Разработка адаптированной рабочей программы по литературному чтению в 1 классе для детей с ЗПР
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-andreeva_e.v.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования Самарской области
"Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования"
Итоговая работа
на тему: «Разработка адаптированной рабочей программы по литературному чтению в 1 классе для детей с ЗПР».
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: ___21.09____ по ____25.09__ 2020 г.
«Технология разработки адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС»
Выполнил(а): Андреева Екатерина Владимировна,
учитель начальных классов,
МБУ «Школа №69» г.о.Тольятти
Тольятти 2020
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
- формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
- уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
- формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
- развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;
- преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
- развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
- прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
- учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
- формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
- учить элементам выразительного чтения;
- учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
- учить использовать формы речевого этикета;
- познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
- учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе личного опыта или впечатлений;
- развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
- воспитывать интерес к книгам и чтению;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.
У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.
При обеспечении коррекционной направленности «Литературное чтение» позволяет младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в формировании навыка чтения. Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению.
Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.
В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам с ЗПР для усвоения программного материала по всем предметам учебного плана.
Умение передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, умение воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Умение различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.
Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России», в частности, в 1 классе для обучающихся по варианту 7.2 в качестве учебника по литературному чтению используется учебник «Азбука» авторов
В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. В ходе обучения в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР осваивает чтение, приобретает первоначальные навыки работы с учебной книгой, обогащает словарный запас, учится строить учебное высказывание, использовать знаково-символические средства.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир».
Кроме того изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.
Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.
Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», поскольку позволяет своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения и совместно с логопедом работать над преодолением дислексии.
Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» заключается в общности понимания роли чтения для эмоционального развития ребенка, преодоления нарушений поведения. При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащиеся овладевают определенными умениями и способами деятельности: учатся умениям ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях).
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.
В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:
- развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко - буквенный анализ слов;
- понимание содержания звучащей речи.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
- овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;
- определение последовательности событий, понимание прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:
- накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
- понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:
- развитие умение сопереживать героям;
- умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:
- осознание цели речевого высказывания;
- умение задавать вопрос по услышанному произведению;
- умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:
- умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;
- формирование запаса литературных художественных впечатлений;
- понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
- актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
- развитие у детей интереса к художественной литературе.
Личностные результаты освоения программы для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» могут проявиться в:
- принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
- формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);
- развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
- развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
Метапредметные результаты освоения программы для 1 класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;
- кодировать и перекодировать информацию;
- осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника и вести диалог;
- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
- обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
- распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
- словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
- в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
- в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
- в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
- в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
- в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
- в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
- в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП НОО как:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
- осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
- формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Особенности психического развития обучающегося с ОВЗ
Учебная мотивация сформирована, преобладает учебный мотив. Программный материал усваивает частично. По предмету «Литературное чтение» наблюдается не усвоение: читает по буквам, затрудняется в слиянии букв в слоги, не поставлены все звуки, путает названия некоторых букв, таких согласных как «Ш», «Ч», «Ц», «Щ», испытывает трудности в запоминании стихотворения наизусть.
Учебную задачу осознаёт и полностью принимает. Может удерживать учебную задачу, доводит начатое до конца, организационная помощь взрослого не требуется.
Самостоятельно планирует и организовывает свою деятельность, но не деятельность других.
Методы, средствами и путем пользуется в процессе практического решения учебных задач: стремиться идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается в случае большого затруднения, но чаще просит помочь. При решении учебных задач использует рациональные способы, способен к выбору из предложенных.
Стратегии решения проблем: при возникновении затруднений активно идет на контакт с педагогом, продуктивно пользуясь его помощью. Особенности контрольно - оценочных действий и критичность отношения к ситуации (пошаговый/планирующий/итоговый и степень его сформированности – сформирован. Отношение к результату деятельности – критичное, в случае плохого результата сильно расстраивается, ругает себя.
При визуальном восприятии учебного материала может классифицировать части из целого;
При аудиальном восприятие, письме «на слух» допускает достаточно ошибки, при визуальном восприятии, списывание - количество ошибок сводиться к минимуму;
Для запоминания пользуется приемами карточек и таблиц;
Наблюдается понимание смысла прочитанного;
Счетные операции, вычислительные, измерительные умения развиты на высоком уровне. Хорошо владеет вычитанием и сложением в пределах 20; самостоятельно и правильно выполняет заданиями с числами при раскладывании на состав числа.
Материал осознает полностью, знания устойчивы (русский, математика); действует по аналогии с применением на практике.
Внимание устойчивое, не отвлекается;
Присутствует легкое переключение внимания;
Общий уровень произвольного внимания соответствует возрасту;
Наибольшие затруднения испытывает при прочтении текстов.
Включается в работу быстро.
Во время занятий работает сосредоточенно, отвлекается по причине быстрого выполнения в сравнении с одноклассниками. Спад работоспособности отмечается (к середине занятия, бывает и к концу занятия). Утомление наступает в конце занятий. Субъективные и объективные признаки утомления: понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость.
Характеристика особенностей восприятия: сформированы сенсорные эталоны, ориентируется в пространстве.
Ведущее полушарие левое, леворукий.
Ведущая репрезентативная система: визуальный тип восприятия. Лучше воспринимает на уроке цветные иллюстрации, готовые схемы (для подкрепления нового материала зрительными образами).
Запоминает быстро, особенно визуальную информацию.
Запоминает надолго. Испытывает затруднения при воспроизведении стихотворных текстов. С легкостью воспроизводит понравившееся произведение, пересказывает.
Характеристика вербальной памяти - достаточная.
Отмечаются трудности в запоминании новых слов, терминов. Указать доминирующий тип памяти: наглядно-образная, долговременная и характер процесса запоминания - продуктивный, мнестический процесс доминирует – устойчивость.
Преобладает наглядно-образный тип мышления, сформированность аналитико-синтетической деятельности на среднем уровне, умеет устанавливать причинно-следственные связи, особенности формирования и оперирования понятиями и уровень сформированности основных мыслительных операций на среднем уровне.
Уровень и особенности самооценки: заниженная
Способен к волевым усилия, критичен к поступкам других, но не к своим, слабый контроль за своими поступками, способы преодоления трудности – помощь взрослого (подбадривание, похвала, объяснения взрослым чувств и мотивов других людей. Сам ребёнок затрудняется в преодолении трудностей – замыкается, проявляет агрессию либо отказывается от контакта, уход в себя.
Черты характера: лидер в классе, быстро всё старается выполнить, аккуратен. Основные нравственные качества: обострено чувство справедливости, добрый, внимательный, всегда помогает учителю и одноклассникам, не равнодушен к беде других людей, воспринимает (сильно переживает) чужие проблемы как свои.
В контакт вступает легко и быстро проявляет в нем заинтересованность. Легко устанавливает контакт со знакомыми, незнакомыми, социально значимыми людьми; способен поддерживать и удерживать эти контакты.
Нуждается в активной деятельности, в признании и поддержке
Мотивы общения познавательные.
Специфика коммуникативной деятельности обучающегося с ОВЗ
Умеет ориентироваться в ситуации общения, выбирать интересную тему для общения.
Умеет/не умеет:
- не всегда может слушать внимательно, не перебивать говорящего,
- не может спокойно воспринимать высокую и подавляющую интонацию говорящего( тяжело воспринимает замечания),
- не всегда высказывает свою точку зрения ясно, четко, аргументированно,
- не всегда умеет выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи,
- не всегда умеет соблюдать нормы литературного языка
В отношении со взрослыми не всегда соблюдает дистанцию, соскальзывает на роль друга, ответные реакции на замечания часто агрессивные с обидой, обращения на «Вы», но соскальзывает на «Ты», нет навязчивости в общении. При общении смотрит в лицо собеседника, соблюдает дистанцию, преобладание защитных форм – агрессия.
Направление коррекционной работы
- Развитие основных мыслительных операций.
- Снижение агрессии по отношению к своим неудачам, развитие самооценки.
- Формирование коммуникативных умений и средств общения.
- Формирование устойчивой эмоционально-волевой сферы.
Коррекционные задачи
Развивать социально-нравственные качества, эмпатию. Поднимать уровень самооценки.
Логопедические задачи: постановка звуков.
Учебные ситуации, образовательные технологии, приемы, методы
Игровые технологии,технология развития критичекого мышления, групповые технологие, кейс-технологии, проблемное обучение
Методы: беседы, практические задания, тренинги, анализ и решение игровых ситуаций, работа с книгой. Приёмы рефлексии (в конце урока: приём трех М, наблюдение, рассказ и т.д.: приём трех М), наблюдение, рассказ и т.д.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с выделенными в АООП НОО направлениями изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе включает следующие разделы:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.
Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание материала | Планируемые результаты | Количество часов |
1 четверть | |||
1 | Подготовительный этап. Литературоведческая пропедевтика. Аудирование. Говорение. | Выпускник научится: Слушать небольшие сказки, загадки, стихотворения, расскы. Научиться отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Давать устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т. п. Определять в текстах начало, окончание, основное содержание. Обучиться заучиванию и декламации стихотворений. Познакомится с особенностями устной речи: правильным произношением, громкостью, темпом, владение ими при ответах на вопросы. Познакомится с доступными книгами (в чтении учителя, ответы на вопросы, о ком или о чем рассказывается в этих книгах). Передача содержания текста по вопросам. Знакомство с произведениями устного народного творчества и детской литературой. | 15ч |
Знакомство с учебником. Аудирование. Говорение. (17 часов) | Познакомится с предложением. Научиться выделять отдельные предложения из рассказа учителя, выделять слова из предложения, изменять порядка слов в предложении, уточнять значения слов, составлять предложения по сюжетным картинкам и их условно-графическую запись. Составлять предложения с предлогами. Слушать короткие рассказы учителя, давать краткие и развернутые ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста. Устно высказываться на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т. п. Практически определять в текстах начало, окончание, основное содержание.
| 17 ч. | |
2 четверть | |||
2 | Подготовительный этап. Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении. Слоги в словах. Звуки речи. Букварный период. Звуки и буквы. Звуковой анализ слова с опорой на схему. (16 часов) | Выделение отдельных предложений из рассказа учителя. Деление предложений на слова. Определять порядок слов в предложении. Уточнять значений слов. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Составление предложений с предлогами. Делить слова на слоги. Подсчитывать количество слогов в слове. Определять последовательности слогов в слове, ударного слога. Выделять гласные и согласные звуки в словах. Условно-графическое обозначать гласные и согласные. Определять места звука в слове. Подбирать картинки и называния слов с заданным звуком. Различать слова, похожие по звуковому составу с опорой на картинки. Ознакомление с отдельными звуками. Закрепление знаний о двух основных группах звуков русского языка. Установление последовательности звуков в слове, порядка следования звуков в слове. Соотношение каждого выделенного звука с готовой графической моделью звукового состава слова — схемой. Обозначение звуков в схеме фишками. Обозначение гласных звуков в слове буквами. Выполнение инструкций учителя. Использование форм речевого этикета в учебных ситуациях. Знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами. Слог. Обучение приемам чтения прямых, обратных и закрытых слогов. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Звонкие и глухие согласные. Различение гласных и согласных звуков с опорой на их звучание и артикуляцию. Обозначение звуков в графических моделях слов буквами. Последовательное выделение звуков в слове без схемы звукового состава слова. Выкладывание схемы из фишек, обозначение разными цветами гласных и согласных звуков. Обозначение гласных и согласных звуков буквами. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению. | 8ч. 16 ч. |
Повторение и закрепление пройденного за полугодие. | Выпускник научится: Звуковому анализу слов. Соотносить буквы со звуками. Плавно осмысленно правильно читать слова вслух. Понимать услышанное произведение. Создавать собственные устные высказывания по серии иллюстраций к произведению. | 4ч. | |
3 четверть | |||
3 | Букварный период. Обучение чтению слов. Освоение согласных и гласных звуков и букв к, К, т, Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, з, З, б, Б, д, Д, я, Я, г, Г, ч, Ч, ь, ш, Ш, ж, Ж, е, Е, п, ё, Ё, й. | Выпускник научится: Понакомиться с согласными звуками и обозначающими их буквами,научиться плавному слоговому навыку чтения вслух. (Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных). Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие согласные. Ударение. Деление слов на слоги. Читать слова с разделительным ь. читать слова, включающие слоги со стечением согласных. | |
Повторение и закрепление пройденного за четверть. | Выпускник научится: Понакомиться с согласными звуками и обозначающими их буквами,научиться плавному слоговому навыку чтения вслух. (Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных). Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие согласные. Ударение. Деление слов на слоги. Читать слова с разделительным ь. читать слова, включающие слоги со стечением согласных. Читать слоги с сочетаниями ча, чу, жи, ши. Йотированные гласные. Последовательно выделять звуки из слова на основе проговаривания вслух, без действий с фишками. Плавное осмысленное правильное чтение слов вслух. Понимание услышанного произведения. Знакомство с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки). Устно высказываться на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок. Инсценировать события художественного произведения. Создавать собственное высказывание на основе личного опыта. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми можно использовать:
Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /
В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко.
Тригер Р.Д. Литературное чтение. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4, Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012.
Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Русский язык. Подготовка к обучению грамоте: Методическое пособие. М., 2010.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова, предложения. М., 2003.
Материально-техническое обеспечение
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (при наличии).
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По итогам обучения в 1 классе можно определенным образом оценить успешность их достижений.
В конце 1 класса обучающийся:
- выделяет последовательность звуков и слогов в словах;
- владеет плавным, осмысленным чтением целыми словами, понимает читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
- владеет элементами выразительного чтения;
- понимает звучащую речь, отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного;
- использует формы речевого этикета;
- узнает произведения устного народного творчества и детской литературы;
- создает собственное высказывание по серии иллюстраций, на основе личного опыта или впечатлений;
- проявляет интерес к книгам и чтению;
Решение об итогах освоения программы и переводе школьника в следующий класс принимается ПМПк образовательного учреждения на основе выводов о достижении планируемых предметных результатов. Вместе с тем недостаточная успешность овладения литературным чтением как учебным предметом требует взвешенной оценки причин этого явления.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа коррекционной работы
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в
психическом и физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с особыми возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с
учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- возможность освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание индивидуальных программ
коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Направления коррекционно-развивающей деятельности:
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
-диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедикопедагогической помощи в условиях образовательной организации;
-коррекционноразвивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
-информационнопросветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
-своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
-раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
-комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
-изучение развития эмоциональноволевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
-системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка;
-анализ успешности коррекционноразвивающей работы.
Коррекционноразвивающая работа включает:
-выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
-организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
-системное воздействие на учебнопознавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
-коррекцию и развитие высших психических функций;
-развитие эмоциональноволевой и личностной сферы ребенка и психокоррекцию его поведения;
-социальную защиту ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений;
-консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ОВЗ;
-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Информационно просветительская работа предусматривает:
-различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
-проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программнометодического обеспечения, материально технической и кадровой базы организации.
Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционноразвивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивнокорректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Диагностическая работа включает:
№ | Задачи | Содержание деятельности в ОУ | Ответственный | Сроки проведения |
1. | Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля | Изучение особых образовательных потребностей | Педагог - психолог, учителя | Май |
2. | Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. | Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств школьника. Проведение педагогической диагностики по изучению уровня адаптации школьника | Педагог – психолог, учитель – логопед, учителя | Сентябрь октябрь |
3. | Определение уровня зоны актуального и ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | Проведение углубленного диагностического обследования. Психологическое обследование учащихся в период перехода из начального в среднее звено обучения. | Педагог – психолог, учителя | Ноябрь-март |
4. | Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. | Проведение диагностического обследования. | Педагог – психолог, учителя | В течение учебного года |
5. | Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка. | Диагностика семейной и социальной ситуации развития. | Педагог - психолог | В течение учебного года |
6. | Системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка. | Динамическое наблюдение за обучающимися в рамках деятельности ПМПк | специалисты ПМПк | В течение учебного года |
7. | Анализ успешности коррекционно-развивающей работы | Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся. | Педагог –психолог, учителя | Апрель май |
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
№ | Задачи | Содержание деятельности в ОУ | Ответственные | Сроки проведения |
1. | Выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. | Определение программы индивидуальной программы развития в рамках деятельности ПМПк. | Специалисты ПМПк, учителя | В течение года |
2. | Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. | Коррекция и развитие высших психических функций. Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекция его поведения. | Педагог – психолог, учителя, родители | В течение года |
3. | Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии. | Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. Динамическое наблюдение за учащимися в рамках работы ПМПк. | Специалисты ПМПк, учителя | В течение года |
4. | Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах | Индивидуальные консультации | Педагог – психолог, учителя | В течение года |
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания и коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
№ | Задачи | Содержание деятельности в ОУ | Ответственные | Сроки проведения |
1. | Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. | Определение стратегии сопровождения обучающихся. | Специалисты ПМПк, учителя, родители | В течение года |
2. | Консультирование специалистами педагогов по выбору ндивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. | Изучение запросов по оказанию методического сопровождения и практической помощи педагогам. Организация по вопросам сопровождения обучающихся: -консультаций для педагогов; -выступлений на педсоветах, заседаниях школьных методических объединений, -мастер-классов; -семинаров, -практикумов. | Педагог –психолог, учителя | В течение года |
3. | Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | Организация индивидуальных консультаций. Подготовка и представление обучающихся на ПМПк | Специалисты ПМПк, учителя, родители | В течение года |
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
1. Организацию родительских собраний, бесед, конференций по темам:
- «Рекомендации для родителей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и воспитании»;
- «Развитие познавательных процессов школьника»;
- «Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в приготовлении уроков»;
- «Рекомендации для родителей по формированию у детей с особыми образовательными возможностями положительной мотивации обучения».
2. Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
- «Психологические особенности обучения и воспитания детей с особыми возможностями обучения и развития»;
- «Организация процесса обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными возможностями в условиях общеобразовательной школы»
- «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Учет индивидуальных особенностей ребенка с проблемами в развитии в процессе взаимодействия с ним: гиперактивность и импульсивность, медлительность, демонстративность, агрессивность, тревожность».
Механизм реализации программы.
Основными механизмами реализации коррекционной
работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает:
-комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
-многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
-составление индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональнойволевой и личностной сфер ребенка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психологомедикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка. Наиболее распространенные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательной организации, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательной организации в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное партнерство предусматривает:
-сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровье сбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;
-сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы.
В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий.
№ | Условия эффективности | Содержание деятельности в ОУ | Ответственные | Сроки |
1. | Психолого-педагогическое обеспечение | Обеспечение условий в соответствии с рекомендациями ПМПК: - использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; - дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; - комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. Обеспечение психолого-педагогических условий: - коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; - учет индивидуальных особенностей ребенка; - соблюдение комфортного психоэмоционального режима; - использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ для оптимизации образовательного процесса. Обеспечение здоровьесберегающих условий: - оздоровительный и охранительный режим; - укрепление физического и психического здоровья; - профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся; - соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в досуговых мероприятий | Специалисты ПМПк, социальный педагог | В течение года |
2. | Программно –методическое обеспечение. | Использование в процессе деятельности: - диагностического и коррекционно-развивающего инструментария в условиях массовой школы | Педагоги | В течение года |
3. | Кадровое обеспечение | Осуществление коррекционной работы специалистами и педагогами. Привлечение логопеда, социального педагога, психолога, медицинских работников. Обеспечение на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. | Администрация, педагоги | В течение года |
4. | Материально - техническое обеспечение | Создание материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения. | Администрация | В течение года |
5. | Информационное обеспечение | Создание информационной образовательной среды. Создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. | Администрация, педагоги | В течение года |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
для 1 класса пятидневная рабочая неделя
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов | |
В неделю | За год | ||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 5 | 175 |
Литературное чтение | 4 | 136 | |
Математика и | Математика | 4 | 136 |
Искусство | Музыка | 1 | 34 |
Изобразительное искусство | 1 | 34 | |
Технология | Технология | 1 | 34 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 102 |
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | |
1В | 1Д | ||
Филология | Русский язык | 5 | 5 |
Литературное чтение | 4 | 4 | |
Иностранный язык (английский, немецкий) | |||
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | ||
Искусство | Музыка | 1 | 1 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | |
Технология | Технология (трудовое обучение) | 1 | 1 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 |
Итого | 21 | 21 | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | - | - | |
Математика | - | - | |
Технология (трудовое обучение) | - | - | |
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 21 | 21 |