Курсовая работа по теме: "Профилактика конфликтных ситуаций на уроках физической культуры"

Шубёнкина Владислава Кирилловна

Профилактика конфликтных ситуаций на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_shubyonkina_v.k_zf_109-106-3-1_2.docx105.27 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика конфликтных ситуаций на уроках физической культуры

Курсовая работа 


44.03.01 Педагогическое образование           

Направленность программы бакалавриата

 «Физическая культура»

Челябинск

 2022

Оглавление

Введение 

3

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы конфликтов в педагогической теории и практике.

5

1.1 Понятие «педагогического  конфликта» в школьной  среде

5

1.2 Типы конфликтов и основные причины их возникновения.

8

1.3 Социально-психологический климат.

15

1.4 Типология конфликтов при обучении подростков.

16

Глава 2 Практические аспекты профилактики конфликтных ситуаций на уроках физической культуры.

21

2.1 Пути и способы профилактики конфликта и конфликтных ситуаций на уроках физической культуры  

21

2.2 Методы устранения конфликтов на уроках физической культуры.

25

2.3 Изучение и анализ уровня конфликтности учащихся в процессе педагогической практики

27

Заключение

33

Список литературы

35

Введение

Общим фактором значительного роста агрессивного поведения в современном мире является повышение напряженности, ухудшения отношения между людьми. Другие относятся к нам так же, как мы относимся к ним. Враждебность всегда порождает враждебность, нежелание сотрудничать одной стороны всегда отталкивает другую. Если одна сторона считает другую агрессивной, обиженной и мстительной, то другая сторона начинает вести себя именно так в порядке самообороны, что создает порочный круг.

В физическом воспитании конфликты – явление нередкое, которое сопряжено большими физическими нагрузками, стремлением повысить свой престиж как на мировых спортивных состязаниях, так и обычных соревнованиях. Необъективность судей, предубеждение тренера, плохие взаимоотношения спортсменов – все это напрямую ведет к конфликтным ситуациям. Разрешение конфликтов – задача очень сложная и требующая больших усилий, наличия психологических знаний, такта, порядочности и др.

  В практической деятельности уроков физической культуры очень часто встает вопрос о разрешении конфликтных ситуаций или конфликтов.

Многие наблюдения показывают, что учителя физической культуры не владеют методами и способами разрешения конфликтных ситуаций, зачастую не знают, как предупредить конфликт. Следовательно, выявляется противоречие между необходимостью рассмотрения данной проблемы и недостаточной ее разработанностью в теории и практике образовательной школы.

Указанное противоречие определяет проблему данного исследования, которая заключается в выявлении особенностей протекания конфликтных ситуаций на уроках физической культуры и определении путей их преодоления.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность послужило основанием для определения темы нашего исследования «Профилактика конфликтных ситуаций на уроках физической культуры ».

Цель исследования:        изучить характер конфликтов на уроках физической культуры между учителем и учащимися, разработать технологию, направленную на профилактику конфликтов на уроках физической культуры.

Задачи:

  1. провести теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
  2. выявить причины и условия возникновения конфликтных ситуаций на уроках физической культуры;
  3. рассмотреть пути и способы преодоления конфликта на уроках физической культуры;
  4. изучить уровень конфликтности обучающихся в процессе прохождения педагогической практики.

Объект исследования: педагогические конфликты в общеобразовательной школе.

Предмет исследования:        профилактика конфликтов на уроках физической культуры.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; наблюдение; тестирование, анкетирование; изучение личных дел обучающихся.

        

        Глава 1

 Теоретические аспекты проблемы конфликтов в педагогической теории и практике

1.1 Понятие «педагогического  конфликта» в школьной  среде

      Понятие «педагогического  конфликта» в школьной  среде

     Конфликт  (от лат. Confliktus) – означает столкновение сторон, мнений и сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные. Как воспитательный институт, школа – сгусток межличностных противоречий. Учителю приходится вступать  в сложную систему профессиональных отношений – с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. В педагогическом регулировании и коррекции нуждается общение с учащимися, ибо его доминантой является реализация учебно-воспитательных целей, управление развитием детской личности. Специфика педагогического конфликта заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным статусом. Говоря спортивным языком, учитель и ученик выступают в разных весовых категориях. Цель учителя как воспитателя, руководителя заключается не в том, чтобы победить, навязать ребенку свое решение, а наоборот, укрепить его волю и разум, пробудить добрые чувства. Педагогическому взаимодействию свойственна определенная динамика развития, обусловленная внутренними субъективными, и внешними, объективными, причинами. Периодически возникающая психологическая напряженность сменяется равновесием.  «Жизнь групп, - подчеркивает М. Роббер и Ф. Тильман, - представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушений». Известно, что продуктивное взаимодействие личности реализуется при условии их сходства и различия. Для возникновения диалога необходимы не только общий язык, но и разница в уровне осведомленности партнеров в предмете общения, в своеобразии их взглядов. В педагогическом общении раскрывается субъективный мир и обучащихся, и учителя, обнажается их личностное своеобразие. Противоречивость их взаимодействия определено различием психологии, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции и жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемых социальных ролей. Напряженно противоречивым является сам процесс становления личности каждого ребенка, протекая в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими, между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, между стремлением к взрослости, самостоятельности и инфантильностью, между желанием самоутверждения и неадекватными средствами его реализации, между направленностью добиться успеха и ненадежностью используемых средств, между сознанием и поведением. О противоречивости личностного развития школьников свидетельствуют исследовательские данные. Лишь у семи-восьми процентов обнаружено совпадение нравственных поступков и нравственных мотивов. Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что воспитатель призван помочь ребенку одержать победу над самим собой, преодолеть внутриличностные противоречия, сопровождающие процесс взросления. Компетентное руководство процессом разрешения внутриличностных и межличностных противоречий предполагает учет своеобразия индивидуального роста ребенка, постоянную заботу о гармонизации его внутреннего мира и взаимоотношения между окружающими. С психологической точки зрения конфликт означает столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения. Основные отличия конфликта от противоречия заключаются в силе эмоционального накала противостояния, остроте негативных переживаний учителя и обучающихся – гнева, оскорбленного достоинства, унижения, страха, ненависти и т.д., а потому особой трудности преодоления. Преодоление внутренних и внешних противоречий служит источником личностного совершенствования и обучающихся, и учителя. По закону диалектики внутренние противоречия разрешаются через внешние. В свою очередь, внешние противоречия имеют свойство трансформироваться во внутренние, порождая состояние психологического дискомфорта и угнетенности. Поэтому педагогическое руководство преодолением внешних противоречий во взаимоотношениях с учащимися требует постоянного внимания к их эмоциональному самочувствию. Контролируемые противоречия играют позитивную роль, стимулируя переход субъектов общения из одного качественного состояния (интеллектуального, эмоционального, волевого) в другое, способствуя совершенствованию межсубъектного взаимодействия. Умелое преодоление противоречий сближает учителя и обучающихся, ведет к взаимопониманию. Нормализация взаимоотношений помогает обретению общих интересов и совпадению целей. Психологическая глухота учителя к стремлениям и потребностям обучающихся, их актуальным переживаниям и настроениям провоцирует недисциплинированность, внутреннее и внешнее сопротивление педагогическим целям. Преодоление межличностных противоречий может осуществляться на интуитивном, эмпирическом и научно осознанном уровнях. В основе спонтанного поведения учителя лежит метод проб и ошибок. Опасность этого пути заключается не только в принятии ложных решений, но и в отсутствии педагогического предвидения и перспективы неуправляемости процесса общения. Межличностные противоречия бывают глубокими и поверхностными, длительными и кратковременными. Игнорирование противоречий, затрагивающие глубинные интересы и потребности обучающихся, чревато конфликтами, разрешение которых для учителя представляет повышенные трудности. . [11, с.99]

        1.2 Типы конфликтов и основные причины их возникновения

Существует множество классификаций конфликтов. Конфликты подразделяют на кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др.

Конфликт сам по себе возникнуть не может. Конфликты возникают в результате общения, это может быть общение, как с окружающими, так и с самим собой. Так, например, конфликт может быть внутриличностным, межличностным, внутригрупповым, межгрупповым и социальным.

Внутриличностный конфликт – это столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т.п. Если внутриличностный конфликт носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижении результатов деятельности; возможно возникновение на его почве невроза. Такого рода конфликты нередки в детском и особенно в подростковом возрасте, когда произвольность поведения еще недостаточна для безболезненного выбора между несовместимыми внутренними тенденциями. [12, с.325]

Межличностный конфликт – ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута одной из конфликтующих сторон. [14, с.372]

Конфликт внутригрупповой - конфликт между микрогруппами в коллективе, личностью и микрогруппой, личностью и всем коллективом.

 В нем проявляются:

  1. противоположность целей оппонентов, обусловленная,  в конечном счете их принадлежностью к разнонаправленным микрогруппам;
  2. заинтересованность участников конфликта в сохранении или усилении своего социально-группового статуса, поставленного под сомнение сложившейся конфликтной ситуацией;
  3. неопределенность внутригруппового нормирования процесса взаимодействия, делающего необходимым вовлечение общественного мнения группы в процессе разрешения противоречия. [1, 284]

          Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими. Следует отметить, что именно конфликт между большими социальными группами некоторые исследователи называют социальным конфликтом в собственном смысле слова, в отличие от внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, а также конфликтов между малыми группами. Такого взгляда, в частности, придерживался К. Маркс и его последователи, называя социальным конфликтом противоборство между общественными классами.

Разный уровень социальных групп имеет свои особенности возникновения конфликта и способов их разрешения. Так, на уровне малых групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп. Она выражается в формировании чувства причастности к группе, отождествлении себя с другими ее членами, создании качества «мы», в отличие от «они» или «не - мы». «Мы» — это свои, наши, «они» — это другие, отличающиеся от «нас».

Феномен межгрупповой враждебности описан еще З. Фрейдом.

Предложенные им идеи берут начало из исследований Г. Лебона и У. Мак- Даугола, которые изучали психологию толпы. Фрейд выдвинул три основных тезиса о психологических причинах, лежащих в основе межгрупповых конфликтов:

  1. неизбежность, универсальность враждебности относительно другой группы в любом межгрупповом взаимодействии;
  2. функция этой враждебности - поддержание стабильности и сплоченности группы (этот тезис подтверждается экспериментами М. Шерифа, проведенными в детском лагере с группами, стремящимися к одной цели и препятствующими друг другу. Оказалось, что конфликт между группами, возникает очень быстро, но внутри каждой группы значительно возрастает сплоченность.);
  3. механизм формирования враждебности по отношению к другим и привязанности к своим носит неосознанный и глубинный характер.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители различных уровней). Не отступая от традиции, проведем типологизацию конфликтов по такому основанию, как субъект конфликта.

Можно выделить 10 видов противостояний: 1) ученик — ученик, 2) ученик — учитель, 3) ученик — родители, 4) ученик — администратор, 5) учитель — учитель, 6) учитель — родители, 7) учитель — администратор, 8) родители — родители, 9) родители — администраторы, 10) администратор — администратор. [3, с.58]

По   направленности      конфликты   делятся   на   «горизонтальные»   и «вертикальные», кроме этого, выделяют и «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. Конфликты, имеющие вертикальную составляющую, т. е. вертикальные и смешанные, - это приблизительно 70-80% всех конфликтов. [13, 131]

          Педагогические конфликты относятся к смешанному типу, т.к. в нем представлены как горизонтальные, так и вертикальные составляющие. На высшем уровне противоречий происходят столкновения общества и системы образования. На среднем уровне происходят столкновения в системах

«администрация – учитель», «администрация – родители», «администрация – ученик». На низшем уровне противоречий происходят столкновениями в системах «учитель – ученик», «ученик – родители», «учитель – родители». (Рис.1)

Высший уровень противоречий

Средний уровень противоречий

Низший уровень противоречий              

                                                   Рис.1

 - это приблизительно 70-80% всех конфликтов. [13, 131]

Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге

«Если вы – руководитель», следующими тремя группами причин, обусловленными:

  1. трудовым процессом;
  2. психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;
  3. личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. По значению для коллектива конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). [13, с.132] Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые – субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно (и в деловой, и в личностно-эмоциональной сфере), хотя процесс его разрешения может быть весьма длительным и вызывать напряженные отношения между участниками конфликта. Субъективный конфликт, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

Конфликты различают и по сфере их разрешения. Это может быть деловая и личностно-эмоциональная сфера.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

«подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

  • «случайный, или условный» конфликт – зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
  • «смещенный» конфликт - когда имеется в виду явный конфликт, за
  • которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
  • «неверно приписанный» конфликт - конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
  • «латентный» конфликт – конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
  • «ложный» конфликт – когда отсутствуют объективные основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания.

По типу разрешения конфликты можно разделить следующим образом:

  • конфликты, приводящие к уничтожению одной (или одного) из противоположных тенденций, установок, стереотипов, взглядов личности или группы – при антагонистическом характере конфликта (например, отказ от асоциального поведения);
  • конфликты, приводящие к модификации обеих противоположных тенденций, сторон (например, взаимные уступки, прибегание к личностным защитам и пр.);
  • конфликты, приводящие к отсрочке реализации или переориентации одной из несовместимых в данной ситуации потребностей, тенденций, установок личности или группы и к утверждению, признанию и победе другой стороны (например, договор о перенесении сроков выполнения заказа);
  • конфликты, приводящие к выбору в данной ситуации одного из одновременно невозможных тенденций, линий поведения, вещей, не противоречащих друг другу (например, признание правоты партнера по частным вопросам).

По форме выражения бывают:

  • конфликты того или иного направления действий, поведения («сближения—удаления», «сближения—сближения», «удаления- удаления»);
  • конфликты того или иного качества, интенсивности действия, поведения (взаимные или односторонние несогласуемые действия, отказ от взаимодействия, помехи, агрессивные акты, насилие);
  • конфликты, выражаемые знаками вербальной или невербальной коммуникации (молчание, взгляд, поза, мимика при восприятии соперника, тон речи, резкие выражения в разговоре, прозвища, устный и письменный спор и все другие особенности манеры обращения и общения);
  • конфликты скрытые и открытые, маскируемые и демонстративные [13, с.136]

1.3 Социально-психологический климат

Социально-психологическую атмосферу определяет прежде всего характер нигде не зафиксированных, но достаточно высоких требований, предъявляемых коллективом к личности, содержание нравственных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих членов. Другими словами, в каждой группе существует коллективное мнение, которое призвано поощрять дисциплинированных, работоспособных, отзывчивых, инициативных учеников  и осуждать ленивых, искоренять антиобщественные проявления, сплачивать коллектив. Учителю следует контролировать коллективное мнение.

Благоприятный социально-психологический климат группы складывается из:

-  наличия уз товарищества;

-  взаимопонимания;

-  доброжелательности и поддержки (что формирует у учеников чувство уверенности, стимулирует проявление положительных эмоций);

-   строгого соблюдения этических норм поведения (так как при высоком психическом напряжении и утомлении человек чаще проявляет раздражение, грубость, более подвержен апатии, вследствие чего повышается значение нравственных качеств).

Нарушение этических норм поведения, например, грубое отношение учителя к ученику, может привести того к срыву регуляторных механизмов самосознания, блокировать процесс формирования мобилизационной готовности и способствовать не активной работой на уроке, а то и вовсе отказом заниматься на занятии.  

ученикам, слабо или неудачно выполнив нармотив на уроке физической культуры, нужно четко объяснить причины этого и указать недостатки, прибавив, что, устранив их, можно рассчитывать на победу в следующий раз. В таких случаях необходимо вселить в учеников уверенность в своих силах и способностях. Размышляя о социально-психологическом климате группы, нетрудно заметить, что многое в этой сложной системе зависит от взаимоотношений.

В классе различают два вида взаимоотношений: «ученик - ученик» и «учитель - ученик» (первый вид -горизонтальный уровень, второй - вертикальный). Каждый из этих видов взаимоотношений делится на формальный и неформальный.

Формальные отношения в системах «ученик - ученик» и «учитель - ученик» заранее запрограммированы и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам.

Отношения в неформальной сфере проходят и развиваются спонтанно, поэтому их значительно труднее предугадать. Такие взаимоотношения складываются на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений.

1.4 Типология конфликтов при обучении подростков

По источникам возникновения выделяют конфликты ценностей, интересов, идентификации. По социальным последствиям – успешные, безуспешные, созидательные (конструктивные), разрушительные (деструктивные). По отношению субъектов к конфликту – подлинный, случайный (условный), смещенный, ложный, неверно приписанный, латентный. По степени длительности и напряженности конфликта выделяют бурные быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие (Дмитриев А.В. 2003г.).

С точки зрения субъектов взаимодействия, выделяют конфликты межличностные, межгрупповые, внутриличностные.

1 Внутриличностные конфликты (между долгом и совестью и т.д.);

2 Межличностные (проявляются при столкновении точек зрения, убеждений);

3. Между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

4 Межгрупповые конфликты (могут возникать между группами).

Межличностный конфликт есть частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей. В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, установки и интересы; эмоции, воля и интеллект (Кармин А. С. 2000г.).

Межличностные конфликты представляют собой столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют и мешают друг другу.

Эмоциональные переживания субъектов выступают важным условием конфликта. Именно они обостряют противоречия и провоцируют экстремальные поступки (Андриенко Е.В. 2004г.).

Все причины межличностных конфликтов, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида:

1) Первый – предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов первого оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

2) Второй – затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.

3) Третий – представляет мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

- соперничества – стремления к доминированию;

- спора – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;

- дискуссии – обсуждение спорного вопроса.

В зависимости от причин конфликта и от способов конфликтного поведения оппонентов, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода:

1) уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;

2) сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя;

3) компромисс – взаимные уступки обеих сторон;

4) эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние;

5) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой принять тот или иной вариант исхода противоречия (Юричка Ю.И. 2001г.)

Вывод по первой главе:

И так, конфликт - это взаимное отрицательное отношение возникающее при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и "выяснением отношений" разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний является конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии, спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины рассматривают суть вопроса, а не выясняют, "кто есть кто". Конечно, в любом обсуждении скрыта "искра" конфликта, но чтобы "из искры не возгорелось пламя", нужны определенные условия.

Часто причина конфликта учителя с учащимися не лежит на поверхности, поэтому остается для учителя непонятной.

Со школьниками причинами конфликтов могут быть:

1) смысловой барьер, возникающий в связи с тем, что ребенок иначе смотри на некоторые события (он, например, иначе относится к драке), или потому что требование учителя приобретает для учащегося особый смысл - кажется придиркой, насмешкой. Если, например, учитель предъявляет требование в грубой форме, возникающая у ученика отрицательная эмоция по поводу формы выражения требования переносится и на его содержание;

2) потеря требованием побудительной силы вследствие того, что требование, благожелательное по форме, повторяется учителем слишком часто, по каждому пустяку;

3) требование учителя кажется ребенку непосильным или он считает, что для его выполнения нет условий (такие конфликты могут возникнуть при требовании учителя, чтобы приходили на урок в одинаковой спортивной форме);

4) неправильное мнение ученика о негативном отношении к нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями последнего; это определяет соответствующую негативную установку на то, что говорит учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет беспрекословно выполнять).

Глава 2

Практические аспекты профилактики конфликтных ситуаций на уроках физической культуры

2.1 Пути и способы профилактики конфликта и конфликтных ситуаций на уроках физической культуры  

Рассмотрим один из исходов - предупреждение конфликта учителя с учащимися. Этот исход зависит главным образом от самого педагога. Прежде всего, при возникновении конфликтной ситуации он не должен допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: ему следует говорить с учащимся спокойно и, изменяя его отношение чему-либо (например, к драке, понятию чести, честности и т. п.), убеждать, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об - условиях, при которых его требование может быть выполнено. Не целесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения по возможности заменить на другую. Например, требование учителя в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил в прошлый раз?») воспринимается учащимися уже как форма контроля. Можно выразить требование в форме утверждения, убежмдения в том, что учащийся, конечно же, выполнил то, что ему говорили.

Опытные учителя для предупреждения конфликтов проводят индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позицию и разъясняют свою. При этом учителю можно дать следующие рекомендации:

1) проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2) строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3) постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4) чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;

5) попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

6) дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7) уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;

8) подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9) подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту. Тогда у учителя возникает новая задача - погасить возникший конфликт, не дать ему перейти в затяжной, хронический, втянуться в него другим учащимся или всему классу.

Многовековой опыт участия учителей  в различных конфликтах и их разрешении, бесчисленные наблюдения за конфликтующими сторонами, специальные научные исследования и обобщения позволили ученым выделить основные стратегии поведения при конфликте.

Например, Р. Блейк и Дж. Моутон называют пять таких стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. [15, с.158]

Соперничество (конкуренция). Это стратегия открытой борьбы за свои интересы, навязывания другой стороне собственной точки зрения, выгодного для себя решения в ущерб позиции оппонента. Этот стиль считается эффективным в том случае, если человек обладает властью и определенными волевыми качествами. К недостаткам этой стратегии относится подавление инициативы противоположной стороны, возможность повторения всплеска конфронтации, ухудшение взаимоотношений с окружающими.

Сотрудничество. Данная стратегия направлена на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. По мнению специалистов, это самый трудный стиль поведения, однако именно он позволяет выработать наиболее эффективное решение в сложных конфликтных ситуациях. Такой стиль требует от участников конфликта выдержки, самообладания, уважительного отношения друг к другу. Этот стиль побуждает людей к открытому обсуждению их нужд, желаний, интересов. Все это требует определенного времени и терпения. 

Компромисс. Это стратегия урегулирования разногласий через взаимные уступки. Суть данной стратегии заключается в том, что стороны частично выполняют свои желания, а частично желания оппонента. Компромисс нередко является удачным отступлением или последней возможностью прийти к какому-либо решению. Стиль компромисса в некоторой степени напоминает сотрудничество, однако отличается от него более поверхностным характером, т.к. не требует глубокого осмысления нужд и интересов другой стороны. На компромисс приходится соглашаться, когда, к примеру, вы и другой человек хотите одного и того же, но пони

Избегание (уклонение). Суть названной стратегии заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем. Обычно к этому стилю прибегают, когда нет необходимости отстаивать свои права, когда стороны не сотрудничают для выработки решения проблемы, а сама проблема не является столь важной, чтобы тратить на нее силы. Такой стиль также уместен, если оппонент обладает большой властью или человек чувствует себя неправым, поэтому у него нет оснований бороться за свою позицию.

Стиль уклонения может быть полезным при общении с трудным, конфликтным человеком. Иногда целесообразно уклониться от решения конфликта, чтобы собрать необходимую информацию, лучше разобраться в проблеме. Стиль избегания нельзя считать бегством от проблемы или уходом от ответственности. Нередко это является достаточно конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Приспособление. Так называется стратегия сглаживания противоречий за счет собственных интересов. Человек жертвует своими интересами в пользу оппонента, уступая ему и жалея его.

Этот стиль целесообразно использовать, когда исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас. Обычно так поступают, когда не очень рассчитывают на положительное для себя решение проблемы и собственный вклад в дело не велик, т.е. уступая в чем-то, теряют мало. Если приходится уступать в важном для себя, то возникает чувство неудовлетворенности и обиды. В такой ситуации стиль приспособления нежелателен.

Стратегия приспособления дает возможность выиграть время, добиться отсрочки в решении проблемы, этим он напоминает стиль уклонения. Но у этих стилей поведения есть и существенное различие. Применяя стратегию приспособления, вы действуете вместе с другим человеком, соглашаетесь делать то, чего хочет он. При стратегии уклонения проблема просто отбрасывается, интересы другой стороны никак не учитываются.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. В принципе, учитель должен уметь эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом учительского характера. Предпочитать одни стили другим — естественно, но жесткое предпочтение может ограничить возможности. Таким образом, важно определить для себя свои приоритеты, а также возможные альтернативные варианты. Это позволит быть более свободным в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями. . [15, с.190]

2.2 Методы устранения конфликтов на уроках физической культуры

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем. . [18, с.148]

2.3 Изучение и анализ уровня конфликтности учащихся в процессе педагогической практики

     Проделанная теоретическая и практическая работа по профилактике и разрешению конфликтов использовалась нами при проведении формирующего эксперимента с учащимися классов МОАУ ООШ №3 г. Оренбург, ул. Советская 7

Экспериментальная работа проводилась в процессе проведения уроков физической культуры и во внеурочное время.

Для определения уровня конфликтности класса в целом и каждого учащегося отдельности мы провели анкетирование среди учащихся 9 классов (всего 42 человека).
Результаты анкетирования учащихся 9классов МОАУ ООШ №3 г. Оренбург, ул. Советская 7.

Вопросы

В % от числа

опрошенных

1. Часто ли Вы конфликтуете с одноклассниками?

• часто;

23.7

• иногда;

65,1

• никогда.

11,2

2. В чём, на ваш взгляд, причина Ваших конфликтов с

одноклассниками?

• Ваша повышенная конфликтность;

15,3

• повышенная конфликтность некоторых Ваших

47,8

одноклассников;

• Ваше неумение выходить из конфликтов

36,9

3. Как вы думаете, какова основная причина

32,1

35,1

           32,8

конфликтности с учителями?

• Неудовлетворительное поведение ряда учащихся;

• Отсутствие взаимопонимания между учителем и

учащимися;

• Высоким уровнем конфликтности класса, в целом

4. Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять для

того, чтобы уменьшить уровень конфликтности:

• постоянно проводить воспитательную работу с учащимися,

22,1

которые имеют повышенный уровень конфликтности;

• проводить «круглые столы» между учителями и учащимися

43,2

с целью выработки общих требований;

• научиться учащимся и учителям более уважительно

34,3

относиться к друг другу.

Как видно из результатов опроса, в классах нередки конфликты между учащимися, а также между учащимися и учителями. Среди основных причин:

  • повышенная конфликтность ряда учащихся,
  • неумение конструктивно выходить из конфликта,
  • недостаточное взаимопонимание между учителями и учащимися.

Для профилактики конфликтов нами были проведены беседы с учащимися, на которых мы рассмотрели следующие вопросы:

  • Что такое конфликт, какие бывают конфликты;
  • Основные стратегии поведения в конфликте (соперничество, компромисс, игнорирование конфликта, уступки, сотрудничество)
  • Конструктивные (положительные) ' и деструктивные (отрицательные) конфликты;
  • Правила поведения в конфликте.
  • Также мы провели с учащимися тест Томаса [29]. При этом каждый учащийся определил свою ведущую стратегию в конфликте и задумался всегда ли она оправдывает себя.
  • Но, конечно, всех конфликтов не удалось избежать. Иногда на уроках физической культуры случались конфликты между учащимися. В этом случае мы действовали по методике Е.П. Ильина [14].
  • Обычно мы проводили беседу с учащимися, в процессе которой пытались найти компромисс с учащимися.
  • Результаты анкетирования учащихся 9классов МОАУ ООШ №3 г. Оренбург, ул. Советская

Вопросы

В % от числа

опрошенных

1. Помогли ли Вам наши беседы для более  конструктивного выхода из конфликтов

• Да

47,5

• Нет

• Затрудняюсь ответить.

18,5

34.0

2. Стало ли в Вашем классе меньше конфликтов

• Да .

53,8

• Нет

15,1

• Затрудняюсь ответить.

31,1

3. Улучшилась ли психологическая атмосфера в Вашем

62,1

6,8

31,1

классе

• Да

• Нет

• Затрудняюсь ответить.

Таким образом, результаты - Опроса учащихся позволили нам сделать вывод о том, что при проведении работы по профилактике конфликтов можно существенно сократить число конфликтов между учащимися, а также между учащимися и учителем. Кроме того, полученные учащимися навыки конструктивного разрешения конфликтов помогут им в дальнейшем, уже после окончания школы.

Технология профилактики конфликтных ситуаций с учащимися

                                      image15

Поведение с классом:

  1. Проводить индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых необходимо выяснять их позицию по определённому вопросу и разъяснять свою.
  2. Проявлять внимание к каждому учащемуся, показывать уважительное отношение, сочувствие, терпимость к их слабостям, выдержку, спокойный тон;
  3. Строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащихся;
  4. Постоянно поддерживать с учащимися обратную связь, смотреть в глаза, следить за изменением мимики, поведения.
  5. Подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьникам заинтересованность в решении их проблем.

Поведение с отдельным учащимся при конфликте:

  1. Затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
  2. Попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

3.Дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

4.Уменьшить социальную дистанцию, приблизиться к нему, улыбнуться, можно дружественно похлопать по плечу;

5.Подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогают ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

При изучении конфликтных ситуаций, которые встречаются на уроках физической культуры, мы опросили учителей физической культуры, студентов  специальности ФК после прохождения педагогической практики и изучили ряд конфликтных ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться. На основе технологии разрешения конфликта и выделенных нами качеств малоконфликтного учителя, мы показали возможные варианты разрешения конфликтов.

Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведет себя их ребенок). Это, однако, мало что дает, скорее, приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося.

Разрешение конфликта наложением на учащихся различных санкций хотя и является основным в практике учителей, не очень эффективно, но пренебрегать этим способом тоже не следует (однако ни в коем случае не надо при этом использовать угрозы, высмеивания).

Ошибка многих учителей и состоит в том, что они считают конфликт устраненным, если его внешнее проявление у ученика после принуждения исчезло. В действительности же, когда ученик выполнят распоряжение учителя без желания и осознания правоты, учитель причина конфликта не устраняется, а перевел его в другую – скрытую форму!

Таким образом, нами были рассмотрены основные стратегии поведения учителя физической культуры в конфликте, их плюсы и минусы. Полученные знания использовались нами при проведение формирующего этапа эксперимента с учащимися.

Выводы по второй главе.

Таким образом, конфликт на уроках физической культуры имеет место быть. Поэтому возникшим конфликтам, свойственны как общие сущностные черты, характерные любому социальному конфликту, так и специфические особенности.

Знание психологических особенностей школьников, как будущих спортсменов, владение методами и способами разрешения конфликтных ситуаций и их предупреждения учителями физической культуры помогают избегать подобных ситуаций и создавать на уроках благоприятную обстановку.

Заключение

В заключение  работы хотелось бы сформулировать следующие выводы.

Как воспитательный институт, школа – сгусток межличностных противоречий. Учителю приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений – с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. Нередко, катализатором в решении некоторых педагогических задач выступает конфликт, так как независимо от того, каким будет исход, конфликт подразумевает под собой последующие отношения на значительно новом уровне. Главные составляющие конфликта: взаимные отрицательные отношения, даже если и временные. Особенность же педагогического конфликта заключается в том, что отрицательные отношения возникают между учителем, как вполне сформировавшейся личностью, и учеником, ещё не способным трезво и адекватно оценивать ситуацию в силу своей неопытности.

         Полностью исключить конфликт из учебно-воспитательного процесса невозможно, поскольку он является его неотъемлемой частью. Сталкиваясь с конфликтом, ученик размышляет, делает определённые выводы. Однако вывод ребёнка в аналогичной ситуации может быть как одинаков, так и непредсказуемо противоречив. Зависит это от исхода конфликта, а исход, в свою очередь, от действий учителя, который, в большинстве случаев, должен быть инициатором разрешения конфликта. В любом случае, как в интересах учителя, так и в интересах ученика, конфликт не должен быть продолжителен, так как несёт большую эмоциональную нагрузку на обе конфликтующие стороны, негативно влияя на все сферы жизнедеятельности.

В работе были рассмотрены теоретические аспекты проблемы конфликтов в педагогической теории и практике. В частности, изучена сущность понятия «педагогический конфликт» в образовательном процессе, проанализированы особенности социально-психологического климата в ученическом коллективе. В практической части работы определили основные пути и способы разрешения конфликтных ситуаций, а также изучили уровень проявления конфликтности на уроках физической культуры.

Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. С конфликтом сталкивается каждый человек, будучи существом социальным. Выяснили, что существует достаточно широкий перечень литературы по данному вопросу, однако единого определения конфликта  найти не смогли, поэтому исследовать конфликт и его связи можно до бесконечности.

 

Список литературы

1.                 Адмиральская, И. С. Примирительные технологии в школе [Текст] / И. С. Адмиральская // Справочник педагога-психолога. – 2012. - № 3. – С. 68-69.

2.                 Баныкина, С. В. Конфликты в современной школе : изучение и управление [Текст] / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов.– М. : Либроком, 2012. – 184 с.

3.                 Бондаренко, Л. И. Урок самопознания «Как разрешат конфликты» [Электронный ресурс] / Л. И. Бондаренко. – Режим доступа: http://azbyka.kz/urok-samopoznaniya-kak-razreshat-konflikty.

4.                 Быстрицкая, Е. В. Конфликты школьников и семейного физического воспитания в начальной школе [Текст]  / Е. В. Быстрицкая, В. О. Шумилова // Физическая культура в школе. - 2011. - № 5. - С. 23-26.

5.                 Вечерин, А. В. Участие педагога-психолога в комиссии по урегулированию споров / А. В. Вечерин, Т. П. Боякина // Справочник педагога-психолога. – 2014. - № 6. – С. 4-16.

6.                 Гребенкин, Е. В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е. В. Гребенкин. - М. : Феникс, 2013. – 176с.

7.                 Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В Гришина. -  СПб: Питер, 2006. – 464 с.

8.                 Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие [Текст] / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М. : Aкадемия, 2008 - 288 с.

9.                 Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст] : учебное пособие / Г. Д. Горбунов. – М. : Советский спорт, 2010. - 296 с.

10.             Добрина, О. А. Практическая психология конфликта [Текст]: современные психотехнологии : учебно-методическое пособие / О. А. Добрина.  – Новосибирск : НИПКиПРО, 2009. - 208 с.

11.            Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии [Текст]: учебник / В. И. Журавлев ; ред. А. Е. Дмитриев. – М. : Рос. пед. агентство, 2009. - 184 с.

12.            Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учеб. пособие / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М. : Академия, 2009. – 236 с.

13.            Конфликты на уроке [Электронный ресурс] / Н. Самсонова. – Режим доступа: http://zdd.1september.ru/2007/06/9.html.

14.            Куприянов, Б. В.  Мастер-класс по разрешению конфликтных ситуаций в школе / Б. В. Куприянов, Э. Ю. Власов // Справочник  педагога-психолога. – 2012. - № 1. – С. 68-79.

15.            Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение : методы изучения [Текст] : учебное пособие / Н. И. Леонов.  – СПб. : Питер, 2010. - 240 с.

16.            Лаппо, Л. П. Обучение школьников бесконфликтному поведению [Текст] / Л. П. Лаппо // Справочник классного руководителя. - 2012. - № 12 (декабрь). - С. 51-62.

17.            Максимова, Л. А. «Я» и «мы»: основы формирования конфликтологической компетентности у младших школьников / Л. А. Максимова. – 2014. - № 1. – С. 27-33.

18.            Мананикова, Е. Н. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / Е. Н. Мананикова.  – М. : Дашков и К, 2009. - 224 с.

19.            Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М. : Роспедагентство, 2009. – 256 с.

20.            Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг : педагоги, психологи, родители [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова.  - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 224 с.

21.            Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник  / А. В. Мудрик.  – М. : Академия, 2013. – 240 с.

22.            Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : практикум, учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. – М .: Академия, 2011. – 218 с.

23.            Панцырь, С. Внутриличностные конфликты трудных подростков с точки зрения теории ролей [Текст] / С. Панцырь // Журнал практического психолога. - 2012. - № 6: Специальный выпуск: "Психодрама: история, теория и практика". - С. 101-112.

24.            Педагогика [Текст] : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М .: Педагогическое общество России, 2009. – 329 с.

25.            Педагогический энциклопедический словарь [Текст]  / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Просвещение, 2007. – 673 с.

26.            Поддьяков, А. Н. Конкуренция и конфликты участников образовательного процесса [Текст] / А. Н. Поддьяков. – М. : ФИРО, 2010. - 80 с.

27.            Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / Роботова А. С. и  др. – М. : Академия, 2009. – 208 с.

28.            Салимов,  Н. Предупреждение и разрешение конфликтов в школе / Н. Салимов. – М. : Академия, 2012. – 172 с.

29.            Селевко, Г .К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Просвещение 2009. – 476 с.

30.            Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2014. – 327 с.

31.            Справочник работника физической культуры и спорта [Текст] : нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / авт.-сост. А. В. Царик. - М. : Советский спорт, 2011. - 872 с.

32.            Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для вузов / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2009. - 464 с.

33.            Холодов, Ж. К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта [Текст] : учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2010. - 144 с.

34.            Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учебное пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2014. - 480 с.

35.            Эпова, Т. В. Конфликт на уроке [Электронный ресурс] : социальная сеть работников образования / Т. В. Эпова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/forum/konflikt-na-uroke