Игра в шашки как средство развития интеллекта у старших дошкольников
Развитие интеллекта у старших дошкольников является очень важным и необходимым процессом. Поскольку посредством высокого интеллекта человек может решать любые задачи, осваивать нужные профессии, добиваться успехов. Знания, полученные дошкольником в этот период времени будут являться фундаментом для его развития в будущем. Поэтому очень важно правильно выстроить работу по приобретению навыков и умений именно в дошкольный период. Использование интеллектуальных игр позволяет перейти от традиционного процесса обучения к инновационной модели, способной вызвать интерес к обучению и развить интеллект у детей.
Игра в шашки является мощным инструментом развития интеллекта у старших дошкольников. Данная игра позволяет ребенку развивать логику и мышление, умение правильно принимать решения и находить выход в любой ситуации. Кроме того, такая игра тренирует смекалку, сообразительность, трудолюбие и настойчивость. Посредством игры в шашки можно развивать такие операции логического мышления, как рассуждение, сопоставление, сравнение, планирование, обобщение, классификация.
В действительности, чтобы научиться хорошо, играть в шашки требуется время и знания. Эта игра содержит много трудностей, тонкостей и необходимости глубины ее познания. Но именно такой процесс обеспечивает интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы научить дошкольников играть в шашки требует грамотный подход и профессионализм со стороны воспитателей. Данная задача является не простой, поскольку требует индивидуального подхода к каждому ребенку и объяснения ему правил игры. Поскольку все дети отличаются в уровне своего развития, у них может возникать недопонимание относительно правил игры, допущение ошибок, а в отдельных случаях даже пропадание интереса к игре. Следует понимать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять играть, они должны захотеть сами. В группе найдутся несколько активных детей, которые захотят поиграть в шашки. Смотря на них, остальные ребята также включатся в работу, и у них возникнет интерес. Процесс обучения правилам игры в шашки может принимать разные формы. Например, можно рассказать дошкольникам о правилах игры в виде сказки или стихотворения.
Ребята довольно легко и быстро овладевают секретами этой увлекательной игры. Игра в шашки может занять важное место в педагогическом процессе детского сада, ибо учит дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность.
Знакомя их с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить ребенку, что шашки– дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шашки– это каждодневный труд. Перед игрой необходимо провести беседу об общих правилах поведения во время шашечного поединка: надо играть не торопясь, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы мешаете другим.
Основная задача воспитателя: познакомить дошкольников со своеобразным миром шашек, привить им любовь к древней и мудрой игре. Часто задают вопрос: «Как играть с ребёнком?» Вопрос далеко не праздный. Можно сделать вид, что проиграл, но злоупотреблять этим не следует: дети могут привыкнуть к легким победам, и проигрыши, даже со сверстниками, будут восприниматься ими весьма болезненно. После игры следует разобрать с детьми их наиболее типичные ошибки. Нужно приучать детей из нескольких возможных ходов выбирать самый лучший, сильнейший в данной позиции.
Игра в шашки гениальна. Ёе можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра сближает родителей с ребенком. Шашечная игра – несложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальный уровень всей семьи.
Сама по себе игра в шашки не требует специальных приспособлений, она доступна в использовании. Для ее организации и проведения требуется шахматная доска, шашки и желающие играть.
Наиболее важными для дошкольника в шашках являются такие свойства, как сосредоточенность и устойчивость внимания. Сосредоточенность в равной степени необходима, как при восприятии, так и в запоминании, воспроизведении, деятельности мышления и воображения. Внимание шашиста проявляется особенно в тесной связи с мышлением и поэтому можно с полным правом говорить о преимущественно интеллектуальном характере внимания шашиста, которое носит ярко выраженный произвольный характер.
Для рассеянного и невнимательного ребёнка, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания развивающая за шашечной доской – драгоценное приобретение. Многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом их серьезного увлечения шашками несомненно являются следствием указанной особенности воздействия шашек на психику.
Для того чтобы шашечная игра получала все большую популярность и развивалась, следует позаботиться как самим воспитателям, так и родителям детей. Это предполагает проведение беседы с дошкольниками, ознакомление их с историей игры, создание познавательных стендов и макетов.
Кроме того, необходимо создавать все необходимые условия для развития и возможности проведения игры в шашки: обеспечение шашечными столами, досками и шашками, создание атмосферы психологического комфорта и т.д.
Можно сделать вывод, что практический опыт использования игры в шашки доказал свою эффективность и целесообразность применения с целью развития интеллекта у старших дошкольников.