Потенциал использования библейских рассказов в процессе формирования духовно-нравственных качеств дошкольника
Формирование фундаментальных основ духовности ребенка начинается с раннего детства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кириллова Дарья Сергеевна
Магистрант УлГПУ им. И.Н. Ульянова
Науч. руководитель – Андрианова Е.И., к.п.н., доцент
Потенциал использования библейских рассказов в процессе формирования духовно-нравственных качеств дошкольника
Если человек получил духовную помощь в детстве,
то он снова придёт в себя, даже сбившись с пути.
Если дерево пропитано олифой, оно не гниёт.
Если немножко пропитать детей благоговением,
страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь.
Старец Паисий Святогорец.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как формирование фундаментальных основ духовности ребёнка начинается с самого раннего детства. Очень важно суметь заложить в детях понимание доброго, сострадательного, чуткого, отзывчивого отношения к людям, к окружающему миру. Научить ребёнка отличать правильные, полезные поступки от неприглядных, вредных действий - одна из важнейших задач современной педагогики. Мир настолько изменился, что даже взрослому человеку со сложившимся мировоззрением трудно дать правильную оценку происходящим событиям в общественной и личной жизни, тем более, очень не просто малышам определить, где встречается добро, а где гнездится зло. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что задача взрослых – помочь понять детям, пока они еще маленькие, что такое добро, что это и есть глубочайший смысл жизни.
В процессе формирования духовно-нравственных сторон личности ребёнка педагогика обращается к народным традициям, праздникам, фольклору. Нам представляется, что большую помощь в данном процессе может оказать систематическое изучение текстов Священного Писания, безусловно, в так называемом детском варианте, то есть с использованием игровых ситуаций, просмотром видеоматериалов и т.п.
Православная педагогическая традиция базируется на изучении Библии, так как Священное Писание даёт ответы на все стороны бытия человеческой жизни, и оказывает плодотворное влияние на формирование мышления, эмоций, поведения ребёнка, закладывает основы духовного здоровья. Библейские притчи, рассказы понятны для людей всех возрастов. Так, в псалме 118 говорится, что «откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых». Библейские истории наставляют детей в начале их жизненного пути, не только показывая нормы нравственного поведения, но и помогая выстраивать свою повседневную жизнь в соответствии с данными нормами.
В качестве примера изучения библейских рассказов продемонстрируем занятие по теме «Ноев ковчег». Всем хорошо известен библейский сюжет о всемирном потопе, который был вызван гневом Божьим в ответ на неправедную жизнь людей, забывших заповеди Творца. Зло переполнило землю, грех затмил сердца людей, и только один праведный человек по имени Ной сохранил в сердце свою веру в Бога, проявил послушание и был спасён вместе со своей семьей. Очень важный момент в проведении занятия с дошкольниками заключается в необходимости говорить с детьми о величайшей важности послушания. Православные священники, занимающиеся вопросами воспитания детей, всегда уделяли внимание формированию такого важного нравственного качества.
Так, в книге «О религиозном воспитании детей», опубликованной еще в начале ХХ века, автор епископ Ириней обращает пристальное внимание на важность воспитания в детях послушания. Он говорит о том, что есть семейства, в которых господствует дух вольномыслия, неуважение законов Божиих и человеческих, — тот дух, который не хочет знать никаких авторитетов. Епископ напоминает, что люди часто сталкиваются с такой проблемой, когда человек, в том числе и маленький ребёнок считает себя авторитетом, перед которым все должны склоняться, выполнять их прихоти. Размышляя над словами епископа Иринеи, можно согласиться с его высказываниями. В дошкольных образовательных организациях педагоги, воспитывая ребёнка, учитывают его индивидуальные особенности, стремятся раскрыть возможности каждого малыша, и, тем, не менее, должны учить уважать старшего человека, прежде всего родителей, воспитателей, наставников. Человек должен уметь не только проявлять свою волю, но и в нужные моменты подчинять свою волю другому человеку, исходя из здравого мышления и правильного понимания ситуации. Епископ Ириней говорит о том, из всех душевных сил самая сильная есть воля; она господствует над другими. Бог дал нам эту душевную силу, чтобы мы хотели и делали добро, ненавидели и отвращались от зла.
Обсуждая с детьми историю Ноя, мы говорим, что спасается, в буквальном смысле, тот человек, который сохранил преданность Богу, полностью доверил ему свою жизнь и жизнь близких ему людей. Трудно представить нам, сколько насмешек, злых высказываний услышал Ной в свой адрес в процессе строительства ковчега, но твёрдость духа, упование на Господа помогли Ною завершить свой труд, создать корабль, точно по тем указаниям, которые давал ему Господь.
За строительством наблюдали и другие люди. Ной предупреждал их о надвигающемся бедствии и побуждал изменить свой порочный образ жизни, но, к сожалению, покаяния так и не произошло, люди не хотели верить в грядущую катастрофу. Ни один человек не поверил в то, что землю затопит дождем. Праведный Ной выполнил все указания Бога, и, когда ковчег был готов, в него зашли «твари земные», а следом за ними – люди.
Данное занятие проходит среди детей старшей группы в игровой форме; дети смотрят мультипликационный фильм «Ноев Ковчег» из серии «Истории Ветхого Завета». После просмотра идёт беседа, в которой ребята высказывают свои мысли, делятся своими размышления. Дети отмечают, что Ной сам был спасателем, ведь он собрал на своем корабле зверей и птиц, тем самым предотвратил экологическую катастрофу. Ребята видят много поучительного в этой истории. Так, например, Ной большое внимание уделял содержанию на корабле животных, для каждого вида были созданы свои помещения, приготовлен корм. Ной и его сыновья заботились о том, чтобы всем обитателям ковчега были созданы условия для благополучного преодоления трудностей утомительного путешествия. На примере действий праведного человека Ноя мы прививаем детям доброжелательное и ответственное отношение к животному миру, к братьям нашим меньшим, учим оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
В процессе ознакомления детей с библейской историей о всемирном потопе, мы, в том числе, развиваем умение анализировать полученную информацию, делать простые выводы, давать оценку происходящим событиям, пополняем словарный запас детей, развиваем логическое мышление и творческое воображение.
Беседа с детьми проходит параллельно с процессом изготовления совместного макета ковчега. В этом мы видим развитие творческих способностей детей. Окончательным этапом мероприятия является изготовление из пластилина фигурок любимых животных и птиц. Ребята ощущают себя в роли спасателей животных, организуют их эвакуацию на борт ковчега.
Организуя занятия, в основе которых лежит систематическое изучение библейского материала, мы стремимся воспитать высоконравственные качества личности дошкольников, что, несомненно, будет способствовать полноценному духовному развитию детей.
Список использованной литературы
1.Архиепископ Евсевий (Орлинский). Энциклопедия воспитания маленького христианина. М.: НФ Институт перспективных исследований, 2022.
2. Ильичева Н.А. Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи.Православное издательство "Сатисъ", 2004.
3. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007.
4. Янушкявичене О.Л.. Духовное воспитание: история и современность. М.,
ПРО-ПРЕСС, 2009. 176 с.