Особенности диагностического направления коррекционно-развивающей деятельности и мониторинг эффективности работы учителя-дефектолога

Наталья Звонцова

Данный информационный материал может быть полезен для коррекционных педагогов, заинтересованных и ориентированных на целенаправленное обучение и развитие детей с ОВЗ или относящихся к «группе риска» и остро нуждающихся в особых способах психолого-педагогического и коррекционного воздействия, направленного на активизацию их познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_i_monitoring_raboti_defectologa_zvontsova.n.a.docx182.19 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности диагностического направления коррекционно-развивающей деятельности

и мониторинг эффективности работы учителя-дефектолога

Автор: Звонцова Наталья Александровна - учитель-дефектолог отделения социальной диагностики и разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних СПБ ГБУ СРЦН « Прометей» Московского района города федерального значения Санкт-Петербург.

Описание: данный информационный материал может быть полезен для коррекционных педагогов, заинтересованных и ориентированных на целенаправленное обучение и развитие детей с ОВЗ или относящихся к «группе риска» и остро нуждающихся в особых способах психолого-педагогического и коррекционного воздействия, направленного на активизацию их познавательной деятельности.

Деятельность учителя-дефектолога в первую очередь направлена на коррекцию познавательного развития и восстановление нарушенных когнитивных функций ребенка в динамике образовательного процесса.

Существует мнение, что в своей работе учитель-дефектолог специализируется на детях, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не так.

Работа учителя-дефектолога строится на принципах системы коррекционно-развивающего обучения (КРО), которая позволяет решать в том числе задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Учитель-дефектолог проводит занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, пополнению активного словарного запаса, обучению грамоте, чтению, конструированию, ориентировке в пространстве.

Коррекция имеющихся недостатков развития при этом соотносится с уровнем сформированности универсальных учебных действий (УУД) (=это способность обучающегося успешно и самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться) по учебным предметам. Результативность работы определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала по основным предметам.

Основными целями своих коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками я вижу в:

- создании положительной мотивации к обучению,

- в своевременном выявлении и классификации учебных трудностей ребенка,

- восполнении дефицита общих учебных знаний и представлений о мире,

- в устранении разрыва между обучением и развитием.

В соответствии с указанными целями можно выделить основные направления моей деятельности, которые являются обязательными и постоянными:

1. диагностическое,

2. коррекционное-развивающее,

3. организационно-методическое,

4. консультативно-просветительское,

5. аналитическое.

Среди перечисленных направлений приоритетными в работе учителя-дефектолога являются, конечно, диагностическое и коррекционно-развивающее. На них хотелось бы остановиться подробнее.

Индивидуальные и групповые комбинированные занятия учителя-дефектолога проводятся с воспитанниками 3 раза в неделю, время каждого занятия зависит от возраста (по СанПиН 2.4.1.3049-13) и индивидуальных возможностей каждого из детей (но не более 45 минут). В группы распределяются дети со схожими образовательными потребностями и уровнем развития. Количество детей в группах составляет 6 человек, но может варьироваться в зависимости от степени выраженности нарушений в меньшую сторону. Комбинированное занятие подразумевают сочетание различных видов образовательной деятельности и выполнения нескольких дидактических задач в одном занятии, например: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование элементарных математических представлений (ФЭМП), развитие мелкой моторики и графических навыков, коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы и формирование социальных навыков.

Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на школьном уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения и сопоставление заданных предметов с выделением общего признака, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

Психолого-педагогическая диагностика учителем-дефектологом проводится в 3 этапа и позволяет определить специфические образовательные потребности ребенка, спрогнозировать возможный уровень обучения и успеваемости, указывает основные направления предстоящей коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающее обучение проводится для детей разных возрастных категорий: для дошкольников и младших школьников (детей в возрасте от 4 до 12 лет). Коррекционно-развивающая работа в каждом возрастном периоде представлена в разных организационных формах, имеет свою специфику, направлена на решение различных задач.

В процессе дефектологической диагностики выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии воспитанника без точной квалификации их характера, глубины и без постановки медицинских диагнозов. Первоочередная задача - выявление индивидуальных особенностей ребенка, т. е. тех характеристик познавательной и учебной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, внимания, мышления, восприятия, поведения, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации коррекционно-развивающей работы с ним.

Очень важна процедура проведения обследования. Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, при отсутствии шума и посторонних людей, общение – легкое, голос негромкий. Если ребенок не сразу выполнил тест, следует повторить его, дать инструкцию другими словами, если опять не получается – дать образец выполнения.

При обследовании обязательны перерывы для активного или пассивного отдыха. При активном отдыхе возможны: двигательные упражнения, рисование, игра. При пассивном – ребенку можно сказать: «Отдохни», – и понаблюдать за его отдыхом (незаметно).

Необходимы также:

1.        Создание интереса у ребенка к обследованию и материалу. (Отсутствие интереса может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка);

2.        Создание атмосферы сотрудничества и контакта с ребенком;

3.        Создание нормальной речевой среды: исследование должно идти на фоне «немногословия» педагога.

Диагностические задания и упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях должны широко использоваться различные виды помощи – от стимулирующей до прямой организующей и как можно больше наглядного материала.

Все данные, полученные в ходе психолого-педагогической диагностики заносятся в протоколы дефектологического обследования и индивидуального сопровождения воспитанника и оцениваются по 4-х бальной шкале (с учетом содержания и качества деятельности ребенка), с целью определения динамики развития при соотнесении показателей на момент зачисления воспитанника в учреждение и спустя, в среднем, полгода (срок действия социального обслуживания).

Оценка маркера

(баллы)

Критерии оценивания мониторинга эффективности коррекционной работы

(уровень сформированности оцениваемого навыка/знания/умения):

3

Оптимальный уровень развития (навык сформирован).

Ребенок выполняет предложенные задания преимущественно самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

2

Достаточный уровень развития (навык преимущественно сформирован).

Ребенок выполняет предложенные задания с частичной помощью взрослого; способен переносить показанный способ действия на аналогичные задания.

1

Тревожный уровень развития (навык в стадии формирования).

Ребенок не может выполнить большинство предложенных заданий с организующей помощью взрослого и пошаговой инструкцией.

Однако помощь взрослого принимает без агрессии или негативизма.

0

Критический уровень развития (навык не сформирован).

Ребенок не может и не хочет выполнять предложенные задания.

Помощь взрослого отрицается полностью или частично, присутствуют агрессия, негативизм или намеренное игнорирование и отстранённое поведение.

Основной критерий оценки – правильность и степень самостоятельности выполнения задания ребенком, умение принимать и использовать помощь педагога.

Данная шкала оценок позволяет учителю-дефектологу учитывать принцип динамического характера педагогической диагностики - выявление «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка (по Л. С. Выготскому).

Все оценки (баллы) заносятся в Протоколы обследования и рассчитываются математически (пропорцией) в процентах, что позволяет выстраивать наглядные диаграммы уровня развития навыков и умений на момент зачисления воспитанников и на момент завершения их прохождения социального обслуживания в центре.

Рассмотрим наглядный пример на заполненном бланке результатов диагностики воспитанницы 10 лет, Софии К.:        

Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, логопедическими, педагогическими данными и обсуждаются в процессе междисциплинарного взаимодействия специалистов центра.

На основе результатов проведенного диагностического обследования разрабатывается стратегия коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, основная задача которой, во-первых, помочь детям овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, а во-вторых, создавать адекватные условия воспитания и обучения во время их нахождения на социальном обслуживании, позволяющие предупредить дезадаптацию детей «группы риска» в условиях посещения массового общеобразовательного учреждения.