проект Математика вокруг нас
Учебный проект - "Математика вокруг нас"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-_matematika_vokrug_nas.doc | 725.5 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное учреждение высшего образованияё
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Кафедра высшей математики и информатики
ПРОЕКТ
ДЕКАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
студентов группы Б-8022
Орловой Лидии, Лапиной Елизаветы
Сургут, 2019
Тематика: Математика вокруг нас
Основная цель декады: повышение интереса обучающихся к изучению дисциплины математика
Задачи декады:
Углубить знания.
Развить интерес к предмету «Математика».
Развить самостоятельную познавательную активность учащихся.
Повысить роль математики в общем развитии детей.
Расширить кругозор учащихся.
Результаты:
Личностные:
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся и умения работать в команде.
- Расширение математического кругозора учащихся.
Метапредметные:
- Приобщение учащихся старших классов к научно-исследовательской работе.
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Формирование умений учащихся выступать перед аудиторией и вести диалог на языке предмета.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Развитие умений учащихся по работе с различными информационными источниками, осуществлению отбора нужной информации.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»
Предметные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Обобщать и систематизировать знания и умения, приобретенных учащимися на уроках математики (алгебры, геометрии).
- Слушать и понимать речь других, вступать в беседу.
- Формирование и развитие познавательного интереса к изучению математики
План мероприятий декады
№ | Класс | Аудиторные мероприятия | Внеаудиторные мероприятия | Оформление стендов |
5 | Открытый урок "Математика в ребусах " (Деление и дроби) Урок – путешествие: «Уравнения вокруг нас» (Уравнение) | Кроссворд «Юный математик» Математическая сказка «Туземцы уравнения» Математический турнир «Математика вокруг нас» | Буклет «Математика в моей жизни» Ребусы: «Треугольник»
| |
6 | Открытый урок «Математика вокруг меня» (Пропорции) Открытый урок «О математике с улыбкой» (Правило умножения) | Игра «Тайны математики» Мероприятие «Математическая ярмарка» | Кроссворд «Юный математик» Игра «Оживи пословицу» Выставка поделок «В мире оригами» | |
7 | Классный час «Математика вокруг меня» (Разложение разноси квадратов на множители) Урок-путешествие «По течению уравнений» (Решение задач с помощью уравнений) | Викторина «Тайный шкаф» Игра «Великая семерка» | Сочинение «Я и математика» Кроссворд «Четырехугольники» | |
8 | Открытый урок «Городок функций» (Функции у = х'1 и у = х~2 и их свойства) Урок-игра «Озеро функций» (Задачи повышенной сложности) | Игра «Твой шанс» Квест «В поисках неизвестного» | Оформление музея математики Оформление газеты «Математика- великая наука» | |
9 | Кружок «Занимательное ОГЭ» (Примеры комбинаторных задач) Открытый урок «Готовимся к ОГЭ» (Арифметическая и геометрическая прогрессия) | Викторина «Дерзай!» Игра «На пути к открытиям» | Плакат «Царство математики» Оформление газеты «Страна математики» | |
10 | Конференция «Современные проблемы математики» (Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида) Математический диктант «Рациональные выражения» (Рациональные выражения) | Кроссворд «Царица наук» Квест «Прогулка по парку чисел» | Конкурс стихотворений собственного сочинения «Математика в стихах» Оформление музея математики. | |
11 | Конференция «Современные проблемы математики» (Теория функций) Кружок «Интеллектуал» (Понятие логорифма) | Математическая игра «Своя игра» Квест «Прогулка по парку чисел» | Конкурс стихотворений собственного сочинения «Математика в стихах» Оформление музея математики. |
План-афиша предметной декады
1 ДЕНЬ
Творческое название: Будем знакомы!
Дата проведения: 05.03.2020
Мероприятия:
Открытие декады (5-11 классы)
Математический турнир «Математика вокруг нас» (5 классы)
Квест «Прогулка по парку чисел» (10 классы)
Урок- игра «Озеро функций» (Задачи повышенной сложности) (8 классы)
Математическая игра «Своя игра» (11 классы)
2 ДЕНЬ
Творческое название: День знакомства с тайнами
Дата проведения: 06.03.2020
Мероприятия:
Урок – путешествие: «Уравнения вокруг нас» (Уравнение) (5 классы)
Игра «Тайны математики» (6 классы)
Классный час «Математика вокруг меня» (Разложение разноси квадратов на множители) (7 классы)
Конференция «Современные проблемы математики» (Теория функций) (11 классы)
3 ДЕНЬ
Творческое название: Необычные места в математике
Дата проведения: 07.03.2020
Мероприятия:
Открытый урок «Городок функций (Функции у = х'1 и у = х~2 и их свойства) (8 классы)
Открытый урок «Готовимся к ОГЭ» (Арифметическая и геометрическая прогрессия) (9 классы)
Открытый урок "Математика в ребусах "(Деление и дроби) (5 класс)
Кроссворд «Царица наук» (10 классы)
4 ДЕНЬ
Творческое название: Поразмыляем!
Дата проведения: 09.03.2020
Мероприятия:
Кружок «Интеллектуал» (Понятие логарифма) (11 классы)
Викторина «Дерзай!» (9 классы)
Математическая сказка «Туземцы уравнения» (5 классы)
Урок-путешествие «По течению уравнений» (Решение задач с помощью уравнений) (7 классы)
Оформление газеты «Математика- великая наука» (8 классы)
5 ДЕНЬ
Творческое название: Перевернём всё верх дном, но вспомним!
Дата проведения: 10.03.2020
Мероприятия:
Квест «Прогулка по парку чисел» (11 классы)
Буклет «Математика в моей жизни» (5 классы)
Игра «Оживи пословицу» (6 классы)
Выставка поделок «В мире оригами» (7 классы)
Конференция «Современные проблемы математики» (Деление многочленов с остатком. Алгоритм Евклида) (10 классы)
6 ДЕНЬ
Творческое название: Покажи себя!
Дата проведения: 11.03.2020
Мероприятия:
Оформление музея математики. (11 классы)
Открытый урок «О математике с улыбкой» (Правило умножения) (6 классы)
Ребусы: «Треугольник» (5 класс)
Квест «В поисках неизвестного» (8 класс)
Кроссворд «Четырехугольники» (7 класс)
7 ДЕНЬ
Творческое название: Тайное царство «Математика»
Дата проведения: 12.03.2020
Мероприятия:
Плакат «Царство математики» (9 классы)
Кроссворд «Юный математик» (5 классы)
Открытый урок «Математика вокруг меня» (Пропорции) (6 классы)
Игра «Великая семерка» (7 классы)
Оформление музея математики. (10 классы)
8 ДЕНЬ
Творческое название: Что же делать? Как бы быть? Помогите нам решить!
Дата проведения: 13.03.2020
Мероприятия:
Оформление музея математики. (8 классы)
Викторина «Тайный шкаф» (7 классы)
Кружок «Занимательное ОГЭ» (Примеры комбинаторных задач) (9 классы)
Игра «Твой шанс» (8 класс)
9 ДЕНЬ
Творческое название: На пути к открытиям.
Дата проведения: 13.03.2020
Мероприятия:
Математический диктант «Рациональные выражения» (Рациональные выражения) (10 классы)
Мероприятие «Математическая ярмарка» (6 классы)
Кроссворд «Юный математик» (6 класс)
Игра «На пути к открытиям» (9 классы)
10 ДЕНЬ
Творческое название: Открываем все тайны!
Дата проведения: 16.03.2020
Мероприятия:
Сочинение «Я и математика» (7 классы)
Конкурс стихотворений собственного сочинения «Математика в стихах» (11 классы)
Оформление газеты «Страна математики» (9классы)
Конкурс стихотворений собственного сочинения «Математика в стихах» (10 классы)
Закрытые декады (5-11 классы)
Краткая характеристика мероприятий
№ | Класс | Форма (аудит/внеаудит) | Анотация |
5 | Аудит | Открытый урок "Математика в ребусах " Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, составляют ребусы, связанные с математическими символами, знаками. От каждой группы требуется по 10 ребусов. Ребусы будут вывешены возле кабинета математики. Те, чья группа решит все ребусы раньше всех, награждаются грамотой и сладким призом. | |
Урок – путешествие: «Уравнения вокруг нас» Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. Каждой группе выдается карта со станциями. Учащиеся выполняют задания с заданными уравнениями, согласно маршруту карты. Побеждает та группа, которая выполнит все задания раньше остальных. | |||
Внеаудит | Кроссворд «Юный математик» Учащиеся решают кроссворд по изученному ими в 1-4 классе материалу. Кроссворд раздается на пару. Пару, решившую кроссворд быстрее и правильнее всех, награждают в конце декады. | ||
Математическая сказка «Туземцы уравнения» Учащиеся совместно с классным руководителем ставят сказку. По сюжету прибывших на остров математики школьников встречает местное население - туземцы из племени "Уравнения". Вначале они проверяют гостей, попросив решить их уравнения, без которых зайти на остров нельзя. Дальше туземцы знакомят гостей со своими обычаями и показывают карту острова. В конце сказки гости и туземцы становятся друзьями. | |||
Оформление стендов | Буклет «Математика в моей жизни» Каждый из учащихся делает буклет, а затем представляет его и вешает на стенд. Чей буклет наберет наибольшее внимание, тот и будет считаться победителем. Победитель награждается сладким призом. | ||
Ребусы: «Треугольник» Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, составляют ребусы, связанные с геометрическими фигурами. От каждой группы требуется по 10 ребусов. Ребусы будут вывешены возле кабинета математики. Те, чья группа решит все ребусы раньше всех, награждаются грамотой и сладким призом. | |||
6 | Аудит | Открытый урок «Математика вокруг меня» Группа учеников готовит доклады о том, где в своей жизни они встречаются с математикой. В конце занятия совместно с учителем проходит беседа о пользе и важности математики. | |
Открытый урок «О математике с улыбкой» Изучение нового материала. Закрепление изученного посредством решения уравнений. | |||
Внеаудит | Игра «Тайны математики» Из каждого класса на параллели набирается команда по 5-6 человек. Игра проходит в формате «Своей игры». Победившая команда награждается грамотой на закрытии декады. | ||
Мероприятие «Математическая ярмарка» Учащиеся готовят дома полезную еду и украшают ее в математическом стиле. Вместо денег товар продают за правильные теоремы и определения, решение задач и примеров. | |||
Оформление стендов | Кроссворд «Юный математик» Учащиеся решают кроссворд по изученному ими в 1-5 классе материалу по математике. Кроссворд раздается на пару. Пару, решившую кроссворд быстрее и правильнее всех, оформляют кроссворд красочно и вывешивают на стенд. Победители награждаются сладким призом. | ||
Игра «Оживи пословицу» Обучающиеся работают в группах. Каждой команде достается по одной пословице, текст которой содержит цифры или числа. Пословицы необходимо "оживить", т.е. без слов, только мимикой, жестами изобразить её так, чтобы команда соперников догадалась, о какой русской народной пословице идёт речь. Победитель который отгадает наибольшее количество пословиц награждается сладким призом | |||
Выставка поделок «В мире оригами» Учащиеся изготавливают макеты геометрических фигур из различных материалов. Требования: аккуратность, наличие художественного оформления, сложность изготовления фигуры. | |||
7 | Аудит | Классный час «Математика вокруг меня» Каждый из учеников готовит доклады о том, где в своей жизни они встречаются с математикой. В конце занятия совместно с учителем проходит беседа о пользе и важности математики. | |
Урок-путешествие «По течению уравнений» Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдается карта со станциями, где нужно решить задачи с уравнаниями. Учащиеся выполняют задания, согласно маршруту карты. Побеждает та команда, которая выполнит все задания раньше остальных. | |||
Внеаудит | Викторина «Тайный шкаф» каждому ученику 7 класса раздается викторина, содержащая вопросы, связанные с алгеброй. В конце выбирается лучший, его награждают на закрытии декады. | ||
Игра «Великая семерка» В игре принимают участие 2 команды по 7 человек из параллельных 7 классов. Основной ход игры похож на телевизионную версию. Игра состоит из 7 геймов. В каждом гейме командам предлагается вопросы из области математика. Команда готовит ответ в течение 1 минуты. Для решения задач время можно увеличить до 3 минут. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа переходит к другой команде. В итоге после каждого вопроса должен прозвучать верный ответ и количество полученных баллов. В конце выбирается лучшая команда, которую награждают на закрытии декады. | |||
Оформление стендов | Сочинение «Я и математика» Каждый учащийся пишет сочинение на тему «Я и математика». Объём сочинения приблизительно один тетрадный листок. Лучшие сочинения получат сладкий приз. | ||
Кроссворд «Четырехугольники» Учащиеся разгадывают кроссворд. Все вопросы связаны непосредственно с математикой и геометрией. Кроссворд раздается на пару. Пару, решившую быстрее и правильнее всех, награждается сладким призом. | |||
8 | Аудит | Открытый урок «Городок функций» По сюжету урока учащиеся попадают в необычный городок. Чтобы выбраться, им необходимо решить функции и знать их свойства. | |
Урок-игра «Озеро функций» Класс делится на 5 команд. На каждом этапе команде дается уравнение функции. Люди из команды по очереди выходят к доске и выписывают свойства функции, рисуют график. Самая медленная команда выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна команда. | |||
Внеаудит | Игра «Твой шанс» От каждого класса выбирается по 3 игрока. Игра проходит в три раунда по классическим правилам игры «поле чудес»,но с уклоном на геомертрию. Тематика: геометрия. | ||
Квест «В поисках неизвестного» Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдается карта со станциями, где нужно решить уравнения или задачи с нахождением неизвестного. Учащиеся выполняют задания, согласно маршруту карты. Побеждает та команда, которая выполнит все задания раньше остальных. | |||
Оформление стендов | Оформление музея математики. Учащиеся 8, 10 и 11 классов оформляют музей математики в кабинете. Материал для музея берется с конкурсов плакатов, выставок декады. Также он может быть дополнен математическими статьями, портретами великих математиков, различными интересными и важными теоремами и задачами данной науки. | ||
Оформление газеты «Математика- великая наука» Учащиеся готовят несколько статей о ученых математиках. В статье должно быть отражено: краткая биография, основные математические труды. Каждая статья должна также иметь портрет и рисунки к теоремам и задачам. | |||
9 | Аудит | Кружок «Занимательное ОГЭ» Для участия в игре учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. Игра проходит в формате игры «Слабое звено». Победитель награждается грамотой. | |
Открытый урок «Готовимся к ОГЭ» На уроке демонстрируются и разбираются сложные и непонятные для учащихся задания. | |||
Внеаудит | Викторина «Дерзай!» Каждому учащемуся 9 класса раздается викторина, содержащая вопросы, связанные с алгеброй. В конце выбирается лучший, его награждают грамотой. | ||
Игра «На пути к открытиям» От каждого класса выбирается 3 игрока. Игра проходит в три раунда по классическим правилам игры «поле чудес».Все вопросы взяты из курса математики. Тематика: алгебра. | |||
Оформление стендов | Плакат «Царство математики» Учащиеся рисуют плакаты на формате А3. На плакате они должны отобразить, где они встречаются с математикой в реальной жизни. | ||
Оформление газеты «Страна математики» Учащиеся готовят несколько статей о ученых математиках. В статье должно быть отражено: краткая биография, основные математические труды. Каждая статья должна также иметь портрет и рисунки к теоремам и задачам. | |||
10 | Аудит | Конференция «Современные проблемы математики» Учащиеся готовят доклады с презентацией о современных проблемах, неразрешенных задачах в области математики. | |
Математический диктант «Рациональные выражения» Каждому учащемуся выдается карточка с заданиями. Пять человек решивших правильно свою карточку не получают домашнего задания. | |||
Внеаудит | Кроссворд «Царица наук» Учащиеся составляют кроссворд из 25 слов. Содержание кроссворда должно касаться открытых математических вопросов, сложных теорем. Приветствуется художественное оформление. Формат А3. Также к кроссворду должен прилагаться ключ с ответами. Победитель выбирается голосованием среди учителей и учащихся. Награждение проходит на закрытии декады. | ||
Квест «Прогулка по парку чисел» Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдается карта со станциями. Учащиеся выполняют задания, согласно маршруту карты. Побеждает та команда, которая выполнит все задания раньше остальных. | |||
Оформление стендов | Конкурс стихотворений собственного сочинения «Математика в стихах» Учащиеся 10-11 классов пишут стихотворение о математике. Объем стихотворения не менее 3 строф. Критерии оценивания: наличие смысла, грамотность, объем произведения, выдержка стихотворного ритма. Все стихотворения вывешиваются возле кабинета математики. Победитель выбирается голосованием среди учителей и учащихся. Награждение проходит на закрытии декады. | ||
Оформление музея математики. Учащиеся 8, 10 и 11 классов оформляют музей математики в кабинете. Материал для музея берется с конкурсов плакатов, выставок декады. Также он может быть дополнен математическими статьями, портретами великих математиков, различными интересными и важными теоремами и задачами данной науки. | |||
11 | Аудит | Конференция «Современные проблемы математики» Учащиеся готовят доклады с презентацией о современных проблемах, неразрешенных задачах в области математики. | |
Кружок «Интеллектуал» Учащиеся совместно с учителем-предметником разбирают интересные математические задачи, включающие различные уровни сложности. | |||
Внеаудит | Математическая игра «Своя игра» В игре принимают участие 4 команды по 5 человек. Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов и проверить свои знания в математике. В конце игры, победившие три команды, получают дипломы. | ||
Квест «Прогулка по парку чисел» Учащиеся делятся на группы. Каждой группе выдается карта со станциями. Учащиеся выполняют задания, согласно маршруту карты. Побеждает та команда, которая выполнит все задания раньше остальных. | |||
Оформление стендов | Конкурс стихотворений собственного сочинения «Математика в стихах» Учащиеся 10-11 классов пишут стихотворение о математике. Объем стихотворения не менее 3 строф. Критерии оценивания: наличие смысла, грамотность, объем произведения, выдержка стихотворного ритма. Все стихотворения вывешиваются возле кабинета математики. Победитель выбирается голосованием среди учителей и учащихся. Награждение проходит на закрытии декады. | ||
Оформление музея математики. Учащиеся 8, 10 и 11 классов оформляют музей математики в кабинете. Материал для музея берется с конкурсов плакатов, выставок декады. Также он может быть дополнен математическими статьями, портретами великих математиков, различными интересными и важными теоремами и задачами данной науки. |
ПОЛОЖЕНИЕ
Конкурса стихотворений собственного сочинения
«Математика в стихах»
1. Общие положения
1.1. Конкурс стихотворений собственного сочинения «Математика в стихах»
1.2. Настоящее Положение определяет порядок проведения, условия участия и критерии оценки Конкурса стихотворений собственного сочинения «Математика в стихах», который проводится в рамках декады математики.
1.3. Конкурс проводится с целью раскрытия творческого потенциала учащихся 10-11 классов, развития активной жизненной позиции школьника. А также воспитания средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
2. Участники конкурса
2.1. Участниками конкурса могут быть учащиеся 10-11 классов.
2.2. Один участник может представить на конкурс только 1 работу.
2.3. Участие в конкурсе означает согласие автора на публикацию его работы в школьной газете, а также на сайте школы (с указанием авторства).
3. Условия участия в конкурсе
3.1. Конкурс проводится на русском языке.
3.2. Объем стихотворения – не менее 3 строф (текст набирается в редакторе MicrosoftWord шрифтом TimesNewRoman, кегль 14, интервал 1, выравнивание текста по центру).
3.3. В конкурсной работе должны быть указаны: ФИО автора, класс.
4. Порядок проведения конкурса
4.1. Для проведения конкурса создается организационный комитет, который осуществляет:
- Информирование и организационное обеспечение;
- Прием конкурсных работ от участников;
- Консультирование участников.
4.2. Стихотворение (печатный и электронный вариант) необходимо предоставить в оргкомитет конкурса до 13.03.2020.
5. Критерии оценивания
При оценивании конкурсных работ учитывается следующее:
- соответствие тематике конкурса;
- смысловая и композиционная целостность стихотворения;
- стилистическая и языковая грамотность;
- ритмическая стройность стихотворения (размер, ритм, рифма, благозвучие);
- художественность (мысль, чувство, переживание, выраженные через художественный образ).
6. Подведение итогов
6.1. По итогам конкурса жюри определяет победителей, набравших не менее 85% от максимально возможного количества баллов.
6.2. Победители конкурса награждаются дипломами I, II, III степени.
6.3. Результаты конкурса озвучиваются на закрытии декады 15.03.2020.
6.4. Работы победителей публикуются на сайте школы не позднее 27.03.2020.
ПОЛОЖЕНИЕ
Математическая игра «Своя игра»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проведении интеллектуальной игры «Своя Игра» определяет цели и задачи, порядок организации и проведения математической игры, требования, предъявляемые к участникам, порядок подведения итогов.
1.2. Интеллектуальная игра «Своя Игра» - командная игра, предназначенная для проверки эрудиции и логического мышления участников в математической области.
1.3. Игра проводится под руководством ведущего и судей интеллектуальной игры. Помощь в проведении игры осуществляют наблюдатели и секретари. Наблюдатель осуществляет контроль за соблюдением времени и предоставлением ответов судье от команд. Секретари осуществляют подсчет голосов и контроль соблюдения правил игры.
2. Цели и задачи конкурса
2.1. Активизация поисково-исследовательской деятельности обучающихся по предметам математической направленности;
2.2. Формирование навыков поиска, обработки, систематизации информации по заданной тематике;
2.3. Популяризация интеллектуального времяпрепровождения.
3. Организаторы конкурса
Организатором Турнира выступают:
3.1. Преподаватели кафедры информатики и математики университета СурГПУ, студенты группы Б-8022
3.2. Адрес: ул. Артема 9 электронная почта: socpedshgpi@mail.ru
4. Участники конкурса
4.1. Участниками интеллектуальной игры по математике могут быть от двух до пяти команд.
4.2. Участники образуют команды самостоятельно или по решению секретариата. В состав команды может входить не более 5 человек.
4.3. Каждая из команд выбирает капитана.
4.5. Команды в начале игры должны представить свое название, девиз и состав.
5. Порядок организации и проведения Турнира
5.1. Жеребьевкой выбирается очерёдность ответа команд.
5.2. Команда, выигравшая жребий, выбирает одну из четырех категорий вопросов и выбирает его цену. (От 100 до 500, цена вопроса кратна ста, с повышением цены повышается его сложность).
5.3 Судья читает вопрос.
5.4. По сигналу начинается отсчет времени для обсуждения вопроса. Время обсуждения вопроса составляет одна минута. По истечению времени команды на листочках пишут название своей команды, свой ответ.
5.5. В случае правильного ответа команда получает заявленное число очков (100-500), в случае проигрыша столько же очков вычитается.
5.6. После каждого розыгрыша вопроса судья зачитывает правильный вариант ответа и объявляет результаты команд.
5.7. После ответа команды, выбор категории и цены переходит другой команде.
5.8. Первый раунд продолжается до тех пор, пока не кончатся вопросы.
5.9. Во втором раунде 4 категории вопросов. (От 100 до 500, цена вопроса кратна ста, с повышением цены повышается его сложность).
5.10. Судья читает вопрос.
5.11. По сигналу начинается отсчет времени для обсуждения вопроса. Время обсуждения вопроса составляет две минуты. По истечению времени команды на листочках пишут название своей команды, свой ответ.
5.12. В случае правильного ответа команда получает заявленное число очков (100-500), в случае проигрыша столько же очков вычитается.
5.13. После каждого розыгрыша вопроса судья зачитывает правильный вариант ответа и объявляет результаты команд.
5.14. После ответа команды, выбор категории и цены переходит другой команде.
5.15. Второй раунд продолжается до тех пор, пока не кончатся вопросы.
5.16. Финальный раунд
5.17. Порядок проведения раундов.
5.18. Интеллектуальный конкурс «Своя Игра» состоит из двух раундов и финальной игры.
5.19. Первый и второй раунд длиться около 50 минут.
5.20. Заключительный раунд длится 5 минут, по результатам которого распределяются места между командами.
5.21. Подсчет баллов.
5.22. Каждый правильный ответ в первом раунде оценивается во столько баллов, во сколько была его заявочная цена. (100-500)
5.23. Баллы за вопрос финального раунда команды выбирают сами, но не больше чем уже имеющиеся у команды количество баллов.
5.24. При подсчете баллов они складываются к накопительному итогу за все раунды.
5.25. Результаты интеллектуальной игры фиксируются в протоколе.
5.26. Победители интеллектуальной игры получают грамоты по решению организаторов.
Методическая разработка мероприятия
Общие сведения о мероприятии
ФИО учителя: Лапина Елизавета Андреевна
Орлова Лидия Романовна
Класс: 11 Б
Тема: Математическая игра «Своя игра»
Форма: интеллектуальная игра
Цель: способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.
Задачи:
•Привитие интереса к математике.
•Развитие познавательных и творческих способностей.
•Развитие логического мышления, интуиции и внимания.
•Расширение кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
•Формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: умение строить логические рассуждения, умозаключение и выводы в области математики;
Регулятивные: развитие у обучающихся умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Личностные: формирование мотивации к более углублённому изучению математики.
Формы работы учащихся: групповая работа.
Ход мероприятия
Содержание этапов мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемое время |
1. Вступительная часть | |||
1.1. Приветствие | -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем Математическую игру «Своя игра». Правила игры: Ученики должны поделиться на команды до 5 человек. Каждая из команд выбирает капитана. Команды в начале игры должны представить свое название, девиз и состав. | Учащиеся приветствуют и присаживаются на свои места | 5 мин |
1.2.Организационный момент | Математическая игра состоит из двух турниров и финального вопроса: •Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2 – х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ. Подсчёт набранных баллов ведёт счётная комиссия. В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила верно баллы прибавляются, если неверно баллы отнимаются. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос, если неверно право выбора вопроса переходит к другой команде. •На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос. | Делятся на команды, внимательно слушают правила. | 5 мин |
2. Основная часть | |||
2.1. Проведение Математической игры. 1 этап | - Если вам понятны правила, то можем начинать. Итак, 1 этап – представление. Приглашаю команду 1. ... -Спасибо вам за приветствие. Приглашаю следующую команду. … … Итак, все команды представились. | Учащиеся представляют свои команды. | 5 мин |
2 этап | Жеребьевкой выбирается очерёдность ответа первой команды. Команда, выигравшая жребий, выбирает одну из четырех категорий и цену вопроса. Темы 1 тура: •Математические формулы; •Толкование математических терминов; •Единицы измерения; •Крылатые фразы; Судья читает вопрос. По сигналу начинается отсчет времени для обсуждения вопроса. Время обсуждения вопроса составляет одна минута. По истечению времени команды на листочках пишут название своей команды, свой ответ. | Учащиеся ответа на первый вопрос выбирается жребием. Команда выбирает категорию и цену вопроса. Команды обсуждают вопрос и пишут ответ. | 3 мин |
3 этап | Математические формулы 100- Запишите формулу корней квадратного уравнения 200- Запишите формулы суммы и разности кубов двух чисел. Ответ: а3 + b3 = (a + b) (a2 - ab + b2) а3 - b3 = (a - b) (a2 + ab + b2) 300- Запишите формулу Герона для вычисления площади треугольника 400- Запишите основное тригонометрическое тождество 500- КОТ В МЕШКЕ Запишите формулу куба суммы двух чисел
| Команда выбирает категорию и цену вопроса. Команды обсуждают вопрос и пишут ответ. | 7 мин |
Толкование математических терминов 100- Трапеция Ответ: четырехугольник, у которого только одна пара сторон параллельна (а другая пара сторон не параллельна). 200- Конус Ответ: геометрическое тело, которое образовано совокупностью всех лучей, исходящих из точки и пересекающих любую плоскую поверхность. В месте пересечения образуется основание конуса. 300- Аксиома Ответ: исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других её положений, которые, в свою очередь, называются теоремами. 400- Гипотенуза Ответ: самая длинная сторона прямоугольного треугольника. Она лежит напротив прямого угла. 500- Радикал Ответ: один из корней двучленного уравнения. | Команда выбирает категорию и цену вопроса. Команды обсуждают вопрос и пишут ответ. | 7 мин | |
Единицы измерения 100- Какую часть составляет 1 ар от 1 гектара? 200- Что такое баррель? Чему он равен? Ответ: Известно, что баррель единица измерения объёма нефти. Нефтяной баррель равен 158,988 куб. дм. 300- В некоторых зарубежных магазинах говорят: " Отпустите, пожалуйста, тридцать декаграммов сыра". Сколько это граммов? Ответ: 300 грамм. (ДЕКАГРАММ — 10 граммов.) 400- Назовите любые три старинные русские единицы измерения длины. Ответ: аршин, верста, пядь, локоть, вершок 500- Сколько литров воды в 1 куб. дециметре Ответ: 1 литр | Команда выбирает категорию и цену вопроса. Команды обсуждают вопрос и пишут ответ. | 7 мин | |
Крылатые фразы 100- Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. Ответ: М. В. Ломоносов 200- Математика- царица наук, арифметика- царица математики. Ответ: К. Ф. Гаусс 300- Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. Ответ: А. С. Пушкин 400- Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует- тому не опасен обман чувств. Ответ: Л. Эйлер 500- КОТ В МЕШКЕ Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. Ответ: Б. Паскаль | Команда выбирает категорию и цену вопроса. Команды обсуждают вопрос и пишут ответ. | 7 мин | |
4 этап | Темы 2 тура: Вычислительная техника; Великие математики; Математические развлечения; Шарады | Команды знакомятся с темами второго тура | 1 мин |
Вычислительная техника 100- Как называлась счётная доска у древних греков? Ответ: Аба́к 200- Как назывался прибор, выполнявший все четыре действия, который был прототипом прибора, созданного в 1673 году немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? Ответ: Арифмометр 300- Как называется прибор, который использовали школьники для упрощения вычислений до изобретения микрокалькулятора? Ответ: Логарифмическая линейка 400- КОТ В МЕШКЕ Назовите автора первой вычислительной машины, работавшей на двоичной логике и применявшее арифметику с плавающей запятой Ответ: Конрад Цузе 500- Назовите родоначальника науки кибернетика Ответ: Норберт Виннер. | Команда выбирает категорию и цену вопроса. Команды обсуждают вопрос и пишут ответ. | 7 мин | |
Великие математики 100- Попробуй и отгадай. Разгадал загадку круга, Метод площадей нам дал, Знаем мы, как в Сиракузах Родину он защищал. Свой народ спасал от бед, Его имя … Ответ: Архимед 200- На острове Самос Философ сей родился. И во главу угла Поставлены им числа. И, говорят, за теорему Принес богам быка он в жертву. Был чемпионом Олимпиады, Имел своих учеников. Надеюсь, догадался каждый, Что его имя… Ответ: Пифагор 300- Все, что раньше люди знали, Он собрал в своих «Началах». Было их 13 книг, Написал их все … Ответ: Евклид 400- Очень слабым он родился, Но науке все ж сгодился. Открыл не кто иной, А он притяжения закон. Интеграл дал миру он, Физик … Ответ: Ньютон 500- Математики начала По обоям научила И влюбилась в ту науку. Только вот какая штука. Ведь в России в это время Не пускали в вузы женщин. Чтоб в математике достичь вершин, Пришлось уехать девушке в Берлин, И стать для этого фальшивого невестою, Такой мы знаем … Ответ: Софью Ковалевскую | Команда выбирает категорию и цену вопроса. Команды обсуждают вопрос и пишут ответ. | 7 мин | |
Математические развлечения 100- В эту игру умеют играть все. Это одна из древнейших игр. Для того, чтобы играть в нее, достаточно иметь лист бумаги и ручку. Наверное, поэтому в нее играют на уроках тайком от учителя. Ответ: крестики, нолики 200- Древняя игра, берущая начало в Индии и имеющая многовековую историю; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. Что это за игра? Ответ: шахматы 300- Жил – был игрок, он был далек от всякой науки Любой урок ему не впрок, ему б монетку в руки Что в жертву рок его обрек не мог он знать заранее Один бросок, другой бросок – и выигрыш в кармане! Приходит срок и наутек пускается удача… Один бросок, другой бросок – и выигрыша нету!” Какова вероятность выигрыша при игре “Орлянка"? 400- В эту игру играли еще египетские фараоны, правда, она несколько отличалась от современной. Затем игра проникла в Грецию и в Древний Рим. Предметы этой игры были найдены в гробнице Тутанхамона. Появление этой игры на Руси связано с именем Владимира Мономаха. Ответ: шашки 500- КОТ В МЕШКЕ В 2004 году исполнилось 30 лет с тех пор, как весь мир развлекается этой игрой головоломкой. Конечно, пик популярности ее прошел, но, если предмет этой игры попадет в руки думающего человека, он не откажется привести его в порядок. Назовите профессию и родину изобретателя этой игры. Ответ: Эрно Рубик (Будапешт, Венгрия) — венгерский изобретатель, скульптор и профессор архитектуры. | Команда выбирает категорию и цену вопроса. Команды обсуждают вопрос и пишут ответ. | 7 мин | |
Шарады 100- Вначале - двойка. Далее - мужчина, Высокого он титула и чина. А слово целиком - обозначенье, Дробящее на дозы обученье. Ответ: параграф 200- Читаем мы направо смело -Геометрическое тело. Прочтём же справа мы налево - Увидим разновидность древа. Ответ: куб- бук 300- Счастливой цифру ту считают, При счете её применяют. А «М» вот на «Т» поменяли - И рыбы немало поймали. Ответ: семь- сеть 400-Предлог стоит в моём начале, В конце же - загородный дом. А целое мы все решали И у доски, и за столом Ответ: задача 500- Я – цифра – меньше десяти, Меня тебе легко найти. Но если букве «Я» прикажешь рядом встать, Я все – отец и ты, и дедушка, и мать. Ответ: семь- семья | Команда выбирает категорию и цену вопроса. Команды обсуждают вопрос и пишут ответ. | 7 мин | |
5 этап Финал | "Задача о гусях" Гуси с юга к нам летели На зеленом лугу сели. Их увидел Елисей: — Добрый день вам, сто гусей. «— Нас не сто», - сказал вожак, Уважаемый гусак. — Сколько ж вас, - он вопрошает. — Кто сметливый, - отгадает. Если к нам добавить столько ж И полстолька с четверть столько Да гуся, что сел на стог, То нас будет ровно сто. Вот скажите-ка, друзья, Какова гусей семья? Ответ: 36 гусей | Команды думают над ответом | 3 мин |
3. Заключительная часть | |||
3.1. Подведение итогов | - Итак, наша игра подошла к концу. Жюри подсчитали баллы и выбрали победителя. Давайте поздравим команды … с победой. | Беседа с учениками | 5 мин |
3.2. Заключительное слово | - Наша Математическая игра подошла к концу. Надеюсь, вам понравилось. Спасибо всем за участие. Хорошего вам дня, до свидания! | Прощаются | 1 мин |
Обеспечение мероприятия
1) перечень необходимых материалов и оборудования: компьютер, проектор, доска, листы, ручки.
2) перечень необходимых организационных документов: положение мероприятия, списки команд, план-конспект мероприятия, грамоты, сладкие призы.
3) дидактические материалы: презентация с игрой.
Методическая разработка мероприятия
Общие сведения о мероприятии
ФИО учителя: Лапина Елизавета Андреевна
Орлова Лидия Романовна
Класс: 11 Б
Тема: «Математика в стихах»
Форма: Конкурс стихотворений собственного сочинения «Математика в стихах»
Цель: Раскрытия творческого потенциала учащихся 10-11 классов, развития активной жизненной позиции школьника. А также воспитания средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
Задачи:
•Привитие интереса к математике.
•Развитие познавательных и творческих способностей.
•Развитие логического мышления, интуиции и внимания.
•Расширение кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные: умение строить логические рассуждения, умозаключение и выводы в области математики;
Регулятивные: развитие у обучающихся творческого потенциала; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Личностные: формирование мотивации к более углублённому изучению математики.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа
Ход мероприятия
Организационный момент.
Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть Вас в нашем зале!
Постановка темы и целей.
Сегодня необыкновенный день, сегодня мы с вами собрались на конкурс стихов собственного сочинения, посвященный нашей декаде по математике. И конечно же, ни один конкурс не обходится без строгого, но справедливого жюри. Позвольте представить вам членов жюри. Им сегодня предстоит очень ответственное дело- выбрать самых лучших:
Орлова Лидия Романовна– председатель жюри, учитель русского языка и литературы
Лапина Елизавета Андреевна– член жюри, библиотекарь.
Дорогие друзья! Неделю назад мы вам объявили, об этом конкурсе. Вы старательно готовились и сегодня мы оценим ваши труды! По окончанию конкурса, каждый участник должен отправить свои работы на почту школы(почта была предоставлена участникам в день об объявлении этого конкурса). На сцену мы будет приглашать по фамилии. НАЧНЁМ ДРУЗЬЯ! Желаю всем удачи!
Критерии оценки и требования к выступлениям:
- соответствие тематике конкурса;
- смысловая и композиционная целостность стихотворения;
- стилистическая и языковая грамотность;
- ритмическая стройность стихотворения (размер, ритм, рифма, благозвучие);
- художественность (мысль, чувство, переживание, выраженные через художественный образ).
Регламент выступления:
- Длительность выступления до 3 минут.
- Подведение итогов конкурса
- Победители и призёры конкурса награждаются грамотами.
- По окончанию конкурса каждый участник должен выставить свой стих в школьной газете.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Предметная декада по математике и информатике: учеб. -метод. пособие : направление подгот. 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) / А.В. Иванова [и др.]; отв. ред. Н.В. Суханова; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО-Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2018. - 87 с.
2. Ларионова В.И. Математические конкурсы как средство повышения интереса к предмету // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона, 2016. - №18. - С. 266-271.
3. Колоколова Н.В. Декада математики в образовательном учреждении - опыт работы // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития, 2014. - С. 61-62.
4.Логинова И. Л. Играем, как в телешоу. Разработки внеклассных мероприятий на основе телевизионных игр // Начальная школа. – 2004. - N 5. - С. 98-101.
5.Быкова Е. С. Воспитание школьников через интеллектуальную игру // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 2. - С. 38-40.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1.https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/13/matematicheskaya-igra-svoya-igra
2.https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/10/23/svoya-igra-dlya-lyubiteley-matematiki-dlya-10-11-klassov
3.http://urok.1sept.ru/статьи/556388/
4.https://infourok.ru/scenariy-konkursa-stihov-o-rossii-v-nachalnoy-shkole-637997.html
5.https://ped-kopilka.ru/blogs/sofja-vladimirovna-yuhnina/-yunye-chtecy-prikamja.html