Методическая разработка Методические рекомендации педагогу по подготовке обучающихся к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экономике
Данные методические рекомендации призваны оказать методическую помощь педагогу , который занимается подготовкой школьников страших классов ( 9-11) к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике. В документе приведены этапы подготовки школьников, описаны проблемные вопросы и пути их решения, приведен список учебных пособий, необходимых педагогу. В приложении к документы представлен вариант задания для школьного этапа олимпиады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_metodicheskie_rekomendatsii.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Методические рекомендации педагогу по подготовке обучающихся к школьному этапу Всероссийской олимпиды школьников по экономике»
Подготовила:
педагог дополнительного образования ГБОУ гимназия № 116
Евдокимова Любовь Константиновна
Всероссийская олимпиада школьников является регулярно проводимым мероприятием в последние несколько лет. В числе предметов, по которым предлагается школьникам испытать свои силы и проверить свои знания и навыки присутствует и экономика. Данная дисциплина изучается обычно в школах как дисциплина дополнительного образования, дисциплина внеурочной деятельности или элективный курс. Поэтому подготовкой к экономическим олимпиадам по причине загруженности учителей истории, обществознания, географии, математики и отсутствию у них специальных профессиональных знаний данного предмета целесообразно заниматься учителю экономики. А при отсутствии такого в школе - педагогу дополнительного образования, имеющему специальное экономическое образование.
Целью данных рекомендаций является оказание помощи педагогу, занимающемуся подготовкой учащихся старших классов (9-11 кл) к Всероссийской олимпиаде школьников по экономике.
Подготовка к олимпиаде может осуществляться как на групповых занятиях по дополнительной общеобразовательной программе, так и в рамках самостоятельной работы школьников.
Подготовка к олимпиаде по экономике охватывает несколько этапов.
Выявление детей, желающих участвовать в олимпиаде.
Данную проблему можно решить путем опроса детей или классных руководителей.
Выявление уровня теоретической подготовки и практических навыков решения задач.
Уровень теоретической подготовки можно проверить с помощью тестов и заданий, которые педагог может разработать самостоятельно или использовать материал пособий и учебников.
В частности, мы можем рекомендовать следующие пособия.
1. Задания по по экономике: от простых до олимпиадных. Акимов Д.В. и др. _- пособие для учащихся 10-11 классов общеобрзоватльеных орг. и студентов колледжей и вузов различного профиля – 8 изд. М.: Вита- Пресс, 2019
2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по микроэжкономике: Для учащихся 9-10 классов: М.: Вита- Пресс,2006
Для решений экономических задач необходимо знание и навыки, используемые в математике. Так, например, старшеклассники должны уметь решать систему уравнений, понимать графики линейной функции, уметь брать производную.
При отсутствии указанных навыков у знаний необходима помощь школьникам, которую должен оказать либо сам педагог по экономике, либо учитель по математике.
При отсутствии у учащихся должного уровня теоретических знаний, необходимо сформировать для них экспресс-курс по изучению экономики, видео-уроки, видео-консультации, подготовить презентации, шпаргалки-справочники с основными формулами и графиками, понятиями и предложить список литературы для более глубокого изучения предмета.
В качестве рекомендуем пособий можно использовать следующие.
1. Киреев А. П. Экономика. 10-11 классы. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС. Учебник М. : Вита-Пресс, 2021.
2. Иванов С.И., ЛиньковА.Я.,, Скляр .М.А. Экономика. Основы экономической теории. 10-11 классы. Углубленный уровень. Учебник. В 2 кн. - М. : Вита-Пресс, 2022.
Итоговая проверка уровня теоретической подготовки и практических навыков целесообразно осуществлять с помощью заданий, предложенных на экономических олимпиадах прошлых лет.
Такие задания, в частности можно увидеть на сайтах олимпиад:
https://olimpiada.ru/activity/110
Кроме того, педагог может самостоятельно разработать задания для проверки знаний. Пример задания для подготовки к школьному этапу приведен в Приложении 1.
Приложение 1
Пример задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике ( 10-11 класс)
Часть I.
Задание 1. (Каждый правильный ответ 1 балл).
Верно ли утверждение? Ответы занеси в таблицу.
С ростом доходов потребителя увеличивается спрос на все блага.
А) Верно Б) Неверно
Наличие положительного внешнего эффекта свидетельствует о недостаточном выделении ресурсов на производство данного экономического блага.
А) Верно Б) Неверно
В условиях совершенной конкуренции кривая предложения продукции отдельной фирмы совершенно эластична.
А) Верно Б) Неверно
4. Формирование цен на продукцию монополиста является проблемой, изучаемой в макроэкономике.
А) Верно Б) Неверно
5. Не могут принадлежат одной кривой производственных возможностей следующие точки А (10,60), В (30,20),С (15,70) Д (20,35)
А) Верно Б) Неверно
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 2. Выберите один правильный из предложенных вариантов ответа. Ответы запиши в таблицу.
(За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 10 баллов)
1. В стране Лимонии выращиваются лимоны и апельсины. Уравнение кривой производственных возможностей данной страны имеет вид:
Л = 50 – 2А, где Л – количество лимонов, А – количество апельсинов. Альтернативная стоимость 13 –го лимона равна:
А) 2 апельсина;
Б) 2,5 апельсина;
В) 1 апельсин;
Г) 0,5 апельсина;
Д) 0,25 апельсина.
2. Что из нежеперечисленного является свободным благом?
А) картины, переданные коллекционером Эрмитажу;
Б) бесплатный проезд для пенсионеров в общественном транспорте;
В) бесплатные прививки от вирусов;
Г) грибы в лесу.
3.Кривые рыночного спроса и предложения имеют вид:Qd = 120 –3Р, Qs = –30 + 2Р. Если правительство установит фиксированную цену на уровне Р = 25, то объем продаваемого товара на этом рынке изменится следующим образом:
А) уменьшится на 10 единиц;
Б) уменьшится на 15 единиц;
В) увеличится на 15 единиц;
Г) увеличится на 10 единиц;
Д) не изменится.
4.Продавец выступает в роли ценополучателя на рынке с:
А) монополией;
Б) монополистической конкуренцией;
В) олигополией;
Г) монопсонией;
Д) нет верного ответа.
5. В краткосрочном периоде фирма производит 1000 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 1,5 р., средние издержки 2,5 р. Постоянные издержки фирмы равны:
А) 1 р.;
Б) 150 р.;
В) 250 р.;
Г) 400 р.;
Д) 1000 р.
6. При введении пропорциональных налогов:
А) кривая Лоренца приближается к кривой абсолютного равенства;
Б) кривая Лоренца удаляется от кривой абсолютного равенства;
В) кривая Лоренца не изменяет своего положения;
Г) на разных участках кривой Лоренца возможно различное
направление сдвига по отношению к кривой абсолютного
равенства;
Д) направление сдвига зависит от величин ставок налогов
7. Если общий уровень цен в стране снизится на 20%, то покупательная способность национальной денежной единицы:
А) возрастет на 12,5%;
Б) возрастет на 25%;
В) возрастет на 32%;
Г) возрастет на 8%;
Д) нет верного ответа.
8. В экономике реальный ВВП 950 млрд долл., естественный уровень безработицы 5%, фактический уровень безработицы 7%, коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (коэффициент Оукена) - 2,5. Какой объем продукции недопроизведен в стране?
А) 25 млрд долл.;
Б) 50 млрд долл.;
В) 75 млрд долл.;
Г) 100 млрд долл.
Д) Нет верного ответа.
9. Бюджетный дефицит не может быть профинансирован:
А) за счет увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет;
Б) за счет снижения налогов;
В) эмиссионным способом;
Г) за счет внутренних заимствований на финансовом рынке;
Д) за счет внешних заимствований заимствований у международных финансовых организаций.
10. Предположим, что ЦБ увеличил предложение денег на 15%, а скорость обращения денег выросла на 5%. В таком случае уровень цен в долгосрочном периоде изменится на:
А) 10%;
Б) 20%;
В) 20,75%;
Г) 22,25%;
Д) 25%.
Часть II. Решение задач
Задача 1. (10 баллов)
Население страны N тратит на продовольственные товары 60% своего дохода. Эластичность спроса на продовольствие 0,5. Благодаря государственным мерам социальной защиты доходы населения выросли на 4%. Определите долю расходов населения на продовольственные товары после изменения доходов при условии, что цены на продовольствие не изменились.
Задача 2 (12 баллов)
Фирма рассматривает целесообразность покупки нового оборудования за 10000 долл. Директор предложил определить срок службы 5 лет. После этого срока ликвидационная стоимость оборудования будет равна нулю. Согласно расчетом экономистов приобретение данного оборудования увеличит доход фирмы на 2000 долл. В каком диапазоне должна быть ставка процента чтобы фирме было выгодно покупать это оборудование.
Задача 3 (17 баллов)
Спрос на школьные тетради имеет вид линейной функции. Предложение тетрадей так же выражено линейной функцией, которая имеет вид Qs = – 20 + 2P. Равновесный объем продаж составляет 50 единиц. Правительство выделило потоварную субсидию производителям (продавцам). После этой меры цена потребителя снизилась на 2 рубля, а равновесный объем продаж вырос на 40 %.
Определите:
а) значение равновесной цены в точке первоначального равновесия;
б) значение цены потребителя, цены производителя и
объема продаж после субсидии;
в) сумму бюджетных расходов на выплату субсидии.
Задача 4. (4 балла)
Акции компании разделены между тремя акционерами в отношении 9:6:5. Первый акционер продал 150 акций третьему акционеру. Теперь акции разделены в отношении 6:6:8. Сколько акций стало у каждого акционера?
Ответы на задания
Часть I.
Задание 1. (Каждый правильный ответ 1 балл).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | А | Б | Б | А |
Задание 2. Выберите один правильный из предложенных вариантов ответа. Ответы запиши в таблицу.
(За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 10 баллов)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Г | Г | А | Г | Д | В | Б | Б | Б | В |
Часть II. Решение задач
Задача 1. (10 баллов)
Население страны N тратит на продовольственные товары 60% своего дохода. Эластичность спроса на продовольствие 0,5. Благодаря государственным мерам социальной защиты доходы населения выросли на 4%. Определите долю расходов населения на продовольственные товары после изменения доходов при условии, что цены на продовольствие не изменились.
Решение:
Пусть I – доходы населения.
I1 – доходы до их повышения, I2 – доходы после повышения,
расходы населения до повышения доходов Р*Q1,
после повышения доходов PQ2.
0,6 I1 (формула доли расходов на продовольствие – 1 балл)
I2 = 1,04 I1 (формула нового дохода – 2 балла)
Изменение величины спроса находим из формулы коэффициента эластичности спроса по доходу:
(формула коэффициента эластичности – 2 балла)
% (2 балла)
(формула нового объема спроса 1 балл)
Новая доля расходов на продовольствие:
0,58859% (2 балла)
Задача 2 (12 баллов)
Фирма рассматривает целесообразность покупки нового оборудования за 10000 долл. Директор предложил определить срок службы 5 лет. После этого срока ликвидационная стоимость оборудования будет равна нулю. Согласно расчетом экономистов приобретение данного оборудования увеличит доход фирмы на 2000 долл. В каком диапазоне должна быть ставка процента чтобы фирме было выгодно покупать это оборудование.
Решение:
Пусть i – ставка процента
( 8 баллов)
пусть (1+ i )= x, тогда
( 2 балла)
( 2 балла)
Так как ставка процента не может быть отрицательной, то она должна быть равна нулю
Задача 3 (17 баллов)
Спрос на школьные тетради имеет вид линейной функции. Предложение тетрадей так же выражено линейной функцией, которая имеет вид Qs = – 20 + 2P. Равновесный объем продаж составляет 50 единиц. Правительство выделило потоварную субсидию производителям (продавцам). После этой меры цена потребителя снизилась на 2 рубля, а равновесный объем продаж вырос на 40 %.
Определите:
а) значение равновесной цены в точке первоначального равновесия;
б) значение цены потребителя, цены производителя и
объема продаж после субсидии;
в) сумму бюджетных расходов на выплату субсидии;
Решение:
Расчет первоначальной цены равновесия (до введения субсидии) :
Условие равновесия Q s = Q d (1 балл)
50 = – 20 + 2 * P (1 балл)
Значение цены равновесия Р1= 35 (2 балла)
Расчет значения цены потребителя: Р d = 35 – 2 = 33 (2 балла).
Расчет значения нового равновесного объема :
Q 2 = 1,4 * Q1 = 1,4 * 50 = 70 (2 балла)
Расчет значения цены продавца ( Р s ) и величины потоварной субсидии ( s )
а) записан порядок определения цены продавца:
Р s = Р d + S (1 балл)
б) записано уравнение кривой рыночного предложения после введения субсидии:
Q s = – 20 + 2 ( Р + s ) (1 балл)
в) Координаты точки нового равновесия подставлены в уравнение новой кривой предложения:
70 = – 20 + 2 ( 33 + s) (1 балл)
Найдено значение s = 12 (2 балла)
д) значение цены продавца: Р s = Р d + S , Р s = 33 + 12 = 45 (2 балла)
5. Расчет величины расходов бюджета на выплату субсидии :
Tr = s* Q2 = 12* 70 = 840 (2 балла)
Задача 4 (4 балла)
Акции компании разделены между тремя акционерами в отношении 9:6:5. Первый акционер продал 150 акций третьему акционеру. Теперь акции разделены в отношении 6:6:8.
Сколько акций стало у каждого акционера?
Решение:
Всего долей до продажи акций 9+6+5=20 (1 балл)
После продажи акций 6+6+8 = 20 (1 балл)
Число долей не изменилось, 1 доля соответствует одной и той же сумме акций
150 / (9–6) = 50 акций в одной доле (1 балл)
4. У первого акционера – 50*6 = 300 акций, у второго – 300 акций, у третьего – 50*8=400 акций. (1 балл)