Доклад «Формирование учебной мотивации обучающихся как теоретико-методическая проблема»
Формирование мотивации обучения это одна из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием социальных компетентностей, активной жизненной позицией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_1_polugodie.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Формирование учебной мотивации обучающихся как теоретико-методическая проблема»
СЛ 2. Формирование мотивации обучения это одна из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием социальных компетентностей, активной жизненной позицией.
СЛ. 3. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.
СЛ.4. Это определение связывает 3 самостоятельных вида психологических явлений:
- мотивацию рассматривают как повод, который активизирует личность для удовлетворения возникших потребностей,
- мотивация является причиной выбора определённой направленности поведения,
- мотивацию можно рассматривать как средство самоконтроля человека.
СЛ. 5. Мотивацию классифицируют по направленности и содержанию:
1.Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
2. Познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
3. Профессионально-ценностные мотивы (без знаний не будет хорошей профессии).
4. Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты).
5. Коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам).
6. Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение утвердиться в группе)
7. Утилитарно-практические мотивы (необходимость в получении диплома об образовании и получить хорошее рабочее место).
8. Учебно-познавательные мотивы (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
СЛ. 6. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками студента.
СЛ. 7. Выделяют три типа мотивации:
- внутренняя;
- внешняя;
- соревновательная.
Внутренние мотивы определяются желаниями, которые человек испытывает без всякого рода подкрепления. Для внешних мотивов необходим некий стимул. Соревновательная мотивация - когда обучающиеся стараются не отставать друг от друга.
СЛ. 8. Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на:
- потребности – источники активности обучающегося;
- мотивы – причины, которые определяют поведение человека в разных ситуациях;
- цели, это то, на что направлена активность студента;
- переживания – регуляторы поведения обучающегося.
СЛ, 9. Педагог может использовать разнообразные приемы формирования и развития учебно-познавательной мотивации:
- формирование открытых, доверительных отношений в группе, а также – со студентом;
- для осознания и укрепления мотива – создание ситуаций выбора;
- использование широких социальных и познавательные мотивов;
- создание мотивации достижения и завершения;
- общая доброжелательная атмосфера в группе (комфорт);
- занимательность и эмоциональность изложения;
- проблемность изложения;
- возможность применить навыки, умения, в практической деятельности;
- реалистичность, достижимость и устойчивость целей;
- обучение способам и приёмам учиться;
- знания;
- обучение самооцениванию и самоконтролю;
СЛ. 10. Таким образом, мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, посредством которого формируется учебно-познавательная деятельность обучающегося в целом.
СЛ. 11. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:
1) Увлечённое преподавание;
2) Новизна учебного материала;
3) Связь знаний с судьбами людей;
4) Показ практического применения знаний;
5) Проблемное обучение;
6) Обучение с компьютерной поддержкой;
7) Взаимообучение (в парах, микрогруппах);
8) Тестирование знаний;
9) Создание ситуации успеха;
10) Соревнование (с товарищами по группе, самим собой).
В настоящее время, развитие мотивации студентов невозможно без использования современных средств обучения.
Современные средства обучения ориентированы на современные технологии и научно-технический прогресс, поэтому они наиболее результативны.
СЛ. 12. Средства обучения – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие на учебный процесс. К средствам обучения относятся:
- виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;
-педагогическая техника: речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия;
- дидактический материал;
- технические средства обучения.
Появление цифровых технологий в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.
СЛ. 13. К современным педагогическим средствам обучения относятся:
-традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения практических действий);
- нестандартные по своей структуре уроки, призванные поднять познавательный интерес обучающихся к процессу обучения, это уроки - деловые игры, уроки-соревнования, уроки-аукционы, уроки-зачеты, уроки-фантазии.
-инновационные средства обучения (функционирующие на базе цифровых технологий). Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения позволяет обучающимся проявить самостоятельность при изучении нового материала, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить уровень своей подготовки по конкретной проблеме на данный момент времени.
Современные педагогические средства обучения призваны обеспечить создание учебной и предметно - деятельностной среды, содействующей: достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися, развитию индивидуальных способностей обучающихся; работе с талантливыми и одаренными студентами; использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий; эффективной самостоятельной работе обучающихся.
СЛ. 14. Задачи применения компьютера в обучении:
-обеспечение обратной связи в процессе обучения;
-обеспечение индивидуализации учебного процесса;
-повышение наглядности учебного процесса;
-поиск информации из самых широких источников;
-моделирование изучаемых процессов или явлений;
-организация коллективной и групповой работы.
Таким образом, современные педагогические средства обучения способны сформировать устойчивые учебные мотивы у обучающихся и активно использовать в учебном процессе.
СЛ. 15. Развитие мотивации студентов будет протекать быстрее, если обеспечивается соблюдение следующих педагогических условий:
– способствующих осознанию перспективы будущей профессиональной деятельности, и созданию потребности овладения профессией;
– обеспечить отбор и структурирование содержания учебного материала и квалификационными требованиями к подготовке специалистов среднего звена;
– педагог должен систематично ставить на уроке такую цель, как развитие мотивации студентов;
– использовать личностно-ориентированного подход, обеспечивающий развитие мотивации студентов;
– использовать современных педагогических средства обучения в комплексе с ориентацией на цели и задачи каждого урока, содержание изучаемой темы (предмета), и логике приводимых занятий и мероприятий.
СЛ. 16. Спасибо за внимание!