Исследования детской речи в отечественной психологии и лингвистике
Речевой онтогенез – совокупность речевых преобразований, претерпеваемых языковой личностью от рождения до конца жизни (термин «онтогенез» ввел нем. биолог Геккель в 1866 г.).
Детская речь, т.е. речь детей дошкольного и младшего школьного возраста, — особый этап онтогенетического развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_rechi.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) Российский языковед, литературовед, философ. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, первый крупный теоретик лингвистики в России.
Арбуз и Лампочка
В этом случае заключены многие закономерности, одна из которых – мотивация нового значения слова, развитие многозначности слова (полисемия). Через сто лет сформировалась наука Психолингвистика. И первым объектом ее изучения стала детская речь.
Речевой онтогенез – совокупность речевых преобразований, претерпеваемых языковой личностью от рождения до конца жизни (термин «онтогенез» ввел нем. биолог Геккель в 1866 г.). Детская речь, т.е. речь детей дошкольного и младшего школьного возраста, — особый этап онтогенетического развития речи.
Детская речь - основной и наиболее удобный источник для выяснения законов умственного развития ребенка, дает разнообразные и точные данные о характере его мышления. Данные детского языка позволяют лингвистике изучать, например, структуру языка, что не всегда возможно через исследование речи взрослых .
Отечественные исследователи И.Н. Горелов Е.С. Кубрякова А.А. Леонтьев Д.Б. Эльконин
Концепция Л.С.Выготского: «О развитии речи как специфической деятельности, опосредованной языковыми знаками». Работа А.Р.Лурия:«Знаковая регуляция человеческого поведения». Работа А.Н. Леонтьева:«Интериоризация психических функций как основа развития речи, языка и мышления». Работа А.А.Леонтьев и А.М.Шахнарович: «Закономерности становления и развития языковой способности человека».
Иван Алексеевич Сикорский Детский язык как область лингвистики изучался в нашей стране довольно несистематично, о чем свидетельствуют данные библиографических указателей по вопросам детской речи. Наиболее ранние публикации относятся к концу XIX века. Работа И.А. Сикорского была посвящена изучению общепсихологических аспектов детской речи .
Александр Николаевич Гвоздиев (1892-1959) Одним из наиболее крупных и известных исследований такого рода стала работа, проведенная А.Н. Гвоздевым, опубликованная в 1949 году. В этом исследоваии прослеживается процесс формирования у ребенка грамматического строя от появления первого слова до школьного возраста.
Благодарим за внимание
Литература Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза (До-словесный период) / Е.И. Исенина. – Иваново, 1983. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974 Карпова С.Н. К проблеме ориентировки дошкольника на слово как на элемент речи // Психол. ис-след. М., 1975. Вып. 5 Сикорский И.А. О развитии речи у детей. Киев; Харьков, 1899. Т. 5. Студопедия http://studopedia.ru Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи – М., 2000. 26.9.16