Формы обучения младших школьников и их характеристика
В презентации рассматривается форма обучения как дидактическая категория, происхождение форм обучения, их виды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы обучения младших школьников и их характеристика | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие формы обучения Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников процесса и др.
Понятие формы обучения Выделяют такие формы обучения: индивидуальные групповые фронтальные коллективные парные аудиторные и внеаудиторные классные и внеклассные, школьные и внешкольные
Понятие формы обучения Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником. В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
Понятие формы обучения Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.
Понятие формы обучения При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками. Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные , классные и внеклассные , школьные и внешкольны е , связаны с местом проведения занятий.
Происхождение форм обучения Индивидуальное обучение - была единственной в античное время, в период Средневековья, а в некоторых странах широко использовалась до XVIII века. Индивидуально-групповая форма организации обучения
Концепция коллективного обучения детей (16в.), применялась в братских школах Белоруссии и Украины Братские школы - учебные заведения, создававшиеся православными братствами и были открыты в Бресте(1591), Могилёве(1590—1592), Минске(1612), Полоцке(1633), Вильнюс В этих школах доминировал катехизический метод преподавания , построенный на вопросах и ответах. В дидактических целях устраивались театральные представления, в братских школах предусматривалась организация хора и музыкальное образование.
Классно-урочная система обучения (17 в.) учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс , который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию . Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
основной единицей занятий является урок ; работой учащихся на уроке руководит учитель , он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.
Белл-ланкастерская система обучения 1798г Цель: увеличение количества обучаемых одним учителем Это система взаимного обучения, при которой старшие и более успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися Применялась: Индия, Англия. В начале 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый способ распространения грамоты
Батавская система обучения конец 19в. начало 20 в. Работа учителя делилась на две части: Первая часть — это урочная работа с классом в целом, вторая — индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждались в таких занятиях; либо для того, чтобы не отставать от общепринятых норм, либо с теми, кто изъявлял желание углубить свои знания, т.е. с теми, кто отличался сравнительно развитыми способностями.
Маннгеймская система обучения – возникает одновременно с Батавской в Европе (г.Мангейм) Основатель этой системы Йозеф Зиккенгер Учащиеся распределялись по классам на слабых, средних и сильных. Элементы этой системы сохранились и сегодня в практике работы современной школы в Австралии, США и Англии. В России создаются специализированные школы, классы коррекции
Дальтон-план – форма индивидуализированного обучения , впервые примененная учительницей Еленой Паркхерст в первом десятилетии XX в. в городе Дальтон (штат Массачусетс). Ее же нередко именуют лабораторной или системой мастерских . Классы как таковые заменяются лабораториями или предметными мастерскими, уроки отменяются, отменяются объяснения учителем нового материала. Ученик занимается в лабораториях или мастерских индивидуально на основе полученного задания от учителя и при необходимости обращается за помощью к учителю, который постоянно находится в этих лабораториях и мастерских. Задания выдавались учащимся на год в самом начале учебного года по каждому предмету. Годовые задания затем конкретизировались в виде заданий по месяцам, и учащиеся отчитывались по ним в установленные сроки.
Коллективный способ обучения – КСО Разработчик: А.Г.Ривин 20-ые г. 20 века Основа: работа учащихся друг с другом ( в парах, в группах). Метод обучения: организованный диалог. Занятия проводились без уроков и расписания. Полностью на КСО не перешла ни одна школа, но элементы этой формы обучения используются во многих современных школах, называя их «Методом Ривина»
Спасибо за внимание!