Возрастные особенности восприятия учащимися литературных произведений.

Тюсикова Наталья Викторовна

В младенчестве (от рождения до одного года жизни), общение как ведущая деятельность. Общение ребенка со взрослым начинается задолго до того, как ребенок начинает самостоятельно манипулировать предметами. Речь и действия матери оказываются взаимосвязаны для ребенка. Колыбельная песни и покой, сон, пеленание и ласковые приговоры матери.

Ранее детство: от 1 года до 3-х лет, происходит переход к собственно предметным действиям, одновременно интенсивно развиваются вербальные (то есть словесные) формы общения ребенка со взрослым. Общение включается в процесс развития вместе с предметной деятельностью.

Дошкольный возраст: от 3-х до 6-7-ти лет. Детство, можно сказать, насыщено эстетическими переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгом. Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом. Это любовь к музыке, сказке, рисованию, лепке, танцам, сценическим представлениям. Он не знает сосредоточенности на одном-двух видах искусств, он любит все виды искусств. Для детей, как и для первобытного человека или для настоящего художника вся природа жива, полна жизни. Это чувство жизни нуждается в интеллектуальном оформлении, чему отвечают сказки (наделение предметов, животных речью, эмоциями и т.п.). Сказка – это и работа фантазии. В этом возрасте ведущей деятельностью становится игра. Воображение ребенка складывается в игре. Сказка есть не что иное, как фабула игры. Слушая сказку, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движения. Сказка не есть для ребенка чистая выдумка, герои сказки живут своей особой жизнью. По мере развития игр, роста сказочного материала все яснее становится для ребенка различие мира «воображаемого» и действительного....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности восприятия учащимися литературных

произведений.

В младенчестве (от рождения до одного года жизни), общение как ведущая деятельность. Общение ребенка со взрослым начинается задолго до того, как ребенок начинает самостоятельно манипулировать предметами. Речь и действия матери оказываются взаимосвязаны для ребенка. Колыбельная песни и покой, сон, пеленание и ласковые приговоры матери.

Ранее детство: от 1 года до 3-х лет, происходит переход к собственно предметным действиям, одновременно интенсивно развиваются вербальные (то есть словесные) формы общения ребенка со взрослым. Общение включается в процесс развития вместе с предметной деятельностью.

Дошкольный возраст: от 3-х до 6-7-ти лет. Детство, можно сказать, насыщено эстетическими переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгом. Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом. Это любовь к музыке, сказке, рисованию, лепке, танцам, сценическим представлениям. Он не знает сосредоточенности на одном-двух видах искусств, он любит все виды искусств. Для детей, как и для первобытного человека или для настоящего художника вся природа жива, полна жизни. Это чувство жизни нуждается в интеллектуальном оформлении, чему отвечают сказки (наделение предметов, животных речью, эмоциями и т.п.). Сказка – это и работа фантазии. В этом возрасте ведущей деятельностью становится игра. Воображение ребенка складывается в игре. Сказка есть не что иное, как фабула игры. Слушая сказку, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движения. Сказка не есть для ребенка чистая выдумка, герои сказки живут своей особой жизнью. По мере развития игр, роста сказочного материала все яснее становится для ребенка различие мира «воображаемого» и действительного.

Младший школьный возраст: от 6-7-ми до 10-11-ти лет.

Подготовительный этап (1 класс) – овладевает техникой чтения, совершенствование навыка чтения, умения самостоятельно работать с книгой.

Начальный этап (2 класс) – совершенствование читательской самостоятельности, развитие оперативной памяти, формирование оптимальной скорости чтения.

Основной этап (3 класс) – формирование навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний, формирование умения извлекать из текстов интересующую и полезную информацию, работать с разными источниками информации.

Заключительный этап (4 класс) – формирование у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать, совершенствования умения извлекать из текста интересную и полезную информацию, работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)