Анализ Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста

Носова Юлия Викторовна

Данный материал может быть полезен студентам педагогических ВУЗов и педагогам ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ выполнил: Носова Ю. В.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для диагностических групп детей

раннего и дошкольного возраста

Авторы данной Программы не указаны, есть информация, что «одобрена решением от 02.06.2020».  Программа, в соответствии со структурой, состоит из целевого, содержательного и организационного разделов. Программа адресована всем субъектам образовательного процесса, участвующим в обучении и воспитании детей до периода школьного обучения, протекающего как в групповой, так и в индивидуальной форме. Программа реализуется для детей с нарушениями развития в связи с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья и рассчитана на организацию диагностических групп детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы распределен последовательно в соответствии с возрастными этапами; включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). Так же, в Программе представлен диагностический блок, содержание которого направлено на выявление уровня социальной компетентности ребенка, зоны его ближайшего развития в этом направлении, психологических достижений развития, позволяющих воспитаннику овладеть средствами общения, способами усвоения общественного опыта в целях его адаптации и включения в коллектив сверстников. В Организационном разделе представлены условия, в том числе материально-техническое и методическое обеспечение реализации Программы, распорядок и режим дня, особенности создания и организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды, а также кадровые и финансовые условия реализации Программы. В целевом разделе в пункте 1.1.3. Варианты развития детей, которым рекомендована программа, описаны специфические особенности психического развития детей в младенческом и раннем возрасте и приведены примеры из практики, на которые можно опираться при принятии решения о посещении ребенком данной группы.

В Программе, в связи с ее направленностью, в каждой из пяти образовательных областей выделены основные направления по работе с детьми. Так, в области «Социально-коммуникативное развитие» выделены следующие направления:

 социальное развитие,

 коммуникативное развитие,

 обучение игре,

 воспитание самостоятельности.

Познавательное развитие включает следующие направления педагогической работы:

 развитие внимания и памяти,

 сенсорное развитие,

 формирование мышления,

 формирование элементарных количественных представлений,

 ознакомление с окружающим.
         В образовательной области «Речевое развитие» в Программе выделены следующие направления педагогической работы:

 развитие слухового внимания и фонематического слуха,

 расширение понимания обращенной речи,

 расширение и уточнение словаря,

 активизация фразовой речи,

 формирование грамматического строя речи,

 коррекция нарушения звукопроизношения,

 подготовка к обучению грамоте (анализ слова и формирование графических умений).

В области «Художественно-эстетическое развитие» педагогическая работа проводится по следующим направлениям:

 музыкальное воспитание, развитие музыкально-ритмических движений,

театрализованная деятельность,

 ознакомление с художественной литературой;

 формирование продуктивных видов деятельности,

 эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
          В области «Физическое развитие» выделены два основных направления:

 физическое воспитание,

 формирование представлений о здоровом образе жизни

Таким образом, работа по всем образовательным областям реализуется полно и комплексно, при этом учитывая возрастные особенности детей, их индивидуальные особенности, а также возможности здоровья каждого воспитанника.

Одной из основных образовательных задач Программы является

индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в Программе уделяется:

 поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов,

инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;

 ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей,

методами, средствами и формами их реализации;

 согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка;

 учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.
          В содержательном разделе Программы находится пункт 2.6, в котором приведена диагностическая программа, основывающаяся на современных достижениях отечественной психодиагностики, а также детской и специальной психологии, коррекционной педагогики.

Диагностическая программа состоит из 3-х направлений:

 выявление индивидуально-психологических особенностей развития и

поведения ребенка,

 определение зоны его актуального и ближайшего развития в выделенных

областях,

 изучение состояния речи воспитанника.

Каждое из этих направлений имеет конкретные цели, задачи, методы и

инструментарий.

В организационном разделе Программы авторы сделали акцент на необходимости соблюдения режима дня, организации работы и пространства для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников, профессиональном развитии специалистов, открытости и вариативности дошкольного образования, и указали на необходимость участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, для чего в режиме дня выделено время, чтобы родители и специалисты могли общаться.

Подробно ознакомившись с Программой, можно сделать вывод, что она направлена на изучение особых образовательных потребностей каждого ребенка, учет его индивидуального темпа усвоения нового материала и коррекцию, и предупреждение вторичных отклонений в развитии.