СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

 

План:

  1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты.
  2. Направления и содержание  деятельности социального педагога в системе социальной защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

План:

  1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты детей.
  2. Направления и содержание  деятельности социального педагога в системе социальной защиты детей.

Деятельность социального педагога в системе социальной защиты детей.

Социальная защита – стратегия государственной политики Российской Федерации по поддержке наиболее незащищенных слоев населения (дети, инвалиды, пенсионеры, малоимущие и др.); система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в ней экономические и политические процессы.

Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально- правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба – система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющую в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.

В России действуют разнообразные социальные учреждения для детей и подростков. Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др.

Отличительной чертой подобного рода центров, комплексов, служб является выделение в их организационной структуре отделов социально-педагогического, социально-правового профиля. В штатное расписание этих учреждений вводятся ставки социальных педагогов, социальных работников, специализирующихся на работе с детьми и молодежью, инспекторов по охране детства.

В структуру центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба.

В структуре центров для детей и подростков имеются стационарное отделение и отделение дневного пребывания, где проводится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, образовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена деятельность социального педагога.

Центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке и др.

Таким образом, основное назначение социального педагога социальной сферы, работающего в центрах социального обслуживания семьи, детей и подростков, учреждениях социальной защиты населения, реабилитационных центрах является социально-педагогическая работа с семьей, детьми и подростками по оказанию им социально-педагогической помощи, поддержке, по консультированию и непосредственной воспитательной заботе.

Направления и содержание  деятельности социального педагога

 в системе социальной защиты детей.

Одно из направлений в работе социального педагога — организация досуговой деятельности детей, в процессе которой формируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и способности, что оказывает большое влияние на его социализацию.

Организуя досуг ребенка, социальный педагог влияет на его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, которые становятся своеобразным средством социального воспитания.

Для детей и подростков досуг представляет собой поле приобретения знаний и расширения собственного горизонта, развития интересов, способностей и талантов. Такое же большое значение имеет досуг для формирования социальных связей, качеств, чувств, собственной социальной позиции, освоения социальных ролей.

Социальный педагог по характеру своей деятельности должен иметь квалификацию педагога дополнительного образования. В структуре учреждения культуры может действовать служба социально-педагогической анимации и досуга, деятельность которой строится по следующим направлениям:

- участие в развитии социально-культурной среды, объединение и координация деятельности внешкольных, культурно-просветительных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени жителей данной территории, выяснения, обеспечения их культурных запросов;

- организация различных форм семейного отдыха, занятий физкультурой и спортом;

- возрождение народных традиций и культуры;

- организация совместного отдыха различных поколений, прежде всего родителей и детей;

- обустройство среды жизнедеятельности жителей территории в соответствии с их социально-культурными запросами и потребностями.

Также на базе учреждений образования могут работать социально-педагогические комплексы (СПК) - разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию. Обеспечивает целостность процесса социального воспитания детей с различными проблемами (одаренных, физически ослабленных, с умственными и физическими отклонениями, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т.п.), помогает созданию комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме, реализует правовую и экономическую защиту и социальную профилактику.

Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач социального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышения ее ответственности за воспитание детей, планомерное социально-культурное развитие микрорайона. В структуру СПК включены наряду с органами самоуправления различные секции, отделы, клубы и т.п. Практически в каждом СПК есть комнаты общения, работают группы продленного дня (не по классному, а по территориальному принципу, не с сорока учащимися одного класса, а с двадцатью детьми разного возраста, проживающими в одном доме), клубные неформальные объединения (их отличие от обычных кружков в разновозрастном составе групп, приближенности к месту проживания, с членами любительского объединения не просто проводятся занятия по интересующим их темам, но и организуется их жизнедеятельность. Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется в центрах досуга. Работа по организации семейного досуга социальным педагогом направлена на обогащение духовного мира семьи, развитие эстетических потребностей взрослых и детей. В совместном отдыхе и дети, и взрослые узнают друг друга лучше.

В семейном клубе семья получает поддержку в кризисной ситуации. Существует опыт создания при клубе семейного лектория, для него организуются группы — продолжительные или разовые. Программы лектория составляются в зависимости от контингента слушателей.

Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха подростков и юношества — летние лагеря различного профиля. Сегодня развернулись оздоровительно-воспитательные учреждения с различными программами отдыха: для одаренных детей и подростков, оборонно-спортивные лагеря для трудных подростков, лагеря патриотического воспитания, семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря скаутов и пионеров, лагеря мастер-школы, лагеря с дневным пребыванием, детские площадки, трудовые, исторические, лагеря фольклорных ремесел.

Работа социального педагога в летних воспитательно-оздоровительных лагерях имеет свои особенности — это: укрепление здоровья детей, отдых и воспитание в разнообразной увлекательной деятельности, организуемой на основе детского самоуправления. В лагерях отношения взрослых и детей строятся на основе взаимопонимания и сотрудничества. В лагерь собираются воспитанники разного возраста и социального положения (в том числе дети из приютов, детских домов, школ-интернатов, из многодетных семей, из семей социальной «группы риска»). Все это предполагает очень хорошую подготовленность социального педагогах к работе в летнем воспитательно-оздоровительном учреждении. Он должен знать нормы питания, инструкции по организации многодневных походов, игр и купания, по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи