Технологическая карта по предмету Речь и альтернативная коммуникация
Данный урок способствует изучению гласного звука А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_1_klass.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО | Смирнова Марина Валерьевна |
Место работы | МОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ» |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Речь и альтернативная коммуникация |
Класс | 1-в |
Тема | Гласный звук [а], буквы А, а |
Цель урока | Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [a], буквами А, а, развития речи |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Знают особенности произнесения звука [а] и его характеристику; называют букву А как знак звука [а]; различают печатные и письменные, заглавные (большие) и строчные (маленькие) буквы; знакомятся с «лентой букв», пословицей об азбуке и пользе чтения; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам; называют русские народные сказки |
Личностные результаты | Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
УУД (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием иллюстраций, схем; логические – характеризуют звук [а]; осуществляют сравнение печатных и письменных, заглавных и строчных букв; анализируют задание, определяют его цель. Коммуникативные: составляют небольшие рассказы, «удерживают» логику повествования; работают в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы |
Основное содержание темы, понятия и термины | Звук [а], буква А, печатные и письменные, заглавные (прописные, большие) и строчные (маленькие) буквы, «лента букв», пословица, русские народные сказки |
Образовательные ресурсы | Схемы слов астра, арбуз. Картинка с изображением астры. Счетные палочки |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Организационный этап | Фронтальная. Словесный. | Приветствие учащихся. Вот книжки на столе, | Приветствуют учителя. Организуют свое | Проявляют эмоциональную отзывчивость |
Слово учителя | А вот тетрадки. Не хочется играть Сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный – Скажет каждый! – Проверим готовность к уроку | рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | на слова учителя | |
II. Актуализация знаний Работа с пословицей «Азбука | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Какой учебник лежит у вас перед глазами? – Послушайте пословицу про азбуку: «Азбука к мудрости ступенька». Как вы понимаете ее смысл? – Азбука помогает научиться читать, стать грамотными. Сегодня мы начнем изучать буквы. Посмотрите на с. 20–21. С какой буквой мы сегодня познакомимся? | – Азбука. Слушают пословицу, выполняют задание учителя. – С буквой А | Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение |
III. Открытие нового материала 1. Слого-звуковой анализ слов астра, арбуз (учебник, с. 21) | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой слова, рассказ учителя | Показывает картинку с изображением астры. – Что изображено на картинке? – Составим схему этого слова: – Каким звуком начинается первый слог? | – Астра. – [a]. Произносят звук [a] | Производят слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (астра, арбуз). Выделяют звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный |
– Давайте произнесем его все вместе. – Какой это звук: гласный или согласный? – Почему? – Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой А. Учитель показывает карточку с буквами А,а. (Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова арбуз.) Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь, а? Перед тобою буква А. – На что похожа буква А? – Найдите букву А на «ленте букв» | – Гласный. – При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград,звук [a] поем. Высказывают свои пред-положения. Находят букву А на «ленте букв» | рисунок и схему-модель слова. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] | ||
2. Игра «Конструкторы». Конструирование буквы А из счетных палочек | Индивидуальная. Практический. Конструирование буквы А | – Из счетных палочек выложите букву А | Выкладывают из счетных палочек букву А | Моделируют букву |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Видео ролик | Выполняют движения | Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
3. Работа по теме урока «Лесная школа». Составление рассказа (учебник, с. 20) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картинкой, рассказ | – Рассмотрите картинку. Кто – Что написано на доске в лесной школе: звук или буква? Почему вы так думаете? – Какую букву изучают звери? – Составьте предложение по схеме. – Составьте рассказ «Лесная школа» | – Звери в лесной школе. – Буква. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем. – Звери изучают букву А. (Звери учат азбуку.) Составляют рассказ | Отвечают на вопросы по сюжетной картинке, составляют рассказ сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составляют связный рассказ по этой картинке |
IV. Закрепление знаний 1. Гласный звук [а], буквы А, а | Фронтальная. Словесный. Беседа | Букву А За первой партой Посадили перед картой, А на карте вся земля – Реки, горы и поля. И спросили, кем она Стать мечтает, буква А? – Я хочу быть агрономом, Я смогу и астрономом, Архитектором, артистом И еще… аквалангистом!.. А какие вы слова Знаете на букву А? | Слушают стихотворение. Называют слова, начинающиеся на букву А | Выделяют звук [а] в словах. Наблюдают над особенностями произнесения звука [а]. Характеризуют выделенный звук. Доказывают, что звук [а] гласный. Слушают звук [а] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводят примеры слов |
– Звук [а] гласный или согласный? Почему? – Назовите слова, в которых звук [а] есть в середине слова, в конце слова. – Найдите ударные и безударные слоги в словах: астра, азбука, айва. – Звук [а] в словах может быть ударным и безударным. Буква А обозначает твердость предшествующего согласного звука | – Гласный. Его можно петь Называют слова. | со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Умеют ставить ударение в словах | ||
2. Чтение стихотворения Н. Костаревой (учебник, с. 21). Дифференцированное задание | Индивидуальный. Практический. Чтение стихотворения | – Прочитайте стихотворение | Дифференцированное задание выполняют читающие ученики | Вырабатываются навыки чтения |
3. Работа с пословицами (учебник, с. 20) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Найдите буквы А в пословице. Сколько их? – Почему так говорят? Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение | Находят буквы, считают их – 4. Высказывают свое мнение | Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение. Строят высказывания о пользе чтения |
Физкультминутка для глаз | Коллективная. Практический | Чтобы отдохнули глаза, можно, не вставая, с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются |
Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | |||
4. Сравнение слов волк и лиса. Рисунок «Айболит и звери» (учебник, с. 22) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Найдите на рисунке волка – Сравните слова: волк и лиса. Сколько в них слогов? | – Волк – 1 слог, лиса – | Осуществляют сравнение слов |
5. Работа с сюжетной картинкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Коллективная. Словесный, практический. Беседа, рассказ, работа со схемой | – Вспомните сказку, как она называется? Расскажите ее. – Составьте предложение по схеме. – Прочитайте предложение с восклицательной интонацией | – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказывают сюжет. – Аленушка плачет. Читают предложение | Составляют рассказ |
6. Дидактическое упражнение. «Найдите ошибки» (учебник, | Парная. Практический. Дидактическое упражнение | – Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибки. – В каких словах есть буква А? | – Роза и ландыш – схе-мы поменять местами. – Лак, роза, ландыш | Обнаруживают несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и схемой-моделью, исправляют ошибку, выслушивают ответ товарища, оценивают правильность выполнения задания в доброжелательной форме |
7. Пересказ сказки по серии картинок | Парная. Словесный, практический. Пересказ сказки | – Рассмотрите картинки. Сюжет какой сказки на них изображен? – Перескажите сказку по серии картинок | – «Лиса и волк». Пересказывают сказку | Пересказывают сказку по серии картинок, «удерживают» логику повествования |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились? – Какой звук она обозначает? – Понравился ли вам урок? – Какими красками вы бы его раскрасили? – До встречи в стране Букв! | Отвечают на вопросы учителя | Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |