Рассказ по картине "Зайы"
план-конспект в подготовительной группе по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_po_kartine_zaytsy.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Зайцы».
Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность и выразительность.
Задачи:
Образовательные - учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.
Развивающие - развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
Воспитывающие - воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; игрушка зайца Ушастик.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, рассказывание.
Методы и приемы: художественное слово, объяснение, беседа. Показ, поощрение, пояснение, указание, обобщение.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах, словарная работа.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Воспитатель: Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться ни лень
Всем:»Привет!» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется
-Доброе утро!
Сегодня мы с вами будем много разговаривать, поэтому давайте разомнем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
Ребята, послушайте загадку:
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст — и спит,
Кочерыжку съест — и сыт. (Заяц)
О ком идет речь?
(о зайце)
Воспитатель: Почему вы думаете, что это заяц?
Какой Заяц? (шустрый, длинноухий, трусливый, пушистый, косой). Как можно сказать про него?
Дети: Беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост.
А знаете ли вы, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может поранить своего врага. И косым его называют не от того, что у зайца косят глаза. Вовсе нет, с глазами у него всё в порядке. Дело в том, что охотники давным-давно заметили, что заяц прыгает не по прямой линии, а скачками: то вправо, то влево. Потому и назвали зайца косым.
-Какая у зайца шубка? (Пушистая, белая, мягкая).
-Почему зайцу необходимо менять цвет шубки? (Он маскируется, сливается по цвету со снегом, а ещё новая шубка теплее).
Правильно, зайцы очень интересные животные. Давайте назовем членов семьи зайцев: папа-заяц, мама-зайчиха, детеныши-зайчата, а если один малыш-то - зайчонок.
2. Рассматривание картины и составление рассказа по картине «Зайцы».
Воспитатель: Сегодня мы будем рассматривать картину и составлять по ней рассказ.
(Помещаю на доску картину «Зайцы»).
Стук в дверь.
Появляется Ушастик.
Ушастик: Здравствуйте, ребята! Я тоже хочу вместе с детьми рассматривать картину. Это же мои друзья на картине. Можно?
Воспитатель: Конечно можно, зайчик. Нам еще интересней с тобой.
Дети рассматривают картину вместе с Ушастиком и отвечают на вопросы.
Воспитатель: Кто нарисован на картине?
Дети: Зайцы.
Какое время года изображено?
Дети: Зима.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Кругом снег. День ясный. От деревьев на снегу тень. В тени снег кажется голубоватым.
Воспитатель: Чем занимаются зайцы? Где они находятся?
Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.
Как можно назвать картину?
Дети: Зайцы, зима, лесная поляна.
Ушастик: Я бы назвал «Ушастые зайчики - побегайчики».
Воспитатель: Молодец, Ушастик.
Физкультминутка:
Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)
Зайцы - серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)
Прыг - скок, прыг – скок (прыжки вперед-назад, вперед-назад)
Стал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)
Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)
Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, движение «ножницы»)
Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)
Все за ушком почесали. (почесать за ухом)
На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)
Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)
Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)
Зашагали как отряд. (шаги на месте)
3. Д\И «Что умеют зайцы?
(Я предлагаю встать в круг. По очереди бросаю мяч, а дети должны вспомнить что умеют делать зайцы) (отдыхать, лопать, грызть и т. д.)
4. Составление рассказа воспитателя.
На лесной поляне.
"Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.
Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: "Хорошо-то как!" Встал столбиком и принялся обгрызать кору.
Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится".
5. гимнастика для глаз
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В группе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
6 .Сейчас мы составим рассказ по картине (.3-4 человека.)
7. Теперь я предлагаю проверить вашу память. Посмотрите внимательно на картину и постарайтесь запомнить все, что на ней изображено?.(картина закрывается).
- Сколько зайцев на картине?
-- Уши у всех подняты или опущены?
- Возле чего стоял заяц?
Чтобы нашим зайцам не было скучно, давайте сделаем друзей.
Пальчиковая гимнастика.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)
Проходите к столам и собирайте из геометрических фигур зайцев.
8. Рефлексия.
Воспитатель: Ушастик, послушай внимательно детей, что нового узнали сегодня.
Что мы сегодня делали?
-О ком мы составляли рассказ?
- Что делали зайцы на поляне?
-Что было трудным?
-Что интересным?
Ответы детей.
Воспитатель: Ушастик, тебе понравилось, как рассказывают дети?
Ушастик: Молодцы, дети. Вы сегодня придумали очень интересный рассказ по картине и придумали ее название по-разному «Зайцы», «Лесная полянка»,«Зима». Я думаю, что кто-то согласен и с моим названием «Ушастые зайчики-побегайчики». До свидания, ребята. Я был бы рад встретиться с вами еще и еще раз.
Воспитатель и дети прощаются с Ушастиком.