Картотека игр "Формирование коммуникативных навыков"

Зинченко Анна Михайловна

Важным показателем эффективного общения является уверенное поведение, умение сочувствовать, сопереживать. Научить ребёнка устанавливать доверительные контакты, терпимо относиться к чужим недостаткам, сформировать умение контролировать свои эмоции вполне возможно при помощи игр. Ниже представлены игры на развитие уверенности в себе, эмпатии, на формирование способности управлять негативными эмоциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Назови себя

Цель: Научить детей давать позитивную самооценку.

Дети сидят на стульях. В руках у ведущего мяч. Он поочерёдно бросает его участникам. Каждый ребёнок, поймавший мяч, называет своё имя и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву своего имени. Например: «Аня-аккуратная, активная…», «Саша-самостоятельный, смешливый, смелый…» и т.д. если ребёнок затрудняется, тогда на помощь приходит вся группа вместе с ведущим.

Волшебный поезд

Цель: повышение самооценки.

Ведущий предлагает детям покататься на поездах: «На наш вокзал прибыло три поезда. Выбирайте, на каком вы поедете. Первый поезд – поезд доброты: здесь поедут самые добрые дети. Второй поезд – храбрости: здесь поедут самые храбрые дети. Третий поезд – вежливости: здесь поедут самые вежливые дети». После того, как дети разделились на три группы и «расселись по поездам», звучит весёлая музыка и дети имитируют езду на поезде. Затем поезда меняют свои имена: умный, весёлый, красивый, находчивый, внимательный т.п. поезд.

Дождик

Цель: учить детей работать в команде.

Дети сидят на стульях в кругу. Взрослый говорит: «Дети, на улице пошёл мелкий дождик», - и начинает постукивать одним пальцем правой руки по левой ладони. Дети повторяют. «Дождик стал сильнее», - дети стучат двумя пальчиками, потом тремя, четырьмя. «Пошёл сильный дождь», - дети хлопают в ладоши. «Загремел гром!» - дети стучат ногами. «Гроза прошла, но дождь ещё очень сильный», - дети хлопают в ладоши. «Дождь постепенно стихает», - дети постукивают пальчиками по ладошкам. «На улице – светло и сухо, можно идти гулять», - все дети двигаются по комнате под спокойную музыку.

МБДОУ ЦРР ДС №58 «Жемчужинка»

Составил: педагог-психолог

Зинченко Анна Михайловна

г.Озёрск


Важным показателем эффективного общения является уверенное поведение, умение сочувствовать, сопереживать. Научить ребёнка устанавливать доверительные контакты, терпимо относиться к чужим недостаткам, сформировать умение контролировать свои эмоции вполне возможно при помощи игр. Ниже представлены игры на развитие уверенности в себе, эмпатии, на формирование способности управлять негативными эмоциями.

Ветер дует на того…

Цель: научить выделять индивидуальные особенности сверстников.

Дети стоят в кругу. Ведущий, начиная игру, произносит слова: «Ветер дует на того…» Продолжение фразы может быть таким: «у кого есть красный цвет в одежде», «кто любит смеяться», «кто по утрам ест кашу» и т.д. После фразы, у кого есть такая отличительная черта, должны собраться в одном месте.

Что изменилось?

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Из числа участников выбирается водящий. на какое-то время он выходит из комнаты. В этот момент в группе производится несколько изменений: в одежде или причёске детей, можно пересесть на другое место. Задача водящего – правильно подметить происшедшие изменения. Делать нужно не более 2-3 изменений за один раз. Все изменения должны быть заметными.

Волшебник

Цель: научить проявлять внимание к сверстникам и к самому себе.

Дети сидят на стульях. Ведущий предлагает превратиться в добрых волшебников. Волшебник может всё: отправить в необыкновенное путешествие, подарить сказочный подарок и т.п. ведущий задаёт вопросы: «Если бы вы были волшебниками, что бы вы подарили другу?», «Что бы вы подарили самому себе?», «Куда отправились бы путешествовать?». Важно, чтобы дети высказывались по очереди, не перебивая друг друга.

На что похоже моё настроение?

Цель: научить проявлять внимание к сверстникам и к самому себе. Дети сидят на стульях. У ведущего в руках цветок. Он, передавая цветок первому ребёнку, задаёт вопрос: «На что похоже твоё настроение сегодня?».  Варианты вопросов: «Какого цвета твоё настроение?», «На какое животное оно похоже?», «На какое растение?», «На какую игрушку?». Важно, чтобы игру начинал уверенный в себе ребёнок.

Запрещённое движение

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям, развитие внимания.

Все участники стоят в кругу. Ведущий говорит, что сейчас он будет показывать разные движения, а участники должны за ним повторять, кроме одного – запрещённого (показывает, какое именно движение запрещённое). Ведущий начинает выполнять разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, среди них неожиданно показывает запрещённое. Кто его повторил, становится ведущим. Он изобретает своё запрещённое движение. Таким образом, становится уже два запрещённых движения. Игра продолжается дальше.

Капитан

Цель: развитие уверенного поведения.

Выбирается водящий, который на время покидает игровую комнату. Дети договариваются, кто из них будет капитаном. Капитан выполняет разные действия (хлопает в ладоши, приседает и т.д.), все дети в точности должны повторять движения за ним. Вернувшийся водящий, внимательно наблюдая за группой, должен угадать, кто же капитан.