Мотивация учебной деятельности учащихся (Статья)
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
Уверена, каждый родитель и учитель хоть раз в жизни сталкивались с такими детьми, которые «могут, но не хотят учиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
Уверена, каждый родитель и учитель хоть раз в жизни сталкивались с такими детьми, которые «могут, но не хотят учиться».
Проблема мотивации учащихся - главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС.
Словарь С.И. Ожегова даёт нам следующее определение мотивации:
«Мотив – 1.Побудительная причина, повод к какому-н. действию. 2.Довод в пользу чего-л.
Мотивировать – привести мотивы, доводы»
Значит, дети захотят изучать предмет, если мы сможем их заинтересовать. Соответственно, мотивация – это интерес. Поэтому во время занятий необходимо создать такую ситуацию, которая бы способствовала его появлению, использовать эффективные технологии и приёмы.
У каждого учителя есть свои способы привлечь внимание ребят. В педагогической практике всё чаще появляются и получают свое развитие новые образовательные сервисы и технологии. Я молодой специалист, и у меня пока мало опыта, но сделала небольшое открытие, которым бы хотелось поделиться с вами. Это использование сервиса ClassDojo при проведении уроков. Искренне говорю спасибо дистанционному обучению за то, что познакомилась с этой программой, которую теперь применяю и в оффлайн - режиме. Она буквально перевернула моё представление об уроке. Начиная работать с платформой, выдвинула гипотезу: приложение поможет повысить интерес к предмету и послужит развитию чувства общности с родителями как у ребят, так и у педагога.
Идея разработчиков заключается в следующем: за любое положительное действие ученика на уроке или перемене следует поощрение. При этом ребёнок может ощутить его немедленно! Сию же секунду! А мы знаем, что стараемся вдвойне усерднее, если результат не заставляет себя долго ждать, продуктивность работы значительно увеличивается. Ведь эта не фантастическая пятёрка за четверть или возможность получить + 10 баллов к поступлению в вуз. Нет, это ежеминутная реакция на конкретный поступок ребёнка.
На каждом уроке на интерактивной доске изображён список класса. Ребёнку соответствует аватар, написана фамилия ученика. Картинку дети могут менять в своем приложении на телефоне, так как программа адаптирована под аккаунт не только учителя, но и учеников, родителей. Таким образом, у каждого участника образовательного процесса есть своя версия одной и той же программы.
Помимо фамилии и аватара, рядом есть ещё и баллы – то, что мотивирует к обучению. Ребёнок приготовился к уроку на перемене, а не потратил 3 минуты на занятии – плюс балл. Не приготовился – минус. Выполнил домашнее задание – плюс балл. Не сделал – минус. Поднял руку и правильно ответил – плюс балл. Решил посекретничать на уроке с соседом по парте – минус. И суть в том, что всё происходит на глазах у детей. Система прозрачна, справедлива и не даёт сбоев.
И каково же было моё удивление, когда уроки я стала начинать со звонком! Разговоры, записки, телефоны – всё исчезло! Каждый стремился максимально погрузиться в процесс обучения, чтобы заработать как можно больше баллов, ведь в конце недели подводится итог, и ученик, набравший наибольшее их количество, получает право вытянуть «счастливый билетик». Вариантов таких билетов достаточное количество, у меня их четыре:
1) помощь учителя на контрольной работе;
2) повышение оценки на один балл;
3) освобождение от д/з;
4) невыставление оценки в журнал.
Есть также и «несчастные билетики»:
1) посещение 3-х консультаций;
2)выполнение дополнительного задания;
3)сдача зачёта по теме;
- + 1 упражнение к д/з.
Мотивационный момент заключается в том, что каждую неделю баллы сбрасываются и новая начинается с чистого листа. Таким образом, у каждого снова появляется шанс набрать наибольшее количество баллов до пятницы. Ещё один плюс проекта в следующем: родители в курсе всего, что происходит с ребёнком на уроке - что он забыл, когда пришёл, работал или нет, и в зависимости от проблем, возникших у него, помогут их решить.
Функции, которыми насыщена платформа:
- Классные руководители и учителя-предметники могут использовать её (платформу) для фото и видеоотчётов о проведенных мероприятий,
- Непосредственная связь учителя с родителями,
- Выставление таймера и другие.
Конечно, попытка уследить на уроке за каждым движением ученика требует огромного терпения и внимания. Но эффект превосходит ожидания. А это действительно так, и усилия стоят такого результата!
Для исследования эффективности использования программы мною был составлен опросник для родителей моих учеников. В нём приняли участие 39 респондентов.
По итогам исследования,
- положительное влияние программы на ребёнка в процессе изучения русского языка и литературы отметили 95% родителей,
- проще стало мотивитровать ребёнка при выполнении дом. зад- (восьмидесяти восьми процентам) 88 % родителей,
- в программе родителям нравится возможность отследить, какие проблемы в обучении есть у ребёнка-74%
- изменились эмоции, с которыми ребята говорят о программе, появилось желание делать д.з- отметили 80% родителей,
- пожелали продолжить обучение детей с использованием программы Доджо – 90 %.
По моим наблюдениям, работа с программой значительно увеличивает активность учащихся на уроке, уровень качества знаний. Таким образом, приложение Класс Доджо действительно повышает интерес к изучению предметов и служит развитию чувства общности с родителями как у ребят, так и у педагога, что и позволяет мне продолжать работу с платформой уже на базе 422-ой школы в параллели 6-х классов.