Методическая разработка Методические рекомендации педагогу по подготовке обучающихся к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экономике

Данные методические рекомендации призваны оказать методическую помощь педагогу , который занимается подготовкой школьников страших классов ( 9-11) к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике. В документе приведены этапы подготовки школьников, описаны проблемные вопросы и пути их решения, приведен список учебных пособий, необходимых педагогу. В приложении к документы представлен вариант задания для школьного этапа олимпиады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_metodicheskie_rekomendatsii.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Методические рекомендации педагогу по подготовке обучающихся к школьному этапу  Всероссийской олимпиды школьников по экономике»

Подготовила:

педагог дополнительного образования ГБОУ гимназия № 116

Евдокимова Любовь Константиновна


Всероссийская олимпиада школьников  является регулярно проводимым мероприятием в последние несколько лет. В числе предметов, по которым предлагается школьникам испытать свои силы и проверить свои знания и навыки присутствует и экономика.         Данная дисциплина изучается обычно в школах как дисциплина дополнительного образования, дисциплина внеурочной деятельности или элективный курс.  Поэтому подготовкой к экономическим олимпиадам по причине загруженности учителей истории, обществознания, географии, математики и отсутствию у них специальных профессиональных знаний данного предмета целесообразно заниматься учителю экономики. А при отсутствии такого в школе - педагогу дополнительного образования, имеющему специальное экономическое образование.

Целью данных рекомендаций является оказание помощи педагогу, занимающемуся подготовкой учащихся старших классов (9-11 кл)  к Всероссийской олимпиаде школьников по экономике.

Подготовка к олимпиаде может осуществляться как на групповых занятиях по дополнительной общеобразовательной программе,  так и в рамках самостоятельной работы школьников.

Подготовка к олимпиаде по экономике охватывает несколько этапов.

Выявление детей, желающих участвовать в олимпиаде.

Данную проблему можно решить путем опроса детей или классных руководителей.

Выявление уровня теоретической подготовки и  практических навыков решения задач.

Уровень теоретической подготовки можно проверить с помощью тестов и заданий, которые педагог может разработать самостоятельно или использовать материал пособий и учебников.

В частности, мы можем рекомендовать  следующие пособия.

1. Задания по  по экономике: от простых до олимпиадных. Акимов Д.В. и др.  _- пособие для учащихся 10-11 классов общеобрзоватльеных орг. и студентов колледжей и вузов различного профиля – 8 изд. М.: Вита- Пресс, 2019

2.  Мицкевич А.А. Сборник заданий по микроэжкономике: Для учащихся 9-10 классов: М.: Вита- Пресс,2006

Для решений экономических задач необходимо  знание и навыки, используемые в математике. Так, например, старшеклассники должны уметь решать  систему уравнений, понимать графики линейной функции, уметь брать производную.

При отсутствии указанных навыков у знаний необходима помощь школьникам, которую должен оказать  либо сам педагог по экономике, либо учитель по математике.

При отсутствии у учащихся должного уровня теоретических знаний, необходимо сформировать для них экспресс-курс по изучению экономики, видео-уроки, видео-консультации,  подготовить презентации, шпаргалки-справочники с основными формулами и графиками, понятиями и предложить список литературы для более глубокого изучения предмета.

В качестве рекомендуем пособий можно использовать следующие.

1. Киреев А. П. Экономика. 10-11 классы. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС. Учебник М. : Вита-Пресс, 2021.
2. Иванов С.И., ЛиньковА.Я.,, Скляр .М.А. Экономика. Основы экономической теории. 10-11 классы. Углубленный уровень. Учебник. В 2 кн.  - М. : Вита-Пресс, 2022.

 Итоговая проверка уровня теоретической подготовки и практических навыков  целесообразно осуществлять с помощью  заданий, предложенных на экономических олимпиадах прошлых лет.

Такие задания, в частности можно увидеть на сайтах олимпиад:  

https://spb.hse.ru/olymp/task 

http://mosecon.olimpiada.ru/

https://olimpiada.ru/activity/110

Кроме того, педагог может самостоятельно разработать задания для проверки знаний. Пример задания для  подготовки к школьному этапу приведен в Приложении 1.

 


 Приложение 1

Пример задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике ( 10-11 класс)

Часть I.  

Задание 1. (Каждый правильный ответ 1 балл).

Верно ли утверждение? Ответы занеси в таблицу.

С ростом доходов потребителя увеличивается спрос на все  блага.

 А) Верно Б) Неверно

Наличие положительного внешнего эффекта свидетельствует о недостаточном выделении ресурсов на производство данного экономического блага.

А) Верно Б) Неверно

В условиях совершенной конкуренции кривая предложения продукции отдельной фирмы совершенно эластична.

А) Верно Б) Неверно

4. Формирование цен на продукцию монополиста является проблемой, изучаемой в макроэкономике.

А) Верно Б) Неверно

5. Не могут принадлежат одной кривой производственных возможностей  следующие точки  А (10,60), В (30,20),С (15,70) Д (20,35)

А) Верно Б) Неверно

 Ответы:

1

2

3

4

5

 Задание 2. Выберите  один правильный из предложенных вариантов ответа. Ответы запиши в таблицу.

(За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 10  баллов)

1. В стране  Лимонии выращиваются лимоны и апельсины. Уравнение кривой производственных возможностей данной страны имеет вид:

 Л = 50 – 2А, где Л – количество лимонов, А – количество апельсинов. Альтернативная стоимость 13 –го лимона равна:

А) 2 апельсина;

Б) 2,5 апельсина;

В) 1 апельсин;

Г) 0,5 апельсина;

Д) 0,25 апельсина.

  2. Что из нежеперечисленного является свободным благом?

А) картины, переданные коллекционером Эрмитажу;

Б) бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте;

В) бесплатные прививки от вирусов;

Г) грибы в лесу.

3.Кривые рыночного спроса и предложения имеют вид:Qd = 120 –3Р, Qs = –30 + 2Р. Если правительство установит фиксированную цену на уровне Р = 25, то объем продаваемого товара на этом рынке изменится следующим образом:

А) уменьшится на 10 единиц;

Б) уменьшится на 15 единиц;

В) увеличится на 15 единиц;

Г) увеличится на 10 единиц;

Д) не изменится.

4.Продавец выступает  в роли ценополучателя на рынке с:

А) монополией;

Б)  монополистической конкуренцией;

В) олигополией;

Г) монопсонией;

Д) нет верного ответа.

5. В краткосрочном периоде фирма производит 1000 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 1,5 р., средние издержки 2,5 р. Постоянные издержки фирмы равны:

А) 1 р.;

Б) 150 р.;

В) 250 р.;

Г) 400 р.;

Д) 1000 р.

6. При введении пропорциональных налогов:

А) кривая Лоренца приближается к кривой абсолютного равенства;

Б) кривая Лоренца удаляется от кривой абсолютного равенства;

В) кривая Лоренца не изменяет своего положения;

Г) на разных участках кривой Лоренца возможно различное

направление сдвига по отношению к кривой абсолютного

равенства;

Д) направление сдвига зависит от величин ставок налогов

7. Если общий уровень цен в стране снизится на 20%, то покупательная способность национальной денежной единицы:

А) возрастет на 12,5%;

Б) возрастет на 25%;

В) возрастет на 32%;

Г) возрастет на 8%;

Д) нет верного ответа.

  8. В экономике реальный ВВП 950 млрд долл., естественный уровень безработицы 5%, фактический уровень безработицы 7%, коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (коэффициент Оукена)  - 2,5. Какой объем продукции недопроизведен в стране?

А) 25 млрд долл.;

Б) 50 млрд долл.;

В) 75 млрд долл.;

Г) 100 млрд долл.

Д) Нет верного ответа.

9. Бюджетный дефицит не  может быть профинансирован:

А) за счет увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет;

Б) за счет снижения налогов;

В) эмиссионным способом;

Г) за счет внутренних заимствований на финансовом рынке;

Д) за счет внешних заимствований заимствований у международных финансовых организаций.

 10. Предположим, что ЦБ увеличил предложение денег на 15%, а скорость обращения денег выросла на 5%. В таком случае уровень цен в долгосрочном периоде изменится на:

А) 10%;

Б) 20%;

В) 20,75%;

Г) 22,25%;

Д) 25%.

Часть II. Решение задач

Задача 1.  (10 баллов)

Население страны  N тратит на продовольственные товары 60% своего дохода. Эластичность спроса на продовольствие 0,5. Благодаря государственным мерам социальной защиты доходы населения выросли на 4%. Определите долю расходов населения на продовольственные товары после изменения доходов при условии, что цены на продовольствие не изменились.

Задача 2  (12 баллов)

Фирма рассматривает целесообразность покупки нового оборудования за 10000 долл. Директор предложил определить срок службы 5 лет. После этого срока ликвидационная стоимость оборудования будет равна нулю. Согласно расчетом экономистов приобретение данного оборудования увеличит доход фирмы на 2000 долл. В каком диапазоне должна быть ставка процента чтобы фирме было выгодно покупать это оборудование.

Задача 3 (17 баллов)

Спрос на школьные тетради имеет вид линейной функции. Предложение  тетрадей так же выражено линейной функцией, которая имеет вид Qs = – 20 + 2P. Равновесный объем продаж составляет 50 единиц. Правительство выделило потоварную субсидию производителям (продавцам). После этой меры цена потребителя снизилась на 2 рубля, а равновесный объем продаж вырос на 40 %.

 Определите:

а) значение равновесной цены  в точке первоначального равновесия;

б) значение цены потребителя, цены производителя и

объема продаж после субсидии;

в) сумму  бюджетных расходов на выплату субсидии.

Задача 4. (4 балла)

Акции компании разделены между тремя акционерами в отношении 9:6:5. Первый акционер продал 150 акций третьему акционеру. Теперь акции разделены в отношении 6:6:8. Сколько акций стало у каждого акционера?


 Ответы на задания

Часть I.  

Задание 1. (Каждый правильный ответ 1 балл).

 

1

2

3

4

5

Б

А

Б

Б

А

 Задание 2. Выберите  один правильный из предложенных вариантов ответа. Ответы запиши в таблицу.

(За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 10  баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

Г

А

Г

Д

В

Б

Б

Б

В

Часть II. Решение задач

Задача 1.  (10 баллов)

Население страны  N тратит на продовольственные товары 60% своего дохода. Эластичность спроса на продовольствие 0,5. Благодаря государственным мерам социальной защиты доходы населения выросли на 4%. Определите долю расходов населения на продовольственные товары после изменения доходов при условии, что цены на продовольствие не изменились.

 Решение:

 Пусть I – доходы населения.

I1 – доходы до их повышения, I2 – доходы после повышения,

расходы населения до повышения доходов  Р*Q1,

 после повышения доходов PQ2.

 0,6 I1 (формула доли расходов на продовольствие – 1 балл)

I2 = 1,04 I1  (формула нового дохода –  2 балла)

Изменение величины спроса находим из формулы коэффициента  эластичности спроса по доходу:

 (формула коэффициента эластичности – 2 балла)

%  (2 балла)

  (формула нового объема спроса 1 балл)

Новая доля расходов на продовольствие:

0,58859%  (2 балла)

Задача 2  (12 баллов)

Фирма рассматривает целесообразность покупки нового оборудования за 10000 долл. Директор предложил определить срок службы 5 лет. После этого срока ликвидационная стоимость оборудования будет равна нулю. Согласно расчетом экономистов приобретение данного оборудования увеличит доход фирмы на 2000 долл. В каком диапазоне должна быть ставка процента чтобы фирме было выгодно покупать это оборудование.

Решение:

Пусть i – ставка  процента

  ( 8 баллов)

 пусть (1+ i )= x, тогда

 

  ( 2 балла)

 ( 2 балла)

Так как ставка процента не может быть отрицательной, то  она должна быть равна нулю

Задача 3 (17 баллов)

Спрос на школьные тетради имеет вид линейной функции. Предложение  тетрадей так же выражено линейной функцией, которая имеет вид Qs = – 20 + 2P. Равновесный объем продаж составляет 50 единиц. Правительство выделило потоварную субсидию производителям (продавцам). После этой меры цена потребителя снизилась на 2 рубля, а равновесный объем продаж вырос на 40 %.

 Определите:

а) значение равновесной цены  в точке первоначального равновесия;

б) значение цены потребителя, цены производителя и

объема продаж после субсидии;

в) сумму  бюджетных расходов на выплату субсидии;

Решение:

Расчет первоначальной цены равновесия  (до введения субсидии) :

Условие равновесия Q s = Q d   (1 балл)

50 = – 20 + 2 * P (1 балл)

Значение цены равновесия Р1= 35  (2 балла)

Расчет значения цены потребителя:  Р d  = 35 – 2 = 33  (2 балла).

Расчет  значения нового равновесного объема :

 Q 2 = 1,4 * Q1  = 1,4 * 50 = 70 (2 балла)

Расчет значения цены продавца ( Р s ) и  величины потоварной субсидии  ( s )

 а) записан порядок определения цены продавца:

Р s = Р d + S   (1 балл)

 б) записано уравнение кривой рыночного предложения после введения субсидии:

 Q s = – 20 + 2 ( Р + s ) (1 балл)

в) Координаты точки нового равновесия подставлены в уравнение  новой кривой предложения:

70 = – 20 + 2 ( 33 + s) (1 балл)

Найдено  значение s = 12 (2 балла)

д) значение цены продавца:  Р s = Р d + S , Р s = 33 + 12 = 45 (2 балла)

5. Расчет величины расходов бюджета на выплату субсидии :

Tr =  s* Q2  = 12* 70 = 840 (2 балла)

Задача 4 (4 балла)

Акции компании разделены между тремя акционерами в отношении 9:6:5. Первый акционер продал 150 акций третьему акционеру. Теперь акции разделены в отношении 6:6:8.

Сколько акций стало у каждого акционера?

Решение:

Всего долей до продажи акций 9+6+5=20 (1 балл)

После продажи акций 6+6+8 = 20 (1 балл)

Число долей не изменилось, 1 доля соответствует одной и той же сумме акций

150 / (9–6) = 50 акций в одной доле (1 балл)

4. У первого акционера – 50*6 = 300 акций, у второго – 300 акций, у третьего – 50*8=400 акций. (1 балл)