«Домострой» о воспитании детей.
«Домострой»
1547
«Домострой» (полное название: «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»). Этот свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
Различных методик воспитания в те времена не знали. Вера православная была незыблема, а значит, всякая семья без исключения придерживалась церковного календаря, а заповеди Божии служили нормой поведения. А чтобы народу жилось еще проще, в середине XVI века появляются особые книги, которые строго регламентируют весь жизненный уклад. Это «Великие Четьи-Минеи», «Стоглав» и «Домострой». «Великие Четьи-Минеи» представляли собой 12-томное собрание чтений на каждый месяц и день года, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. Семья усаживалась за стол, и хозяин принимался за чтение очередного текста из книги – оригинального или переводного. В «Стоглаве» – книге, состоящей из 100 глав, были обобщены основные нормы обрядности и церковного культа. Ну а «Домострой» регламентировал повседневный быт...
Как детей своих
воспитать в поучениях разных
и в страхе Божьем
А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих всеми силами: обеспечить их и воспитать в доброй науке, учить страху Божию и вежливости, и всякому благочинию, а со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отцу — сыновей, а матери — дочерей, кто к чему пригоден, какие кому Бог способности даст. Любите и берегите их, но и страхом спасайте, поучая и наказывая, а то, рассудив, и телесно наказывайте. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха детей своих, как зеницу ока и как свою душу — вот что должны родители. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах сами родители ответ дадут в день Страшного Суда. Если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, имению убыток, а себе самим скорбь, и судьи продажные тут как тут, и срамота. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, чада воспитаны в страхе Божьем и в добром наставлении, и научены всякому уму да разуму, и вежливости, и ремеслу, и рукоделию, — те чада вместе с родителями своими Богом будут помилованы, и священниками благословляемы, и от добрых людей похвалы услышат, а придут в возраст совершенный — добрые люди с радостью и с благодарением сыновей своих на их дочерях женят и своих дочерей за сыновей их выдают, выбирая по себе и на волю Божью полагаясь. Если из таковых какое чадо Бог возьмет в покаянии и с причастием, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и в чертоги вечные чада их вселяются, и имеют дерзновение у Господа милости просить и прощения грехов для родителей своих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domostroy_o_vospitanii.docx | 67.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Домострой» - свод семейных правил и литературно - исторический памятник.
«Домострой»
1547
«Домострой» (полное название: «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»). Этот свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в.
Различных методик воспитания в те времена не знали. Вера православная была незыблема, а значит, всякая семья без исключения придерживалась церковного календаря, а заповеди Божии служили нормой поведения. А чтобы народу жилось еще проще, в середине XVI века появляются особые книги, которые строго регламентируют весь жизненный уклад. Это «Великие Четьи-Минеи», «Стоглав» и «Домострой». «Великие Четьи-Минеи» представляли собой 12-томное собрание чтений на каждый месяц и день года, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. Семья усаживалась за стол, и хозяин принимался за чтение очередного текста из книги – оригинального или переводного. В «Стоглаве» – книге, состоящей из 100 глав, были обобщены основные нормы обрядности и церковного культа. Ну а «Домострой» регламентировал повседневный быт.
Этот свод правил формировался очень медленно, в течение нескольких веков. Окончательный текст «Домостроя» был составлен духовным наставником Ивана Грозного в качестве назидания молодому царю, монахом Сильвестром в середине XVI века. Однако некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя»
Именно этот, самый поздний вариант «Домостроя» определял быт России XVII–XVIII века.
«Домострой» - это памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
В «Домострое» подробно излагались все наставления по ведению хозяйства, по приему гостей, по ведению торговли... Здесь можно было найти массу полезных советов, начиная с того, как солить рыжики, чинить ограду или скроить платье, и кончая строго определенной системой взаимоотношений между мужем и женой, хозяином и слугой, родителями и детьми.
Отцу и матери надлежит учить детей страху Божию, и вежливости, и всякому порядку. А кроме того, в зависимости от возраста, и обучать их: мать обязана приобщать дочерей к рукоделию, а отец сыновей – к мастерству и разным ремеслам. Интересно, что «Домострой» делает здесь скидку на склонности ребенка, рекомендуя обучать детей именно тому, «кто в чем способен и какие кому Бог возможности даст».
«А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих всеми силами: обеспечить их и воспитать в доброй науке, учить страху Божию и вежливости, и всякому благочинию, а со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отцу — сыновей, а матери — дочерей, кто к чему пригоден, какие кому Бог способности даст.»
Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а рассудив, и телесно наказывайте». Вот она, классическая, передаваемая из уст в уста домостроевская догма: «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей». В особой строгости воспитывались тогда сыновья: «Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». И дальше: «Любя сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им». Что касается дочерей, то и их полагалось растить пусть не столь сурово, но без вольностей. Основой основ воспитания дочки было – беречь ее от греха и «блюсти ее чистоту телесную как зеницу ока и как свою душу». «Ибо если отдашь дочь свою беспорочной будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься».
Должна быть и любовь обязательно. Однако «Домострой» остерегает родителей от любви открытой, явленной. Душевное тепло, ласку, нежность и прочие проявления чувств подобает прятать глубоко, на самом дне родительской души: «не улыбайся ему, играя: в малом послабишь – в большом пострадаешь скорбя». Впрочем, родителям не рекомендуется проявлять вообще никаких чрезмерных эмоций – как положительных (бурная радость, восторги, умиления), так и отрицательных (гнев, ярость). Умение сдерживать себя, скрывать свои чувства считалось важнейшим достоинством хозяина, главы семьи. Он не должен был суетиться, много говорить и принимать необдуманные решения.
Сильвестр, составитель «Домостроя», убежден, что любовь к детям должна проявляться исключительно в делах, а не на словах: в каждодневной заботе, в расчетливом ведении хозяйства, в умении родителей обеспечить будущее своим детям. Целая глава посвящена, например, тому, как правильно собирать дочери приданое. «У кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет полно. Так дочери растут, страху Божью и знаниям учатся, а приданое их понемногу прибывает, только лишь замуж сговорят – тут все и готово».
Важнейший элемент воспитания детей в древнерусской семье – это строгое следование правилам поведения, обрядам, ритуалам и церемониям, коих в XVI–XVII веках было превеликое множество. Прежде всего дети должны были усвоить религиозный образ жизни своих родителей. Например, после вечерней службы или домашнего моления не пили, не ели, не полагалось разговаривать, – это было грешно. Перед тем как лечь в постель, обязательно должны были сделать три земных поклона перед домашними иконами. И перед началом любого дела обязательно творили молитву. Даже обычные домашние дела всегда начинались с поясных и земных поклонов, при этом обязательно творилось крестное знамение. А перед едой возносился хлеб в честь Богородицы. Вслед за старшими дети усваивали и такие церемонии, как поклоны: ведь люди по-разному встречали и приветствовали друг друга. Это мог быть простой наклон головы, или поклон малым обычаем (когда кланялись в пояс), или поклон большим обычаем (кланялись до земли). Все зависело от сословия человека или его отношения к встречному. При виде царя или перед иконами в церкви беднейшие бояре «били челом», то есть падали на колени и касались лбом пола.
Особый стиль поведения внушался девочкам и девушкам. Как известно, дом был разделен на две половины, мужскую и женскую, и положение женщины в семье было строго определено. Боярыня при разговоре с мужчиной не могла смотреть ему в глаза. Размахивать руками ей тоже не разрешалось. Одну руку женщина держала около груди, а вторая была опущена вниз. Даже складывать (скрещивать) руки под грудью могла только простая женщина, но не боярыня. Праздная беседа тоже считалась грехом. Во время разговора женщина (или девушка) должна была заниматься делом, чаще всего – рукоделием: прясть, вязать или вышивать. На пиры женщины и девушки не допускались, так что познакомиться с молодым человеком девице не представлялось никакой возможности. Исключением был только свадебный пир, на котором веселились все вместе, и даже молодым девушкам – боярышням разрешалось плясать.
Дольше всего установления «Домостроя» сохранялись в купеческой и мещанской среде – вплоть до середины XIX века. Но даже и сейчас заглянуть в эту книжку никому не помешает: много верных советов и замечаний (разумеется, с поправкой на наше время) могли бы почерпнуть оттуда современные родители.
Как детей своих
воспитать в поучениях разных
и в страхе Божьем
А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих всеми силами: обеспечить их и воспитать в доброй науке, учить страху Божию и вежливости, и всякому благочинию, а со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отцу — сыновей, а матери — дочерей, кто к чему пригоден, какие кому Бог способности даст. Любите и берегите их, но и страхом спасайте, поучая и наказывая, а то, рассудив, и телесно наказывайте. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха детей своих, как зеницу ока и как свою душу — вот что должны родители. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах сами родители ответ дадут в день Страшного Суда. Если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, имению убыток, а себе самим скорбь, и судьи продажные тут как тут, и срамота. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, чада воспитаны в страхе Божьем и в добром наставлении, и научены всякому уму да разуму, и вежливости, и ремеслу, и рукоделию, — те чада вместе с родителями своими Богом будут помилованы, и священниками благословляемы, и от добрых людей похвалы услышат, а придут в возраст совершенный — добрые люди с радостью и с благодарением сыновей своих на их дочерях женят и своих дочерей за сыновей их выдают, выбирая по себе и на волю Божью полагаясь. Если из таковых какое чадо Бог возьмет в покаянии и с причастием, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и в чертоги вечные чада их вселяются, и имеют дерзновение у Господа милости просить и прощения грехов для родителей своих.