Доклад «Формирование учебной мотивации обучающихся как теоретико-методическая проблема»

Жульмина Нина Степановна

Формирование мотивации обучения это одна из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся  приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием социальных компетентностей, активной жизненной позицией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1_polugodie.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад     «Формирование учебной мотивации обучающихся как теоретико-методическая проблема»

СЛ 2. Формирование мотивации обучения это одна из центральных проблем современного образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся  приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием социальных компетентностей, активной жизненной позицией.

СЛ. 3.     Мотивация – это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.

СЛ.4. Это определение связывает 3 самостоятельных вида психологических явлений:

- мотивацию рассматривают как повод, который активизирует личность для удовлетворения возникших потребностей,

- мотивация является причиной выбора определённой направленности поведения,

-  мотивацию можно рассматривать как средство самоконтроля человека.

СЛ. 5.    Мотивацию  классифицируют по направленности и содержанию:

1.Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).

2. Познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).

3. Профессионально-ценностные мотивы (без знаний не будет хорошей профессии).

4. Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты).

5. Коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам).

6. Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение  утвердиться в группе)

7. Утилитарно-практические мотивы (необходимость в получении диплома об образовании и  получить хорошее  рабочее место).

8. Учебно-познавательные мотивы (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).

СЛ. 6.    Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками студента.

СЛ. 7.   Выделяют три типа мотивации: 

- внутренняя;

-  внешняя;

-  соревновательная.

 Внутренние мотивы определяются желаниями, которые человек испытывает без всякого рода подкрепления. Для внешних мотивов необходим некий стимул.  Соревновательная мотивация - когда обучающиеся стараются не отставать друг от друга.

СЛ. 8.      Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на:

  • потребности – источники активности обучающегося;
  • мотивы – причины, которые определяют поведение человека в разных ситуациях;
  • цели, это  то, на что направлена активность студента;
  • переживания – регуляторы поведения обучающегося.

СЛ, 9.  Педагог может использовать разнообразные приемы формирования и развития учебно-познавательной мотивации:

  • формирование открытых, доверительных отношений в группе, а также – со     студентом;
  • для осознания и укрепления мотива – создание ситуаций выбора;
  • использование широких социальных и познавательные мотивов;
  • создание мотивации достижения и завершения;
  • общая доброжелательная атмосфера в группе (комфорт);
  • занимательность и эмоциональность изложения;
  • проблемность   изложения;
  • возможность применить навыки, умения, в практической деятельности;
  • реалистичность, достижимость и устойчивость целей;
  • обучение способам и приёмам учиться;
  • знания;
  • обучение самооцениванию и самоконтролю;

СЛ. 10. Таким образом,  мотивация  является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, посредством которого формируется  учебно-познавательная деятельность обучающегося в целом.

СЛ. 11.      Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:

1)    Увлечённое преподавание;

2)    Новизна учебного материала;

3)    Связь знаний с судьбами людей;

4)    Показ практического применения знаний;

5)    Проблемное обучение;

6)    Обучение с компьютерной поддержкой;

7)    Взаимообучение (в парах, микрогруппах);

8)    Тестирование знаний;

9)    Создание ситуации успеха;

10) Соревнование (с товарищами по группе, самим собой).

В настоящее время, развитие мотивации студентов невозможно без использования современных средств обучения.

Современные средства обучения ориентированы на современные технологии и научно-технический прогресс, поэтому они наиболее результативны.

СЛ. 12.  Средства обучения – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие на  учебный процесс. К средствам обучения относятся:

- виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;

-педагогическая техника: речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия;

- дидактический материал;

- технические средства обучения.

Появление цифровых технологий в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

СЛ. 13.  К современным педагогическим средствам обучения относятся:

-традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения  практических действий);

- нестандартные по своей структуре уроки, призванные поднять познавательный интерес обучающихся к процессу обучения, это уроки - деловые игры, уроки-соревнования, уроки-аукционы, уроки-зачеты, уроки-фантазии.

-инновационные средства обучения (функционирующие на базе цифровых технологий). Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения позволяет обучающимся проявить самостоятельность при изучении нового материала, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить уровень своей подготовки по конкретной проблеме на данный момент времени.

Современные педагогические средства обучения призваны обеспечить создание учебной и предметно - деятельностной среды, содействующей: достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися, развитию индивидуальных способностей обучающихся; работе с талантливыми и одаренными студентами; использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий; эффективной самостоятельной работе обучающихся.

СЛ. 14.     Задачи применения компьютера в обучении:

-обеспечение обратной связи в процессе обучения;

-обеспечение индивидуализации учебного процесса;

-повышение наглядности учебного процесса;

-поиск информации из самых широких источников;

-моделирование изучаемых процессов или явлений;

-организация коллективной и групповой работы.

Таким образом, современные педагогические средства обучения способны сформировать устойчивые учебные мотивы у обучающихся и активно использовать  в учебном процессе.

СЛ. 15. Развитие мотивации студентов будет протекать быстрее, если обеспечивается соблюдение следующих педагогических условий:

– способствующих осознанию перспективы будущей профессиональной деятельности, и созданию потребности овладения профессией;

– обеспечить отбор и структурирование содержания учебного материала и квалификационными требованиями к подготовке специалистов среднего звена;

– педагог должен систематично ставить на уроке такую цель, как развитие мотивации студентов;

– использовать личностно-ориентированного подход, обеспечивающий развитие мотивации студентов;

– использовать современных педагогических средства обучения в комплексе с ориентацией на цели и задачи каждого урока, содержание изучаемой темы (предмета), и логике приводимых занятий и мероприятий.

СЛ. 16. Спасибо за внимание!