Мотивация учебной деятельности учащихся (Статья)

Бочкина Валентина Юрьевна

Мотивация учебной деятельности учащихся.


      Василий Александрович Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».      
      Уверена, каждый родитель и учитель хоть раз в жизни сталкивались с такими детьми, которые «могут, но не хотят учиться».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учебной деятельности учащихся.


     Василий Александрович Сухомлинский писал:
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».      
     Уверена, каждый родитель и учитель хоть раз в жизни сталкивались с такими детьми, которые 
«могут, но не хотят учиться». 
      Проблема мотивации учащихся - главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС.

Словарь С.И. Ожегова даёт нам следующее определение мотивации:  

«Мотив – 1.Побудительная причина, повод к какому-н. действию. 2.Довод в пользу чего-л.

Мотивировать – привести мотивы, доводы»

Значит, дети захотят изучать предмет, если мы сможем их заинтересовать. Соответственно, мотивация – это интерес. Поэтому во время занятий необходимо создать   такую ситуацию, которая бы способствовала его появлению,  использовать эффективные технологии и приёмы.

У каждого учителя есть свои способы привлечь внимание ребят.  В педагогической практике всё чаще появляются и получают свое развитие новые образовательные сервисы и технологии. Я молодой специалист, и у меня пока мало опыта, но сделала небольшое открытие, которым бы хотелось поделиться с вами. Это использование сервиса ClassDojo при проведении уроков. Искренне говорю спасибо дистанционному обучению за то, что познакомилась с этой программой, которую теперь применяю и в оффлайн - режиме. Она буквально перевернула моё представление об уроке. Начиная работать с платформой, выдвинула гипотезу: приложение поможет повысить интерес к предмету и послужит развитию чувства общности с родителями как у ребят, так и у педагога.

Идея разработчиков заключается в следующем: за любое положительное действие ученика на уроке или перемене следует поощрение. При этом ребёнок может  ощутить его немедленно! Сию же секунду! А мы знаем, что стараемся вдвойне усерднее, если  результат не заставляет себя долго ждать, продуктивность работы значительно увеличивается. Ведь эта не фантастическая пятёрка за четверть или возможность получить + 10 баллов к поступлению в вуз. Нет, это ежеминутная реакция на конкретный поступок ребёнка.

 На каждом  уроке на интерактивной доске изображён список класса. Ребёнку соответствует аватар, написана  фамилия ученика. Картинку  дети могут менять в своем приложении на телефоне, так как программа адаптирована под аккаунт не только учителя, но и учеников, родителей. Таким образом, у каждого участника образовательного процесса есть своя версия одной и той же программы.

Помимо фамилии и аватара, рядом есть ещё и баллы – то, что мотивирует к обучению. Ребёнок приготовился к уроку на перемене, а не потратил 3 минуты на занятии – плюс балл. Не приготовился – минус. Выполнил домашнее задание – плюс балл. Не сделал – минус. Поднял руку и правильно ответил – плюс балл. Решил посекретничать на уроке с соседом по парте – минус. И суть в том, что всё происходит на глазах у детей. Система прозрачна, справедлива и не даёт сбоев.

 И каково же было моё удивление, когда  уроки я стала начинать со звонком! Разговоры, записки, телефоны – всё исчезло! Каждый  стремился максимально погрузиться в процесс обучения, чтобы заработать как можно больше баллов, ведь в конце  недели подводится итог, и ученик, набравший наибольшее их количество, получает право вытянуть  «счастливый билетик». Вариантов таких билетов достаточное количество, у меня их  четыре:

1) помощь учителя на контрольной работе;

2) повышение оценки на один балл;

3) освобождение от д/з;

4) невыставление оценки в журнал.

  Есть также и «несчастные билетики»:

  1) посещение 3-х консультаций;

  2)выполнение дополнительного задания;

  3)сдача зачёта по теме;

  1. + 1 упражнение к д/з.

Мотивационный момент заключается в том, что каждую неделю баллы сбрасываются и новая начинается с чистого листа. Таким образом, у каждого снова появляется шанс набрать наибольшее количество баллов до пятницы. Ещё один плюс  проекта в следующем: родители в курсе всего, что происходит с ребёнком на уроке - что он забыл, когда пришёл, работал или нет, и в зависимости от проблем, возникших у него, помогут их решить.

Функции, которыми насыщена платформа:

  1. Классные руководители и учителя-предметники  могут использовать её (платформу) для фото и видеоотчётов о проведенных мероприятий,
  2. Непосредственная связь учителя с родителями,
  3. Выставление таймера и другие.

Конечно, попытка уследить на уроке за каждым движением ученика требует огромного терпения и внимания. Но эффект превосходит ожидания. А  это действительно так, и  усилия стоят такого результата!

 Для исследования эффективности использования программы мною был составлен опросник для родителей моих учеников. В нём приняли участие 39 респондентов.

По итогам исследования,

  •  положительное влияние программы на ребёнка в процессе изучения русского языка и литературы  отметили 95% родителей,
  • проще стало мотивитровать ребёнка при выполнении дом. зад- (восьмидесяти восьми процентам) 88 % родителей,
  •  в программе родителям нравится возможность отследить, какие проблемы в обучении есть у ребёнка-74%
  • изменились эмоции, с которыми ребята говорят о программе, появилось желание делать д.з- отметили 80% родителей,
  •  пожелали продолжить обучение детей с использованием программы Доджо – 90 %.

       По моим наблюдениям, работа с программой значительно увеличивает активность учащихся на уроке, уровень качества знаний. Таким образом, приложение Класс Доджо действительно повышает интерес к изучению предметов и служит развитию чувства общности с родителями как у ребят, так и у  педагога, что и позволяет мне продолжать работу с  платформой уже на базе 422-ой школы в параллели 6-х классов.