Диагностика по духовно - нравственному воспитанию
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnyy_srez.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 82»
Диагностика по духовно -нравственному воспитанию
Провела и анализировала воспитатель:
Шестакова Оксана Сергеевна
Чита 2022
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то, кто!
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.
Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей. В рамках подготовки к педагогическому совету по духовно нравственному воспитанию был проведен контрольный срез, с результатами и выводами предлагаю ознакомится ниже.
Аналитическая справка
по итогам контрольного среза формирования основ духовно-нравственного развития детей
3-6 лет на начало 2022учебного года.
Провела и составила анализ воспитатель: Шестакова О.С.
Количество опрошенных детей 20 человек, что составляет 16% от общего количества детей в контрольных группах.
Цель диагностики: Получение объективной информации о состоянии и динамике формирования основ духовно-нравственного развития детей 3-6 лет.
Форма организации мониторинга– диагностическая карта (контрольный срез)
Инструментарий: диагностическая беседа; диагностическая карта;
Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой,
Н. В. Микляевой «Мониторинг духовно - нравственного воспитания в детском саду и начальной школе».
Уровни оценки усвоения материала духовно - нравственному по воспитанию:
3 балла - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.
2 балла - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.
1 балл - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях, окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.
0 баллов – не знает, не осведомлен, не называет, тема не вызывает интереса, не понимает своего места в мире, не знает нравственных образцов в жизни.
В рамках контрольного среза был проведен опрос среди детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста в количестве 20 человека по заданному направлению, была предложена диагностическая карта с 10 вопросами. (практически каждый вопрос был подкреплен иллюстрированным материалом, для того что бы детям было полегче сориентироваться в незнакомой для них обстановке)
Диагностическая карта по духовно - нравственному воспитанию детей
Воспитатель: _____________________________
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | 1. Может назвать название города, в котором живет | 2. Знает домашний адрес, называет микрорайон в котором находится детский сад. | 3. Может назвать некоторые достопримечательности родного города. | 4. Может назвать предметы русского быта, жилище человека | 5. Знает свои имя фамилию отчество, имена, фамилии отчества родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение. | 6. Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России | 7. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе | 8. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается | 9. Умеет заботиться о близких. Проявляет дружелюбия. | 10. Имеет представление о профессиях и труде взрослых. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
29 - 33 баллов - высокий уровень 13 - 28 баллов - средний уровень 1 – 12 баллов - низкий уровень
В результате диагностики получены следующие результаты:
Высокий уровень - у 5% это 1 ребенок, который проявлял эмоциональные реакции адекватные, яркие, так же проявлял свои эмоции в мимике, жестикуляции. Называл нравственные нормы и правильно оценивал поведение, предлагаемое на картинках. Мотивировал свой выбор осознанно.
Средний уровень - у 60% это 12 детей, которые так же проявляли эмоциональные реакции, но выражены они были менее слабо. Также называют нравственные нормы и правильно оценивают поведение, предлагаемое на картинках, но без мотивированного объяснения.
Низкий уровень - развития нравственных норм оказался у 35% (7 человек) из количества диагностируемых. Дети не могли оценить поступки, указанные на предлагаемых картинках. Не смогли сформулировать нравственную норму.
Большинство воспитанников глубоко осознают нравственную норму, применяя ее в повседневной жизни. Умеют дать оценку тому или иному поступку. Также остается большое количество воспитанников, которым нужна помощь в осознании нравственных норм, умение отличать плохие поступки от хороших, также учить детей мотивировать свой выбор. Не все ребята могут дать оценку своим действиям и поступкам. Но проявляют усидчивость и старания.
Уровень | |
Высокий | 1 человек- 5% |
Средний | 12 человек- 60 % |
Низкий | 7 человек 35% |
Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает:
- средний уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе.
- с удовольствием рассказывают о семье и своем близком окружении;
- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;
- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;
- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.
Рекомендации и предложения. Педагогам использовать данную методику в изучении знаний каждого ребенка в закрепленной за ним группе, по результатам создать индивидуальную образовательную траекторию для детей с недостаточным уровнем развития. Больше уделять внимания по формированию у детей представлений о малых народных формах, о мудрых людях через чтение сказок, рассказов, рассматривание картин, чтение пословиц, проведении бесед, формирование правильной самооценки, проводить работу с детьми по освоению духовно-нравственных и музыкально-художественной, чтения)
Ответы детей:
Изба (игрушечный домик, деревня, дворец, дом у бабы)
Лапти (валенки, тапки, туфельки)
Кувшин (банка с цветами, ваза, деревянная ваза, мед, древняя ваза)
Коромысла (вода, приспособление носить воду, ведра, весы)
Прялка (велосипед, карусель, древний театр, шитье и большая часть детей затруднялись ответить)
Карета - вагон
Флаг России знает большая часть деток, а некоторые просто называют его цвета, флаг и герб Забайкальского края назвал один ребенок. Один ребенок сказал это папина работа.
Достопримечательности города: все дети знают парк аттракционов, но при этом не знают его правильное название, Храм (остановка до поезда, Россия, Москва, Кремль),
Площадь Ленина знает большинство детей, есть и те, кто не знает совсем, один ребенок ответил Сенная падь.
Мемориал трудовой и боевой славы: Япония.
Шахматный парк назвали 2 деток и даже пояснили для чего туда ходят.
Праздники России: Новый год знают все, Рождество Христово – храмский праздник, скушные дела,
9 мая - праздник немцев и солдат, день победы над Украиной у большинства детей перепутались понятия День победы и СВО на Украине.
8 марта – день девушек, праздник цветов.
Профессии Швея (Шьюн, Шьемник)
Парикмахер – подстригатель.
На вопрос для чего ходят на работу? Почти все дети отвечают заработать деньги на сладости и продукты.
На вопрос где работает мама? ребенок ответил на работе, она модельер шьет дома.
На вопрос кем ты хотел бы стать, когда вырастишь? Хочу быть кофейничком и работать в кафе.
Профессия воспитатель (картинка) многие отвечали – мама.
- Мне нравится (1)