Различия между преподаваемыми в университете теоретическими дисциплинами обучения младших школьников и реальностью, которая ожидает выпускников педагогических вузов на практике

Юдина Анна Сергеевна

В статье рассматриваются различия между понятиями преподаваниями в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Освещаются ключевые особенности обучения в школе и университете и содержат советы, которые могут помочь при переходе от предыдущего опыта к обучению в университете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юдина Анна Сергеевна,

Московский государственный областной университет

Различия между преподаваемыми в университете теоретическими дисциплинами обучения младших школьников и реальностью, которая ожидает выпускников педагогических вузов на практике

Аннотация: В статье рассматриваются различия между понятиями преподаваниями в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Освещаются ключевые особенности обучения в школе и университете и содержат советы, которые могут помочь при переходе от предыдущего опыта к обучению в университете.

Ключевые слова: преподавание, университет, школа.

        

Выпускник педагогического вуза, поступив на работу по специальности, начинает использовать полученные в ходе обучения знания и практические навыки в своей повседневной работе. Однако по пути он сталкивается с множеством проблем. С какими проблемами сталкиваются на практике выпускники педагогических вузов: управление собственным психическим состоянием на уроках, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми , выбор подходящей работы, общение с родителями и т. д.

И. Д. Лушников приводит в своем исследовании следующие данные: 45% молодых учителей не уверены, стоит ли решать повседневные организационные проблемы. От 41% до 44% выпускников педагогических вузов не испытывают удовлетворения началом самостоятельной работы. Из 500 опрошенных молодых учителей 47% были несколько разочарованы своей работой. 18% и более начинающих преподавателей полностью недовольны общением со школьниками, а 63% выпускников плохо разбираются в методиках и технологиях обучения и воспитания. Из 1200 опрошенных учителей 29,5% нейтрально или даже враждебно относятся к педагогической работе, 32% новых учителей не занимаются самообразованием. Доказано, что лишь небольшая часть (до 7%) новичков вовлекается в работу без проблем [3].

Почему при вузовской подготовке начинающий учитель сталкивается с множеством проблем? Наблюдается тенденция: та сторона профессиональной деятельности, ослабленная в работе начинающих учителей, обычно остается недоразвитой в деятельности опытных учителей. Отсутствие мастерства в период адаптации никогда не может стать достоянием учителя. Более того, отсутствие адаптации учителя на начальном этапе профессиональной деятельности может сказаться на всей его дальнейшей работе.

Очень часто ожидания молодого учителя не соответствуют действительности. Начинающий специалист полон энтузиазма, новаторских идей, готовности делиться своими знаниями со школьниками, прививая им страсть к обучению и познанию нового. Однако на практике очень часто молодой учитель сталкивается с нежеланием некоторых учеников внимательно слушать во время уроков, делать домашние задания, соблюдать дисциплину.

Авторитарный подход по-прежнему характерен для педагогических наук. Приказная педагогика-без опоры на потребности детей и учителей - всегда была, есть и будет неэффективной и бесплодной, потому что она основана на психологическом давлении. А в университетских учебниках нет подробных методик познавательной или другой деятельности детей. Учителей не учат создавать благоприятные условия для воспитания детей. Но эти знания необходимы, как и знание структуры и проблем функционирования школьного организма. Для этого необходимо вернуть в педагогический университет полноценные курсы, посвященные изучению школьников, дошкольников и их благоприятных условий.

Качество работы выпускников педагогических вузов зависит не только от того, овладел ли он теорией и методикой обучения и воспитания школьников, но и от его собственной воспитанности. Поведение учителя- это мощный фактор, влияющий на развитие обучения и особенно на воспитание школьников. Поэтому воспитание будущих учителей- важнейшая задача педагогического вуза. Но, к сожалению, она далеко не всегда профессионально решается вузовским руководством и преподавателями.

Как же преодолеть противоречия и справиться с возникающими трудностями? Школы и вузы могут влиять на объем и качество обучения для всех учащихся. Убеждения, практики и установки учителя и педагога важны для понимания и совершенствования образовательных процессов. Но, тем не менее, отличаются друг от друга.

В обучении при подготовке бакалавров и магистров могут возникать проблемы, связанные с нехваткой или несоответствием учебно-методической литературы. Но основная проблема состоит в отсутствии представления, как применять теоретические знания на практике.

Опыт работы на рабочем месте в школе знакомит молодых людей с миром труда и является ценной и существенной частью их образования. Возможность получить опыт работы дает студентам возможность узнать о своих правах и обязанностях и создать осведомленность об общих рисках и опасностях на рабочем месте. Это уравновешивается тем фактом, что молодые и неопытные работники могут быть незнакомы с рабочей средой, не знают о рисках или не имеют достаточной зрелости. Они также могут быть более восприимчивы к конкретным опасностям, менее осведомлены, чем более опытные работники, о своих правах и обязанностях на рабочем месте и могут не иметь уверенности в том, чтобы говорить о проблемах здоровья и безопасности, которые их затрагивают. Поэтому важно, чтобы студенты приобрели навыки в преподавании до выпуска [2].

Высшим учебным заведениям стоит уделять должное внимание практическим навыкам будущих выпускников. Одним из методов совершенствования знаний студентами является педагогическая практика. Ее задачами являются:

  • формирование профессиональных компетенций в области педагогической деятельности;
  • формирование навыков проведения занятий по учебным дисциплинам в средних общеобразовательных учреждениях;
  • формирование навыков подготовки учебно-методических материалов по отдельным дисциплинам [4].

Педагогическая практика является кульминационной точкой, где отношения между тремя основными игроками: университетским руководителем, принимающим преподавателем и начинающим преподавателем. Они взаимодействуют, чтобы определить качество опыта, который будет забирать начинающее преподавание. Именно педагогической практике в вузах должно быть уделено значительное внимание, поскольку она содействует закреплению у студентов учебных знаний и умений в области педагогики.

Практика становится основой, на которой начинающий учитель, получив диплом и получив работу, строит свою профессиональную идентичность. В качестве решения проблемы может быть предложена совместная практика студентов и преподавателей во время обучения: после освоения теоретического курса, сначала сам преподаватель показывает, как это делается именно в школе, и только потом студент преподает на практике. Поэтому необходимо, чтобы начинающие преподаватели работали в паре с компетентными, знающими и заинтересованными университетскими руководителями, чтобы помочь им взять на себя весь спектр обязанностей преподавателя в течение этого практического периода обучения.

Литература:

1. Кочухова Е.С. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования, 2020. – № 2. – С. 278-280.

2. Кузьмина А.П. Методологическое обоснование социально-педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С.261-263.

3. Лушников И.Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститута / И. Д. Лушников. - М.: Прометей, 1991. - 204 с.

4. Щур С.Н., Беляева Н.П.  Педагогическая практика студентов: организационный аспект // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2014. – № 2 (43). – С. 80-83.