Анализ Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста
Данный материал может быть полезен студентам педагогических ВУЗов и педагогам ДОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анализ выполнил: Носова Ю. В.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для диагностических групп детей
раннего и дошкольного возраста
Авторы данной Программы не указаны, есть информация, что «одобрена решением от 02.06.2020». Программа, в соответствии со структурой, состоит из целевого, содержательного и организационного разделов. Программа адресована всем субъектам образовательного процесса, участвующим в обучении и воспитании детей до периода школьного обучения, протекающего как в групповой, так и в индивидуальной форме. Программа реализуется для детей с нарушениями развития в связи с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья и рассчитана на организацию диагностических групп детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы распределен последовательно в соответствии с возрастными этапами; включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). Так же, в Программе представлен диагностический блок, содержание которого направлено на выявление уровня социальной компетентности ребенка, зоны его ближайшего развития в этом направлении, психологических достижений развития, позволяющих воспитаннику овладеть средствами общения, способами усвоения общественного опыта в целях его адаптации и включения в коллектив сверстников. В Организационном разделе представлены условия, в том числе материально-техническое и методическое обеспечение реализации Программы, распорядок и режим дня, особенности создания и организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды, а также кадровые и финансовые условия реализации Программы. В целевом разделе в пункте 1.1.3. Варианты развития детей, которым рекомендована программа, описаны специфические особенности психического развития детей в младенческом и раннем возрасте и приведены примеры из практики, на которые можно опираться при принятии решения о посещении ребенком данной группы.
В Программе, в связи с ее направленностью, в каждой из пяти образовательных областей выделены основные направления по работе с детьми. Так, в области «Социально-коммуникативное развитие» выделены следующие направления:
социальное развитие,
коммуникативное развитие,
обучение игре,
воспитание самостоятельности.
Познавательное развитие включает следующие направления педагогической работы:
развитие внимания и памяти,
сенсорное развитие,
формирование мышления,
формирование элементарных количественных представлений,
ознакомление с окружающим.
В образовательной области «Речевое развитие» в Программе выделены следующие направления педагогической работы:
развитие слухового внимания и фонематического слуха,
расширение понимания обращенной речи,
расширение и уточнение словаря,
активизация фразовой речи,
формирование грамматического строя речи,
коррекция нарушения звукопроизношения,
подготовка к обучению грамоте (анализ слова и формирование графических умений).
В области «Художественно-эстетическое развитие» педагогическая работа проводится по следующим направлениям:
музыкальное воспитание, развитие музыкально-ритмических движений,
театрализованная деятельность,
ознакомление с художественной литературой;
формирование продуктивных видов деятельности,
эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
В области «Физическое развитие» выделены два основных направления:
физическое воспитание,
формирование представлений о здоровом образе жизни
Таким образом, работа по всем образовательным областям реализуется полно и комплексно, при этом учитывая возрастные особенности детей, их индивидуальные особенности, а также возможности здоровья каждого воспитанника.
Одной из основных образовательных задач Программы является
индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в Программе уделяется:
поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов,
инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей,
методами, средствами и формами их реализации;
согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка;
учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.
В содержательном разделе Программы находится пункт 2.6, в котором приведена диагностическая программа, основывающаяся на современных достижениях отечественной психодиагностики, а также детской и специальной психологии, коррекционной педагогики.
Диагностическая программа состоит из 3-х направлений:
выявление индивидуально-психологических особенностей развития и
поведения ребенка,
определение зоны его актуального и ближайшего развития в выделенных
областях,
изучение состояния речи воспитанника.
Каждое из этих направлений имеет конкретные цели, задачи, методы и
инструментарий.
В организационном разделе Программы авторы сделали акцент на необходимости соблюдения режима дня, организации работы и пространства для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников, профессиональном развитии специалистов, открытости и вариативности дошкольного образования, и указали на необходимость участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, для чего в режиме дня выделено время, чтобы родители и специалисты могли общаться.
Подробно ознакомившись с Программой, можно сделать вывод, что она направлена на изучение особых образовательных потребностей каждого ребенка, учет его индивидуального темпа усвоения нового материала и коррекцию, и предупреждение вторичных отклонений в развитии.