"Адаптация первоклассников"
Доклад на ШМО учителей начальных классов "Адаптация первоклассников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_shmo_adaptatsiya_pervoklassnikov_1-b_klass_smirnova_m.v.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Доклад
на ШМО учителей начальных классов
«Адаптация первоклассников»
1-б класс
Учитель: Смирнова М.В.
2019 - 2020 учебный год
Содержание.
- Характеристика класса.
- Диагностика:
- входная диагностика
- проявление основных личностных особенностей учащихся
- выявление особенностей усвоения учебного материала
- выявление уровня формирования УУД.
- На уроках в пропедевтический период.
- Изучение учащихся.
- Задачи обучения.
- Фронтальная работа на уроках.
- Совместная работа учителя и воспитателя.
- Результаты адаптации.
Отчет за пропедевтический период
1-б класс 2019 – 2020 учебный год
- Характеристика класса.
В 1 классе на начало года было 7 обучающихся: 4 с умеренной степенью умственной отсталости и 3 обучающихся надомного обучения. Из них 6 детей – инвалидов.
Принятые в первый класс школьники резко отличаются друг от друга степенью выраженности основного дефекта – нарушения развития познавательных способностей.
При поступлении в школу учащиеся имели различный жизненный опыт, разную степень подготовленности к обучению: 3 детей – из детского сада, 1 – не посещала дошкольное учреждение.
Все они различаются определенным уровнем несформированности личностных качеств. Такие особенности младших школьников, как эгоцентризм, эгоизм, отсутствие критического отношения к своим поступкам, действиям, нарушение самооценки, очень заметны у этих детей. К тому же у данных детей очень низкая мотивация к учебе, они не умеют вести себя в коллективе, в обществе, не соблюдают дистанцию по отношению ко взрослым, нет понятия «чужое», не умеют играть, не могут адекватно общаться друг с другом, а главное у ребят сильно выражены психические и эмоциональные нарушения.
- Диагностика.
В начале учебного года была проведена входная диагностика, выясняющая степень готовности к обучению:
Ниже среднего уровня | 1 учащаяся |
Низкий уровень | 3 учащихся |
В течение года проведена диагностика по наблюдению за проявлением основных личностных особенностей учащихся, выявление особенностей усвоения учебного материала, уровня формирования УУД.
Результаты наблюдения
основных проявлений личностных особенностей учащихся
№ п/п | Показатели личностных проявлений | Кол-во учащихся |
Активен - пассивен | ||
1 | Учебное задание выполняет с интересом | 1 |
С удовольствием работает в группе (паре) | 0 | |
Быстро, охотно и с легкостью выполняет указания учителя | 0 | |
Стремится выполнить учебное задание до конца | 1 | |
При возникших затруднениях обращается за помощью к учителю, сверстникам | 2 | |
Не проявляет интереса к занятиям | 2 | |
С трудом включается в групповую работу | 2 | |
Неохотно и не сразу выполняет указания учителя | 3 | |
Может бросить и не доделать учебное задание | 3 | |
При выполнении заданий ждет прямых указаний учителя, ограничивается его требованиями | 4 | |
Самостоятелен - несамостоятелен | ||
2 | Предпочитает работать самостоятельно | 0 |
Не любит вмешательства в свою деятельность | 0 | |
Способен долгое время сосредоточенно заниматься одним и тем же делом, не отвлекаясь | 1 | |
Сам стремится преодолевать возникающие в ходе работы затруднения | 0 | |
Охотно, по своей инициативе отвечает на вопросы учителя, одноклассников | 1 | |
При выполнении учебных заданий нуждается в помощи | 4 | |
При возникших затруднениях сразу ищет сотрудничества с учителем, сверстниками | 2 | |
Легко отвлекается, может бросить начатую работу, не стремиться довести ее до конца | 4 | |
Не проявляет инициативы при принятии и выполнении учебных заданий | 3 | |
Не стремится отвечать на вопросы учителя, предпочитает слушать ответы других | 3 | |
Продуктивен - непродуктивен | ||
3 | Правильно выполняет большинство предложенных заданий, и начатое задание выполняет согласно образцу | 0 |
Активно предлагает свои способы выполнения заданий, даже если они не соответствуют образцу | 0 | |
Приступая к работе, пытается определить этапы ее выполнения, строго их соблюдать в ходе работы | 0 | |
Интересуется конечным результатом работы, пытается его прогнозировать | 0 |
Результаты
особенностей усвоения учебного материала
№ п/п | Показатели особенностей усвоения учебного материала | Кол-во уч-ся |
1. | С какой учебной информацией предпочитает работать: | |
Наглядные изображения | 4 | |
Числа, условно- знаковые выражения | 0 | |
Словесные тексты | 0 | |
Практические модели | 0 | |
2. | При усвоении заданного учебного материала: | |
Запоминает и воспроизводит его целостно (в общих чертах) | 1 | |
Пересказывает во всех деталях, верно и точно воспроизводит все события (факты) | 0 | |
Не передает основной мысли (идеи) | 3 | |
Путает причину и следствие событий, их временную последовательность | 4 | |
3. | При выполнении учебного задания: | |
Точно следует образцу, заданному учителем | 1 | |
Предлагает и реализовывает свои способы работы | 0 | |
Охотно работает с разными заданиями (в том числе с новыми) | 1 | |
Предпочитает выполнять уже освоенные задания | 2 | |
Активно включается в выполнение творческих заданий | 1 | |
4. | При работе в классе (на уроке) | |
Предпочитает отвечать у доски | 2 | |
Охотнее отвечает с места | 2 | |
Любит отвечать вместе с классом | 2 | |
Склонен давать развернутый ответ | 0 | |
Ограничивается отдельными репликами, замечаниями на ответы одноклассников | 2 | |
5. | Работая с учебным материалом предпочитает: | |
Читать (учебник, книгу) | 0 | |
Слушать устный рассказ учителя (ученика) | 2 | |
Следовать сюжету, заданному для пересказа, выполнения рисунка, поделки | 1 | |
Предлагать свои виды и формы работы с учебным материалом | 0 | |
Запоминает и воспроизводит его целостно (в общих чертах) | 0 | |
Пересказывает во всех деталях, верно и точно воспроизводит все события (факты) | 0 | |
Не передает основной мысли (идеи) | 2 | |
Путает причину и следствие событий (действий), их временную последовательность | 2 |
- На уроках в пропедевтический период.
На первых уроках пришлось сталкиваться с тем, что ребята не понимали условий, в которых они теперь находятся, новых отношений, складывающихся у них с детьми и взрослыми, поэтому приходилось обучать их самым элементарным навыкам поведения и общения.
Даже в конце года 3 учащихся (...) часто ведут себя на уроках неадекватно – устраивают истерики, ползают под партами, ходят по классу и т. д. Своим поведением они провоцируют остальных, вызывая психо-эмоциональный срыв, который у каждого проявляется по-разному.
Надеюсь, что к концу второго класса смогу научить учеников правилам поведения; особенностям общения со взрослыми.
Дети, начинающие обучение в первом классе, имеют различные недостатки в развитии моторики, пространственной ориентировки, уровне развития речи и т.д. Друг от друга они отличаются настолько, что трудно добиться одновременного и одинакового выполнения всеми учениками самых простых инструкций, однозначного понимания замечаний; советов, распоряжений.
На уроках наблюдая за деятельностью учеников, стремилась установить уровень знаний, умений, навыков, с которыми они поступили в школу. При изучении возможностей школьников важно выяснить не столько с чем они пришли в школу, а то как они включаются в работу на уроках, как усваивают те приемы, с которыми знакомятся в ходе обучения, насколько осознанно и прочно запоминают объяснения учителя. Планируя задания, их последовательность, также определяла для себя тех детей, чья деятельность будет преимущественно в центре внимания. Проводя фронтальную работу, стремилась в основном наблюдать за этими учениками, старалась, чтобы беспокойные, непоседливые, требующие постоянной помощи дети не завладели полностью моим вниманием. В этом
- Изучение учащихся.
За пропедевтический период постаралась узнать о каждом ученике следующее:
- Какими средствами удается привлечь внимание к объяснению учителя, к демонстрируемым пособиям, что вызывает интерес ребенка;
- Как долго можно удерживать его внимание;
- Насколько удачно он повторяет движения, действия с предметами;
- Какие действия он может выполнять по словесной инструкции;
- Может ли он осознанно рассказывать о своих действиях, т.е. отчитываться в выполнении задания;
- Способен ли он рассказывать о работе по реализации задания, до того как он приступит к его выполнению, т.е. может ли хотя бы примитивно, планировать свои предстоящие действия;
- Как быстро он овладевает новыми словами, сочетаниями слов.
Только хорошо зная особенности каждого ребенка, учитель сможет организовать работу по уточнению отдельных представлений ( о величине предметов, пространственных отношениях и пр.), помочь каждому ученику овладеть изучаемыми представлениями.
- Задачи обучения.
Таким образом, исходя из особенностей, присущих ребенку, поступающему в первый класс задачи стоящие перед учителем, могут быть кратко сформулированы следующим образом:
- Научить детей:
- Вслушиваться в слова учителя и других детей;
- Сидеть за партой во время урока;
- Готовится к ответу (припоминать, ранее услышанное), сдерживать желание без разрешения учителя высказывать ответ;
- Выполнять правила поведения, общения на уроке и вне его;
- Повторять слова, действия учителя, других детей;
- Называть предстоящие действия с предметами, оценивать результаты этих действий;
- Пользоваться определенной группой терминов;
- Работать в тетради ручкой, карандашом, в том числе обводить по шаблонам, трафаретам, писать буквы и цифры;
- Прививать детям чувство ответственности, воспитывать желание выполнять порученное дело хорошо, с тем, чтобы получить похвалу, одобрение;
- Формировать добрые отношения между учителем и каждым учеником, возбуждать у ребенка интерес к занятиям в школе, к работе , которая проводится на уроке, прививать желание находиться на уроке, выполнять задания учителя;
- Выявлять особенности учащихся, их возможности в обучении, результаты общения, с тем, чтобы вовремя оказывать необходимую помощь.
Чтобы сосредоточить внимание учеников и какое-то время удерживать его, создавала на уроках игровые ситуации, включала в урок драматизацию известных детям сказок, обеспечивая участие в событиях всех школьников. Разными способами активизировала деятельность ребят, использовала похвалу и поощрение (дерево успеха).
6. Фронтальная работа на уроках.
Основной вид деятельности учащихся на уроке – фронтальная работа. Ее старалась организовать таким образом, чтобы дети на основе показа, сопровождаемого словесной инструкцией, повторяли действия учителя и его слова. Поэтому нужно очень тщательно продумывать не только способ демонстрации, но и пояснения которые с ним связаны. То и другое должно быть доступно для воспроизведения учащимися. Предложения, которыми пользуется учитель, не должны быть сложными, примеры и слова стараться брать из активного словаря детей. Добивалась умения осуществлять коллективное выполнение всех действий всеми детьми одновременно. Учитель выступает в роли руководителя в течение всего урока. Тем самым он не только учит манипуляциям с предметами, закрепляет связь между словесной инструкцией и предметно-практическими действиями, но и осуществляет, постоянное управление действиями детей, что препятствует рассеиванию внимания, отвлечению от учебного процесса, нарушению дисциплины. Учащиеся в течение всего урока не выходят из-под контроля учителя.
Проговаривание хором помогает быстрее запоминать обороты речи, отдельные термины. Сначала дети проговаривают отдельные слова или фразы вместе с учителем, затем без него. Более способные ученики как бы ведут за собой остальных школьников.
На уроках письма и математики дети учились работать как в рабочих тетрадях, так и в печатных. На всех уроках учила детей работать с учебником, пользоваться закладкой, находить нужную иллюстрацию, отвечать на вопросы, выполнять различные задания.
На каждом уроке отводилось время на сообщение нового материала и повторение ранее изученного.
7.Совместная работа учителя и воспитателя.
Большую роль в обучении играет совместная работа учителя и воспитателя. Воспитатель закрепляет, полученные учащимися знания на уроках, во внеурочной деятельности. То есть в процессе самоподготовки, на прогулках, в играх и просто в неформальном общении.
- Результаты адаптации.
По завершению адаптации учащиеся показали различный уровень положительной динамики в:
- развитии тонкой моторики рук;
- совершенствовании зрительного и пространственного восприятия, зрительной памяти;
- развитии графических движений, зрительно-моторной координации;
- развитии речи;
- формировании элементарных математических представлений;
- формировании общей осведомленности;
- формировании навыков организации деятельности;
- формировании логического мышления, памяти, внимания;
- развитии познавательной активности и расширении кругозора;
- формировании культуры здоровья.
Учитель: М.В. Смирнова