Эссе "Я - ПЕДАГОГ"
Я – педагог
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
(Макаренко А.С.)
Как люди приходят в профессию? Что побуждает их сделать выбор? В моем случае, как ни банально это звучит, определяющим фактором стала любовь к детям.
С самого детства мне нравилось заботиться о младших, играть с ними. И, когда встал вопрос о выборе профессии, сомнений не было, что буду педагогом. Во время учебы преподаватель философии неоднократно задавал вопросы, побуждающие размышлять и доказывать свою точку зрения. Один из них: должен ли педагог любить детей? Конечно, большинство родителей ответят: «Да, обязательно!», но как практикующий педагог-психолог не соглашусь с этим. Любовь – это чувство. Невозможно заставить человека испытывать его. А вот уважать ребёнка нужно, и принимать таким, какой он есть. Это качество профессионального педагога.
В настоящее время стало модно воспитывать неординарного ребёнка. Часто родители имеют свободную или «свою» точку зрения на воспитание, и, бывает, что даже поощряют неприемлемое поведение малыша. Дисциплина и порядок – вот что нужно педагогу для организации процесса воспитания и обучения. И это совсем не значит, что необходимо всех помещать в одинаковые условия и требовать выполнения единых правил. Педагог в образовательной ситуации формирует у детей новые умения в разных видах деятельности, даёт знания, позволяющие смоделировать действительность и возможные варианты поведения.
В последние годы учеными в области педагогики и психологии в ходе исследований было выявлено снижение показателей развития эмоциональной сферы детей, или, как часто говорят, эмоционального интеллекта. Причём показатели познавательного развития у таких детей отмечаются выше нормы. Однако слабая способность достигать цель, решать практические задачи, уметь договариваться, спокойно реагировать на негативные ситуации мешают ребёнку показывать высокие результаты. Поэтому одной из важных психолого-педагогических задач считаю развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Предлагаю немного порассуждать о необходимости развития эмоционального интеллекта. Может быть, не нужно специально организованных занятий на эту тему? Ведь ребёнок сам знакомится с эмоциями и учится с ними справляться, глядя на окружающих… Да, так и происходит. Но всегда ли ребёнок видит положительный пример? Конечно, нет. Становление основных черт характера происходит в дошкольном детстве, поэтому так важно знакомить детей с эмоциями, способами их выражения, тренировать умение управлять своим поведением, воспитывать силу воли. А затем продолжать эту работу в школе. Мне бы хотелось, чтобы в программу образовательных учреждений обязательно были включены занятия по формированию эмоциональной сферы детей. В приобретении ключевых компетенций учащихся большую роль играют личностные качества, поэтому нужно вести работу в этом направлении педагогическому сообществу совместно. Мы, педагоги, первые после родителей сопровождаем ребенка на пути становления. От того, что мы знаем и умеем, от того, как видим эту жизнь, какой вектор мы задаем, зависит, какими глазами ребенок посмотрит на этот мир. Необходимо не только давать готовые знания, сколько создавать условия для возникновения желания познавать и искать, формировать потребность или даже жажду знаний. Важно помочь ребёнку поверить в свои силы, научить быть в обществе, дать возможность развиваться в своём темпе и со своими особенностями, незаметно направляя и корректируя при необходимости.
Формирование эмоционального интеллекта благоприятно влияет на всестороннее гармоничное развитие личности и, как следствие, способствует становлению психологически здорового человека. Именно такой человек обладает особенно востребованными в настоящее время глобальными компетенциями такими, как креативность, коммуникабельность, прекрасно чувствует командный дух и имеет критическое мышление.
В моем представлении, педагог будущего будет владеть множеством способов передачи и получения информации, будет постоянно самосовершенствоваться, использовать в работе с детьми разнообразные технические новинки. Это позволит создать условия для развивающего вариативного дошкольного образования.
Хочется надеяться, что несмотря на развивающиеся возможности процесса будущего воспитания и обучения, педагог не забудет о важности непосредственного общения со своими воспитанниками и их родителями. Любая информационно-коммуникативная технология, даже самая современная и перспективная, лишь верный помощник педагога, вспомогательное средство.
В будущем могут меняться педагогические технологии, формы, способы, методы и средства их реализации, но педагог должен сохранить тепло своей души, чтобы научить детей ценить и принимать общечеловеческие ценности. Это доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость и, конечно, любовь. И тогда каждый почувствует себя счастливым.