Основные понятия грамматической системы в иностранном языке
- В чем заключается отличие грамматического и лексического значений?
1) лексические значения намного более многочисленные, т.к. привязаны к конкретным единицам лексикона; грамматические значения являются результатом обобщения больших групп лексических единиц. Например, a table, a house, a bird (лексические единицы) – каждое имеет свое лексическое значение, но они объединены общим грамматическим значением- «предметность».
2)Лексические значения индивидуальны, а грамматические – надындивидуальны.
3)Грамматическое значение в диахроническом плане является более поздним образованием, чем лексическое значение.
4)Грамматическое значение является обязательным, лексическое может быть полностью утраченным, либо быть размытым и нечетким (к примеру, артикли, частицы, предлоги, союзы).
5)Система лексических значений идиоэтнична (специфична для каждого языка), система грамматических значений более или менее универсальна.
6.Понятие «лексическое значение» применимо только к единицам лексического уровня, а «грамматическое значение» охватывает также и область синтаксиса.
7.Лексическое значение является самостоятельным, в то время как грамматическое значение несамостоятельно, при этом грамматическое значение находит свое выражение только в сочетании с лексическим значением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_ponyatia_grammaticheskoy_sistemy_yazyka.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные понятия грамматической системы языка
- В чем заключается отличие грамматического и лексического значений?
1) лексические значения намного более многочисленные, т.к. привязаны к конкретным единицам лексикона; грамматические значения являются результатом обобщения больших групп лексических единиц. Например, a table, a house, a bird (лексические единицы) – каждое имеет свое лексическое значение, но они объединены общим грамматическим значением- «предметность».
2)Лексические значения индивидуальны, а грамматические – надындивидуальны.
3)Грамматическое значение в диахроническом плане является более поздним образованием, чем лексическое значение.
4)Грамматическое значение является обязательным, лексическое может быть полностью утраченным, либо быть размытым и нечетким (к примеру, артикли, частицы, предлоги, союзы).
5)Система лексических значений идиоэтнична (специфична для каждого языка), система грамматических значений более или менее универсальна.
6.Понятие «лексическое значение» применимо только к единицам лексического уровня, а «грамматическое значение» охватывает также и область синтаксиса.
7.Лексическое значение является самостоятельным, в то время как грамматическое значение несамостоятельно, при этом грамматическое значение находит свое выражение только в сочетании с лексическим значением.
- Как взаимосвязаны грамматическая форма и грамматическое значение?
Грамматическая форма - средство выражения грамматического значения.
Windows –; с точки зрения грамматической формы данное слово – форма множественного числа существительного, грамматическое значение множественности.
- В каком случае формы языка образуют грамматическую категорию?
М.Я. Блох : грамматическая категория - система выражения общего грамматического значения средствами парадигматических отношений грамматических форм.
Грамматическая категория представляет собой некоторую модель, объективно отражающую факторы речи.
Чтобы выделить грамматическую категорию, необходимо,
(1) чтобы она соотносилась с определенной единицей данного уровня, вне которой она не может существовать;
(2) чтобы она имела план содержания (грамматическое значение) и план выражения (набор противопоставленных форм - парадигму);
(3) чтобы она проявлялась независимо от лексического значения отдельных лексических единиц и независимо от контекста.
- Какие типы грамматических категорий существуют в теоретической грамматике?
Существуют несколько типов грамматических категорий:
1. Именные и глагольные. Именные характеризуют именные части речи (падеж, род, число), глагольные – глагольные (вид, наклонение, залог, лицо время). Одни и те же грамматические категории могут характеризовать как имя, так и глагол (например, число).
2. Общие и частные. Общие – это категории, которые не имеют конкретной языковой привязки (категория времени в целом). Частная категория рассматривается как категория, реализуемая в конкретном языке (категория времени в английском языке). Общая категория – категория, присущая конкретному языку, частная – субкатегория, которая в совокупности с категориями того же уровня составляют общую грамматическую категорию. Общая категория числа включает две субкатегории – единственное и множественное число.
3. Словоизменительные и классификационные. Словоизменительные реализуются путем противопоставления двух, а иногда более языковых форм на уровне парадигмы. Словоизменительная грамматическая категория не закреплена постоянно за словоформой и не является ее постоянным классификационным признаком (категория числа, времени глагола). Классификационные грамматические категории являются постоянными, они не варьируют в пределах лексемы (слова), словарно закреплены как постоянный признак. Эти грамматические категории выявляются через противопоставление данной лексемы другим лексемам со схожей грамматической природой (переходность – непереходность глаголов, одушевленность - неодушевленность существительных).
4. Морфологические и синтаксические. Морфологические характеризуют набор содержательных грамматических признаков слов как частей речи (категория числа, рода, наклонения, залога). Синтаксические относятся к области синтаксиса и включают переходность – непереходность, предикатность, модальность и т.д.
5. Открытые и скрытые. Открытые определяются по самой словоформе без обращения к контексту. Скрытые потенциально присутствуют в лексеме, однако точно выявляются лишь в контексте (категория переходности - непереходности). К примеру, he walks in the park every evening (walk - непереходный), he walks his dog in the park every evening (walk - переходный).
- Назовите типы оппозиций. Какие оппозиции наиболее популярны в английском языке?
Формальные противопоставления- оппозиции. Н.Трубецким применительно к изучению фонем (1936).
Оппозиции можно разделить по количественному и качественному признакам.
По количественному признаку оппозиции бывают бинарные, тринарные, многочленные.
Бинарные - категория числа существительного (множественное и единственное число), категорию залога глагола (пассивный и активный); тринарные – категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное); многочленные – категория времени глагола (настоящее простое, настоящее длительное, настоящее совершенное и т.п.).
Качественные оппозиции: привативные, эквиполентные, градуальные. Привативные– неравноправие их членов: у одного члена оппозиции есть признак, называемый маркой, он является маркированным (сильным членом оппозиции; обычно обозначается значком «+»). Данный член четко и определенно проявляет свой субкатегориальный статус в рамках данной категории. У другого члена нет данного признака, поэтому он называется слабым, немаркированным (обычно обозначается значком «-»). Например, lion (слабый) – lioness (сильный), do (слабый) –does (сильный). Эквиполентные – члены оппозиции логически равноправны, одинаково сильно проявляют признак той грамматической категории, в рамках которой они противопоставлены. Например, оппозиция по категории числа (единственное и множественное): оба члена данной оппозиции с одинаковой силой реализуют свой субкатегориальный статус. В морфологии английского языка эквиполентные оппозиции могут быть выделены лишь в плане выражения в парадигмах с супплетивными формами (противопоставление разных корней в одной парадигме), например, в соотношении форм числа и лица глагола be: am – are – is (was – were).
Градуальные члены оппозиций отличаются друг от друга разной степенью одного и того же признака. Их специфика заключается в том, что они всегда более, чем двучленны, противопоставления внутри оппозиции основаны на интенсивности выражения данного содержательного признака, который, в свою очередь, способен к градации в определенном диапазоне. Например, степени сравнения прилагательных и наречий: big – bigger – biggest, well – better – best.
- Какие типы отношений между языковыми единицами выделяются лингвистами? В чем особенности этих отношений?
Выделяют два основных типа отношений между языковыми единицами: парадигматические и синтагматические.
«Парадигматические отношения» - отношения между языковыми единицами в системе языка. Классическими грамматическими парадигмами считаются грамматические категории слов, морфологические парадигмы, например, категории числа или падежа существительных: boy – boys; goose-geese.
Парадигма - система вариантов одной и той же единицы, называемой
«инвариант»; парадигматические отношения – это отношения между вариантами языковой единицы внутри парадигмы. He laughed. – Did he laugh? – Let him laugh.
Синтагматические отношения – отношения между языковыми единицами в речи. Языковые единицы образуют различные цепочки, последовательности, иными словами, они сочленяются в реальных последовательностях. Например: He started laughing. В этом предложении можно выделить синтагматические, или линейные отношения между звуками: [h+i:] = [hi:]; [s+t+a:+t+i+d] = [sta:tid]; морфемы также синтагматически объединены в словах: star+ed= started; laugh+ing= laughing; слова синтагматически объединяются в словосочетаниях и предложениях: He + started; started + laughing. Кроме того, предложение может быть объединено синтагматическими отношениями с другими предложениями в процессе общения, в речи, например: He started laughing. Everybody thought it was rather odd.
- Какие грамматические средства включают синтетические и аналитические грамматические способы? Приведите примеры.
Приемы выражения содержательной стороны языка, его грамматических аспектов- грамматические способаы. Существуют два основных способа, с помощью которых образуются грамматические формы: синтетический и аналитический.
Синтетические грамматические формы образуются за счет морфемного состава слова. Грамматические средства:
(1)внешняя аффиксация (присоединение к корню слова разных аффиксов): например, образование множественного числа существительного при помощи –s: dog – dogs; образование формы прошедшего времени у правильных глаголов при помощи –ed: walk – walked; образование герундия при помощи –ing: listen – listeni;
(2)внутренняя флексия (чередование гласных в корне слова): образование форм неправильных глаголов: begin – began – begun; образование множественного числа существительных: tooth-teeth.
(3)Супплетивизм – образование форм слов от разных корней: go– went, I – me.
(4)Ударение – грамматический способ, при котором с помощью ударения меняется принадлежность слова к какой-либо части речи: `present – pre`sent.
К числу аналитических способов можно отнести:
(1)использование вспомогательных глаголов для образования аналитических форм глагола: come - have come. Этот способ является весьма продуктивным и широко распространенным.
(2)порядок слов: paper wall, wall paper;
(3)внешнюю категоризацию: All my family are early arisers. My family is big.
(4)редупликацию, т.е. удвоение слов. Чаще всего редупликации подвергаются наречия: She was very very happy.
В случае нейтрализации оппозиции исчезают, и ее члены не противопоставляются друг другу. Например, нейтрализация оппозиций на морфологическом уровне: A chair is a piece of furniture - форма единственного числа существительного chair не имеет значения единичности, а связана с обозначением класса объектов, т.е. их множеством. The rose is my favourite flower=Roses are my favourite flowers - единственное число, слабый член оппозиции по категории числа, используется вместо множественного числа, сильного члена оппозиции. Нейтрализация на уровне синтаксиса: We start for Moscow tomorrow – глагол представлен формой Present Simple, хотя в значении будущего времени.
Чаще всего транспозиция происходит при использовании сильного члена оппозиции в значении, характерном для слабого члена оппозиции. Например: the waters of the ocean, the sands of the desert - множественное число существительного, сильный член оппозиции, используется вместо единственного числа, слабого члена оппозиции. Типичным примером транспозиции в грамматике является так называемое «драматическое присутствие», т.е. использование настоящего времени (Present tense) вместо прошедшего, что создает у читателя ощущение присутствия в описываемых событиях.