Консультация для родителей : «Как развивать ребенка раннего возраста».
Раннее развитие необходимо для достижения двух основных целей:
- создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
- создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него свойств личности: самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
И самым главным для достижения этих двух целей, является надежная привязанность между мамой и ребенком, их взаимное понимание и постоянное общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_rebenka_rannego_vozrasta.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОМОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Консультация
Тема: «Как развивать ребенка раннего возраста».
Материал подготовила
Учитель-логопед (специалист по коммуникации):
Петрушенко София Васильевна.
2022г.
Условия для раннего развития ребенка.
Раннее развитие необходимо для достижения двух основных целей:
- создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
- создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него свойств личности: самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
И самым главным для достижения этих двух целей, является надежная привязанность между мамой и ребенком, их взаимное понимание и постоянное общение.
Общение и взаимодействие ребенка с мамой зависит от личных особенностей ребенка и мамы, от маминых убеждений и взглядов по этому поводу. Эти взгляды определяются культурной средой, национальными традициями и традициями семьи, в которой выросла мама.
Когда речь идет о создании оптимального для ребенка взаимодействия с мамой, распределение ролей: мама – исполнитель, специалист – руководитель, совершенно не годится. Только мама может решить эту задачу, т.к. именно она располагает той информацией, которая для этого необходима.
Инициатива должна находиться в руках мамы, ей должна принадлежать главная роль. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего маму необходимыми сведениями и обучающего ее, если нужно, некоторым специальным умениям.
Специальные умения, конечно, нужны, когда речь идет о детях-инвалидах. Эти умения разные в зависимости от характера тех нарушений, которыми страдает ребенок. Поэтому с ребенком и мамой (семьей) работает несколько специалистов.
Пытаясь найти оптимальный стиль общения с ребенком и наилучший способ обращения с ним, мама должна понимать, что хорошо, а что плохо, какие действия полезны, а какие вредны.
Маме нужна теория, нужны правила ее собственного поведения как руководителя и исполнителя раннего развития. И здесь самое лучшее руководство для мам – это результат совместной деятельности мамы и специалиста в службе ранней помощи.
Как ребенок приобретает знания?
Три способа, с помощью которых ребенок приобретает знания:
- наблюдение,
- исследование,
- общение с мамой.
Первое условие для реализации этих способов, нужно, чтобы было:
- что наблюдать,
- что исследовать,
- с кем и на какие темы общаться.
Если эти условия не выполняются, например, ребенок все время лежит один в полутемной и тихой комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске, то о каких знаниях можно говорить?
Для приобретения знаний очень полезно совместное с мамой наблюдение за окружающим миром. Мама и ребенок привлекают внимание друг друга к тому, что каждому из них показалось интересным. Мама комментирует наблюдаемое и высказывает к нему свое отношение.
Для совместного наблюдения надо, чтобы мама и ребенок видели друг друга. Это удобно, если мама держит ребенка на руках, или сидит рядом с ним, находится на уровне глаз ребенка, обращаясь к ребенку смотрит в его лицо или глаза.
Когда ребенок начинает ползать или ходить, его возможности знакомиться с окружающим резко расширяются. И это ускоряет его интеллектуальное развитие.
Исследование предметов осуществляется ребенком на примере игрушек. Игрушки выполняют роль учебных пособий. Они нужны для того, чтобы познакомить ребенка с богатством ощущений разнообразием цветов, запахов, звуков, материалов, температур и т. д. такой период в жизни ребенка носит название – период стимуляции.
Позже игрушки используются для формирования первых понятий, для демонстрации того, что разные предметы служат для разных целей, но есть группы предметов, выполняющих одну и ту же функцию. При этом предметы, входящие в одну группу, в чем-то друг с другом схожи. Например, у всех машин есть колеса. Некоторые игрушки, например, мячик являются инструментами для исследования внешнего мира. И как раз здесь на первом году жизни ребенку нужна помощь мамы. Ребенок с интересом роняет или бросает мячик, но он, обычно, еще не может его поднять.
Второе условие с помощью которого, осуществления наблюдения исследования и общения с мамой – это способность ребенка к этим формам поведения.
- Способность рассматривать неподвижный предмет и следить за движущимся объектом существует у ребенка от рождения. Но вначале она очень несовершенна и улучшается в первые месяцы жизни. Необходимо стимулировать поведение по слежению за объектами и их рассматриванию.
- Исследование предметов маленьким ребенком включает целый набор различных действий. Значительная часть этих действий осуществляется руками под контролем зрения. Здесь действуют программа "глаз - рука".
В возрасте двух-трех месяцев ребенок очень интересуется своими руками. Он двигает пальцами и внимательно наблюдает за этими движениями. Это в дальнейшем используется ребенком в хватании предмета, которое появляется примерно с пятимесячного возраста. С этого времени движения хватания состоят из двух элементов: 1 – это движение всей руки в сторону предмета; 2- приближение кисти руки к предмету. Сжимание пальцев происходит, когда ладонь уже коснется предмета. Этого второго элемента нет в хватательных движениях новорожденного.
Изучение ребенком собственных рук необходимо для его дальнейшего развития. И его следует стимулировать. Поэтому лучше если ребенок не должен быть спеленут во время бодрствования, и кисти рук у него должны быть свободны.
В этом возрасте ребенок не только тянет игрушку в рот, но и ощупывает ее, трясет, внимательно рассматривает, бьет игрушкой по кровати или по полу.
И наблюдение за объектами, и их исследование осуществляются ребенком только в том случае, если эти объекты для него интересны. Интересно все новое, яркое, необычное.
Ребенка особенно привлекает ситуация, когда его действия вызывают эффект: появление звука (колокольчик, погремушка) или зажигание света, или открывание крышки коробки и появление игрушки и т.д.
Роль мамы в формировании личности ребенка.
Стиль маминого поведения оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка.
Мама очень легко входит в роль учителя и начинает требовать, чтобы ребенок следовал ее инструкциям. В результате теряется вся радость и веселье игры, она превращается в скучный урок
Это может привести к тому, что у ребенка вообще будет подавлена инициатива, что особенно опасно для любых детей, а особенно для детей с ОВЗ. Воспитать у них самостоятельность и инициативу отнюдь не просто, а без них жить им будет дальше очень трудно.
Поэтому так важно, чтобы мама в общении с ребенком строго придерживалась роли партнера в игре с ребенком. Инициатива в игре должна принадлежать ребенку, мама может ее лишь тактично и незаметно направлять в желательном направлении.
Мама также не должна быть навязчивой. Общение может оказаться слишком утомительным для ребенка, он может от него устать. Если ребенок начинает отводить глаза и отворачиваться, временно прекратите общение.
Важнейшая проблема воспитания ребенка касается запретов. Как приучить ребенка слушаться, когда ему говорят "нельзя'" и при этом не подавить его личности.
Необходимо, чтобы ребенок понял, что, говоря «нельзя», мама спасает его от неприятностей и опасностей.
Ребенок любит свою маму за то, что она является его защитником и спасителем. Нужно, чтобы, говоря "нельзя", она оставалась бы в этой роли, а не превращалась во врага или начальника. Это может привести к тому, что когда ее нет, он будет производить запрещенные действия.
Рекомендации маме по общению с ребенком.
Рекомендации:
- запрещать только то, что действительно требует запрета;
- говоря «нельзя», использовать встревоженное выражение лица и интонацию;
- серьезно продумать эту проблему и найти оптимальное решение.
Советы что надо делать, общаясь с ребенком:
- повторяйте (имитируйте) звуки и действия ребенка, но добавляйте к ним нечто новое;
- широко используйте жесты;
- интерпретируйте то, что ребенок пытается вам сообщить, т. е. говорите за него то, что он бы сказал, если бы умел говорить;
- указывайте на объекты, о которых вы говорите ребенку;
- называйте имена людей и названия объектов, к которым ребенок проявляет интерес;
- говорите простыми фразами о том, что сейчас происходит;
- подчеркивайте ключевые слова;
- повторяйте одно и то же несколько раз.
Почему полезно так поступать:
Используя выражение лица и жесты, когда вы говорите, вы добиваетесь, что ваш ребенок:
- понимает, что вы ему говорите;
- научается выражать свои желания до того, как научается говорить.
Имитируя то, что ваш ребенок делает или говорит и добавляя слово или действие, с этим связанные, вы обеспечиваете то, что ваш ребенок:
- получает нужную информацию именно тогда, когда он в ней заинтересован.
Подчеркнуто произнося звуки или ключевые слова, вы достигаете того, что ваш ребенок.
- обращает внимание на новые звуки или слова и связывает их с тем, что происходит.
Играйте с ребенком в «игру в разговор». При этой игре мама и ребенок подражают друг другу. Например, мама высовывает язык и смотрит на ребенка. Ребенок, отвечая ей, делает то же самое. Игра в разговор выполняет полезную роль в развитии ребенка. Она укрепляет взаимную привязанность ребенка и мамы, и она помогает ребенку научиться речи.
Как играть в эту игру:
- улыбайтесь и говорите, обращаясь к ребенку, когда вы его держите на руках или трогаете,
- используйте звуки, очень похожие на те, которые вы слышали от ребенка, те, которые ребенок уже может произнести,
- произнеся звук, смотрите на ребенка приветливым и приглашающим ответить взглядом,
- подождите подольше – ребенку может понадобиться много времени, чтобы собраться с ответом,
- если ребенок не ответил, но смотрит на Вас, повторите звук еще раз,
- если ребенок ответил, улыбнитесь ему и погладьте его,
- повторите тот звук, который ребенок произнес,
- ждите ответа,
- если ребенок отвернулся, прекратите игру.
- Сопровождайте свою речь простыми жестами и мимикой. Рекомендуется:
- вытягивать губы трубочкой,
- высовывать язык.
Подражать этим действиям способен даже новорожденный. Дети с увлечением играют в эту игру. Такая игра может продолжается в течение 15-20 минут.
Роль игры в развитии ребенка.
Игра замечательна тем, что доставляет ребенку удовольствие. Играя, ребенок упражняется в моторных навыках, учится обращаться с предметами, вырабатывает понятия, начинает понимать речь и усваивает умение взаимодействовать с другими людьми. Он учится всему этому без усилий и с наслаждением.
Игра удобна тем, что в ней можно много раз повторять то, чему хочешь научить ребенка. Повторения действий характерны для игр с детьми первого года жизни.
Примеры самых простых и распространенных игр:
«Коза рогатая»
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
Забодает, забодает, забодает!
В эту игру начинают играть в 3-4 месяца.
«Игра в прятки» (Ку-ку)
Мама закрывает лицо руками, говорит «тю-тю», потом открывает его и радостно сообщает «А вот я!»
В эту игру играют, начиная примерно с 5 месяцев
«Игра в ладушки»
Ладушки - ладушки
Где были? - У бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Полетели - полетели
На головку сели.
В эту игру принято часто играть в возрасте около 8 месяцев.
«Игра в «Сороку - белобоку»
Сорока - белобока
Кашу варила.
Детей кормила.
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала
Ты мал, в лес не ходил,
Дров не носил.
Вот тебе, вот тебе, вот тебе.
В эту игру играют примерно в 10 месяцев.
В приводимой ниже таблице даются списки желательных игрушек с указанием цели их применения. Маме удобно иметь перед глазами такую таблицу. Она удобна при планировании того, какие игрушки надо пытаться достать, что можно сделать самой, а где вообще можно обойтись вместо игрушек предметами домашнего обихода.
Развиваемая способность | Игрушки, предметы, материалы | Примечание |
Возраст 0-3 месяца | ||
Зрительное слежение и рассматривание. | Мобиль с яркими лентами, елочными игрушками (но не стеклянными), шариками из фольги, кубиками или другими фигурками из цветной бумаги. Воздушные шары. | Надо менять игрушки, чтобы они не надоедали ребенку. |
Слуховое внимание. | Колокольчик или бубенчик, привязанный к мобилю или укрепленный над кроватью. | Движения ребенка могут вызывать звучание. |
Кожная чувствительность. | Кусочки разных тканей и материалов: шерсть, вельвет, бархат, фланель, махровая ткань, хлопок, мех, перья, губка, резина. | Гладить руки, ноги, тело ребенка. |
Знание собственных рук. | Яркий браслет (из ткани, резины), колечки из ленточек на пальцы, яркий носок, одеваемый на руку. | Помещать руки ребенка так, чтобы он их видел. |
Возраст 4-6 месяцев | ||
Исследование объектов путем хватания, ощупывания, рассматривания, ударов по окружающим предметам, потряхивания, засовывания в рот, жевания, сосания. | Предметы для хватания, ощупывания и рассматривания: тряпочные овощи, грибы и звери из различной ткани, кубик, бигуди, зубная щетка, деревянная ложка, крышки, колокольчик. | Привязываются к шнурку, натянутому над кроватью. Их нельзя брать в рот. |
Возраст 7-9 месяцев | ||
Действия двумя руками. Умение стучать одним предметом по-другому. | Кубики, ложка и крышка от кастрюльки, погремушки. Игрушечный молоток, погремушка, дощечка, по которой можно стучать. | Показать, как стучать. |
Знание связи между предметом и присущим ему действием, приводящим к эффекту. | Звучащие при воздействии на них предметы: колокольчики, резиновые пищащие игрушки, пластиковые бутылочки с рисом или фасолью. | Показать, что делать с игрушками, чтобы издавать звук. |
Знание собственного лица. | Зеркало на стене, куда ребенка подносят; зеркало у пола в углу, где ребенок играет; переносное зеркало. | Нужны металлические зеркала. |
Возраст 10 - 12 месяцев | ||
Умение собирать мелкие предметы. | Палочки, кубики, шарики, крышки от бутылок, пустые катушки, большие пуговицы. Ящики, пластиковые банки, коробки. | Предметы должны быть такими, чтобы ребенок не мог их проглотить, если возьмет в рот. |
Умение надевать браслеты, кольца, бусы. | Пирамидка с деревянными кольцами, резиновые, пластмассовые кольца, браслеты, крупные бусы. Шнуры или резиновые палки, на которые можно надевать предметы. | Показать, как надо надевать. |
Умение совершать с предметами соответствующие им действия. | Мяч, машина, книга, молоток, бубен, колокольчик, резиновые пищащие игрушки. | Показать действия, соответствующие игрушкам. |
Отношение к куклам как к живым существам – членам семьи. | Мягкие звери, куклы, куклы-петрушки. | Надо самой обращаться с этими игрушками так как будто они живые существа. |