "подготовка к соревнованиям", включающее в себя комплекс различных сторон единого процесса тренировки.
Современное фехтование - увлекательный и полезный вид спорта, предъявляющий к человеку разнообразные высокие требования. Поэтому овладеть этим видом спорта без большой тренировочной работы невозможно.
В этот комплекс входят: планирование, специальная технико-тактическая тренировка, организация режима жизни, физическое совершенствование, воспитание характера, психологическая настройка и специальные спортивные знания (Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М.: Физкультура и спорт, 1969. 182 с.).
Научный подход к фехтованию освободил наших тренеров от гнета
устаревших догматов фехтовальной "классики", чего нельзя сказать в полной
мере о многих зарубежных тренерах. Наши ученые, тренеры и спортсмены
анализируют фехтование со всех сторон, проникая в его существо и выявляя то, что тормозит и лимитирует его дальнейшее развитие (Там же).
Однако в бою одной техники, даже отличной, недостаточно. Нужен еще волевой, мужественный характер, чтобы любить борьбу. Но и этого мало.
Успешно фехтовать - это значит, в совершенстве уметь сочетать технику с физическими и психическими качествами, т. е. владеть еще искусством ведения боя - тактикой.
Техническая подготовленность характеризуется степенью освоения спортсменом системы движений (техники видов спорта), соответствующей особенностям данного вида спорта и обеспечивающей достижение высоких результатов. Технические приёмы и действия в современном спорте исключительно многообразны, объём их постоянно обогащается. При этом наибольшая техническая оснащённость и наибольшее расширение технического арсенала характерны для сложнокоординационных видов спорта, единоборств и спортивных игр. Вполне естественно, что чем большим числом приёмов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению сложных тактических задач, возникающих в процессе соревновательной борьбы, тем в большей мере он способен противостоять атакующим действиям соперника и ставить его в сложные положения (Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебное пособие. Киев: Олимпийская литература, 1997. 583 с.)
Процесс технической подготовки - это становление умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в соревновательных действиях, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки (Там же).
Тактика присутствует везде, где человек ведет борьбу с человеком: на войне ли, в политической жизни, в самозащите, в спорте и т. д. И везде тактика выступает как специфическое умение или как способность вести борьбу на основе понимания боевой обстановки в целом, учета действий и возможностей противника, индивидуальных особенностей и своего потенциала. Тактика спортивной борьбы не выходит за пределы общего понимания о тактике. Тактика вспортивной борьбе взависимости от вида спорта и его особенностей имеет свое содержание и влияние на исход соревнований. Все в большей и большей степени она влияет на исход борьбы во многих видах спорта и поэтому обращает на себя все возрастающее внимание тренеров, спортсменов и ученых. Тактика имеет решающее значение в тех видах спорта, где спортсмены борются один на один, т. е. в спортивных единоборствах и спортивных играх.
В различных группах видов спорта различна не только значимость
тактического умения, но различны и само содержание и его характер. Например, в тех видах спорта, где спортсмены соревнуются в быстроте преодоления определенной дистанции каким-либо обусловленным способом, тактика заключается главным образом в умении заставить противника невыгодно для него распределить темп - быстроту продвижения по дистанции.
Тактика же фехтования - это борьба ума, воли и эмоций спортсмена. В интеллектуальной, тактической борьбе человек раскрывает свои качества,
способности и умение преодолевать "враждебную" волю, вести конфликтную игру ума. Он постоянно готов к внезапно возникающим психологическим и фактическим ситуациям.
Кроме того, фехтовальщик свободен от той обреченности на постоянный неуспех, которую испытывают спортсмены средней силы в других видах спорта.
Мастер "средней руки" в фехтовании втактическом воодушевлении может побеждать в отдельных боях противников заведомо более сильных, нежели он сам (Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М.: Физкультура и спорт, 1969. 182 с.).
Тактика - душа фехтовального спорта, интеллектуальная основа искусства побеждать. Борьба ума, воли и эмоций рождает драгоценные качества, дающие наибольший воспитательный эффект перенесения, приобретаемого на фехтовальной дорожке в жизнь. В тактической борьбе человек раскрывает свои качества, способности и умение преодолевать "враждебную" волю, вести конфликтную игру ума и постоянно совершенствовать ориентировку во внезапно возникающих фактических и психологических ситуациях. Тактика- этот "интимный" мир спортсмена - впервые в истории фехтовального спорта стала предметомп ристального внимания и изучения. Техника–выполнение – «неотделима" от тактики - управления. Все издаваемые в настоящее время у нас в стране учебные пособия по фехтованию уделяют равное внимание, как вопросам техники, так и тактики, чего до сих пор нет в зарубежной учебной литературе по фехтованию. Интерес к тактике, как тренеров, так и спортсменов обогащает фехтовальный спорт и повышает его воспитательное воздействие на молодежь. Тактическая подготовка фехтовальщика в нашей стране вплотную соприкасается с психологической. Вопросы воспитания оптимальной настроенности фехтовальщика и его отношения к спорту с точки зрения физического совершенствования и успешной спортивной деятельности волнуют тренеров и спортсменов и стали, поэтому предметом углубленного изучения. Ведь психические состояния и морально-волевые качества фехтовальщика оказывают очень большое влияние на результат. И тренеры заговорили о психологической подготовке и думают, о ней по сей день. (Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М.: Физкультура и спорт, 1969. 182 с. ;Аркадьев В.А Фехтование на шпагах // Фехтование: Учеб.для ин-тов физкультуры. М., 1959. С. 235-275.).
Тактическое боевое мышление и боевые действия во время поединка порознь существовать не могут. Единственным критерием оценки тактики является конечный результат.
Тактика, приведшая спортсмена к победе над противником,-правильная тактика. Тактика, в результате которой фехтовальщик потерпел поражение, - неправильная тактика.
Оценка тактики в зависимости от результата боя является относительной, так как учитывается частный конкретный случай применения тактического умения.
Тактика, как специальное умение вести бой, - понятие обобщенное и независит от одиночного результата. Умение владеть тактикой является
Достоянием фехтовальщика. Про такого спортсмена говорят: хороший тактик, плохой тактик, тактика - его сильное место и т. д. (Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М.: Физкультура и спорт, 1969. 182 с.).
Тактика и техника взаимосвязаны, взаимообусловлены независимо от того, что мы подразумеваем под словом "техника": выполнение приема или сумму приемов, составляющую боевой арсенал фехтовальщика. Поэтому правильное обучение технике включает элемент тактики, а упражнения тактической направленности неизбежно содействуют упрочению техники.
Только гармоничное сочетание тактики с автоматизированной техникой поднимает фехтование до уровня искусства.
Мышление фехтовальщика становится тактическим, т.е. специальным, оперативным боевым умением, только тогда, когда оно осуществляется в действии и подкрепляется им. Называется такое мышление тактическим лишь условно, в силу его целевой направленности на достижение победы (Там же).
Система многолетней тренировки спортсменов рассчитана на то, что дети начинают заниматься спортом 8-10 лет. Если следовать этой системе, то переход к этапу спортивного совершенствования требует не менее 6-7лет систематический тренировки.
Совершенно очевидно, что при решении вопроса о переходе к очередному этапу тренер должен учитывать не только возраст спортсмена, но прежде всего уровень его физического развития и спортивной подготовленности, способность к перенесению все возрастающих тренировочных нагрузок.
Узкая специализация при регулярных занятиях связана с одной стороны, с монотонной нагрузкой при работе над техникой, а с другой стороны – с эмоциональной нагрузкой тренировочных и соревновательных поединков. И здесь необходимо принимать во внимание период полового созревания, который влияет на чувствительность психической сферы и неустойчивости реагировании ребенка на стрессовые ситуации.
Последнее десятилетие в спортивном фехтовании прошло под знаком расширения программы соревнований благодаря включению фехтования на саблях среди женщин.
Можно предположить, что тренировка женщин в фехтовании на саблях имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в педагогическом процессе. Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научные данные о составе действий и тактике ведения поединков у женщин-саблисток.
Анализ соревновательной деятельности квалифицированных фехтовальщиц на саблях показывает, что состав разновидностей атак, защит с ответами и встречных нападений, обусловленный общими положениями, характерными для данного вида фехтования, имеет свои особенности, выраженные в количественных соотношениях между разновидностями боевых действий и их результативностью.
На основании учета особенностей оснащенности средствами ведения поединков, критериев технико-тактического мастерства и выявленных взаимосвязей между показателями состава действий соревновательной деятельности и отдельными психофизиологическими качествами были определены содержание и направленность средств и методов технико-тактического совершенствования квалифицированных фехтовальщиц на саблях.
Бои фехтовальщиц экспериментальной группы отличались большой преднамеренностью тактических решений, проявлением способностей к созданию благоприятных ситуаций для нападения и своевременному использованию боевых действий. Спортсменки этой группы показали также и более высокие результаты в соревнованиях.
По итогам педагогического эксперимента разработаны методические рекомендации по совершенствованию методики технико-тактической подготовки квалифицированных фехтовальщиц на саблях