Диагностическая работа по определению уровня развития познавательных УУД у обучающихся 10 классов
С изменением модели школьного образования, ее переход от традиционной цели к цели развития личности обучающегося, возникает понятие универсальные учебные действия, в том числе и познавательные. Большая работа пришлась не только на изучение и развитие этих действий, но и создания инструментов для определения уровня развития их у обучающихся, что не мало важно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 1002.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пискунова А.С. ,
учитель математики
МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М.И. Чебодаева», Россия, Республика Хакасия, с. Аскиз
Диагностическая работа по определению уровня развития познавательных УУД у обучающихся 10 классов
Аннотация
С изменением модели школьного образования, ее переход от традиционной цели к цели развития личности обучающегося, возникает понятие универсальные учебные действия, в том числе и познавательные. Большая работа пришлась не только на изучение и развитие этих действий, но и создания инструментов для определения уровня развития их у обучающихся, что не мало важно.
Ключевые слова
Познавательные универсальные учебные действия, обучающиеся, диагностическое задание, уровень развития познавательных УУД.
Проблема оценки качества проверяемых УУД обучающихся на ступени старшей школы остается актуальной. В состав познавательных УУД входит большое количество умений, проверять сформированность и уровень развития которых достаточно тяжело. Сложность диагностической работы состоит и в том, что нет определенного набора диагностических заданий для проверки развития того или иного умения. Так в работе Газейкиной А.И. и Казаковой Ю.О. был предложен один из способов решения данной проблемы. Все познавательные действия они представили в диагностируемом виде (для каждого умения был выделен его пооперационный состав). Ими были разработаны шаблоны диагностических заданий: шаблон является универсальным инструментом, предназначенным для наполнения содержанием любой учебной дисциплины. Выделены четыре уровня развития познавательных УУД: высокий, средний, низкий, нулевой. На основе данных шаблонов предлагаем рассмотреть пример диагностики, составленный нами и содержащий 8 диагностических заданий по каждому умению. Далее в таблице приведены критерии оценивания по каждому выполненному заданию.
1.Диагностическое задание «умение структурировать знания (схематизировать, моделировать)»
Ознакомьтесь с представленным текстом и выполните задания
Текст
Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы ее достичь.
А вот мечта это совсем другое, это что-то волшебное. Она всегда связана с чем-то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее.
И это действительно работает. Человек, мечтая, создает себе условия для исполнения желаний. Даже жизненные препятствия тут не помеха. Только нужно набраться терпения.
Так Любовь Алексеевна мечтая приобрести новую квартиру, решила сделать молодежный вклад в банке, который составляет 20% годовых, и удвоить данную сумму для покупки квартиры. Удастся ли ей воплотить свою мечту через 5 лет? Вклад начисляется по следующей формуле:
, где р-дивиденды в процентах, n- число лет, А-начальная сумма вклада.
Определите для заданных Элементов (слов, понятий) свою систему обозначений и изобразите информацию (в виде схемы, модели), представленную в тексте при помощи этой системы, и ответьте на вопрос.
- Диагностическое задание«умение производить контроль и оценку результатов и процессов деятельности»
Иванов Иван Матвеевич составил свое резюме в частную школу учителем математики. Необходимо дать оценку правильности составленному резюме (см. ниже) и решенной задаче (см. ниже резюме), которую ему предложили на собеседовании, образцы резюме (см. рис.1). Для этого выделите критерий оценивания и максимальный бал.
Резюме от Иванова Ивана Матвеевича:
Иванов Иван Матвеевич
Дата рождения: 13.09.1980.г.
Образование: бакалавр педагогического образования, направление: математика, информатика.
Личные качества: ответственность, внимательность, пунктуальность.
Опыт работы: учитель физической культуры СОШ №2 г. Барнаула
Дополнительные сведения: знание английского, компьютер.
Задача, предложенная на собеседовании: «Предположим, что Земля абсолютно круглая, и мы протянули верёвку вдоль её экватора без зазора. Вопрос: сможет ли под верёвкой пройти человек, если длину верёвки увеличить на 10 метров?»
Решение Ивана Матвеевича: Здесь мы должны сравнить радиус r1 и r2. l = 2πr. Поскольку нам нужно знать длину окружности, чтобы определить чему равны радиусы, а этих данных у нас нет, поэтому мы не можем определить радиусы и не сможем точно ответить на поставленный вопрос.
Рис. 1 Образец резюме с опытом работы
- Диагностическое задание «умение выбирать наиболее простые способы решения задач в зависимости от конкретных условий»
Ваня на каникулах решил сходить в парк, у него есть несколько способов прийти туда: отправиться пешком через деревянный мост на улице Дачной, или доехать на автобусе который останавливается напротив его дома, и едет по маршруту: ул. Победа, ул. Шоссейная, ул. Дачная, ул. Паромная. На Паромной есть остановка, перед центральным входом в парк. Как лучше поступить Ване? Если скорость его передвижения равна 5 км/ч, а скорость автобуса 70 км/ч и время остановки 3 мин. Карта местности, где живет Ваня, представлена на рисунке 2.
Рис.2 «Карта местности»
- Диагностическое задание «умение анализировать»
Ознакомитесь с текстом.
Текст: Пифагор – имя, которое именуется теорема, знаменитая всем. В античной Греции жил ученый Пифагор (он родился в пределах 580 г. до н.э. и погиб в 500 г. до н.э.). Не достаточно известно о его жизни, но с его именованием связано большое количество легенд. Говорят, что он большое количество путешествовал, был в Индии, Египте, Вавилоне, исследовал античную культуру и заслуги науки различных стран. Возвратившись на родину, Пифагор организовал кружок молодежи из аристократии. В круг принимались с гигантскими церемониями впоследствии бесконечных тестирований. Любой член категорически отказывался от собственной принадлежности и отдавал клятву беречь учение основоположника в тайне. Например, на юге Италии, которая за это время была греческой колонией, именуемая «пифагорейская» появилось среднее учебное заведение. Пифагорейцы промышляли арифметикой, философией и естественными науками. Они создали большое количество весомых открытий в математике и геометрии. В школе был указ, сообразно которому авторство всех математических дел было приписано Пифагору. Пифагор был убит в уличном сражении во время народного восстания.
После гибели учащиеся окружили имя собственного учителя почти всеми легендами, вследствие этого нельзя вывести истину о Пифагоре.
Теорема Пифагора содержит роскошную ситуацию. Как оказалось, до Пифагора ее знали египтяне, вавилоняне, китайцы и индийцы. Подтверждение самого Пифагора не дошло до нас. В реальное время есть больше 100 доказательств. Вполне вероятно, собственно, что одно из них принадлежит Пифагору и его учащимся.
Выберите верные утверждения:
- Пифагор был путешественником.
- Пригласить в свой круг общения мог тот, кто был старше всех, находящихся в группе Пифагора.
- Пифагорейцы изучали естественные науки.
- Указ, приписывал авторство всех работ в школе Пифагору.
- Ученики Пифагора сочиняли легенды о своем учителе.
- Вследствие гибели Пифагора нельзя вывести истину о нем.
- Пифагор доказывал свою теорему, используя более 100 способов.
- Диагностическое задание «Умение составлять целое из частей (синтез)»
Сгруппируйте в пары слова по смыслу: Функция, прогрессия, налог, характер, треугольник, равенство, спортивная форма, алгоритм, величина, множество, комната, ведро, справедливость.
- Диагностическое задание «Умение классифицировать (сравнивать, выделять существенные/ несущественные признаки объектов)»
Из предложенного набора слов, разделите их на группы по признакам:
Числа, цифры, день, фигуры, листья, функция, ель, предупреждающие знаки, дискриминант, ромб, иголка, запрещающие знаки, тополь, год, параллелограмм, линейная функция , формула, буква, знаки, разность квадратов, слово, переменные.
- Диагностическое задание «умение устанавливать причинно-следственные связи»
После окончания допроса инспектор Варнике еще раз перелистал свои записи и сказал:
— Теперь давайте резюмируем все, что здесь произошло. Итак, вы говорите, что сегодня около 22 часов в мастерской вдруг потух свет. Вы предположили, что перегорели пробки, вышли из комнаты, открыли дверь на улицу, чтобы легче было добраться до распределительного щита. В этот момент на вас напали какие-то неизвестные и втащили вас обратно в мастерскую. Один из них сторожил вас, а остальные при свете карманного фонаря вскрыли сейф. Затем они исчезли, закрыв дверь на ключ с наружной стороны. Вы тотчас же направились к телефону, находившемуся в соседней комнате, и позвонили мне. Это было в 24 часа. Через 20 минут я был уже на месте, переставил предохранители и через 5 минут, открыв дверь, оказался в вашей комнате. Так обстоит дело с точки зрения времени с момента происшествия до настоящей минуты.
— Все совершенно верно, инспектор.
— Тогда я позволю себе вам не поверить.
Почему инспектор Варнике поставил под сомнение показания пострадавшего?
- Диагностическое задание «умение формулировать проблему».
Рассмотреть ситуацию, выделить проблемы и возможные пути решения.
Во время дистанционного обучения Мария Николаевна проверяла самостоятельную работу Кати ученицы 9-го класса «решение неравенств» (см. рис. 3) и поняла, что девочка списала готовое решение задачи. Оценку она ей не поставила. У девочки возник вопрос, на что Мария Николаевна ответила: - Списанную работу я не оцениваю! Девочка возмущенно ответила - я же работала! И вышла из группы класса. Прав ли был учитель? В чем ошибка девочки? Каковы проблемы и возможные решения данной ситуации?
Рис.3 Решение задачи
8.Диагностическое задание «умение формулировать проблему».
Рассмотреть ситуацию, выделить проблемы, возможные пути их решения и ответить на поставленные вопросы.
Семья из четырех человек (2 родителей и 2 детей) планирует поездку на летних каникулах. Собственная машина на данный момент находится в ремонте, и будет находиться там, пока рабочий, находящийся в отпуске, не привезет запчасти. Завязался спор: куда? на чем? и когда?
Дети очень хотят отправиться в путешествие на месяц, но родители отказываются, так как они могут лишь взять отпуск с работы на несколько дней, поскольку никто из коллег не хочет выходить на замену без дополнительной платы.
Есть вариант съездить недалеко в Астану. Можно ехать поездом, а можно – на своей машине. Билет на поезд с одного человека в купейном вагоне стоит 450р. Автомобиль расходует 6 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 1000 км, а цена бензина — 45 р. за литр. Сколько рублей будет стоить самая дешевая поездка для этой семьи? Какой выход у них есть?
Критерий оценивания выполненных заданий:
№ | Проверяемое умение | Количество баллов за выполнение заданий | ||||
0 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | умение структурировать знания | Задание не выполнено | Изображена только схема, или дан краткий ответ, без обоснования | Изображена только схема и дан краткий ответ. | Решена задача | Решена задача, и предложена схема. |
2 | умение производить контроль и оценку результатов и процессов деятельности | Задание не выполнено | Выделен 1 критерий, или дана оценка резюме и задачи без объяснений. | Выделены только критерии оценки резюме, или дана оценка задачи с пояснениями | Выделены некоторые критерии оценки резюме и дана оценка задачи с пояснениями. | Выделены критерии оценки резюме, дана оценка составленному резюме и задачи с выделением ошибок |
3 | умение выбирать наиболее простые способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Задание не выполнено | Дан краткий ответ. | Дан краткий ответ с некоторым пояснением | Решение приведено верно, нет четкого ответа на вопрос | Решение приведено верно, со всеми пояснениями и рассмотренными случаями, в конце дан четкий ответ на вопрос. |
4 | умение анализировать | Задание не выполнено | Выбрано 1 верное суждение | Выбрано 2 верных суждения | Выбрано 3 верных суждения | Выбрано 4 верных суждения |
5 | Умение составлять целое из частей | Задание не выполнено | Все слова связаны по смыслу, кроме 3-х пар | Все слова связаны по смыслу, кроме 2-х пар | Все слова связаны по смыслу, кроме 1 пары | Все слова связаны по смыслу |
6 | Умение классифицировать | Задание не выполнено | Менее половины слов включены в 2 группы | 3 или 4 слова остались не включены в группы | Одно или 2 слова остались без группы | Все элементы разбиты на 2 группы |
7 | Умение устанавливать причинно-следственные связи | Задание не выполнено | Дан краткий ответ. | Дан ответ с некоторым пояснением. | Приведено рассуждение без четкого ответа. | Дан четкий ответ с верным рассуждением. |
8 | Умение формулировать проблему | Задание не выполнено | Сформулирована проблема | Сформулированы несколько проблем, в некоторых приведены возможные решения. | Сформулированы несколько проблем, к каждой приведено возможное решение, дан краткий ответ к проблемной ситуации | Сформулированы несколько проблем, к каждой приведено возможное решение, к проблемной ситуации дан ответ с пояснениями. |
Итого: | 0 | 10 | 24 | 32 | 40 |
Оценка уровня развития познавательных УУД:
Повышенный: у обучающегося сформированы умения осуществлять все операции учебного действия- 40 баллов.
Средний уровень: у обучающегося сформированы половина или более умений осуществлять операции учебного действия- 20-36 баллов.
Низкий уровень: у обучающегося сформировано менее половины умений осуществлять операции учебного действия- 2-15 баллов.
Нулевой уровень: у обучающегося не сформировано ни одного умения осуществлять операции учебного действия-0 баллов.
Список использованной литературы
- Газейкина, А. И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы [Текст] / А.И. Газейкина, Ю. О. Казакова // педагогическое образование в России.-2016-№7.
© Пискунова А.С., 2021