ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА В ПМПК
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………..….….3
- Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в образовательных учреждениях ……………………………………………………..……………………..….....4
- Цели и задачи ПМПк………………………………………………………………………....5
- Организация деятельности ПМПк…………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………………………………………….14
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_organizatsiya_obsledovaniya_rebenka_v_pmpk.docx | 48.56 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕФЕРАТ
на тему:
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА В ПМПК
Работу выполнила:
Гончарова Ольга Николаевна
Москва – 2022г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………..….….3
- Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в образовательных учреждениях ……………………………………………………..……………………..….....4
- Цели и задачи ПМПк………………………………………………………………………....5
- Организация деятельности ПМПк…………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………………………………………….14
Введение
В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений. Типовое положение о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в настоящее время разрабатывается Министерством образования.
ПМПК является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.
С учетом административного деления создаются республиканские, региональные, городские, областные, окружные и межрайонные ПМПК.
- Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в образовательных учреждениях
В связи с расширением сети образовательных учреждений, появлением альтернативных школ со своими учебнымипрограммами, а также предоставлением родителям права выбирать учебное заведение для своего ребенка все больше проблем стало возникать с обучением некоторых детей. В одних случаях причиной трудностей в обучении и особенностей поведения детей было несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям, не учитывался уровень умственного развития, соматическое и нервно-психическоесостояние ребенка; в других - неготовность к школьному обучению (несформированность отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы и т.д.) и др. Все это стало основанием для поиска новых путей помощи детям. В 90-е годы XX в. по инициативе педагогов и психологов городские и окружные управления образованием стали открывать в массовых школахпсихолого-медико-педагогические консилиумы. В их функции входило обеспечение детям оптимальных условий обучения с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.
Опыт работы ПМПк оправдал себя, и 27.03.2000 (приказ № 27/901-6) Министерство образования Российской Федерации узаконило создание психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательных дошкольных и школьных учреждениях любого типа.
ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов.
В состав ПМПк входят:
- учителя и воспитатели школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имеющие большой опыт работы с детьми;
- учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов (групп);
- психолог;
- педагог-дефектолог;
- логопед;
- врач-педиатр (невропатолог, психиатр);
- медицинская сестра.
Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом образовательного учреждения, договором с родителями, договором с психолого-медико-педагогической консультацией-комиссией (ПМПК), куда в случаенеобходимости можно направлять ребенка для уточнения диагноза и решения вопроса о типе образовательного учреждения, форме и программе его дальнейшего обучения и воспитания.
- Цели и задачи ПМПк
Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с.
ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе.
В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:
- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике);
- педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед);
Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.
В зависимости от условий региона (материальной базы, обеспеченности специалистами и др.) в структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы. Рассмотрим указанные направления деятельности ПМПК.
Важнейшей задачей ПМПК является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения. В этих случаях решаются вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений.
ПМП диагностика может проводиться и по просьбе родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов для решения проблем, связанных с отклонениями в развитии ребенка. Им нужна консультация и конкретные рекомендации по оказанию помощи ребенку.
Рассмотрим организацию и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений.
В тех случаях, когда в детских садах, школах педагоги и специалисты ПМП консилиумов затрудняются своими силами решить вопросы, связанные с поведением, неуспеваемостью и иными проблемами детей, таких детей направляют в психолого-медико-педагогические комиссии (консультации) для уточнения психофизического состояния и определения места дальнейшего обучения и воспитания. При этом на ребенка оформляются следующие документы:
- свидетельство о рождении (предъявляется);
- подробная выписка из истории развития с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);
- педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности;
- письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику развития ребенка;
- заключение психолого-медико-педагогического консилиума.
Необходимо, чтобы в педагогической характеристике не просто перечислялось, чему ребенок не научился, его недостатки, но и указывалось, каков характер затруднений, испытываемых ребенком, как ему помогали их преодолевать. В характеристике следует отметить и те положительные качества ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием срока пребывания его в детском саду, обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности, данные о навыках самообслуживания; указания относительно основных трудностей и причин отставания; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы; материалы, характеризующие особенности личности.
Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет членам консультации правильнее построить обследование, определит главную цель их работы как выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка.
В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК. В журнале учета регистрируются следующие сведения:
- Фамилия, имя, отчество ребенка
- Год, число, месяц рождения
- В каких учреждениях и сколько лет воспитывался или обучался
- Кем направлен в ПМПК
- Повод направления в ПМПК
- Краткие сведения о родителях
- Диагноз и заключение ПМПК
- Журнал учета хранится в ПМПК.
Весь ход обследования ребенка в консультации фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.
На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации.
В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обучение в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-медико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).
Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образования, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).
Направление детей в специальное учреждение осуществляется органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.
Такова организация работы ПМПК по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений.
Цель работы ПМПК — на основании достоверной диагностики определить специальные образовательные потребности и условия, обеспечивающие развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с ОВЗ.
ЗАДАЧИ проведения психолого-медико-педагогического освидетельствования:
- диагностика уровня психического и/ или физического развития, речевого развития и отклонений в поведении детей;
- определение специальных образовательных потребностей у детей с ОВЗ, а также у детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ;
- определение типа ОУ;
- разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка по организации коррекционно-развивающего обучения и проведению лечебно-оздоровительных мероприятий с учетом его физического и психического состояния.
Создание системы ПМПК является важнейшим вопросом на современном этапе.
Структурные единицы этой системы уже реально существуют, но, к сожалению, не всегда работают как единая система, направленная на реализацию общей цели ПМПК. К этим структурным единицам относятся:
1-й уровень — психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;
2-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);
3-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии регионального уровня (Р)ПМПК: областные, краевые, республиканские.
Экспертное освидетельствование проводится в интересах ребенка и во имя реализации его права на полноценную жизнь.
ПМПК осуществляет:
1. Организацию психолого-медико-педагогического освидетельствования детей и подростков.
2. Первичное, повторное и периодическое психолого-медико-педагогическое освидетельствование.
3. Подготовку и выдачу экспертного заключения по уровню психического и/или физического, речевого развития, эмоционально-волевой сферы ребёнка.
4. Определение возможности обучения и зону его ближайшего развития.
5. Определение вида образовательного учреждения, программы обучения, формы обучения и направление коррекционной работы.
ПМП экспертиза проводится бесплатно ПМПК. Освидетельствуются дети и подростки в возрасте до 18 лет. Необходимым условием на проведение соответствующего освидетельствования является письменное согласие родителей (законных представителей) для направления на экспертизу.
Порядок приема и направления детей на ПМПК
1. Прием проводится по предварительной записи
2. Выезд специалистов ПМПК в ОУ проводится согласно заявке руководителей учреждений.
3. Направление детей на ПМПК осуществляется по инициативе учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения с СОГЛАСИЯ родителей,либо иного законного представителя, а также по инициативе родителей (законных представителей).
4. Прием детей на обследование осуществляется ТОЛЬКО в сопровождении родителей (законных представителей).
В обязательном порядке проводится психолого-медико-педагогическое освидетельствование при:
- усыновлении, передаче детей на воспитание, под опеку, в приемные семьи
- комплектовании специальных (коррекционных) ОУ
- направлении детей в специальные (кор) ОУ
- переводе ребенка из спец. (кор) ОУ в общеобразовательное У
- переводе ребенка из спец (кор) ОУ в другое спец ОУ
- переводе ребенка-сироты или без попечения родителей из одного учреждения в другое.
ДОКУМЕНТЫ, предоставляемые для прохождения ПМПК:
I. Медицинская документация:
1. Подробная выписка из истории развития ребенка (педиатр)
2. Заключение психиатра (невропатолога для детей до 4х лет)
3. Заключение отоларинголога о состоянии слуха и носа,ушей,горла и органов артикуляции
4. Заключение офтальмолога (развернутый диагноз,характеристика органов зрения)
5. Заключение врача-ортопеда (по показаниям)
Справки действительны в течение 1 года, от психиатра, невролога — полгода
II. Педагогическая документация:
1. педагогическая характеристика (данные о ребенке и продолжительность его обучения в учреждении, анализ успеваемости и поведения, индивидуальная помощь, коррекционные мероприятия и др., подписанная директором ОУ и заверенная печатью.
2. Письменные работы, результаты продуктивной деятельности (дошк.)
3. Табель успеваемости
III. Свидетельство о рождении, с 14 лет паспорт ребенка
IV. Паспорт родителей, присутствующих при осведетельствовании.
Освидетельствование ребенка проводится Комиссией в соответствующем учреждении. Если ребенок, по состоянию здоровья, не может явиться в учреждение, Комиссия вправе провести освидетельствование по месту нахождения ребенка на дому.
Диагностический процесс осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами ПМПК. Результатом диагностического процесса является диагностическое заключение.
В состав Комиссии входят ее председатель и не менее четырех специалистов (врач-психиатр, врач-невролог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) в зависимости от возраста обследуемого и потребности в психолого-медико-педагогической экспертизе.
Каждый член комиссии выполняет свою особую функцию, хотя заключение комиссии, является, естественно, результатом работы всех специалистов и основывается на тщательном анализе информации о ребенке.
Работа специалистов ПМПК состоит из двух важных компонентов – работы с ребенком, включающей в себя собственно диагностику, и разъяснительной работы с родителями, педагогами, обеспечивающими организацию жизни ребенка.
Освидетельствование начинается с ознакомления социальным работником предоставленного пакета документов, выяснения причины обращения, регистрации и сбора социального анамнеза.
Далее проводится медицинское обследование, которое начинается с изучения медицинской документации. Осуществляется врачом и оформляется на основании исчерпывающего знакомства с документацией ребенка и сведений, полученных при беседе с его родителями.
Медицинское обследование и установление диагноза – дело врачей. Ни дефектолог, ни психолог не вправе брать на себя не свойственную им миссию. Данные о развитии ребенка, полученные врачом во время беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования.
Так, при снижении слуха или при нарушениях речи у ребенка обязательным при обследовании является использование заданий невербального характера. При дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале.
Дефектолог и психолог изучают педагогическую документацию и проводят педагогическое и психологическое обследование.
Логопедическое обследование в тех случаях, когда в нем есть необходимость, осуществляет логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В комплекс логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи.
Исследуется письменная речь детей и речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить степень речевого недоразвития детей.
Члены Комиссии определяют уровень психического и/или физического, речевого развития, отклонения в поведении детей, определяют направление коррекционного, психолого-медико-педагогического воздействия, коллегиально обсуждают полученные результаты и составляют комплексное диагностическое заключение в соответствии с классификациями, критериями и инструкциями, утверждёнными Министерством здравоохранения, Министерством образования и Министерством труда и социального развития.
Результаты обследования обсуждаются с родителями ребёнка.
Комиссия даёт экспертное заключение об определении у ребёнка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания, оптимальной для ребёнка программы и вида обучения с учётом зоны ближайшего развития.
Экспертное заключение Комиссии состоит из двух частей: заключение и рекомендации.
Заверяется печатью и выдаётся на руки родителям.
Срок, в течение которого заключение действительно, определяется Комиссией в каждом случае индивидуально.
Комиссия имеет право направлять детей в учреждение образования, здравоохранения с целью дополнительного обследования в случаях требующих применения сложных видов диагностики, специальных методов обследования.
Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководитель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок.
Руководитель образовательного учреждения информирует членов психолого-медико-педагогического консилиума, других специалистов образовательного учреждения, которые будут непосредственно работать с ребенком, о коллегиальном заключении, контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.
Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представителями) (если ребенок не обучается (не воспитывается) в образовательном учреждении).
- Организация деятельности ПМПк
В настоящее время существуют различные организационные формы деятельности ПМПК:
- многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно - образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида;
- постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.
ПМПК является государственным консультативно - диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей .
Основными направлениями деятельности комиссии, согласно Положению, являются:
1. Проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
2. Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого - медико - педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
3. ПМПК имеет право осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье с согласия родителей (законных представителей) детей.
Специалисты ПМПК руководствуются принципами:
Принцип семейной центрированности – специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребёнком, но и с родителями (законными представителями)
Принцип партнёрства – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его родителями (законными представителями)
Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК
Принцип открытости – ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия родителей.
Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ПМПК принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя (законного представителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПК даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
Деятельность психолога в процессе подготовки ребенка к ПМПК.
В начале анализа результатов обследования желательно кратко описать внешний вид ребенка (состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, наличие каких-либо выглядящих патологически признаков (стигм) и т.п.). Важным показателем также является соответствие антропометрических характеристик (рост, вес, пропорции частей тела) паспортному возрасту. Внешний вид ребенка может быть соотнесен с внешним видом родителей, что дает огромную информацию не только о наследственных особенностях, но и о внутрисемейных отношениях.
Далее необходимо проанализировать специфику поведения ребенка в процессе работы с психологом, его контактность, ориентированность на совместную либо самостоятельную деятельность, критичность к результатам выполнения того или иного задания, адекватность принятия ситуации экспертизы. Следует обратить внимание на темп работы ребенка, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общую мотивацию. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к обследованию, отказ от деятельности или контактов со специалистом.
Анализируется характер игровых действий в процессе нахождения ребенка на обследовании, оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям взрослых).
Отмечается наличие гиперактивности – двигательной расторможенности.
Так же в процессе всего обследования анализируется:
- характер деятельности;
- работоспособность;
- особенности внимания;
- характер латерализации;
- моторная ловкость;
- оценка речи ребенка;
- сформированность социально-бытовой ориентировки;
- особенности мнестической деятельност;
- гнозис;
- анализ мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер.
Все вышеуказанные особенности ребенка должны анализироваться в сопоставлении с его отношением к школе и процессу обучения в целом.
Заключение по результатам психологического обследования, не повторяя описательную часть обследования, должно явиться кратким ответом на вопрос, поставленный перед психологом родителями, педагогом, другими специалистами или самим психологом, что и почему происходит с ребенком. В заключении обоснованно резюмируются наиболее важные результаты, полученные при исследовании. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение, описывается обобщенно совокупный комплекс ключевых, выступающих на первый план особенностей развития ребенка. В первую очередь, должно быть отмечено соответствие (или несоответствие: задержка или, наоборот, опережение) уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативам. Как уже указывалось, итогом психологического обследования ребенка должен, на наш взгляд, явиться комплексный психологический диагноз.
В структуре комплексного психологического диагноза отмечается феноменология наблюдаемого состояния ребенка, которая может быть описана в терминах одной из имеющихся современных классификаций (феноменологический уровень психологического диагноза). Кроме того, практическому психологу необходимо в соответствии с имеющейся квалификацией проанализировать причины наблюдаемых особенностей поведения и состояния высших психических функций и сфер ребенка, а также прогноз его дальнейшего развития и обучения.
Необходимо отметить такие особенности ребенка как признаки:
- упрямства или упорство;
- умение отстоять свою точку зрения;
- устойчивость собственной мотивации, ее выраженность.
Определяется характер самооценки, уровня притязаний, их адекватность, устойчивость, взаимосвязь и взаимозависимость.
Одной из важных характеристик ребенка, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственникам, педагогу или воспитателю, а также поведение ребенка среди сверстников, характеристики его общения, сформированность коммуникативных навыков. Выявляются тенденции к лидерству или конформность, определяется адекватность того или иного стиля общения личностным особенностям ребенка (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивного ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия). Анализируется субъективная оценка позиции ребенка среди сверстников, в кругу семьи – по отношению к позициям братьев, сестер, других родственников (отношения конкуренции и ревности). Здесь же приводятся такие личностные поведенческие характеристики, как агрессивность по отношению к сверстникам, взрослым, ожидаемая агрессивность извне.
Отмечается наличие опасений, повышенного уровня тревожности или страхов. Желательно постараться выявить причину возникновения данного состояния и проанализировать предмет опасений и страхов. Также должен быть проанализирован характер страхов (конкретные или диффузные) и их возрастная соотнесенность (возрастные или фиксированные страхи). В этом же ключе анализируются другие показатели и параметры фобических проявлений.
Известно, что деятельность психолога не может протекать изолированно от других специалистов.
Вопросы взаимодействия определены в Положении о деятельности психолого - медико - педагогического консилиума (ПМПК). Согласно этому Положению и осуществляется работа психолога, в процессе которой психолог:
- устанавливает уровень и особенности актуального психического развития ребенка, в т. ч. и интеллектуального, особенностей эмоционально - волевой сферы, личностных характеристик ребенка;
- определяет уровень и особенности межличностных взаимоотношений со сверстниками, родителями и взрослыми;
- оценивает возможности овладения ребенком соответствующими программами развития и обучения;
- оказывает консультативную помощь родителям;
- организует и координирует деятельность всего сопровождения развития.
Заключение
В данной работе рассмотрена организация деятельности для обследования детей и подростков в рамках психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). От качественного и профессионального функционирования ПМПК зависит возможность обеспечить и документально подтвердить право детей и подростков на образование, коррекцию нарушений развития и социальной адаптации при помощи специальных педагогических подходов в той форме, которая соответствует особенностям развития ребенка.
Ряд актуальных вопросов деятельности комиссии остались за пределами работы, поскольку пути их решения в настоящее время не выработаны. Во-первых, традиционно диагностика особенностей психического развития детей и подростков тяготеет к преимущественному изучению их когнитивных особенностей как наиболее востребованных практикой обучения структур психики. Между тем личностная зрелость детей и подростков, адекватное возрасту развитие мотивационной сферы не менее важны для эффективности усвоения ребенком школьной программы. Однако временные рамки работы ПМПК не позволяют уделить достаточного внимания этим аспектам психического функционирования и, что более важно, в настоящее время отсутствует методологическая и правовая база для использования результатов такого исследования, даже если бы оно проводилось. Во-вторых, требует изучения и совершенствования практика взаимодействия специалистов, участвующих в работе ПМПК, с целью повышения эффективности использования результатов, которые получены каждым из них, исключения дублирования диагностики аналогичных психических функций разными участниками диагностического процесса, развития форм коллегиального вынесения заключения.
Список литературы
1. Дробинская А. О. Диагностика нарушений развития детей: Клинические аспекты – М.: Школьная пресса , 2015
2. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая – М.: Институт общегуманитарных исследований , 2012
3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция – М.: Академия , 2010
4. Кабанова М. Н. Готовимся к школе – М.: ОЛМА - Пресс , 2003
5. Левченко И. Ю., Киселёва Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития – М.: Коррекционная педагогика , 2015
6. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Добровольская Т. А. Психолого - педагогическая диагностика – М.: Академия, 2013
7. Шипицына Л. М. Психолого - педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка – М.: ВЛАДОС, 2013
8. Шипицына Л. М. Психолого - медико - педагогическая консультация. – СПб.: Детство – прес , 2014